Рабочая программа по математике в 5–6 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена в соответствии с:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
2.Фундаментального ядра содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
3.Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ.
4.СанПиНа 2.4.2.2821-10.
5. Авторских рабочих программ по математике для 5 и 6 классов (составитель Т.А.Бурмистрова - М.:Просвещение, 2016).
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Гнездиловская СОШ;
7. Учебный план МБОУ «Гнездиловская СОШ» на 2018-2019 учебный год .
В качестве базовой программы используется программа авторского коллектива Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, Е.А. Бунимовича, Л.В. Кузнецовой, С.С. Минаевой, Л.О. Рословой, С.Б. Суворовой опубликованная в сборнике программ «Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Т.А. Бурмистрова.- 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 2014».
Для составления программы также использовалось методические пособия:
«Математика. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / [С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, 2013»,
«Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / [С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, 2013»,
размещенные в сети Интернет по адресу http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12802, а именно разделы «Поурочное планирование учебного материала» и «Рекомендации по организации учебного процесса».
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образован-ной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идей-но-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складыва-ются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, реализация программы по математике 5-6 классов призвана решать следующие задачи:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной
жизни в обществе;
сформировать умение учиться;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме
описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понима- ние значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике;
выявить и развить математические и творческие способности
Выбирая УМК выше упомянутого авторского коллектива мы руководствовались тем, что его центральная идея - интеллектуальное развитие учащихся средствами математики, и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, независимость мышления. Эта идея полностью коррелирует с идеологией новых образовательных стандартов и концепции математического образования, в которых ставится задача эффективного использования потенциала школьных предметов для развития личностных качеств обучаемых.
Содержание рабочей программы адекватно контингенту, образовательным потребнос-тям и запросам, возрастным, психологическим и соматическим особенностям и мотивации-онному уровню обучающихся 5-6 классов.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина, С.Б.Суворовой, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецовой, С.С.Минаевой, Л.О.Рословой (М.: Просвещение), предусматривает изучение математики по 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340 уроков.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты усвоения учебного предмета
ответственно относиться к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
иметь первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критично мыслить, уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативно мыслить, инициативность, находчивость, активность при решении арифметических задач;
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
сформированность способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
уметь работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра.
Метапредметные результаты усвоения учебного предмета
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (регуля-тивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)Логика и множества
Оперировать на базовом уровне1 понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать2 понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Содержание обучения.
5 класс
1. Линии
Линии на плоскости. Прямая. Отрезок. Луч. Единицы измерения длины. Длина отрезка. Длина ломаной. Окружность.
Основная цель - развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
2. Натуральные числа.
Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Сравнение. Округление натуральных чисел. Перебор возможных вариантов.
Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
3. Действия с натуральными числами.
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Степень с натуральным показателем. Решение арифметических задач. Задачи на движение. Единицы измерения времени и скорости. Длительность процессов в окружающем мире.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
4. Использование свойств действий при вычислениях.
Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на части. Задачи на уравнивание.
Основная цель – расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
5. Многоугольники.
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Биссектриса угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Периметр многоугольника.
Основная цель – познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; вести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
6. Делимость чисел.
Делимость натуральных чисел. Делители числа. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Таблица простых чисел. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком
Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости числа (делить, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
7. Треугольники и четырехугольники.
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямоугольник. Квадрат. Площадь. Единицы измерения площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представление о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
8. Дроби.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель – сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
9. Действия с дробями.
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение арифметических задач. Задачи на совместную работу.
Основная цель – научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
10. Многогранники.
Многогранники. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, прямоугольном параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной). Примеры разверток.
Основная цель – познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать пирамиду и параллелепипед; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
11. Таблицы и диаграммы.
Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Чтение и составление таблиц и диаграмм.
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Статистические данные.
Основная цель – формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
6 класс.
1. Дроби и проценты.
Арифметические действия над дробями. Основные задачи на дроби. Проценты. Нахождение процента величины. Столбчатые и круговые диаграммы.
Основная цель – закрепить и развить навыки действия с обыкновенными дробями, а также познакомить учащихся с понятием процента.
2. Прямые на плоскости и в пространстве.
Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Расстояние. Единицы измерения длины.
Основная цель – создать у учащихся зрительные образы всех конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых на плоскости и в пространстве.
3. Десятичные дроби.
Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Основная цель – ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения, записи и сравнения десятичных дробей, представления обыкновенных дробей десятичными.
4. Действия с десятичными дробями.
Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Сравнение десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Округление чисел. Округление десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Решение арифметических задач.
Основная цель – сформировать навыки действий с десятичными дробями, а также развить навыки прикидки и оценки.
5. Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Построение треугольника. Круглые тела.
Основная цель – создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости; научить строить треугольник по трем сторонам, сформировать представление о круглых телах.
6. Отношения и проценты.
Отношение. Выражение отношения в процентах. Деление в данном отношении. Проценты. Основные задачи на проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Основная цель – научить находить отношение двух величин и выражать его в процентах.
7. Симметрия.
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Построения циркулем и линейкой. Центральная симметрия. Плоскость симметрии.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление.
8. Целые числа.
Целые числа: положительные и отрицательные и нуль. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами.
Основная цель – мотивировать введение положительных и отрицательных чисел, сформировать умение выполнять действия с целыми числами.
9. Комбинаторика. Случайные события.
Решение комбинаторных задач. Комбинаторное правило умножения. Эксперименты со случайными событиями.
Основная цель – развить умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приемом решения комбинаторных задач умножением.
10. Рациональные числа.
Рациональные числа. Противоположные числа. Модуль числа (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Изображение чисел точками на прямой. Арифметические действия над рациональными числами. Свойства арифметических действий. Решение арифметических задач. Прямоугольная система координат на плоскости. Степень числа с целым показателем.
Основная цель – выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами, сформировать представление о координатах, познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости.
11. Буквы и формулы.
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Формулы. Вычисление по формулам. Формулы длины окружности и площади круга. Уравнение. Корень уравнения. Представление зависимости между величинами в виде формул.
Основная цель - сформировать первоначальные навыки использования букв при записи математических выражений и предложений.
12. Многоугольники и многогранники.
Сумма углов треугольника. Параллелограмм. Правильные многоугольники. Площади. Призма.
Основная цель – обобщить и научить применять приобретенные геометрические знания умения при изучении новых фигур и их свойств.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
№ | Автор, название | Год издания | Класс |
| Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика. 5 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение | 2013 | 5 |
| Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика. 6 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение | 2014 | 6 |
Учебно-методические пособия
№ | Автор, название | Год издания | Класс |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Дидактические материалы. 5 класс. - М.: Просвещение | 2014 | 5 |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Дидактические материалы. 6 класс. - М.: Просвещение | 2015 | 6 |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Тематические тесты. 5 класс. - М.: Просвещение | 2013 | 5 |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Тематические тесты. 6 класс. - М.: Просвещение | 2015 | 6 |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Контрольные работы. 5 класс. - М.: Просвещение | 2014 | 5 |
| Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Математика. Контрольные работы. 6 класс. - М.: Просвещение | 2014 | 6 |
| Минаева С. С. Математика. Устные упражнения. 5 класс. - М.: Просвещение | 2016 | 5 |
| Минаева С. С. Математика. Устные упражнения. 6 класс. - М.: Просвещение | 2016 | 6 |
| Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. Методические рекомендации. 5 класс. - М.: Просвещение | 2013 | 5 |
| Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. Методические рекомендации. 6 класс. - М.: Просвещение | 2013 | 6 |
Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета
№ | Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс) | Класс |
| Сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru | 5-6 |
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru | 5-6 |
| Федеральный портал «Российское образова-ние» http://www.edu.ru | 5-6 |
| Учительский портал http://www.uchportal.ru/ | 5-6 |
| Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su | 5-6 |
| ФГОС. Уроки математики в средней школе http://fgos-matematic.ucoz.ru | 5-6 |
| Завуч.инфо http://www.zavuch.ru | 5-6 |
| Международное сообщество педагогов «Я-Учитель» http://ya-uchitel.ru | 5-6 |
| Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru | 5-6 |
| Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru | 5-6 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Содержание материала | Кол-во часов |
Линии | 7 |
Натуральные числа | 12 |
Действия с натуральными числами | 26 |
Использование свойств действий при вычислениях | 12 |
Многоугольники | 7 |
Делимость чисел | 14 |
Треугольники и четырехугольники | 9 |
Дроби | 20 |
Действия с дробями | 35 |
Многогранники | 10 |
Таблицы и диаграммы | 8 |
Повторение.
| 10 |
Итого - 170 |
6 класс
Содержание материала | Кол-во часов |
Дроби и проценты | 20 |
Прямые на плоскости и в пространстве | 6 |
Десятичные дроби | 8 |
Действия с десятичными дробями | 32 |
Окружность | 8 |
Отношения и проценты | 16 |
Симметрия | 8 |
Выражения, формулы, уравнения | 15 |
Целые числа | 14 |
Множества. комбинаторика | 8 |
Рациональные числа | 16 |
Многоугольники и многогранники | 9 |
Повторение. Итоговые контрольные работы (за 1-е полугодие и год) | 10 |
| 170 |
Календарно-тематическое планирование по математике в 5-ом классе.
(Учебник: Г.В.Дорофеев и др. Математика.)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1.Повторение курса математики начальной школы. (5 часов) | ||||
1 | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | | |
2 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел. | 1 | | |
3 | Повторение. Совместные действия над натуральными числами. | 1 | | |
4 | Повторение. Решение задач | 1 | | |
5 | Входная контрольная работа. | 1 | | |
2.Линии (7 часов). | ||||
6 | Анализ контрольной работы. Разнообразный мир линий. | 1 | | |
7 | Прямая. | 1 | | |
8 | Части прямой. Ломаная. | 1 | | |
9 | Длина линии (отрезка). | 1 | | |
10 | Длина линии (ломаной). | 1 | | |
11 | Окружность. | 1 | | |
12 | Окружность (части окружности) | 1 | | |
3. Натуральные числа (12 часов). | ||||
2.1. Натуральные числа, их сравнение, округление. (8 часов). | ||||
13 | Как записывают и читают числа. | 1 | | |
14 | Как записывают и читают числа в десятичной системе. | 1 | | |
15 | Сравнение чисел. | 1 | | |
16 | Сравнение чисел. Двойное неравенство. | 1 | | |
17 | Числа и точки прямой. Изображение чисел точками прямой. | 1 | | |
18 | Числа и точки на прямой. | 1 | | |
19 | Округление натуральных чисел. | 1 | | |
20 | Округление натуральных чисел по правилу. | 1 | | |
2.2. Комбинаторные задачи. (4 часа). | ||||
21 | Перебор возможных вариантов. | 1 | | |
22 | Перебор возможных вариантов. Построение дерева. | 1 | | |
23 | Перебор возможных вариантов. Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
24 | Перебор возможных вариантов. Решение задач. | 1 | | |
4. Действия с натуральными числами (26 часов). | ||||
3.1. Сложение и вычитание. (5 часов). | ||||
25 | Сложение. Прикидка результата. | 1 | | |
26 | Сложение. Нахождение неизвестных компонентов. | 1 | | |
27 | Вычитание натуральных чисел. | 1 | | |
28 | Вычитание. Нахождение неизвестных компонентов. | 1 | | |
29 | Сложение и вычитание. Решение задач. | 1 | | |
3.2. Умножение и деление. (9 часов). | ||||
30 | Умножение натуральных чисел. | 1 | | |
31 | Умножение. Свойства умножения. | 1 | | |
32 | Умножение. Прикидка и оценка. | 1 | | |
33 | Деление натуральных чисел. | 1 | | |
34 | Деление. Свойства деления. | 1 | | |
35 | Деление. Нахождение неизвестных компонентов. | 1 | | |
36 | Деление. Прикидка и оценка. | 1 | | |
37 | Умножение и деление. Решение задач. | 1 | | |
38 | Зачёт № 1 по теме «Действия с натуральными числами». | 1 | | |
3.3. Порядок действий (4 часов). | ||||
39 | Анализ контрольной работы. Порядок действий в вычислениях значений выражений с действиями одной ступени. | 1 | | |
40 | Порядок действий в вычислениях значений выражений без скобок с действиями разных ступеней. | 1 | | |
41 | Порядок действий в вычислениях значений выражений без скобок. | 1 | | |
42 | Порядок действий в вычислениях значений выражений со скобками. | 1 | | |
3.4. Степень числа. (3 часа). | ||||
43 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 1 | | |
44 | Порядок действий в выражениях со степенями. | 1 | | |
45 | Степень числа. Решение задач. | 1 | | |
3.5. Арифметические задачи. (5 часов). | ||||
46 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 | | |
47 | Задачи на движение навстречу. | 1 | | |
48 | Задачи на движение по реке. | 1 | | |
49 | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | | |
50 | Зачёт № 2 по теме «Порядок действий. Степень числа». | 1 | | |
5. Использование свойств действий при вычислениях (12 часов). | ||||
4.1. Свойства действий (5 часов). | ||||
51 | Анализ контрольной работы. Свойства сложения. | 1 | | |
52 | Свойства умножения. | 1 | | |
53 | Распределительное свойство . | 1 | | |
54 | Распределительное свойство . | 1 | | |
55 | Распределительное свойство. Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | | |
4.2. Новые типы текстовых задач. (7 часов). | ||||
56 | Задачи на части. | 1 | | |
57 | Текстовые задачи на части. | 1 | | |
58 | Решение задач на части. | 1 | | |
59 | Решение текстовых задач на части. | 1 | | |
60 | Задачи на уравнивание. | 1 | | |
61 | Решение задач на уравнивание. | 1 | | |
62 | Зачёт № 3 по теме «Использование свойств действий при вычислениях». | 1 | | |
6. Многоугольники (7 часов). | ||||
63 | Как обозначают и сравнивают углы. | 1 | | |
64 | Как обозначают и сравнивают углы. Решение задач. | 1 | | |
65 | Измерение углов. | 1 | | |
66 | Измерение углов. Построение углов. | 1 | | |
67 | Измерение углов. Решение задач. | 1 | | |
68 | Ломаные и многоугольники. | 1 | | |
69 | Ломаные и многоугольники. Решение задач. | 1 | | |
7. Делимость чисел. (14 часов). | ||||
6.1. Простые и составные числа, признаки делимости. (8 часов). | ||||
70 | Делители числа. | 1 | | |
71 | Простые и составные числа. | 1 | | |
72 | Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. | 1 | | |
73 | Делимость суммы и произведения. | 1 | | |
74 | Делимость суммы и произведения, решение задач. | 1 | | |
75 | Признаки делимости на 5, 2, и 10. | 1 | | |
76 | Признаки делимости на 3 и на 9. | 1 | | |
77 | Признаки делимости. | 1 | | |
6.2. Деление с остатком. Решение задач. (6 часов). | ||||
78 | Деление с остатком. | 1 | | |
79 | Деление с остатком, решение задач. | 1 | | |
80 | Деление натуральных чисел с остатком. | 1 | | |
81 | Ещё раз о простых числах. | 1 | | |
82 | Разные арифметические задачи. | 1 | | |
83 | Зачёт № 4 по теме «Делимость чисел». | 1 | | |
8. Треугольники и четырёхугольники (9 часов). | ||||
84 | Треугольники и их виды по величине углов. | 1 | | |
85 | Треугольники и их виды по числу равных сторон. | 1 | | |
86 | Прямоугольники. Периметр. | 1 | | |
87 | Прямоугольники. Диагонали. | 1 | | |
88 | Равенство фигур. Наложение. | 1 | | |
89 | Равенство фигур. Признаки. | 1 | | |
90 | Площадь прямоугольника, квадрата. | 1 | | |
91 | Площадь прямоугольника. | 1 | | |
92 | Единицы измерения площади. | 1 | | |
9. Дроби. (20 часов). | ||||
8.1. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. (10 часов). | ||||
93 | Доли. | 1 | | |
94 | Доли. Решение задач. | 1 | | |
95 | Что такое дробь. | 1 | | |
96 | Что такое дробь. Правильные дроби. | 1 | | |
97 | Что такое дробь. Неправильные дроби. | 1 | | |
98 | Что такое дробь. Изображение дробей на координатной прямой. | 1 | | |
99 | Основное свойство дроби. | 1 | | |
100 | Основное свойство дроби. Решение задач. | 1 | | |
101 | Основное свойство дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. | 1 | | |
102 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 | | |
8.2. Сравнение дробей. Вероятностные представления (10 часов). | ||||
103 | Сравнение дробей с равными знаменателями. | 1 | | |
104 | Сравнение дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
105 | Сравнение дробей с единицей. | 1 | | |
106 | Сравнение дробей с половиной. | 1 | | |
107 | Сравнение дробей. | 1 | | |
108 | Натуральные числа и дроби. | 1 | | |
109 | Натуральные числа и дроби. Представление натурального числа в виде дроби. | 1 | | |
110 | Случайные события. | 1 | | |
111 | Случайные события. Решение задач. | 1 | | |
112 | Зачёт № 5по теме «Дроби». | 1 | | |
10. Действия с дробями. (35 часов). | ||||
9.1. Сложение дробей. (6 часов). | ||||
113 | Анализ контрольной работы. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
114 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
115 | Сложение дробей. Задачи на совместную работу. | 1 | | |
116 | Сложение смешанных дробей. Представление неправильной дроби в виде смешанного числа. | 1 | | |
117 | Сложение смешанного числа. Представление смешанного числа в виде суммы. | 1 | | |
118 | Сложение смешанных дробей, решение задач. | 1 | | |
9.2. Вычитание дробей (7 часов). | ||||
119 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
120 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
121 | Вычитание дробей из единицы. | 1 | | |
122 | Вычитание дробей из натурального числа. | 1 | | |
123 | Вычитание смешанных дробей. | 1 | | |
124 | Вычитание дробей. Решение задач. | 1 | | |
125 | Зачёт № 6 по теме «Сложение и вычитание дробей». | 1 | | |
9.3. Умножение дробей (5 часов). | ||||
126 | Анализ контрольной работы. Умножение дробей. | 1 | | |
127 | Умножение дробей на натуральное число. | 1 | | |
128 | Умножение дробей на смешанное число. | 1 | | |
129 | Умножение дробей. Решение задач. | 1 | | |
130 | Умножение дробей на совместную работу. | 1 | | |
9.4. Деление обыкновенных дробей (6 часов). | ||||
131 | Деление дробей. | 1 | | |
132 | Деление дробей на натуральное число. | 1 | | |
133 | Деление смешанных дробей. | 1 | | |
134 | Деление дробей. Решение задач делением. | 1 | | |
135 | Деление дробей. Решение текстовых задач. | 1 | | |
136 | Решение задач на деление дробей. | 1 | | |
9.5. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби (6 часов). | ||||
137 | Нахождение дроби от числа. | 1 | | |
138 | Нахождение дроби от числа умножением. | 1 | | |
139 | Нахождение числа по его дроби. | 1 | | |
140 | Решение задач на нахождение числа по его дроби. | 1 | | |
141 | Нахождение числа по его дроби делением. | 1 | | |
142 | Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. | 1 | | |
9.6. Текстовые задачи (5 часов). | ||||
143 | Задачи на совместную работу. | 1 | | |
144 | Решение задач на совместную работу. | 1 | | |
145 | Задачи на совместную работу с принятием всей работы за единицу. | 1 |
| |
146 | Задачи на совместную работу и на движение. | 1 | | |
147 | Зачёт № 7 по теме «Умножение и деление дробей». | 1 | | |
11. Многогранники. (10 часов). | ||||
10.1 Изображение объёмных тел (2 часа). | ||||
148 | Анализ контрольной работы. Геометрические тела и их изображение. Цилиндр, конус, шар. | 1 | | |
149 | Куб, параллелепипед, пирамида – многогранники. | 1 | | |
10.2 Прямоугольный параллелепипед и его объём (5 часов). | ||||
150 | Параллелепипед. Решение задач. | 1 | | |
151 | Измерения параллелепипеда. | 1 | | |
152 | Объём параллелепипеда. | 1 | | |
153 | Объём параллелепипеда. Единицы объёма. | 1 | | |
154 | Объём параллелепипеда. Решение задач. | 1 | | |
10.3 Развёртки геометрических тел(3 часа). | ||||
155 | Пирамида. | 1 | | |
156 | Развёртки куба, параллелепипеда. | 1 | | |
157 | Развёртки пирамиды. | 1 | | |
12. Таблицы и диаграммы. (8 часов). | ||||
158 | Чтение и составление таблиц по вертикали. | 1 | | |
159 | Чтение и составление таблиц с суммированием. | 1 | | |
160 | Чтение и составление турнирных таблиц. | 1 | | |
161 | Чтение и составление столбчатых и линейных диаграмм. | 1 | | |
162 | Чтение и составление диаграмм. | 1 | | |
163 | Опрос общественного мнения. | 1 | | |
164 | Опрос общественного мнения. Решение задач. | 1 | | |
165 | Опрос общественного мнения. Таблицы опроса. | 1 | | |
13. Повторение. (5 часов). | ||||
166 | Натуральные числа. Действия с натуральными числами | 1 | | |
167 | Делимость чисел. | 1 | | |
168 | Дроби. Действия с дробями. | 1 | | |
169 | Многоугольники и многогранники. | 1 | | |
170 | Таблицы и диаграммы. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по математике в 6-ом классе.
(Учебник: Г.В.Дорофеев и др. Математика.)
№ урока | Раздел и основное содержание темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Обыкновенные дроби и проценты 20 | ||||
1 | Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби | 1 | | |
2 | Сложение и вычитание дробей | 1 | | |
3 | Умножение и деление дробей | 1 | | |
4 | Все действия с дробями | 1 | | |
5 | Решение текстовых задач на действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
6 | Понятие дробного выражения | 1 | | |
7 | Нахождение значений дробных выражений | 1 | | |
8 | Основные задачи на дроби. Типы задач | 1 | | |
9 | Основные задачи на дроби. Нахождение части целого | 1 | | |
10 | Основные задачи на дроби. Нахождение целого по его части | 1 | | |
11 | Основные задачи на дроби. Отношение частей | 1 | | |
12 | Основные задачи на дроби в решении текстовых задач | 1 | | |
13 | Проценты | 1 | | |
14 | Нахождение процента от величины | 1 | | |
15 | Проценты. Целое – как 100% величины | 1 | | |
16 | Проценты. Процент величины. Выражение процентов обыкновенной дробью | 1 | | |
17 | Проценты. Несколько процентов величины. Выражение обыкновенной дроби в процентах. | 1 | | |
18 | Столбчатые и круговые диаграммы | 1 | | |
19 | Построение столбчатых и круговых диаграмм | 1 | | |
20 | Контрольная работа №1 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | |
Прямые на плоскости и в пространстве 6 | ||||
21 | Анализ к.р. Работа над ошибками. Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы | 1 | | |
22 | Пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые | 1 | | |
23 | Параллельные прямые | 1 | | |
24 | Параллельные прямые. Построение параллельных прямых | 1 | | |
25 | Расстояние | 1 | | |
26 | Расстояние между параллельными прямыми и расстояние от точки до плоскости | 1 | | |
Десятичные дроби 8 | ||||
27 | Десятичная дробь. Запись и чтение десятичных дробей. Разряды | 1 | | |
28 | Запись и чтение десятичных дробей. История вопроса | 1 | | |
29 | Запись и чтение десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на координатной прямой | 1 | | |
30 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | 1 | | |
31 | Десятичные дроби и метрическая система мер | 1 | | |
32 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
33 | Сравнение десятичных дробей. Двойные неравенства | 1 | | |
34 | Задачи на уравнивание | 1 | | |
Действия с десятичными дробями 32 | ||||
35 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Алгоритм вычислений | 1 | | |
36 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Отработка навыков | 1 | | |
37 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Нахождение неизвестных компонентов | 1 | | |
38 | Сложение и вычитание десятичных дробей в решении числовых выражений | 1 | | |
39 | Сложение и вычитание десятичных дробей в решении текстовых задач | 1 | | |
40 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Прикидка и оценка результата | 1 | | |
41 | Контрольная работа №2 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание» | 1 | | |
42 | Анализ к.р. Работа над ошибками в к.р. Умножение и деление десятичной дроби на 10,100,1000… | 1 | | |
43
| Умножение и деление десятичной дроби на 10,100,1000… Перевод единиц измерения | 1 | | |
44 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
45 | Умножение десятичных дробей. Запись умножения в столбик | 1 | | |
46 | Умножение десятичных дробей. Отработка навыков | 1 | | |
47 | Умножение десятичных дробей в решении числовых выражений | 1 | | |
48 | Умножение десятичных дробей в решении текстовых задач | 1 | | |
49 | Деление десятичных дробей на натуральное число | 1 | | |
50 | Деление десятичных дробей на десятичную дробь | 1 | | |
51 | Деление десятичных дробей. Отработка навыков | 1 | | |
52 | Деление десятичных дробей в решении числовых выражений | 1 | | |
53 | Деление десятичных дробей в решении текстовых задач | 1 | | |
54 | Деление десятичных дробей. Прикидка и оценка результата | 1 | | |
55 | Деление десятичных дробей. Бесконечная десятичная дробь | 1 | | |
56 | Деление десятичных дробей. Бесконечная десятичная дробь, округление и приближение результата | 1 | | |
57 | Деление десятичных дробей. Решение вычислительных примеров с обыкновенными и десятичными дробями | 1 | | |
58 | Деление десятичных дробей. Решение цепочкой. Значение дробных числовых выражений | 1 | | |
59 | Деление десятичных дробей. Решение примеров и задач | 1 | | |
60 | Округление десятичных дробей. Правило округления | 1 | | |
61 | Округление десятичных дробей в решении примеров и задач | 1 | | |
62 | Задачи на движение. Движение в одном направлении и навстречу друг другу | 1 | | |
63 | Задачи на движение в противоположных направлениях | 1 | | |
64 | Задачи на движение по реке | 1 | | |
65 | Задачи на движение. Различные типы задач | 1 | | |
66 | Контрольная работа №3 по теме «Действия с десятичными дробями» | 1 | | |
Окружность 8 | ||||
67 | Анализ к.р. Работа над ошибками в контрольной работе. Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | | |
68 | Взаимное расположение прямой и окружности. Построения | 1 | | |
69 | Взаимное расположение двух окружностей на плоскости | 1 | | |
70 | Взаимное расположение двух окружностей на плоскости. Построения | 1 | | |
71 | Построение треугольника с помощью циркуля | 1 | | |
72 | Построение треугольника с помощью циркуля и транспортира | 1 | | |
73 | Круглые тела | 1 | | |
74 | Круглые тела. Сечения круглых тел плоскостью | 1 | | |
Отношения и проценты 16 | ||||
75 | Отношение. Частное и отношение | 1 | | |
76 | Повторение к главам 1,2,3,4. | 1 | | |
77 | Контрольная работа за первое полугодие (№4) | 1 | | |
78 | Понятия «отношение» и «обратное отношение» | 1 | | |
79 | Отношения. Деление в данном отношении | 1 | | |
80 | Отношения. Деление в данном отношении в решении задач на сплавы и смеси | 1 | | |
81 | Деление в данном отношении в решении текстовых задач | 1 | | |
82 | Решение задач на проценты. Выражение процентов десятичной дробью | 1 | | |
83 | Решение задач на проценты. Число процентов от заданной величины | 1 | | |
84 | Решение задач на проценты. Увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов | 1 | | |
85 | Решение задач на проценты. Нахождения числа по соответствующим ему процентам | 1 | | |
86 | Выражение отношения в процентах | 1 | | |
87 | Выражение отношения в процентах в решении текстовых задач | 1 | | |
88 | Выражение отношения в процентах. Составление и решение обратной задачи | 1 | | |
89 | Выражение отношения в процентах. Задания на «прикидку», сопоставление ответа и условия. | 1 | | |
90 | Самостоятельная работа № 5 по теме «Отношения и проценты | 1 | | |
Симметрия 8 | ||||
91 | Анализ с.р. Работа над ошибками. Осевая симметрия. Симметрия в природе и архитектуре | 1 | | |
92 | Осевая симметрия. Построение фигуры симметричной данной относительно оси | 1 | | |
93 | Ось симметрии фигуры | 1 | | |
94 | Ось симметрии фигуры. Симметрия в пространстве | 1 | | |
95 | Ось симметрии фигуры. Симметрия и асимметрия | 1 | | |
96 | Центральная симметрия | 1 | | |
97 | Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры | 1 | | |
98 | Центральная симметрия. Решение задач на построение | 1 | | |
Выражения, формулы, уравнения 15 | ||||
99 | Математический язык | 1 | | |
100 | Запись математических выражений | 1 | | |
101 | Запись буквенных выражений | 1 | | |
102 | Составление формул периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника | 1 | | |
103 | Составление формул объема параллелепипеда и куба | 1 | | |
104 | Составление формул в решении текстовых задач | 1 | | |
105 | Вычисления по формулам | 1 | | |
106 | Вычисления по формулам в решении текстовых задач | 1 | | |
107 | Формулы длины окружности и площади круга | 1 | | |
108 | Понятие уравнения. Решение уравнения, корень уравнения | 1 | | |
109 | Нахождение корней уравнения | 1 | | |
110 | Составление уравнений по рисунку и по условию задачи | 1 | | |
111 | Решение уравнений | 1 | | |
112 | Решение задач уравнением | 1 | | |
113 | Контрольная работа №6 по теме «Буквы и формулы» | 1 | | |
Целые числа 14 | ||||
114 | Целые числа. Противоположные числа | 1 | | |
115 | Сравнение целых чисел | 1 | | |
116 | Сравнение целых чисел на числовой прямой | 1 | | |
117 | Сложение целых чисел одного знака | 1 | | |
118 | Сложение целых чисел разных знаков | 1 | | |
119 | Вычитание целых чисел | 1 | | |
120 | Вычитание целых чисел в числовых выражениях | 1 | | |
121 | Умножение целых чисел. Свойства умножения | 1 | | |
122 | Умножение целых чисел в решении примеров и задач | 1 | | |
123 | Деление целых чисел. Нахождение неизвестных компонентов умножения и деления | 1 | | |
124 | Деление целых чисел в решении числовых выражений | 1 | | |
125 | Натуральная степень целого числа | 1 | | |
126 | Нахождение значений выражений с целыми числами | 1 | | |
127 | Контрольная работа №7 по теме «Целые числа» | 1 | | |
Множества. Комбинаторика 8 | ||||
128 | Анализ к.р. Работа над ошибками. Множества | 1 | | |
129 | Операции над множествами | 1 | | |
130 | Круги Эйлера | 1 | | |
131 | Решение задач с помощью кругов Эйлера | 1 | | |
132 | Решение текстовых задач перебором возможных вариантов | 1 | | |
133 | Правило умножения в решении комбинаторных задач | 1 | | |
134 | Правило умножения. Решение текстовых задач | 1 | | |
135 | Сравнение шансов. Случайные, равновозможные и маловероятные события | 1 | | |
Рациональные числа 16 | ||||
136 | Рациональные числа. Противоположные числа | 1 | | |
137 | Изображение рациональных чисел на координатной прямой | 1 | | |
138 | Сравнение рациональных чисел | 1 | | |
139 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | 1 | | |
140 | Действия с рациональными числами. Сложение рациональных чисел. | 1 | | |
141 | Действия с рациональными числами. Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
142 | Действия с рациональными числами. Умножение рациональных чисел | 1 | | |
143 | Действия с рациональными числами. Деление рациональных чисел | 1 | | |
144 | Действия с рациональными числами. Свойства действий с рациональными числами | 1 | | |
145 | Решение задач на «обратный ход» | 1 | | |
146 | Координаты. Система координат | 1 | | |
147 | Координаты. Карты и схемы | 1 | | |
148 | Прямоугольные координаты на плоскости | 1 | | |
149 | Прямоугольные координаты на плоскости. Изображение точек по координатам | 1 | | |
150 | Прямоугольные координаты на плоскости. Построение геометрических фигур. | 1 | | |
151 | Контрольная работа №8 по теме «Рациональные числа» | 1 | | |
Многоугольники и многогранники 9 | ||||
152 | Анализ к.р. Работа над ошибками. Параллелограмм | 1 | | |
153 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | | |
154 | Параллелограмм. Решение геометрических задач | 1 | | |
155 | Площади. Равновеликие фигуры | 1 | | |
156 | Площади. Площадь параллелограмма и треугольника | 1 | | |
157 | Площади. Площадь многоугольника | 1 | | |
158 | Площади. Решение задач | 1 | | |
159 | Призма | 1 | | |
160 | Параллелепипед. Куб | 1 | | |
Повторение 10 | ||||
162 | Повторение: «Обыкновенные дроби» | 1 | | |
163 | Повторение: «Десятичные дроби» | 1 | | |
164 | Повторение: «Целые числа» | 1 | | |
165 | Повторение: «Рациональные числа» | 1 | | |
166 | Повторение: «Отношения и проценты» | 1 | | |
167 | Повторение «Задачи на проценты» | 1 | | |
168 | Итоговая контрольная работа №9 | 1 | | |
169 | Анализ к. р. Работа над ошибками. Повторение: «Прямые. Окружность. Симметрия» | 1 | | |
170 | Повторение: «Комбинаторика» | 1 | | |
1Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
2 Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
24