12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вдовина Татьяна Анатольевна112




Рассмотрено:

Руководитель МО

МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области» _________/Вдовина Т.А.____________/

Протокол№ ___от «_28_»__08__2020___г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»

___________/Кривошеева А.И./

«_28_»_______08_____2020___г.


Утверждаю:

директор МБОУ

«СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области»:

____________С.В. Кривошеев

Приказ № ___ от_28.08._____.2020__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ»

(5-6классы)

(к основной образовательной программе основного общего образования

МБОУ «СОШ с Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»)






Составила:

Вдовина Т.А.учитель МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области», первая категория




с.Широкий Уступ

2020-21г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «История Саратовского Поволжья» для 5-6 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, и нормативно – правовых требований к учебной деятельности утвержденным СанПин.

Программа включает:

Рассказы по истории Саратовского Поволжья : рабочая программа к учебному пособию В.Г. Петровича.– Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017.

Рабочая программа курса «История Саратовского Поволжья с древнейших времён до начала 19века». – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018

Цели программы:

воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

воспитание любви к природе родного края;

формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи «История Саратовского Поволжья» состоят в том, чтобы:

осмыслить в русле общероссийской истории основные события, тенденции и особенности развития края;

способствовать формированию у обучающихся научно-исторического мышления;

развивать стремления, знать и приумножать культурные традиции своей малой родины как уникальной и органической части национальных и общечеловеческих ценностей;

усваивать основные события отечественной истории, свершения выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России и Саратовской области;

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;

развивать познавательные интересы;

фор­мировать личностные качества гражданина, подготовка подростка с ограниченными возможностями здоровья к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация и социализация в общество в виде самостоятельной работы обучающиеся делают сообщения по изучаемым темам.







Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение данного предмета в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.На этапе интенсивного взросления, исключительно важно расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.



Описание места учебного предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на обучающихся5-6 классов.

Количество часов, выделенных на изучение курса в 5 классе- 34 часа, в 6 классе – 17 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

используют общие приемы решения задач.

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Личностные результаты:

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного саратовского общества

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходи­мость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и ре­лигий

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

личностную позицию гражданина современной России к событиям в ходе Великой Отечественной войны

Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Способы контроля и оценивания достижений учащихся:


Проверка результатов обучения (контроль) является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

 Виды контроля: текущий, периодический и тематический, итоговый.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Текущий контроль на уроках истории осуществляется с помощью разных типов и форм: устных, письменных, практических, индивидуальных, фронтальных, групповых, нетрадиционных, с применением ИКТ.

Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории .

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.



Содержание учебного предмета

5 класс



Название раздела

Содержание программы

Характеристика УУД

1.

Введение.

Наша малая Родина


Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

2.

История нашего края с древнейших времён до конца XVII

Наш край в далеком прошлом. На рубеже двух эр. В составе Золотой Орды. Укек – летняя столица Золотой Орды. Распад Золотой Орды. Поволжье как часть России. Саратов «левый», Саратов «правый». Степан Разин.





Показывать места стоянок древних людей на территории Саратовской области; сравнивать этапы заселения территории края в древности; показывать на карте исторические достопримечательности края; рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе первых людей на территории края. Объяснять причины появления в Евразии новой империи чингизидов; с помощью карты рассказывать о завоеваниях монгол; сравнивать политику чингизидов на различных завоеванных ими территориях; составлять характеристику Золотой Орды и поволжских террито-рий, в нее входящих. Показывать на карте терри-тории Саратовского Поволжья, присоединенные к Российскому государству; объяснять причины ослабления Золотой Орды; сравнить систему власти в Золотой Орде и Российском государстве; выявлять последствия присоединения края к Российскому государству. Показывать на карте местоположение городов Саратовского Поволжья; сравнивать управление городами Саратовского Поволжья с управлением других российских и зарубежных городов.

3

Наш край в составе Российского царства

Наш край в XVIII веке. Емельян Пугачев.

Сельский край в XVII – начале XX века. Города Саратовского Поволжья в XVII – начале XX века. Колонисты – новые россияне.

Как управлялась губерния до революции. Пётр Аркадьевич Столыпин. Саратовцы в войнах России. Наш край в годы первой русской революции. Эхо Первой мировой войны.

Составлять логичный рассказ о жизни горожан Саратовского Поволжья середины XVIII – начала ХХ в.; Изучить особенности ведения сельского хозяйства в Саратовском крае. Выделить трудности и их причины ведения сельского хозяйства в нашем регионе. Сравнить изученную ситуацию XVII – начало XX века с современным агропромышленным комплексом Саратовской области на основе источников. рассказывать о структуре управления губернией;

строить схему «Структура власти в Саратовской губернии в конце XIX – начале XX в.»; сравнивать общественную жизнь в российских столицах и глубинке Изучать по карте особенности расположение иностранных колоний на территории Саратовского Поволжья; рассказывать об образе жизни и занятиях жителей иностранных колоний;

сравнивать образ жизни колонистов и местного населения; Изучить историю становления вертикали власти в Саратовском регионе до 1917 года.

4

Наш край в социалисти-ческий период Российского государства

Саратовское Поволжье в годы Великой российской революции. Тяжёлые 1920-е годы. Вперёд любой ценой: 1930-е годы. Немецкая республика на берегах Волги. Саратовское Поволжье в военные годы. Как саратовцы воевали во время Великой Отечественной войны. Саратовское Поволжье в годы войны. Подвиг тыла. Трудности восстановления. Целина. Саратовская область – первая космическая гавань. «Огней так много золотых на улицах Саратова» (промышленность города и области в 1950-1985 гг.). «Деревня богата – так и город богат»

(сельское хозяйствов 1950-1985 гг.)

Рассмотреть влияние Великой русской революции на социальные процессы внутри саратовского края. Характеризовать положение и образ жизни рабочих и крестьян края в изучаемый период; объяснять причины усиления диктатуры власти; устанавливать связи между индустриализацией, коллективизацией и усилением партийного влияния в культуре и искусстве Определять по карте границы Республики немцев Поволжья;

комментировать основные события жизни автономии; Обсуждать в группах состояние обороноспособности страны;

объяснять причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны; группировать материал глав с целью создания целостной картины о жизни и бы-те населения в годы войны Находить и показывать на карте основные места создания новых промышленных предприятий, объектов транспорта и энергетики, первоцелинные районы;

Выделить основные этапы и ход освоения новых земель в Саратовском регионе. Выделять достижения и просчеты в развитии экономики в Саратовском крае; Выделять достижения и просчеты в развитии сельского хозяйства в Саратовском крае;

5

Наш край в современный период

Как перестраивалась Саратовская область. Мы часть современной России.

Рассказывать о последствиях перестройки для области в целом; выделять особенности процесса перестройки в городах и сельских районах области; объяснять причины экономических и политических неудач эпохи перестройки; анализировать общественные процессы в годы перестройки

6

Культура Саратовского Поволжья

Культура Саратовского Поволжья в XVIIIXIX веках. Культура Саратовского Поволжья в XX– началеXXI века. Религиозное единство.

Рассказывать об основных деятелях культуры и искусства региона, жанрах, формах, направлениях;

используяиллюстрации к главе, Интернет, составлять рассказ об одном из видов искусств или деятелях искусства и культуры региона различных исторических эпохРаскрыватьроль традиционных конфессий в становлении российской государственности на примере Саратовского Поволжья;

7

Заключение

Родину не выбирают.

Круглый стол.

Защищать проекты, представлять презентации.


6 класс

Название раздела

Содержание программы

Характеристика УУД

1.

Народы и государства на территории Саратовского Поволжья в древности.


Древние люди и их стоянки на территории современной Саратовской области.

Дикое поле и его обитатели.

«Половецкое поле» и его обитатели.


Показывать места стоянок древних людей на территории Саратовской области; сравнивать этапы заселения территории края в древности; показывать на карте исторические достопримечательности края; рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе первых людей на территории края. Объяснять причины появления в Евразии новой империи чингизидов.

2.

Саратовское Поволжье в составе Золотой Орды

Саратовское Поволжье – часть Золотой Орды.

Укек – летняя столица Золотой Орды. Золотая Орда распадается.


С помощью карты рассказывать о завоеваниях монгол; сравнивать политику чингизидов на различных завоеванных ими территориях; составлять характеристику Золотой Орды и поволжских террито-рий, в нее входящих.

3

Саратовское Поволжье: быт и повседневность

Культурное пространство Саратовского Поволжья на момент распада Золотой орды. Русская православная церковь на территории Саратовского Поволжья в XIII – начале XVI века.

Ислам в нашем крае в XIII – начале XVI века.

Как жили наши земляки в конце XV – начале XVI вв.?

Готовим и защищаем проекты по истории Малой Родины.


Составлять логичный рассказ о развитии культуры Саратовского Поволжья середины XIII – начала XVI в.; Изучать особенности ведения сельского хозяйства в Саратовском крае. Выделять трудности и их причины ведения сельского хозяйства в нашем регионе. Сравнивать развитие Русской православной церкви на территории Саратовского Поволжья в XIII – начале XVI века и ислама в нашем крае в XIII – начале XVI века.

Показывать на карте территории Саратовского Поволжья, присоединенные к Российскому государству; объяснять причины ослабления Золотой Орды; сравнить систему власти в Золотой Орде и Российском государстве; выявлять последствия присоединения края к Российскому государству. Показывать на карте местоположение городов Саратовского Поволжья; сравнивать управление городами Саратовского Поволжья с управлением других российских и зарубежных городов.



Планируемые результаты изучения учебного предмета:

История Саратовского Поволжья (5-6 класс). Выпускник научится:

- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

- использовать историческую карту как источник информации; показывать места стоянок древних людей на территории Саратовской области;

- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

- показывать на карте местоположение городов Саратовского Поволжья; сравнивать управление городами Саратовского Поволжья с управлением других российских и зарубежных городов; объяснять причины образования городов в разных местах края;

-рассказывать об основных деятелях культуры и искусства региона, жанрах, формах, направлениях;

-отбирать материал для сообщений о саратовцах – героях Великой Отечественной войны; составлять вопросы и задания для дальнейшей

совместной проектной работы в группах учащихся;


Выпускник получит возможность научиться:

- изучить особенности ведения сельского хозяйства в Саратовском крае.

-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-изучать по карте особенности расположение иностранных колоний на территории Саратовского Поволжья;

-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

-высчитывать, сколько лет отделяет нас от образования крупнейших городов края;





Тематическое планирование

5 класс

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение.


1

2.

История нашего края с древнейших времён до конца XVII


7

3.

Наш край в составе Российского царства


9

4.

Наш край в социалисти-ческий период Российского государства


11

5.

Наш край в современный период


2

6.

Культура Саратовского Поволжья


3

7.

Заключение


2


6 класс

Название раздела

Кол-во часов

1.

Народы и государства на территории Саратовского Поволжья в древности.


5

2.

Саратовское Поволжье в составе Золотой Орды


5

3.

Саратовское Поволжье: быт и повседневность


7








Рассмотрено:

Руководитель МО

МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области» _____________/____________/

Протокол№ ___от «__»____2020___г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»

___________/Кривошеева А.И./

«__»____________2020___г.


Утверждаю:

директор МБОУ

«СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области»:

____________С.В. Кривошеев

Приказ № ___ от______.2020__г.







Приложения№

к

рабочей программе учебного предмета« ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ»


5 класс

(к основной образовательной программе основного общего образования

МБОУ «СОШ с Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»)






Составил:

Вдовина Т.А.учитель МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области», первая категория


с.Широкий Уступ

2020г.


Календарно-тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата фактического проведения

Примечание

1

Введение.

Наша малая Родина


1




2

Наш край в далеком прошлом


1




3

На рубеже двух эр

1





4

В составе Золотой Орды

1





5

Укек – летняя столица Золотой Орды

1





6

Распад Золотой Орды

1





7

Поволжье как часть России

1





8

Саратов «левый», Саратов «правый». Степан Разин.

1




9

Наш край в XVIII веке. Емельян Пугачев.


1




10

Сельский край – XVII – начало XX века.


1




11

Города Саратовского Поволжья. XVII – начало XX века.


1




12

Колонисты - «новые россияне».

1





13

Как управлялась губерния до революции?


1




14

П.А. Столыпин.

1





15

Саратовцы в войнах России.


1




16

Наш край в годы первой русской революции.


1




17

Эхо Первой мировой войны.


1




18

Саратовское Поволжье в годы Великой российской революции.


1




19

Тяжелые 1920-е годы.


1




20

Вперед любой ценой – 1930-е.


1




21

Немецкая республика на берегах Волги.


1




22

Как саратовцы воевали в Великой Отечественной войне.


1




23

Подвиг тыла.


1




24

Трудности восстановления.


1




25

Целина.


1




26

Саратовская область – первая космическая гавань.


1




27

Огней так много золотых (промышленность и города в 1950-1985 гг.).


1




28

«Деревня богата – так и город богат» (сельское хозяйство в 1950-1985 гг.)


1




29

Как «перестраивалась» Саратовская область.

1




30

Мы – часть современной России.

1





31

Культура Саратовского Поволжья в XVIII – XIX вв.


1




32

Культура Саратовского Поволжья в ХХ – началеXXI века.


1




33

Религиозное единство.


1




34

Заключение. Родину не выбирают.


1






























Рассмотрено:

Руководитель МО

МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области» _____________/____________/

Протокол№ ___от «__»____2020___г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»

___________/Кривошеева А.И./

«__»____________2020___г.


Утверждаю:

директор МБОУ

«СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области»:

____________С.В. Кривошеев

Приказ № ___ от______.2020__г.







Приложения№

к

рабочей программе учебного предмета« ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ»


6 класс

(к основной образовательной программе основного общего образования

МБОУ «СОШ с Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»)






Составил:

Вдовина Т.А.учитель МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области», первая категория


с.Широкий Уступ

2020г.




Календарно-тематическое планирование

6 класс





Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата фактического проведения

Применение ИКТ

Примечание


Народы и государства на территории Саратовского Поволжья в древности.

5ч.





1

Введение.






2

Древние люди и их стоянки на территории современной Саратовской области.






3

Древние люди и их стоянки на территории современной Саратовской области.






4

Дикое поле и его обитатели






5

«Половецкое поле» и его обитатели.






Саратовское Поволжье в составе Золотой Орды.5ч.





6

Саратовское Поволжье – часть Золотой Орды






7

Укек – летняя столица Золотой Орды





8

Укек – летняя столица Золотой Орды





9

Золотая Орда распадается.





10

Повторительно-обобщающий урок по теме I-II






Саратовское Поволжье: быт и повседневность7ч





11

Культурное пространство Саратовского Поволжья на момент распада Золотой орды.





12

Культурное пространство Саратовского Поволжья на момент распада Золотой орды.





13

Русская православная церковь на территории Саратовского Поволжья в XIII – начале XVI века.






14

Ислам в нашем крае в XIII – начале XVI века.





15

Как жили наши земляки в конце XV – начале XVI вв.?





16

Готовим и защищаем проекты по истории Малой Родины.






17

Обобщающий урок.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.