Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 - 5 лет. Кружок «Веселый язычок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленушка»
Согласованно___________________ Утверждено__________________
Старший воспитатель Заведующим МБДОУ «Аленушка»
Демьяненко Л.Н. Белухина Г.Р.
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-5 лет
кружок
«Веселый язычок»
с.Федоровка 2019г.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. С(мена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Ожидаемый результат:
3-4года
умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближнего окружения.
Использование всех частей речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Рассматривание сюжетных картинок.
4-5лет
обогащение активного и пассивного словаря детей.
употребление слов, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
Умение рассказывать о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
Умение выделять первый звук в слове.
Система педагогической диагностики заключается в наблюдении за детьми в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Табель посещаемости
2019 / 2020 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
№ | Ф.И.РЕБЁНКА | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | |
| | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| ПРИСУТСТВУЕТ: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| ОТСУТСТВУЕТ: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Время проведения кружка: четверг 16-00ч. Длительность – 20 мин.
Перспективно-календарный план работы кружка «Веселый язычок»
Октябрь.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
10.10. | Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Качели» Потешкка «Варись – варись кашка»
| Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки, | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Чтение потешки «Варись – варись кашка», беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) |
17.10. | Составление рассказа «Моя комната» | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
24.10 | Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка» «Сдуй ватку». Пальчиковая игра «Засолка капусты» | Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память. Воспитывать интерес к совместной деятельности. | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Дыхательное упражнение «Сдуй ватку». Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений. |
31.10 | «Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Ноябрь.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
07.11 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
14.11 | Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками). |
21.11 | Артикуляционная гимнастика «Иголочки», «Кто дальше загонит мяч» Пальчиковая игра «Кролик»
| Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память. Воспитывать интерес к совместной деятельности | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Дыхательное упражнение «Кто дальше загонит мяч». Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений |
28.11 | Заучивание стихотворения Н. Саконской «Малина». | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
5.12 | «Невероятные истории» | Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
12.12. | Артикуляционная гимнастика «Поймай мышку», «Сдуй снежок» Потешкка «Кот на печку пошел»
| Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки, | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста. |
19.12 | Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
26.12 | Артикуляционная гимнастика «Котёнок», «Парашютик» Пальчиковая игра «Котик»
| Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память. Воспитывать интерес к совместной деятельности.
| Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Дыхательное упражнение «Сдуй ватку». Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений. |
Январь.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
23.01 | Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко «Рыжий котенок» | Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" |
30.01 | Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи" |
Февраль.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
06.02 | Драматизация сказки «Колобок» | Учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. | Распределение ролей, совместное обсуждение. Инсценировка сказки «Колобок» |
13.02 | Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
20.02 | Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Шарик» Потешкка «Ты, мороз, мороз, мороз»
| Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки, | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). |
28.02 | Звук "Ц", рассказ А.Максакова «Цыпленок Цып». Рисование цыпленка. | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля" Рисование "Цыпленок". |
Март.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
05.03 | Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | |
12.03. | Артикуляционная гимнастика «Качели», «Парашютик» Потешкка «Пекла кошка пирожки». Рисование «Мимоза для мамы» | Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста. Рисование «Мимоза для мамы» |
19.03 | Дидактическая игра «Огород» | Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Логоритмическое упражнение под песню «Уражайную» Импровизация (собираем овощи в корзины). |
26.03 | Артикуляционная гимнастика «Не послушный язычок», «Сдуй ватку» Пальчиковая игра «Блины» | Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память. Воспитывать интерес к совместной деятельности. | Выполнение артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами. Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений. |
Апрель.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
02.04 | Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения |
09.04 | Заучивание стихотворения А. Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | |
16.04. | Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
23.04 | Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. | |
Май.
дата | Занятие | Цель | Методические приемы |
14.05 | Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
21.05 | Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра "скворечник" Заучивание стихотворение. |
28.05 | «Чудесный вечер» | Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. | |
Перечень учебно-методической литературы, используемой при работе кружка
Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для воспитателя дет.сада/ Под ред. Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение, 1991г.
«Игры в логопедической работе с детьми» - Пособие для логопедов/ авт.-сос.: Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.; под ред. В.И.Селиверстова-2-е изд. – М.: Просвещение 1979.
Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду». Занятия с детьми 4-5 лет с онр. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2007г.