Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного предмета: Русский язык
Предметная область: Язык и речевая практика
Класс: 6
Разработчик программы:
Парыгина Э.В.
г. Биробиджан
2021
Пояснительная записка.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) от 22 декабря 2015 г., протокол № 4/15 (далее АООП);
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.3286-15.
Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета:
Учебная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе предметов образовательной школы курс «Русский язык» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цель:
формировать навык правильного и осознанного письма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения всех сторон психики умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа предполагает реализацию межпредметных связей с такими предметами как чтение, природоведение.
Используемые методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры,
соревнование,); методы контроля (устный; письменный; диктант, самопроверка).
Основной формой обучения является урок. Средства обучения: касса букв разрезной азбуки, наборное полотно, сюжетные картинки, схемы слов, предложений, индивидуальные кассы с набором букв и слогов, зеркала.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет ««Русский язык»» входит в образовательную область «Язык и речевая практика», федеральный компонент.
Настоящая рабочая программа «Русский язык» 6 класс рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю.
Программа разработана на основе программы Министерства образования Российской Федерации для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Автор программы по предмету В.В. Воронкова. Авторы учебников по русскому языку - Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская -4-е изд. –М.: Просвещение, 2018
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
«Русский язык».
Освоение обучающимися программы по русскому языку предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения русского языка как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по русскому языку в 5 классе относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения русского языка в 6 классе.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.
Минимальный уровень:
- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
- представления о грамматических разрядах слов;
- различение изученных частей речи по вопросу и значению;
- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
- нахождение в тексте однородных членов предложения;
- различение предложений, разных по интонации;
- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
- разбор слова по составу с использованием опорных схем;
- образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
- определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
- нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
- пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
- установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
- составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
- различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета, курса:
Учебный материал 6 класса делится на следующие разделы:
Повторение
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики в 6 классе направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу (9 ч.). Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
В 6 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова ( 28 ч.), словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.
Части речи ( 65 ч.) изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 6 классе вводится изучение новой темы :"Имя прилагательное".
Изучение предложений ( 22 ч.) имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. В 6 классе вводится изучение новых тем :"Простое предложение", "Сложное предложение", "Практическое употребление обращения".
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи ( 9 ч.), т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе школьникам продолжают прививать навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг ; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме(объявление, письмо товарищу, заметка в стенгазету).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом начальных классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы: принцип коррекционно- речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индифидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Формы работы. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы ( 9 ч.) могут состоять из контрольного диктанта и комбинированного вида работ ( диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 6 классе – диктанты, изложения, сочинения.
В числе видов грамматического разбора используются задания на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Тематическое планирование по письму и развитию речи.
6 класс.
Название раздела/темы. | Количество часов. | Формы организации занятий. | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||
| | Уроки. | Контрольные работы. | Развитие речи. | |
Повторение. | 8 | 66 | 1 | 1 |
Пользоваться школьным орфографическим словарем; Составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения Строить простое распространенное предложение, разбирать его; Распространять предложения с использованием схем; Выполнять грамматический разбор предложений; Находить в предложении однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены Составление рассказа по опорным словам и данному плану |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 11 | | | |
Предложения нераспространенные и распространенные | 1 | 11 | | | |
Однородные члены предложения | 2 | 22 | | | |
Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 11 | | | |
Контрольный диктант | 1 | | 1 | | |
Перечисления без союзов и с одиночным союзом и. | 1 | 11 | | | |
Развитие речи. Сочинение «Отлет птиц». | 1 | 11 | | 1 | |
Звуки и буквы. | 9 | 8 | 1 | | Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; Обозначать мягкость согласных буквой ь; Различать понятия «звуки» и «буквы»; Различать гласные и согласные звуки, обозначать их на письме; Находить в тексте слова с непроизносимыми согласными, правильно их писать. Выполнять фонетический разбор слов. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения. |
Алфавит. Звуки и буквы. | 1 | 11 | | | |
Звуки гласные и согласные. | 1 | 11 | | | |
Правописание безударных гласных. | 1 | 11 | | | |
Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | 11 | | | |
Двойные согласные. | 1 | 11 | | | |
Непроизносимые согласные. | 1 | 11 | | | |
Слова с разделительным ь. | 1 | 11 | | | |
Диктант «Дуб». | 1 | | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 11 | | | |
Слово. Состав слова. | 28 | 226 | 1 | 1 | Подбирать группы родственных слов; Разбирать слово по составу; Применять практически правила правописания безударных гласных в корне слова путем изменения формы слова и подбора родственных слов. Образовывать слова с помощью приставок. Определять приставки, определять их роль и значение. Связно высказываться устно и письменно. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Образовывать слова с помощью суффиксов. Определять суффиксы, определять их роль. Выделять окончания слов, определять их роль в предложении Применять распространённые правила правописания слов. Различать приставку и предлог по их значению. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Проверять написание в корне звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов Практически применять правило правописания разделительного твердого знака (Ъ) после приставок |
Корень. | 2 | 22 | | | |
Однокоренные слова. | 2 | 22 | | | |
Приставка. | 2 | 22 | | | |
Суффикс. | 2 | 22 | | | |
Окончание. | 2 | 22 | | | |
Образование слов с помощью приставок. | 2 | 12 | | | |
Образование слов с помощью суффиксов. | 2 | 12 | | | |
Диктант « Лесная чаша». | 1 | 1 | 1 | | |
Работа над ошибками | 1 | 11 | | | |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова . | 2 | 22 | | | |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова . | 2 | 22 | | | |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 1 | 1 | | | |
Правописание приставок. | 2 | 12 | | | |
Приставка и предлог. | 2 | 2 | | | |
Развитие речи . Изложение «Догадливый хомяк». | 1 | | | 1 | |
Разделительный твердый знак «Ъ». | 2 | 2 | | | |
Части речи. Имя существительное. | 33 | 29 | 2 | 2 | Различать части речи. Выделять имя существительное как часть речи. Подбирать группы родственных слов. Определять грамматические признаки имен существительных. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Склонять существительные единственного и множественного числа, выделять падежные окончания; Находить несклоняемые существительные в тексте, составлять с ними словосочетания и предложения, включать их в творческие работы; Связно высказываться устно и письменно. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Правильно писать падежные окончания имён сущ. ед.числа и мн.числа Правильно писать сущ. ж.р и ср.р с основой на шипящий в родительном падеже Находить в тексте имена сущ., употребляемые только в ед.числе или только во мн.числе. |
Значение имени существительного. | 1 | 11 | | | |
Основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж. | 3 | 33 | | | |
Диктант «Первый заморозок». | 1 | 1 | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения, ед. числа. | 2 | 2 | | | |
Правописание падежных окончаний имен существительных 2 склонения, ед. числа. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения, ед. числа. | 2 | 22 | | | |
Изложение «Зима в лесу». | 1 | | | 1 | |
Склонение имен существительных во множественном числе. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в именительном и винительном падежах. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в дательный падеже. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в творительном падеже. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в предложном падеже. | 2 | 22 | | | |
Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в родительном падеже. | 2 | 22 | | | |
Изложение «Мороз». | 1 | | | 1 | |
Правописание родительного падежа существительных ж.р. и ср.р. с основой на шипящий. | 2 | 22 | | | |
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в ед.числе или только во мн.числе. | 2 | 22 | | | |
Диктант « Грибы». | 1 | 1 | 1 | | |
Работа над ошибками диктанта. | 1 | 11 | | | |
Закрепление материала по теме «Имя существительное». | 1 | 1 | | | |
Части речи. Имя прилагательное. | 49 | 443 | 3 | 3 | Выделять имя прилагательное как часть речи. Определять основные грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Изменять прилагательные по числам, падежам, согласовывать их с существительными Выписать словосочетания с именами прилагательными, обозначить главные и зависимые слова, указать, в чём они согласуются.. Связно высказываться устно и письменно. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Склонять имена прилагательные, правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном числе. Склонять имена прилагательные, правильно писать падежные окончания прилагательных во множественном числе. |
Понятие об имени прилагательном. | 1 | 11 | | | |
Значение имени прилагательного в речи. | 1 | 11 | | | |
Умение различать род прилагательного по роду существительного. | 2 | 22 | | | |
Развитие речи. Сочинение «Зимой в лесу» с использованием опорных слов и личных наблюдений учащихся. | 1 | | | 1 | |
Умение различать число прилагательного по числу существительного. | 2 | 22 | | | |
Умение различать падеж прилагательного по падежу существительного. | 2 | 2 | | | |
Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. | 2 | 22 | | | |
Диктант «Открытие мира». | 1 | 1 | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. | 2 | 22 | | | |
Склонение имен прилагательных м.р. и ср. р. единственного числа. | 2 | 22 | | | |
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 22 | | | |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 22 | | | |
Развитие речи. Изложение «Дятел». | 1 | | | 1 | |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 22 | | | |
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 22 | | | |
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 22 | | | |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». | 1 | 11 | | | |
Диктант «Утро в сосновом лесу». | 1 | | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | | | |
Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | 11 | | | |
Родительный, дательный, и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 2 | 22 | | | |
Творительный падеж имен прилагательных женского рода. | 2 | 22 | | | |
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. | 2 | 22 | | | |
Диктант «Кот- рыболов». | 1 | 1 | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | | | |
Дифференциация окончаний творительного и винительного падежей прилагательных женского рода. | 2 | 22 | | | |
Развитие речи. Деформированный текст «Вертолет» | 1 | | | 1 | |
Закрепление материала по теме "Склонение имен прилагательных женского рода» | 1 | 11 | | | |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 11 | | | |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 2 | 22 | | | |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 2 | 2 2 | | | |
Предложение. | 23 | 20 | 2 | 1 | Связно высказываться устно и письменно. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения Строить простое распространенное предложение, разбирать его; Распространять предложения с использованием схем; Выполнять грамматический разбор предложений; Находить в предложении однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены Ставить знаки препинания при перечислении без союзов, с одиночным союзом -и. Ставить знаки препинания при перечислении с союзами -а, -но. Строить сложное предложение, разбирать сложное предложение. Ставить знаки препинания в сложном предложении с союзами -и, -а, -но. Строить предложения с обращением и практически употреблять обращения Строить предложения с обращением и правильно ставить знаки препинания при обращении. |
Простое предложение. | 1 | 11 | | | |
Простые предложения с однородными членами. | 1 | 11 | | | |
Простые предложения с однородными членами. | 1 | 11 | | | |
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 2 | 22 | | | |
Перечисление без союзов, с одиночным союзом -и. | 2 | 22 | | | |
Перечисление с союзами -а, -но. | 1 | 11 | | | |
Перечисление с союзами -а, -но. | 1 | 11 | | | |
Диктант «Лесной праздник». | 1 | | 1 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | | | |
Знаки препинания при однородных членах. | 2 | 12 | | | |
Развитие связной речи. Сочинение «Воробей». | 1 | | | 1 | |
Сложное предложение. | 2 | 22 | | | |
Сложные предложения с союзами – и, -а, -но. | 1 | 11 | | | |
Сложные предложения с союзами – и, -а, -но. | 1 | 11 | | | |
Знаки препинания перед союзами. | 1 | 11 | | | |
Обращение. Практическое употребление обращения. | 1 | 11 | | | |
Знаки препинания при обращении. | 1 | 11 | | | |
Знаки препинания при обращении. | 1 | 11 | | | |
Итоговая контрольная работа. | 1 | | 1 | | |
Повторение пройденного за год. | 11 | 10 | | 1 | Связно высказываться устно и письменно. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Подбирать однокоренные слова, ставить ударения. Образовывать при помощи приставок новые слова, применять правила правописания приставок и предлогов. Находить в предложении имена существительные, прилагательные и определять их основные грамматические признаки. Выделять падежные окончания. Склонять существительные мн. ч., выделять падежные окончания. Склонять прилагательные ед. ч., выделять падежные окончания. Составлять текст письма с элементами описания. Строить простое и сложное предложение. |
Безударные гласные в корне. | 1 | 1 | | | |
Правописание приставок и предлогов. | 1 | 11 | | | |
Правописание приставок и предлогов. | 1 | 1 | | | |
Имя существительное и имя прилагательное. | 1 | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 1 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. | 1 | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 1 | | | |
Развитие связной речи. Деловое письмо. Письмо товарищу. | 1 | | | 1 | |
Простое и сложное предложение. | 2 | 2 | | |
Календарно – тематическое планирование по письму и развитию речи.
6 класс
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Колич- во часов. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
| Повторение. | 8 | | | |
1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 01.09. | | |
2 | Предложения нераспространенные и распространенные. | 1 | 02.09. | | |
3-4 | Однородные члены предложения | 2 | 03.09. 06.09. | | |
5 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 07.09. | | |
6 | Контрольный диктант(входной срез) | 1 | 08.09. | | |
7 | Перечисления без союзов и с одиночным союзом и. | 1 | 09.09. | | |
8 | Развитие речи. Сочинение «Отлет птиц». | 1 | 10.09. | | |
| Звуки и буквы. | 9 | | | |
9 | Алфавит. Звуки и буквы. | 1 | 13.09. | | |
10 | Звуки гласные и согласные. | 1 | 14.09. | | |
11 | Правописание безударных гласных. | 1 | 15.09. | | |
12 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | 16.09. | | |
13 | Двойные согласные. | 1 | 17.09. | | |
14 | Непроизносимые согласные. | 1 | 20.09. | | |
15 | Слова с разделительным ь. | 1 | 21.09. | | |
16 | Диктант «Дуб». | 1 | 22.09. | | |
17 | Работа над ошибками | 1 | 23.09. | | |
| Слово. Состав слова. | 28 | | | |
18-19 | Корень. | 2 | 24.09. 27.09. | | |
20-21 | Однокоренные слова. | 2 | 28.09. 29.09. | | |
22-23 | Приставка. | 2 | 30.09. 01.10. | | |
24-25 | Суффикс. | 2 | 04.10. 05.10. | | |
26-27 | Окончание. | 2 | 06.10 07.10. | | |
28-29 | Образование слов с помощью приставок. | 2 | 08.10. 11.10. | | |
30-31 | Образование слов с помощью суффиксов. | 2 | 12.10. 13.10. | | |
32 | Диктант « Лесная чаша». | 1 | 14.10. | | |
33 | Работа над ошибками. | 1 | 15.10 | | |
34-35 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова . | 2 | 18.10. 19.10. | | |
36-37 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова . | 2 | 20.10. 21.10. | | |
38 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 1 | 22.10. | | |
39-40 | Правописание приставок. | 2 | 01.11. 02.11. | | |
41-42 | Приставка и предлог. | 2 | 03.11. 05.11. | | |
43 | Развитие речи . Изложение «Догадливый хомяк». | 1 | 08.11. | | |
44-45 | Разделительный твердый знак «Ъ». | 2 | 09.11. 10.11. | | |
| Части речи. Имя существительное. | 82 33 | | | |
46 | Значение имени существительного. | 1 | 11.11. | | |
47-49 | Основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж. | 3 | 12.11. 15.11. 16.11. | | |
50 | Диктант «Первый заморозок». | 1 | 17.11. | | |
51 | Работа над ошибками | 1 | 18.11. | | |
52-53 | Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения, ед. числа. | 2 | 19.11. 22.11. | | |
54-55 | Правописание падежных окончаний имен существительных 2 склонения, ед. числа. | 2 | 23.11. 24.11. | | |
56-57 | Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения, ед. числа. | 2 | 25.11. 26.11. | | |
58 | 1 | 29.11. | | ||
59-60 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 2 | 30.11. 01.12 | | |
61-62 | Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в именительном и винительном падежах. | 2 | 02.12. 03.12. | | |
63-64 | Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в дательный падеже. | 2 | 06.12. 07.12. | | |
65-66 | Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в творительном падеже. | 2 | 08.12. 09.12. | | |
67-68 | Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в предложном падеже. | 2 | 10.12. 13.12. | | |
69-70 | Правописание падежных окончаний существительных мн.числа в родительном падеже. | 2 | 14.12. 15.12. | | |
71 | Изложение «Мороз». | 1 | 16.12. | | |
72-73 | Правописание родительного падежа существительных ж.р. и ср.р. с основой на шипящий. | 2 | 17.12. 20.12. | | |
74-75 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в ед.числе или только во мн.числе. | 2 | 21.12. 22.12. | | |
76 | Диктант « Грибы». | 1 | 23.12. | | |
77 | Работа над ошибками диктанта. | 1 | 24.12. | | |
78 | Закрепление материала по теме «Имя существительное». | 1 | 10.01. | | |
| Имя прилагательное. | 49 | | | |
79 | Понятие об имени прилагательном. | 1 | 11.01. | | |
80 | Значение имени прилагательного в речи. | 1 | 12.01. | | |
81-82 | Умение различать род прилагательного по роду существительного. | 2 | 13.01. 14.01. | | |
83 | Развитие речи. Сочинение «Зимой в лесу» с использованием опорных слов и личных наблюдений учащихся. | 1 | 17.01. | | |
84-85 | Умение различать число прилагательного по числу существительного. | 2 | 18.01. 19.01. | | |
86-87 | Умение различать падеж прилагательного по падежу существительного. | 2 | 20.01. 21.01. | | |
88-89 | Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. | 2 | 24.01. 25.01. | | |
90-91 | Диктант «Открытие мира». Работа над ошибками. | 2 | 26.01. 27.01. | | |
92-93 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. | 2 | 28.01 31.01. | . | |
94-95 | Склонение имен прилагательных м.р. и ср. р. единственного числа. | 2 | 01.02. 02.02. | | |
96-97 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 03.02. 04.02. | | |
98-99 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 07.02. 08.02. | | |
100 | Развитие речи. Изложение «Дятел». | 1 | 09.02. | | |
101-102 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 10.02. 11.02 | | |
103-104 | Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 14.02. 15.02. | . | |
105-106 | Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | 16.02. 17.02 | | |
107 | Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». | 1 | 18.02. | . | |
108 | Диктант «Утро в сосновом лесу». | 1 | 21.02. | | |
109 | Работа над ошибками | 1 | 22.02. | | |
110 | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | 24.02. | | |
111-112 | Родительный, дательный, и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 2 | 25.02. 28.02. | | |
113-114 | Творительный падеж имен прилагательных женского рода. | 2 | 01.03. 02.03. | | |
115-116 | Винительный падеж имен прилагательных женского рода. | 2 | 03.03. 04.03. | | |
117 | Диктант «Кот- рыболов». | 1 | 07.03. | | |
118 | Работа над ошибками | 1 | 09.03. | | |
119-120 | Дифференциация окончаний творительного и винительного падежей прилагательных женского рода. | 2 | 10.03. 11.03. | | |
121 | Развитие речи. Деформированный текст «Вертолет» | 1 | 14.03. | | |
122 | Закрепление материала по теме "Склонение имен прилагательных женского рода» | 1 | 15.03. | | |
123 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 16.03. | | |
124-125 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 2 | 17.03. 18.03 | | |
126-127 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 2 | 30.03. 31.03. | . | |
| Предложение. | 23 | | | |
128 | Простое предложение. | 1 | 01.04 | | |
129 | Простые предложения с однородными членами. | 1 | 04.04. | | |
130 | Простые предложения с однородными членами. | 1 | 05.04. | | |
131-132 | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 2 | 06.04. 07.04. | | |
133-134 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом -и. | 2 | 08.04. 11.04. | . | |
135 | Перечисление с союзами -а, -но. | 1 | 12.04. | | |
136 | Перечисление с союзами -а, -но. | 1 | 13.04. | | |
137 | Диктант «Лесной праздник». | 1 | 14.04. | | |
138 | Работа над ошибками | 1 | 15.04. | | |
139-140 | Знаки препинания при однородных членах. | 2 | 18.04. 19.04. | | |
141 | Развитие связной речи. Сочинение «Воробей». | 1 | 20.04. | | |
142-143 | Сложное предложение. | 2 | 21.04. 22.04. | | |
144 | Сложные предложения с союзами – и, -а, -но. | 1 | 25.04. | | |
145 | Сложные предложения с союзами – и, -а, -но. | 1 | 26.04. | | |
146 | Знаки препинания перед союзами. | 1 | 27.04. | | |
147 | Обращение. Практическое употребление обращения. | 1 | 28.04. | | |
148 | Знаки препинания при обращении. | 1 | 29.04. | | |
149 | Знаки препинания при обращении. | 1 | 03.05. | | |
150 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 04.05. | | |
| Повторение пройденного за год. | 11 | | | |
151 | Безударные гласные в корне. | 1 | 05.05. | | |
152 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 06.05. | | |
153 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 10.05. | | |
154 | Имя существительное и имя прилагательное. | 1 | 11.05. | | |
155 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 12.05. | | |
156 | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | 13.05. | | |
157 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. | 1 | 16.05. | | |
158 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 17.05. | | |
159 | Развитие связной речи. Деловое письмо. Письмо товарищу. | 1 | 18.05. | | |
160-161 | Простое и сложное предложение. | 2 | 19.05. 20.05 | |
Учебно - методическое обеспечение предмета
В кабинете используется постоянное и сменное оформление:
1. Стенд «Словарь».
2. Стенд «Сегодня на уроке».
3. Демонстрационные пособия:
Папки:
по разделам программы: состав слова, части речи, предложение
опоры и таблицы.
«Уголок деловых бумаг».
«Времена года», «Портреты писателей», «Раздаточный иллюстративный материал к урокам чтения», «Творческие работы учащихся». «Дополнительный материал к урокам внеклассного чтения».
Индивидуальные карточки.
«Логопедические упражнения», «Правила в стихах», «Занимательный материал по русскому языку».
«Схемы разборов».
Слова из словаря.
Учебники.
«Рабочие тетради по русскому языку» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
4. Технические средства обучения (ТСО):
SMART доска ,
ноутбук,
CD/DVD диски,
USB Flash.
Список литературы:
Учебник «Русский язык» 6 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской. Москва,. «Просвещение», 2018г.
Большой лингвистический словарь. Россия под ред. Ю. Е. Прохорова, М., «Аст- Пресс Книга», 2007г.
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Просвещение, 2002г.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» М.: 1999г.
А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г.
А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» М.: Просвещение, 2004г.
Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы» М., Просвещение, 1992 г.
Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» М., Просвещение, 1994 г.
М.Ф. Гнездилов «Наглядные и словесные средства обучения в системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе» М., 1955г.
Е.Ф. Фёдорова «Технические средства обучения на уроках русского языка во вспомогательной школе» Дефектология, 1982г. № 2.
Б.Б. Белянский. Г.С. Купцова. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1993 г.
В.Г. Петрова «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М: Педагогика 1977г.
Список обучающихся с разноуровневыми требованиями усвоения содержания учебного материала по русскому языку на 2021-2022 учебный год.
Учитель: Парыгина Э.В.
КЛАСС | I уровень | II уровень | ||
6 | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Контроль уровня обученности по письму и развитию речи
6 класс
I четверть
Тема: Звуки и буквы.
Дуб.
Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдет корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдет в рост. Будут расти ветки, листья, желуди. Стоять дубок будет крепко.
В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца. (60).
Тема: состав слова. Правописание в корне.
Лесная чаща.
Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку – здравствуйте! Через это лесное оконце открылась поляна в лесу. На поляне кудрявая березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края ее завернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем. (66).
II четверть.
Тема: имя существительное , грамматические признаки.
Первый заморозок.
Осенний заморозок пришел в ясную полночь. Подошел к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.
Пошел заморозок на луг. Поникла трава. Подошел к клену и дохнул – листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошел озера и пруды. Затянулась вода тонким льдом.
Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе под камушком. (67).
Тема: правописание падежных окончаний сущ. Мн. Числа.
Грибы.
Люблю грибы собирать. Под березами – подберезовики. Ножки тонкие, шляпки широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Уперся он в землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья осинки. Под осинками – под осиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретах. В светлых местах и на полянках – рыжики.
Кузовок мой – с верхом.(61).
III четверть.
Тема: изменение прилагательных по родам и числам.
Открытие мира.
Маленький жеребенок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. НА заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зернышки. Вдруг на забор уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.(68).
Тема: правописание падежных окончаний прилаг. Мужского и среднего рода.
Утро в сосновом лесу.
Картина «Утро в сосновом лесу» написана русским художником Шишкиным. Свои картины он посвятил русскому лесу.
Ранним утром пробудилась природа. Дымка легкого синего тумана окутала лес. Солнечный луч пробился в глухую чащу. Проснулись и маленькие медвежата. Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала его с корнем.
Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве. Их охраняет грозная медведица. (66).
В выделенном предложении сделать грамм. Разбор прилаг.
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
Кот – рыболов.
Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на поплавки. Дед уткнулся в тёплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапкой стал бить деда. Тот ловко дёрнул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную - рыбак бросил в ведро, мелкую коту. Кот съел награду и снова уставился на поплавки.
Два года дед водил кота на рыбалку. Вот результат. (70)
IV четверть.
Тема: Однородные члены предложения с союзами и. а, но.
Лесной праздник.
В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Лёгким туманом укрылась берёза, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В глубоких лужах урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала кукушка. Каждый веселился в свой лад. (67)