12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Салихова Эльза Алиндяновна109
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья №89»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

название предмета математика

класс 6 класс

количество часов всего 170, в неделю 5 часов

учитель Салихова Эльза Алиндяновна, высшее

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативных документов:

I. Федерального уровня

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Под редакцией В.В. Воронковой.

II. Школьного уровня:

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости;

- положение о рабочей программе от 10.11.2014г.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа в 6 классе по математике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе программно-методического обеспечения для 5-9 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида по редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой( Москва «Владос» 2006) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта.

Рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:

I. Федерального уровня

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Под редакцией В.В. Воронковой.

II. Школьного уровня:

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости;

- положение о рабочей программе от 10.11.2014г.

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида.

Цели обучения математике:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи преподавания математики:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи обучения:

приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с  многозначными числами в пределах 10000,  об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с  ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с  ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.

овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной,  групповой деятельности;

освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

       В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 6 классе. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

 В  6 классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 10 000,  а так же решение примеров и задач с обыкновенными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают  задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная  на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

        Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 6 классе учащиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Место Рабочей программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения  самостоятельных и контрольных работ.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Математика»

Личностные результаты освоения образовательной курса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000;

читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;

знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);

выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;

выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

решать все простые задачи, составные задачи в 3-4 арифметических действия; решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;

распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач

Достаточный уровень:

знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию);

различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;

умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей;

нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Содержание тем учебного курса по математике. 6 класс.

Содержание учебного материала

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).

Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.

Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, де сятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.

Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.

Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чи сел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметичес ких действий.

Сложение и вычитание чисел, полученных при из мерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.

Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основ ное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мел ких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от чис ла, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки  и . Уровень, отвес.

Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.

Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

№ урока

Содержание тем

Количество часов

1

Тысяча

43

2

Обыкновенные дроби

21

4

Геометрический материал

10

5

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

24

7

Задачи на движение

15

8

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки

27

9

Геометрический материал (продолжение)

8

13

Повторение

18

16

Итоговая контрольная работа

1

17

Повторение

3

 

ИТОГО

170

Календарно-тематическое планирование

Математика 6 класс

п/п

Число часов

Наименование раздела и тем

Сроки прохождения

Коррекционная работа

 

по плану

факти-

чески

 

Тысяча

1-5

5

Нумерация в пределах тысячи

   

Развитие пространственного воображения

6-8

3

Простые и составные числа

   

Развитие логического мышления

9

1

Контрольная работа №1 Нумерация в пределах 1000

   

Развитие пространственного воображения

10-11

2

Округление чисел

   

Развитие логического мышления

12-14

3

Сложение и вычитание целых чисел

   

Развитие пространственного воображения

15-16

2

Преобразование чисел, полученных при измерении

   

Развитие самостоятельной деятельности

17-19

3

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

   

Развитие пространственного воображения

20

1

Контрольная работа №2 Тысяча

   

Развитие самостоятельной деятельности

21-23

3

Геометрический материал

   

Развитие самостоятельной деятельности

24-28

5

Нумерация многозначных чисел

   

Развитие пространственного воображения

29

1

Римская нумерация

   

Развитие пространственного воображения

30-42

13

Сложение и вычитание в пределах 10000

   

Развитие логического мышления

43

1

Контрольная рабта№3 10000

   

Развитие пространственного воображения

 

Обыкновенные дроби

44-46

3

Обыкновенные дроби

   

Развитие логического мышления

47-51

5

Образование и сравнение смешанных чисел

   

Развитие пространственного воображения

52-53

2

Основное свойство дроби

   

Развитие самостоятельной деятельности

54

1

Самостоятельная работа. Обыкновенные дроби

   

Развитие пространственного воображения

55-56

2

Преобразование обыкновенных дробей

   

Развитие самостоятельной деятельности

57-59

3

Нахождение части от числа

   

Развитие пространственного воображения

60-63

4

Нахождение нескольких частей от числа

   

Развитие пространственного воображения

64

1

Контрольная работа №4 Обыкновенные дроби

   

Развитие логического мышления

65-66

2

Взаимное положение прямых на плоскости

   

Развитие пространственного воображения

67-68

2

Высота треугольника

   

Развитие логического мышления

69-70

2

Параллельные прямые

   

Развитие пространственного воображения

71-73

2

Построение параллельных прямых

   

Развитие самостоятельной деятельности

74

1

Контрольная работа №5 Взаимное положение прямых на плоскости

   

Развитие пространственного воображения

75-80

6

Сложение и вычитание дроби с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа

   

Развитие самостоятельной деятельности

81-84

4

Вычитание из целого числа обыкновенной дроби

   

Развитие пространственного воображения

85-86

2

Решение задач

   

Развитие пространственного воображения

87

1

Контрольная работа №6 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

   

Развитие логического мышления

88-97

10

Сложение и вычитание смешанных чисел

   

Развитие пространственного воображения

98

1

Контрольная работа №7 Сложение и вычитание смешанных чисел

   

Развитие логического мышления

99-100

2

Решение задач

   

Развитие пространственного воображения

101

1

Скорость. Время. Расстояние

   

Развитие самостоятельной деятельности

102-107

6

Задачи на движение

   

Развитие пространственного воображения

108-112

5

Задачи на встречное движение

   

Развитие самостоятельной деятельности

113

1

Контрольная работа №8 Задачи на движение

   

Развитие пространственного воображения

114-119

6

Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число

   

Развитие пространственного воображения

120-121

2

Решение задач

   

Развитие логического мышления

122-123

2

Письменное умножение чисел на круглые десятки

   

Развитие пространственного воображения

124

1

Контрольная работа №9 Умножение многозначных чисел на однозначное число

   

Развитие логического мышления

125-132

8

Деление многозначных чисел на однозначное число

   

Развитие пространственного воображения

133-135

3

Решение задач

   

Развитие самостоятельной деятельности

136-140

5

Деление с остатком

   

Развитие пространственного воображения

           

141

1

Контрольная работа №10 Деление многозначных чисел на однозначное число

   

Развитие самостоятельной деятельности

142

1

Взаимное положение прямых в пространстве

   

Развитие пространственного воображения

143

1

Уровень и отвес

   

Развитие пространственного воображения

144

1

Куб

   

Развитие логического мышления

145

1

Брус, шар

   

Развитие пространственного воображения

145-147

2

Масштаб

   

Развитие логического мышления

148-150

3

Классы и разряды

   

Развитие пространственного воображения

151-152

3

Преобразование чисел полученных при измерении

   

Развитие самостоятельной деятельности

153-157

5

Сложение и вычитание, умножение и деление, многозначных чисел

   

Развитие пространственного воображения

158-162

5

Решение задач

   

Развитие самостоятельной деятельности

163-164

2

Решение уравнений

   

Развитие пространственного воображения

166

1

Подготовка к итоговой контрольной работе.

   

Развитие пространственного воображения

167

1

Итоговая контрольная работа

   

Развитие логического мышления

168

11

Работа над ошибками. Повторение

   

Развитие пространственного воображения

169

1

Повторение

   

Развитие логического мышления

170

1

Обобщающий урок

   

Развитие пространственного воображения

Учебно-методический комплекс. 6 класс.

Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Владос», 2011 г.

Учебник:М.Н. Перова «Математика. 6 класс» Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.

Методическая литература:

М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г

Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г

С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.

С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль,  внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.

Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.

М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г

Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.

Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.

В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.

О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г

Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.

О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.

М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г.

Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.