Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 - 5 лет. Кружок «Веселый язычок»

3
0
Материал опубликован 30 September 2020 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»



Согласованно___________________                                 Утверждено__________________

Старший воспитатель                                                        Заведующим МБДОУ «Аленушка»

Демьяненко Л.Н.                                                                Белухина Г.Р.





Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-5 лет

кружок

«Веселый язычок»





с.Федоровка 2019г.

Пояснительная записка.

  Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

 Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

  Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

  В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

- развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

- развивать артикуляционный аппарат;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков,

- формировать навыки самоконтроля и самооценки,

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. С(мена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Ожидаемый результат:

3-4года

умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближнего окружения.

Использование всех частей речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Рассматривание сюжетных картинок.

4-5лет

обогащение активного и пассивного словаря детей.

употребление слов, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).

Умение рассказывать о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

Умение выделять первый звук в слове.

Система педагогической диагностики заключается в наблюдении за детьми в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Список детей:



Табель посещаемости

2019 / 2020 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Ф.И.РЕБЁНКА


1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1



































2





































3





































4





































5





































6





































7





































8





































9





































10





































11





































12





































13





































14





































15





































16





































17





































18





































19





































20





































21





































22





































23





































24





































25






































ПРИСУТСТВУЕТ:






































ОТСУТСТВУЕТ:






































Время проведения кружка: четверг 16-00ч. Длительность – 20 мин.

Перспективно-календарный план работы кружка «Веселый язычок»

Октябрь.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

10.10.

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Качели»

Потешкка «Варись – варись кашка»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки,

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Чтение потешки «Варись – варись кашка», беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

17.10.

Составление рассказа «Моя комната»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

24.10

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка» «Сдуй ватку». Пальчиковая игра «Засолка капусты»


Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

Воспитывать интерес к совместной деятельности.


Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Дыхательное упражнение «Сдуй ватку».

Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.

31.10

«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской.

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.



Ноябрь.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

07.11

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

14.11

Вечер загадок.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).

21.11

Артикуляционная гимнастика «Иголочки», «Кто дальше загонит мяч»

Пальчиковая игра «Кролик»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

Воспитывать интерес к совместной деятельности

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Дыхательное упражнение «Кто дальше загонит мяч».

Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений

28.11

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Малина».

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.

Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?


Декабрь.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

5.12

«Невероятные истории»

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

12.12.

Артикуляционная гимнастика «Поймай мышку», «Сдуй снежок»

Потешкка «Кот на печку пошел»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки,

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.


19.12

Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

26.12

Артикуляционная гимнастика «Котёнок», 

«Парашютик»

Пальчиковая игра «Котик»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

Воспитывать интерес к совместной деятельности.

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Дыхательное упражнение «Сдуй ватку».

Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.


Январь.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

23.01

Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко «Рыжий котенок»

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

30.01

Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"


Февраль.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

06.02

Драматизация сказки «Колобок»

Учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.


Распределение ролей, совместное обсуждение.

Инсценировка сказки «Колобок»


13.02

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

20.02

Артикуляционная гимнастика «Маляр»,

 «Шарик»

Потешкка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки,

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

28.02

Звук "Ц", рассказ А.Максакова «Цыпленок Цып». Рисование цыпленка.

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"

Рисование "Цыпленок".


Март.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

05.03

Заучивание чистоговорки.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.


12.03.

Артикуляционная гимнастика «Качели»«Парашютик»

Потешкка «Пекла кошка пирожки». Рисование

«Мимоза для мамы»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Рисование «Мимоза для мамы»

19.03

Дидактическая игра «Огород»

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

Логоритмическое упражнение под песню «Уражайную»

Импровизация (собираем овощи в корзины).

26.03

Артикуляционная гимнастика «Не послушный язычок»«Сдуй ватку»

Пальчиковая игра «Блины»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

Воспитывать интерес к совместной деятельности.


Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.

Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.


Апрель.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

02.04

Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е. Александровой

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки.

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

09.04

Заучивание стихотворения

А. Кочергиной

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.


16.04.

Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Раскрась правильно"

23.04

Чтение сказки

С. Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.





Май.

дата

Занятие

Цель

Методические приемы

14.05

Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

21.05

Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "скворечник"

Заучивание стихотворение.

28.05

«Чудесный вечер»

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.





Перечень учебно-методической литературы, используемой при работе кружка

Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для воспитателя дет.сада/ Под ред. Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение, 1991г.

«Игры в логопедической работе с детьми» - Пособие для логопедов/ авт.-сос.: Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.; под ред. В.И.Селиверстова-2-е изд. – М.: Просвещение 1979.

Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду». Занятия с детьми 4-5 лет с онр. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2007г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации