12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексанян Татьяна Николаевна330
УЧИТЕЛЬ-это не профессия, а образ жизни. УЧИТЕЛЬ-призвание. С 21 года я этим и живу. Учусь сама и отдаю свои знания другим. Мой педагогический стаж общий 13 лет. Из них, 5 лет работала воспитателем и 8 лет учителем начальных классов.
Россия, Чеченская респ., н.п. Ханкала

рабочая программа 4 класс
RAR / 746.58 Кб

/data/files/e1580762565.rar (рабочая программа 4 класс)Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом задачи формирования у младшего школьника умения учиться (М.: Просвещение, 2012г.).

Изменений в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России.

Авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.)

Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2017- 2018 учебный год.

Учебного плана школы на 2017-2018 учебный год

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану ФГКОУ СОШ 11. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по литературному чтению и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.

Учебно-методический комплект:

Учебник «Литературное чтение» в двух частях с аудиоприложением, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2015 г. с логотипом ФГОС

Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская М.: Просвещение, 2017 г. с логотипом ФГОС

Методическое пособие с поурочными разработками С.В.Кутявина М.:»ВАКО» 2015 г..


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.


Место учебного предмета в Базисном учебном плане.

Согласно примерной программе начального общего образования, определенной ФГОС, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года в 4 классе этот курс изучается в количестве 136 часов.

В Базисном учебном плане уменьшено количество часов на изучение литературного чтения на 1 час. Таким образом, на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе в рабочей программе отводится 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю (35 учебных недель).


Изменения, внесённые в рабочую программу.

Название раздела программы

Кол-во часов в примерной программе

Кол-во часов в рабочей программе

Изменения, внесённые в рабочую программу

Вводный урок

1

1


Количество часов в каждом разделе уменьшено за счёт объединения тем.


Так же уменьшено количество стихотворений для заучивания наизусть.

(8 стихотворений из 10)


Летописи, былины, жития.

11

8

Чудесный мир классики

22

15

Поэтическая тетрадь

12

8

Литературные сказки

16

12

Делу время - потехе час

10

7

Страна детства

8

6

Поэтическая тетрадь

5

4

Природа и мы

13

11

Поэтическая тетрадь

8

6

Родина

8

5

Страна Фантазия

7

5

Зарубежная литература

15

17

Итого:

136

105

Всего объединено 31 час


Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основное содержание учебного предмета

Вводный урок. (1 ч.)

Былины. Летописи. Жития. ( 8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики. (15 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

2. А. С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»;

2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;

5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;

6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

7. И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки. (12 ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (7 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (6 ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

2. К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»;

3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (11 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

3. М. Пришвин. «Выскочка»;

4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;

6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (5 ч)

1. И. С. Никитин «Русь»;

2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;

3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;

4.Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». Проект «Они защищали Родину».

Страна «Фантазия» (5 ч)

1.Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

2. К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (17 ч)

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

2. Г. X. Андер­сен. «Русалочка»;

3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».


Формы, методы и средства обучения.

В основе методики преподавания курса «Литературное чтение» лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используется разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Учащиеся знакомятся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям, учащиеся выполняют различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, учащиеся пробуют себя в роли артистов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии, учебные прогулки, организация посильной практической деятельности и другие формы работы, способствующие пробуждению интереса учащихся к чтению художественных произведений.


Формы контроля освоения учащимися содержания курса.

Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся по курсу «Литературного чтения». Они проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Возможны и письменные работы - не большие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу обучения в четвертом классе ученики научатся:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочи­танного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному тексту;

вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объ­яснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учи­телем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фак­тами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания

Ученики получат возможность научиться:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос­нове сопереживания литературным героям);

определять сходство и различие произведений разных жанров;

использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста инфор­мацию в практической деятельности;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

применять правила сотрудничества;

выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

делать устную презентацию книги (произведения);

пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.


Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Литературное чтение» в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2015 г. с логотипом ФГОС

Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская М.: Просвещение, 2017г. с логотипом ФГОС

Методическое пособие с поурочными разработками С.В.Кутявина М.:»ВАКО» 2015

Толковый словарь В.И.Даля в 4 частях

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой М., Просвещение 2015 г.



9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.