12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парыгина Эльвира Вячеславовна116
Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не безработный, не писатель- Простой учитель на Земле!...» Мною была выбрана одна из замечательных, интересных профессий на Земле- УЧИТЕЛЯ. Профессию учителя я выбрала неслучайно, так к
Россия, Еврейская АО, Биробиджан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Название учебного предмета: Русский язык

Предметная область: Язык и речевая практика

Класс: 6










Разработчик программы:

Парыгина Э.В.













г. Биробиджан

2021

Пояснительная записка.

Перечень нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) от 22 декабря 2015 г., протокол № 4/15 (далее АООП);

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.3286-15.

Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета:

Учебная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В системе предметов образовательной школы курс «Русский язык» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цель:

формировать навык правильного и осознанного письма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:

уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

развитие навыков устной коммуникации;

формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Нарушения всех сторон психики умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа предполагает реализацию межпредметных связей с такими предметами как чтение, природоведение.

Используемые методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры,
соревнование,); методы контроля (устный; письменный; диктант, самопроверка).

Основной формой обучения является урок. Средства обучения: касса букв разрезной азбуки, наборное полотно, сюжетные картинки, схемы слов, предложений, индивидуальные кассы с набором букв и слогов, зеркала.


Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Учебный предмет ««Русский язык»» входит в образовательную область «Язык и речевая практика», федеральный компонент.

Настоящая рабочая программа «Русский язык» 6 класс рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю.

Программа разработана на основе программы Министерства образования Российской Федерации для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Автор программы по предмету В.В. Воронкова. Авторы учебников по русскому языку - Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская -4-е изд. –М.: Просвещение, 2018


Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета

«Русский язык».

Освоение обучающимися программы по русскому языку предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения русского языка как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы по русскому языку в 5 классе относятся:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения русского языка в 6 классе.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.

Минимальный уровень:

- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

- образование слов с новым значением с опорой на образец;

- представления о грамматических разрядах слов;

- различение изученных частей речи по вопросу и значению;

- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

- нахождение в тексте однородных членов предложения;

- различение предложений, разных по интонации;

- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

- разбор слова по составу с использованием опорных схем;

- образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

- определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

- нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

- пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

- составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

- установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

- нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

- составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

- различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

- оформление всех видов изученных деловых бумаг;

- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Содержание учебного предмета, курса:


Учебный материал 6 класса делится на следующие разделы:

Повторение

Звуки и буквы.

Слово.

Предложение.

Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики в 6 классе направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу (9 ч.). Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

В 6 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова ( 28 ч.), словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.

Части речи ( 65 ч.) изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 6 классе вводится изучение новой темы :"Имя прилагательное".

Изучение предложений ( 22 ч.) имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. В 6 классе вводится изучение новых тем :"Простое предложение", "Сложное предложение", "Практическое употребление обращения".

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи ( 9 ч.), т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 6 классе школьникам продолжают прививать навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг ; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме(объявление, письмо товарищу, заметка в стенгазету).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом начальных классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы: принцип коррекционно- речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индифидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Формы работы. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы ( 9 ч.) могут состоять из контрольного диктанта и комбинированного вида работ ( диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 6 классе – диктанты, изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора используются задания на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.












Тематическое планирование по письму и развитию речи.

6 класс.

Название раздела/темы.


Количество часов.

Формы организации занятий.

Основные виды учебной деятельности учащихся



Уроки.

Контрольные работы.

Развитие речи.



Повторение.



8


66



1


1

Пользоваться школьным орфографическим словарем;

Составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения

Строить простое распространенное предложение, разбирать его;

Распространять предложения с использованием схем;

Выполнять грамматический разбор предложений;

Находить в предложении однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены

Составление рассказа по опорным словам и данному плану

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.


1

11





Предложения нераспространенные и распространенные


1

11



Однородные члены предложения


2

22



Знаки препинания при однородных членах.


1

11



Контрольный диктант


1


1


Перечисления без союзов и с одиночным союзом и.


1

11



Развитие речи. Сочинение «Отлет птиц».


1

11


1


Звуки и буквы.

9

8

1


Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

Обозначать мягкость согласных буквой ь;

Различать понятия «звуки» и «буквы»;

Различать гласные и согласные звуки, обозначать их на письме;

Находить в тексте слова с непроизносимыми согласными, правильно их писать.

Выполнять фонетический разбор слов.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Алфавит. Звуки и буквы.


1

11



Звуки гласные и согласные.


1

11



Правописание безударных гласных.


1

11



Правописание звонких и глухих согласных.


1

11



Двойные согласные.


1

11



Непроизносимые согласные.


1

11



Слова с разделительным ь.


1

11



Диктант «Дуб».


1


1


Работа над ошибками.


1

11







Слово. Состав слова.


28

226


1


1

Подбирать группы родственных слов;

Разбирать слово по составу;

Применять практически правила правописания безударных гласных в корне слова путем изменения формы слова и подбора родственных слов.

Образовывать слова с помощью приставок.

Определять приставки, определять их роль и значение.

Связно высказываться устно и письменно.

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Определять суффиксы, определять их роль.

Выделять окончания слов, определять их роль в предложении

Применять распространённые правила правописания слов.

Различать приставку и предлог по их значению.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Проверять написание в корне звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов

Практически применять правило правописания разделительного твердого знака (Ъ) после приставок

Корень.

2

22



Однокоренные слова.

2

22



Приставка.

2

22



Суффикс.


2

22



Окончание.

2

22



Образование слов с помощью приставок.

2

12



Образование слов с помощью суффиксов.

2

12



Диктант

« Лесная чаша».


1

1

1


Работа над ошибками

1

11



Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова .

2

22



Правописание звонких и глухих согласных в корне слова .

2

22



Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1

1



Правописание приставок.

2

12



Приставка и предлог.

2

2



Развитие речи . Изложение «Догадливый хомяк».

1



1

Разделительный твердый знак «Ъ».

2

2



Части речи.

Имя существительное.

33

29

2

2

Различать части речи.

Выделять имя существительное как часть речи.

Подбирать группы родственных слов.

Определять грамматические признаки имен существительных.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Склонять существительные единственного и множественного числа, выделять падежные окончания;

Находить несклоняемые существительные в тексте, составлять с ними словосочетания и предложения, включать их в творческие работы;

Связно высказываться устно и письменно.

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Правильно писать падежные окончания имён сущ. ед.числа и мн.числа

Правильно писать сущ. ж.р и ср.р с основой на шипящий в родительном падеже

Находить в тексте имена сущ., употребляемые только в ед.числе или только во мн.числе.

Значение имени существительного.

1

11



Основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж.

3

33



Диктант «Первый заморозок».

1

1

1


Работа над ошибками.

1

1



Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения, ед. числа.

2

2



Правописание падежных окончаний имен существительных 2 склонения, ед. числа.

2

22



Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения, ед. числа.

2

22



Изложение «Зима в лесу».

1



1

Склонение имен существительных во множественном числе.

2

22



Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в именительном и винительном падежах.

2

22



Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в дательный падеже.

2

22



Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в творительном падеже.

2

22



Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в предложном падеже.

2

22



Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в родительном падеже.

2

22



Изложение «Мороз».

1



1

Правописание родительного падежа существительных ж.р. и ср.р. с основой на шипящий.

2

22



Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в ед.числе или только во мн.числе.

2

22



Диктант

« Грибы».

1

1

1


Работа над ошибками диктанта.

1

11



Закрепление материала по теме «Имя существительное».

1

1



Части речи.

Имя прилагательное.


49

443



3


3

Выделять имя прилагательное как часть речи.

Определять основные грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

Изменять прилагательные по числам, падежам, согласовывать их с существительными

Выписать словосочетания с именами прилагательными, обозначить главные и зависимые слова, указать, в чём они согласуются..

Связно высказываться устно и письменно.

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Склонять имена прилагательные, правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном числе.

Склонять имена прилагательные, правильно писать падежные окончания прилагательных во множественном числе.


Понятие об имени прилагательном.

1

11



Значение имени прилагательного в речи.

1

11



Умение различать род прилагательного по роду существительного.

2

22



Развитие речи. Сочинение «Зимой в лесу» с использованием опорных слов и личных наблюдений учащихся.

1



1

Умение различать число прилагательного по числу существительного.

2

22



Умение различать падеж прилагательного по падежу существительного.

2

2



Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

2

22



Диктант «Открытие мира».


1

1

1


Работа над ошибками.

1

1



Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

2

22



Склонение имен прилагательных м.р. и ср. р. единственного числа.

2

22



Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

22



Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

22



Развитие речи. Изложение «Дятел».

1



1

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

22



Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

22



Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

22



Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

1

11



Диктант «Утро в сосновом лесу».


1


1


Работа над ошибками.

1

1



Склонение имен прилагательных женского рода.

1

11



Родительный, дательный, и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

2

22



Творительный падеж имен прилагательных женского рода.

2

22



Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

2

22



Диктант

«Кот- рыболов».

1

1

1


Работа над ошибками.

1

1



Дифференциация окончаний творительного и винительного падежей прилагательных женского рода.

2

22



Развитие речи. Деформированный текст «Вертолет»


1



1

Закрепление материала по теме "Склонение имен прилагательных женского рода»

1

11



Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

11



Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

2

22



Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

2

2

2



Предложение.

23

20

2

1

Связно высказываться устно и письменно.

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения

Строить простое распространенное предложение, разбирать его;

Распространять предложения с использованием схем;

Выполнять грамматический разбор предложений;

Находить в предложении однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены

Ставить знаки препинания при перечислении без союзов, с одиночным союзом -и.

Ставить знаки препинания при перечислении с союзами -а, -но.

Строить сложное предложение, разбирать сложное предложение.

Ставить знаки препинания в сложном предложении с союзами -и, -а, -но.

Строить предложения с обращением и практически употреблять обращения

Строить предложения с обращением и правильно ставить знаки препинания при обращении.

Простое предложение.

1

11



Простые предложения с однородными членами.

1

11



Простые предложения с однородными членами.

1

11



Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

2

22



Перечисление без союзов, с одиночным союзом -и.

2

22



Перечисление с союзами -а, -но.

1

11



Перечисление с союзами -а, -но.

1

11



Диктант «Лесной праздник».

1


1


Работа над ошибками.

1

1



Знаки препинания при однородных членах.

2

12



Развитие связной речи. Сочинение «Воробей».

1



1

Сложное предложение.

2

22



Сложные предложения с союзами – и, -а, -но.

1

11



Сложные предложения с союзами – и, -а, -но.

1

11



Знаки препинания перед союзами.

1

11



Обращение. Практическое употребление обращения.

1

11



Знаки препинания при обращении.

1

11



Знаки препинания при обращении.

1

11



Итоговая контрольная работа.

1


1


Повторение пройденного за год.

11

10


1

Связно высказываться устно и письменно.

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Подбирать однокоренные слова, ставить ударения.

Образовывать при помощи приставок новые слова, применять правила правописания приставок и предлогов.

Находить в предложении имена существительные, прилагательные и определять их основные грамматические признаки.

Выделять падежные окончания.

Склонять существительные мн. ч., выделять падежные окончания.

Склонять прилагательные ед. ч., выделять падежные окончания.

Составлять текст письма с элементами описания.

Строить простое и сложное предложение.

Безударные гласные в корне.

1

1



Правописание приставок и предлогов.

1

11



Правописание приставок и предлогов.

1

1



Имя существительное

и имя прилагательное.

1

1



Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

1

1



Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

1



Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1

1



Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1

1



Развитие связной речи. Деловое письмо.

Письмо товарищу.

1



1

Простое и сложное предложение.

2

2



















Календарно – тематическое планирование по письму и развитию речи.


6 класс


п/п

Название раздела.

Тема урока.

Колич- во

часов.

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту


Повторение.

8



1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

01.09.


2

Предложения нераспространенные и распространенные.

1

02.09.


3-4

Однородные члены предложения

2

03.09.

06.09.


5

Знаки препинания при однородных членах.

1

07.09.


6

Контрольный диктант(входной срез)

1

08.09.


7

Перечисления без союзов и с одиночным союзом и.

1

09.09.


8

Развитие речи. Сочинение «Отлет птиц».

1

10.09.



Звуки и буквы.

9



9

Алфавит. Звуки и буквы.

1

13.09.


10

Звуки гласные и согласные.

1

14.09.


11

Правописание безударных гласных.

1

15.09.


12

Правописание звонких и глухих согласных.

1

16.09.


13

Двойные согласные.

1

17.09.


14

Непроизносимые согласные.

1

20.09.


15

Слова с разделительным ь.

1

21.09.


16

Диктант «Дуб».

1

22.09.


17

Работа над ошибками

1

23.09.



Слово. Состав слова.

28



18-19

Корень.

2

24.09.

27.09.


20-21

Однокоренные слова.

2

28.09.

29.09.


22-23

Приставка.

2

30.09.

01.10.


24-25

Суффикс.


2

04.10.

05.10.


26-27

Окончание.

2

06.10

07.10.


28-29

Образование слов с помощью приставок.

2

08.10.

11.10.


30-31

Образование слов с помощью суффиксов.

2

12.10.

13.10.


32

Диктант « Лесная чаша».

1

14.10.


33

Работа над ошибками.

1

15.10


34-35

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова .

2

18.10.

19.10.


36-37

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова .

2

20.10.

21.10.


38

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1

22.10.


39-40

Правописание приставок.

2

01.11.

02.11.


41-42

Приставка и предлог.

2

03.11.

05.11.


43

Развитие речи . Изложение «Догадливый хомяк».

1

08.11.


44-45

Разделительный твердый знак «Ъ».

2

09.11.

10.11.



Части речи.

Имя существительное.

82

33



46

Значение имени существительного.

1

11.11.


47-49

Основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж.

3

12.11.

15.11.

16.11.


50

Диктант «Первый заморозок».

1

17.11.



51

Работа над ошибками

1

18.11.


52-53

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения, ед. числа.

2

19.11.

22.11.


54-55

Правописание падежных окончаний имен существительных 2 склонения, ед. числа.

2

23.11.

24.11.


56-57

Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения, ед. числа.

2

25.11.

26.11.


58

Изложение «Зима в лесу».

1

29.11.


59-60

Склонение имен существительных во множественном числе.

2

30.11.

01.12


61-62

Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в именительном и винительном падежах.

2

02.12.

03.12.


63-64

Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в дательный падеже.

2

06.12.

07.12.


65-66

Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в творительном падеже.

2

08.12.

09.12.


67-68

Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в предложном падеже.

2

10.12.

13.12.


69-70

Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в родительном падеже.

2

14.12.

15.12.


71

Изложение «Мороз».

1

16.12.


72-73

Правописание родительного падежа существительных ж.р. и ср.р. с основой на шипящий.

2

17.12.

20.12.



74-75

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в ед.числе или только во мн.числе.

2

21.12.

22.12.


76

Диктант « Грибы».

1

23.12.


77

Работа над ошибками диктанта.

1

24.12.


78

Закрепление материала по теме «Имя существительное».

1

10.01.



Имя прилагательное.

49



79

Понятие об имени прилагательном.

1

11.01.


80

Значение имени прилагательного в речи.

1

12.01.


81-82

Умение различать род прилагательного по роду существительного.

2

13.01.

14.01.


83

Развитие речи. Сочинение «Зимой в лесу» с использованием опорных слов и личных наблюдений учащихся.

1

17.01.


84-85

Умение различать число прилагательного по числу существительного.

2

18.01.

19.01.


86-87

Умение различать падеж прилагательного по падежу существительного.

2

20.01.

21.01.


88-89

Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

2

24.01.

25.01.


90-91

Диктант «Открытие мира».

Работа над ошибками.

2

26.01.

27.01.



92-93

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

2

28.01

31.01.


.

94-95

Склонение имен прилагательных м.р. и ср. р. единственного числа.

2

01.02.

02.02.



96-97

Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

03.02.

04.02.



98-99

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

07.02.

08.02.



100

Развитие речи. Изложение «Дятел».

1

09.02.


101-102

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

10.02.

11.02


103-104

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

14.02.

15.02.


.


105-106

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

16.02.

17.02


107

Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

1

18.02.

.


108

Диктант «Утро в сосновом лесу».

1

21.02.


109

Работа над ошибками

1

22.02.


110

Склонение имен прилагательных женского рода.

1

24.02.


111-112

Родительный, дательный, и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

2

25.02.

28.02.



113-114

Творительный падеж имен прилагательных женского рода.

2

01.03.

02.03.



115-116

Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

2

03.03.

04.03.



117

Диктант «Кот- рыболов».

1

07.03.


118

Работа над ошибками

1

09.03.


119-120

Дифференциация окончаний творительного и винительного падежей прилагательных женского рода.

2

10.03.

11.03.



121

Развитие речи. Деформированный текст «Вертолет»


1

14.03.


122

Закрепление материала по теме "Склонение имен прилагательных женского рода»

1

15.03.


123

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

16.03.


124-125

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

2

17.03.

18.03


126-127

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

2

30.03.

31.03.


.



Предложение.

23



128

Простое предложение.

1

01.04


129

Простые предложения с однородными членами.

1

04.04.


130

Простые предложения с однородными членами.

1

05.04.


131-132

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

2

06.04.

07.04.



133-134

Перечисление без союзов, с одиночным союзом -и.

2

08.04.

11.04.


.

135

Перечисление с союзами -а, -но.

1

12.04.


136

Перечисление с союзами -а, -но.

1

13.04.


137

Диктант «Лесной праздник».

1

14.04.


138

Работа над ошибками

1

15.04.


139-140

Знаки препинания при однородных членах.

2

18.04.

19.04.



141

Развитие связной речи. Сочинение «Воробей».

1

20.04.


142-143

Сложное предложение.

2

21.04.

22.04.



144

Сложные предложения с союзами – и, -а, -но.

1

25.04.


145

Сложные предложения с союзами – и, -а, -но.

1

26.04.


146

Знаки препинания перед союзами.

1

27.04.


147

Обращение. Практическое употребление обращения.

1

28.04.


148

Знаки препинания при обращении.

1

29.04.


149

Знаки препинания при обращении.

1

03.05.


150

Итоговая контрольная работа.

1

04.05.



Повторение пройденного за год.

11



151

Безударные гласные в корне.

1

05.05.


152

Правописание приставок и предлогов.

1

06.05.


153

Правописание приставок и предлогов.

1

10.05.


154

Имя существительное

и имя прилагательное.

1

11.05.


155

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

12.05.


156

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

13.05.


157

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1

16.05.


158

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1

17.05.


159

Развитие связной речи. Деловое письмо.

Письмо товарищу.

1

18.05.


160-161

Простое и сложное предложение.

2

19.05.

20.05








































Учебно - методическое обеспечение предмета


В кабинете используется постоянное и сменное оформление:

1. Стенд «Словарь».

2. Стенд «Сегодня на уроке».

3. Демонстрационные пособия:

Папки:

по разделам программы: состав слова, части речи, предложение

опоры и таблицы.

«Уголок деловых бумаг».

«Времена года», «Портреты писателей», «Раздаточный иллюстративный материал к урокам чтения», «Творческие работы учащихся». «Дополнительный материал к урокам внеклассного чтения».

Индивидуальные карточки.

«Логопедические упражнения», «Правила в стихах», «Занимательный материал по русскому языку».

«Схемы разборов».

Слова из словаря.

Учебники.

«Рабочие тетради по русскому языку» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

4. Технические средства обучения (ТСО):

SMART доска ,

ноутбук,

CD/DVD диски,

USB Flash.

Список литературы:

Учебник «Русский язык» 6 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. Москва,. «Просвещение», 2018г.

Большой лингвистический словарь. Россия под ред. Ю. Е. Прохорова, М., «Аст- Пресс Книга», 2007г.

Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.

Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.

Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.

Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» М.: 1999г.

А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г.

А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» М.: Просвещение, 2004г.

Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы» М., Просвещение, 1992 г.

Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» М., Просвещение, 1994 г.

М.Ф. Гнездилов «Наглядные и словесные средства обучения в системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе» М., 1955г.

Е.Ф. Фёдорова «Технические средства обучения на уроках русского языка во вспомогательной школе» Дефектология, 1982г. № 2.

Б.Б. Белянский. Г.С. Купцова. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1993 г.

В.Г. Петрова «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М: Педагогика 1977г.









































Список обучающихся с разноуровневыми требованиями усвоения содержания учебного материала по русскому языку на 2021-2022 учебный год.

Учитель: Парыгина Э.В.



КЛАСС

I уровень

II уровень

6

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа









































































































































Контроль уровня обученности по письму и развитию речи


6 класс

I четверть


Тема: Звуки и буквы.


Дуб.

Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдет корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдет в рост. Будут расти ветки, листья, желуди. Стоять дубок будет крепко.

В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца. (60).



Тема: состав слова. Правописание в корне.


Лесная чаща.

Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку – здравствуйте! Через это лесное оконце открылась поляна в лесу. На поляне кудрявая березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края ее завернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем. (66).


II четверть.


Тема: имя существительное , грамматические признаки.


Первый заморозок.

Осенний заморозок пришел в ясную полночь. Подошел к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.

Пошел заморозок на луг. Поникла трава. Подошел к клену и дохнул – листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошел озера и пруды. Затянулась вода тонким льдом.

Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе под камушком. (67).


Тема: правописание падежных окончаний сущ. Мн. Числа.


Грибы.

Люблю грибы собирать. Под березами – подберезовики. Ножки тонкие, шляпки широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Уперся он в землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья осинки. Под осинками – под осиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретах. В светлых местах и на полянках – рыжики.

Кузовок мой – с верхом.(61).









III четверть.


Тема: изменение прилагательных по родам и числам.


Открытие мира.

Маленький жеребенок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. НА заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зернышки. Вдруг на забор уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.(68).





Тема: правописание падежных окончаний прилаг. Мужского и среднего рода.


Утро в сосновом лесу.

Картина «Утро в сосновом лесу» написана русским художником Шишкиным. Свои картины он посвятил русскому лесу.

Ранним утром пробудилась природа. Дымка легкого синего тумана окутала лес. Солнечный луч пробился в глухую чащу. Проснулись и маленькие медвежата. Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала его с корнем.

Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве. Их охраняет грозная медведица. (66).

В выделенном предложении сделать грамм. Разбор прилаг.




Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

Кот – рыболов.

Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на поплавки. Дед уткнулся в тёплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапкой стал бить деда. Тот ловко дёрнул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную - рыбак бросил в ведро, мелкую коту. Кот съел награду и снова уставился на поплавки.

Два года дед водил кота на рыбалку. Вот результат. (70)

IV четверть.


Тема: Однородные члены предложения с союзами и. а, но.

Лесной праздник.

В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Лёгким туманом укрылась берёза, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В глубоких лужах урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала кукушка. Каждый веселился в свой лад. (67)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.