12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету)- Краеведение

Класс - 11

Всего часов на учебный год - 34ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник «Историко-культурное краеведение» под ред. Б.Я.Табачникова

 

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19 лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2015г.

Пояснительная записка к программе и тематическому планированию курса «Краеведение"

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", региональной программы ВОИПКиПРО "Историко-культурное краеведение"и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ.

Общая характеристика учебного предмета

Регионализация образования является актуальным направле­нием развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возмож­ность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно - ориентированным и деятельностным подходами.

Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в трудах воронежских ученых-краеведов;

2. Вариативности:

учитель имеет право вносить коррективы в программу и те­матическое планирование курса. Вместе с тем, методические ре­шения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;

учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;

- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;

3. Дифференциации и индивидуализации:

- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать. аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков;

- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объек­тов;

об этапах развития историко-культурного наследия на при­мере конкретных объектов;

о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

о проблемах и перспективах развития края;

о перспективах собственного существования в этом крае.

Место учебного предмета в учебном плане:

Изучение курса «Краеведение» в 10-11классах по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компонен­те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области. Всего 34 часа в год при 34 учебных неделях в 11 классе.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета гражданственность;

патриотизм;

толерантность;

интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры лично­сти, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного

Цели краеведческого образования:

- создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;

- обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;

- формирование мотивов собственной созидательной деятельности по преумножению культурного потенциала своей малой родины;

- ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событий истории Воронежского края.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 4.

Когда дома заговорили. Архитектура Воронежской области. 5ч .Рождение города и его «архитектурная эволюция» (16-18вв.). Источники изучения развития архитектуры. 1585г. - рождение города-крепости. руководители строительства - воеводы С.Сабуров, И.Судаков, В.Биркин. Литовские и ногайские нашествия на город. крепость 1690г. Монастыри 17в. Возникновение новых городов в период строительства Петром I военного флота. Изменение внешнего вида Воронежа в связи с кораблестроением. Каменные храмы Воронежа. Парковое и усадебное строительство в 18в. пожары 70-хгг 18в. развитие промышленности. "Гарденинский архитектурно-строительный комплекс 18в". Генеральный план застройки города Н. Н. Иевского и И.Е.Старова. Стиль классицизма. Строительство народных училищ. Архитектор Д.Кваренги.

Архитектурный облик Воронежа в 19в. Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и гражданских сооружений. Каменный мост(1825), булыжные мостовые, Петровский сквер. Дворянское собрание. В.Н.Шебалин - губернский архитектор (середина 19в.). А.А.Кюи - губернский архитектор (1824-1909). Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Архитекторы М.Н.Замятин, В.И.Гайн. Новые черты в архитектуре начала 20в. Благоустройство мест городского отдыха.

Воронеж в н.20в-40гг.20в. Открытие кинотеатров. Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Советской власти. С 30-х гг 20в. стиль "сталинский неоклассицизм". Дом книги, Дом связи, Управление ЮВЖД, "Утюжок". второй генеральный план города(1939). Великая Отечественная война. Восстановление города Воронежа, сёл, городов области. Н.В.Троицкий - главный архитектор города(1900-1984). Руководитель осуществления генерального плана восстановления Воронежа Л.В.Руднев.

Воронеж - центр Черноземья. (вторая половина 20в.) Восстановление Чернавского моста. Первая девятиэтажка. новые жилые микрорайоны. Водохранилище. Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета "Городские ворота". ВГАСУ. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Творческое объединение "Альбом" - издательская деятельность.

Раздел 5. Палитра земли Воронежской. Изобразительное искусство 8 ч. У истоков воронежской живописи. Древнейший вид искусства - изобразительное. Воронежский иконописец Павел Родионов. Храмовое изобразительное искусство. Иконописец Павел Родионов. Появление светского начала в художественной культуре в 18в. Иконописные мастерские 18в. Воронежские художники второй четверти 19в. М.В.Тулинов - учитель И.Н.Крамского. Этнографические альбомы С.П.Павлова. Воронежские художники - выпускники Академии художеств в Петербурге. Смотр-выставка работ воронежских учеников, учителей по инициативе Академии Художеств(1871-1899). Выставка работ художников-передвижников (1874-1899). А.Г.Соловьёв -художник-реалист, иллюстратор, иконописец, поэт, педагог. М.И.Пономарёв -художник, организатор Воронежской рисовальной школы. Мастера исторической живописи: Н.Н.Ге, А.Н.Рябушкин. Эпоха знаменитостей. И.Н.Крамской - идеолог и создатель Товарищества передвижных художественных выставок, уроженец Острогожска. Художник М.Л.Щербаков, уроженец Богучарского уезда, ученик И.Н.Крамского. Г.Н.Яковлев - создатель Острогожского историко-краеведческого музея и картинной галереи (1907). Творчество острогожского художника Л.Г.Соловьёва. Рисовальная школа М.И.Пономарёва. Мастера исторической живописи: Н.Н.Ге, А.Н.Рябушкин, И.Н.Машков, Н.А.Авсеев. О.Н.Куликовская (принцесса Ольденбургская, сестра Николая II).Сотрудничество скульптора А.Е.Шварца и архитектора А.А.Кюи. Скульпторы А.Трискорни, П.И.Бондаренко, И.А.Шуклин, А.С.Мещерякова, Б.С.Шамарин. Открытие Воронежского губернского музея в 1894г. музей - организатор выставок. Развитие музейного дела в н.20в. Роль музеев в развитии изобразительного искусства. Деятельность Воронежского губернского музея по коллекционированию художественных ценностей. Роль художественно-просветительского отдела народного образования. Художественные выставки 1917-1918гг.Открытие свободных художественных мастерских (1919) и их деятельность по оформлению клубов, библиотек. Преобразование свободных художественных мастерских в Высшие художественно-технические мастерские.(1920).

Становление советского изобразительного искусства в крае. Поиск новых путей в искусстве. Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России). ОМХРР (Объединение молодых художников революционной России). Упадок ОМХРР после перевода техникума в Тамбов. Открытие офортной мастерской по инициативе В.М.Суховой. Деятельность Я.М.Башилова. Художественные традиции Острогожска. Проект "Рисуют дети малых городов"(2002).

Изобразительное искусство в Воронежской области в 30-90-е гг 20в. Общегородское собрание профессиональных художников(1932), решение о создании товарищества "Художник". Первая областная художественная выставка "Художники ЦЧО за 15 лет". Открытие Областного Воронежского музея изобразительных искусств (1933). Персональная выставка А.А.Бичкури. Художественная выставка в филармонии на военную тему. Графика, офорты, плакаты.

Открытие детской художественной школы (1967). Художники театралы. Клубы художников. Художественные училища.

Раздел 6. Музыкальное искусство. Сокровища музыкальной шкатулки. 11ч.

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае. Развитие светской музыки в Воронежском крае в Петровскую эпоху. Музыка в знатных домах. Итальянский певец Ф.Балатри. Е.В.Болховитинов-исследователь русской музыки. Певческая школа в с.Алексеевке, принадлежащей Шереметьевым. А.Шереметьев - руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского театра в развитии музыки.

Воронежский театр – центр музыкальной культуры. Творчество композитора А.А.Алябьева. Музыкальные жанры, представленные в театре. Благотворительная деятельность Е.Л.Бедряги. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О.Бантышев на сцене театра г.Воронежа. Знаменитые гастролёры в Воронеже.(М.С.Щепкин, В.И.Живокини, Амалия Корбари, Росси и Пациолли и др.). Открытие Воронежского отделения Имперского Русского музыкального общества 1868г. и музыкальной школы при нём (1869г). Музыкальное училище (1911).

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Гастроли Полтавского симфонического оркестра. Создание ансамбля народной песни. Пятницкий - великий песенник Воронежского края. Фольклорные экспедиции. Лёгкая музыка. Музыкальные издательства и магазины. Первые музыкальные пособия воронежских авторов. Династия Ростроповичей. Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А.Крылов, С.В.Рахманинов, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин, С.И.Танеев, Н.Г.Рубинштейн.

Воронежский симфонический оркестр: рождение и развитие. Революция 1917г. и Гражданская война прервали течение музыкальной жизни Воронежа. Коллектив симфонического оркестра - "К;олсимфоркс" и его монографические концерты. Деятельность Воронежской консерватории. Открытие оперно-балетного Свободного советского театра и Высших театральных мастерских при нём. Гастроли Мариинского театра. Реорганизация мастерских в театральный техникум. С 1924г. - концерты симфонического оркестра. Репрессии 30-хгг в Воронеже. Декады русской музыкальной классики, советской музыки.

Музыкальная культура в 30-40гг. Открытие театра музыкальной комедии (1931). Создание ЦЧ отделения Союза композиторов СССР(1939). Учебные заведения. Знаменитые гастролёры. Открытие областной филармонии в 1937г. и её филиалов. Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию(1941).

Музыка служит победе. Декада смотра искусств. Военный парад 7 ноября 1941г. в Воронеже. Ансамбль песни и пляски Юго-западного фронта. Сборник "Фронтовые песни Юго-Западного фронта". эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Борисоглебск. Воронежский народный хор(1943).

Современная профессиональная и любительская культура. Открытие музыкального театра(1961) и его деятельность. Воронежское гастрольно-концертное объединение "Филармония". Концерт воронежских композиторов (1952). Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества. Дом актёра. Музей музыкальных инструментов. Мастерская "АККО"Воронежская самодеятельность. Учебные заведения. Музыкальное просвещение.

Раздел 7. Театральное искусство. 10ч. Начало театрального пути Воронежа.

Домашний театр В.А.Черткова. Крепостные театры воронежских вельмож. Воронежский театр в н.20в. при губернаторе Ф.А.Пушкине. Прекращение деятельности театра в 1813г.

Воронежский театр в 19в. Профессиональный Воронежский театр. Популярность театра в 20-е гг. и падение интереса в 30-е гг. Великие актёры М.С.Щепкин и П.С.Мочалов на сцене Воронежского театра. "Эпоха Островского" в Воронежском театре. Открытие крестьянского театра Н.Ф.Бунаковым и супругами Соколовыми в с.Никольское. Открытие театрального сезона 1886-1887гг в здании отремонтированного "старого" театра.

Театр в первой половине 20в. Театр под руководством П.П.Струйского(1905-1907).

Новое советское театральное искусство (компраздники).

Деятельность воронежских театров: Большого советского, Малого театра, Свободного (с1918г.- Театр вольных мастеров). В.В.Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже. Создание постоянной труппы в 20-30гг. Открытие театра музыкальной комедии(1931) и Молодого театра(1932) ( с 1940 г. -Театр юного зрителя).

Театра кукол.

Воронежский театр во второй половине 20в.

Декада искусств Воронежской области в Москве. Присвоение театру имени А.Кольцова(1959), звания академического (1978). Сезон 1996г. - последний в здании старого драмтеатра, переезд в новое здание в 2002г. Открытие музыкального театра в 1961г. Возобновление работы ТЮЗа (1963). Деятельность театра кукол под рук. режиссёра В.А.Вольховского. Камерный театр (1994). Театр "Антреприза".

Театры городов Воронежской области. Театральные летописцы.

Театры в Борисоглебске и Россоши. Народные любительские коллективы. Чтецкие программы. Дом актёра. Молодёжный театр ВГАИ. Публикации о театре. Фестиваль театрального искусства в с. Никольское, детский фестиваль "Синяя птица".Публикации о театре Н.И.Данилова, З.Я.Анчиполовского, Л.В.Романовой.

Историко-культурное краеведение включает следующие раз­делы.

раздела

Наименование раздела

Количество часов

   

программа (35 ч)

 

IV

Архитектура Воронежской области

5

     

V

Изобразительное искусство

8

VI

Музыкальное искусство

11

     

VII

Театральное искусство

10

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _11_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 9 детей, из которых мальчиков – 3, девочек - 6 . По итогам успеваемости за 10 класс, из оставшихся в классе имеют "5" -8, "4"-1, Качество знаний за прошлый год - 100%.

Основная группа обучающихся имеет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения. Ребята имеют хорошую базу теоретического материала, который всегда вовремя умеют применить. Могут работать с источником, обладают навыками исследовательской деятельности. На основе своей работы делают презентации. Девочки активно работают в группе экскурсоводов по музею школы и Залу Боевой Славы, уделяя особое внимание истории своего края. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. 

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны:

знать:

исторические события, происходившие в развитии края, да­ты этих событий;

знаменитые персоналии истории и культуры;

содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий;

- изучение видов исторических источников.

уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преоб­разовывать информацию;

осуществлять сравнение;

аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать пра­вильное суждение;

работать с картой, иллюстрацией, текстом;

осуществлять наблюдение;

применять знания в конкретной ситуации жизни;

определять цели и мотивы своей деятельности;

вести конструктивный диалог;

осуществлять презентацию творческой работы.

В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежн6ости;

- определения собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве, библиотеке, музее, Интернете;

- написание творческих работ(рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), проведение экскурсий, интервьюирования.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Историко-культурное краеведение Воронежской области»

ЛИТЕРАТУРА

1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведе­ние : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.

3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Во­ронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.

Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.

Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.

В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.

60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..

Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.

С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.

.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.

Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы.

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 11 класс (35 часов).

 

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

Раздел 4. Когда дома заговорили. Архитектура Воронежской области. (5ч)

 

1

Рождение города и его архитектурная эволюция:16-18вв.

1

Комбинированный урок

Архитектура как вид искусства. Воронеж-крепость, руководители строительства крепости. Первые монастыри Воронежа и губернии. Парковое и усадебное строительство 18-19вв. Промышленное строительство. Генеральный план застройки города Н. Н. Иевского и И.Е.Старова. Строительство народных училищ.

Каменное строительство в стиле классицизма. Архитектор Д.Кваренги. Постройки общественного назначения.

   

2

Архитектурный облик г. Воронежа в 19вв.

1

Комбинированный урок

Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и гражданских сооружений. Каменный мост(1825), булыжные мостовые, Петровский сквер. Дворянское собрание. В.Н.Шебалин - губернский архитектор (середина 19в.). А.А.Кюи - губернский архитектор (1824-1909). Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Архитекторы М.Н.Замятин, В.И.Гайн.

   

3

Воронеж в н.20в-40гг.20в.

1

Комбинированный урок

Открытие кинотеатров. Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Советской власти. С 30-х гг 20в. стиль "сталинский неоклассицизм". Дом книги, Дом связи, Управление ЮВЖД, "Утюжок". второй генеральный план города(1939). Великая Отечественная война. Восстановление города Воронежа, сёл, городов области. Н.В.Троицкий - главный архитектор города(1900-1984). Руководитель осуществления генерального плана восстановления Воронежа Л.В.Руднев.

   

4

Воронеж во второй половине 20в.- центр Черноземья.

1

Комбинированный урок

Восстановление Чернавского моста. Первая девятиэтажка. новые жилые микрорайоны. Водохранилище. Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета "Городские ворота". ВГАСУ. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Творческое объединение "Альбом" - издательская деятельность.

   

5.

"Путешествие по улицам города"

1

Заочная экскурсия

     

Раздел 5. Палитра земли Воронежской. Изобразительное искусство. (8ч)

 

6

У истоков воронежской живописи.

1

Комбинированный урок

Древнейший вид искусства - изобразительное. Воронежский иконописец Павел Родионов. Храмовое изобразительное искусство. Иконописец Павел Родионов. Появление светского начала в художественной культуре в 18в. Иконописные мастерские 18в. Воронежские художники второй четверти 19в. М.В.Тулинов - учитель И.Н.Крамского. Этнографические альбомы С.П.Павлова. Воронежские художники - выпускники Академии художеств в Петербурге. Смотр-выставка работ воронежских учеников, учителей по инициативе Академии Художеств(1871-1899). Выставка работ художников-передвижников (1874-1899). А.Г.Соловьёв -художник-реалист, иллюстратор, иконописец, поэт, педагог. М.И.Пономарёв -художник, организатор Воронежской рисовальной школы. Мастера исторической живописи: Н.Н.Ге, А.Н.Рябушкин.

   

7

Эпоха знаменитостей.

1

Комбинированный урок

И.Н.Крамской - идеолог и создатель Товарищества передвижных художественных выставок, уроженец Острогожска. Художник М.Л.Щербаков, уроженец Богучарского уезда, ученик И.Н.Крамского. Г.Н.Яковлев - создатель Острогожского историко-краеведческого музея и картинной галереи (1907). Творчество острогожского художника Л.Г.Соловьёва. Рисовальная школа М.И.Пономарёва. Мастера исторической живописи: Н.Н.Ге, А.Н.Рябушкин, И.Н.Машков, Н.А.Авсеев. О.Н.Куликовская (принцесса Ольденбургская, сестра Николая II).Сотрудничество скульптора А.Е.Шварца и архитектора А.А.Кюи. Скульпторы А.Трискорни, П.И.Бондаренко, И.А.Шуклин, А.С.Мещерякова, Б.С.Шамарин. Открытие Воронежского губернского музея в 1894г. музей - организатор выставок.

   

8

Развитие музейного дела в н.20в

1

Комбинированный урок

Деятельность Воронежского губернского музея по коллекционированию художественных ценностей. Роль художественно-просветительского отдела народного образования. Художественные выставки 1917-1918гг.

   

9-10

Становление советского изобразительного искусства в крае.

2

Комбинированный урок

Открытие свободных художественных мастерских (1919) и их деятельность по оформлению клубов, библиотек. Преобразование свободных художественных мастерских в Высшие художественно-технические мастерские.(1920). Поиск новых путей в искусстве. Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России). ОМХРР (Объединение молодых художников революционной России). Упадок ОМХРР после перевода техникума в Тамбов. Открытие офортной мастерской по инициативе В.М.Суховой. Деятельность Я.М.Башилова.

   

11

Повторительно-обобщающий урок : "Палитра земли Воронежской"

1

Урок систематизации знаний уч-ся с элементами дискуссии и творческой работы.

Систематизировать знания уч-ся по разделу. Презентация сообщений учащихся.

   

12-13

Урок-экскурсия в музей или выставочный зал.

2

экскурсия

Урок-экскурсия в музей или выставочный зал. Беседа.

   

Раздел 6. Сокровища музыкальной шкатулки. (11ч)

   

14

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.

1

Урок изучения нового материала

Развитие светской музыки в Воронежском крае в Петровскую эпоху. Музыка в знатных домах. Итальянский певец Ф.Балатри. Е.В.Болховитинов-исследователь русской музыки. Певческая школа в с.Алексеевке, принадлежащей Шереметьевым. А.Шереметьев - руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского театра в развитии музыки.

   

15-16

Воронежский театр – центр музыкальной культуры в 19в.

2

Комбинированный урок

Творчество композитора А.А.Алябьева. Музыкальные жанры, представленные в театре. Благотворительная деятельность Е.Л.Бедряги. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О.Бантышев на сцене театра г.Воронежа. Знаменитые гастролёры в Воронеже.(М.С.Щепкин, В.И.Живокини, Амалия Корбари, Росси и Пациолли и др.). Открытие Воронежского отделения Имперского Русского музыкального общества 1868г. и музыкальной школы при нём (1869г). Музыкальное училище (1911).

   

17-18

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа

2

Комбинированный урок

Гастроли Полтавского симфонического оркестра. Создание ансамбля народной песни. Пятницкий - великий песенник Воронежского края. Фольклорные экспедиции. Лёгкая музыка. Музыкальные издательства и магазины. Первые музыкальные пособия воронежских авторов. Династия Ростроповичей. Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А.Крылов, С.В.Рахманинов, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин, С.И.Танеев, Н.Г.Рубинштейн.

   

19

Воронежский симфонический оркестр: рождение и развитие.

1

Комбинированный урок

Развитие музыкального искусства в условиях победы Советской власти. Создание симфонического оркестра (дирижёр В.С.Терентьев). Революция 1917г. и Гражданская война прервали течение музыкальной жизни Воронежа. Коллектив симфонического оркестра - "К;олсимфоркс" и его монографические концерты. Деятельность Воронежской консерватории. Открытие оперно-балетного Свободного советского театра и Высших театральных мастерских при нём. Гастроли Мариинского театра. Реорганизация мастерских в театральный техникум. С 1924г. - концерты симфонического оркестра. Репрессии 30-хгг в Воронеже. Декады русской музыкальной классики, советской музыки.

   

20

Музыкальная культура в 30-40гг

1

Комбинированный урок

Открытие театра музыкальной комедии (1931). Создание ЦЧ отделения Союза композиторов СССР(1939). Учебные заведения. Знаменитые гастролёры. Открытие областной филармонии в 1937г. и её филиалов. Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию(1941).

   

21

Музыка служит победе.

1

Комбинированный урок

Трудные военные годы. Декада смотра искусств. Военный парад 7 ноября 1941г. в Воронеже. Ансамбль песни и пляски Юго-западного фронта. Сборник "Фронтовые песни Юго-Западного фронта". Эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Борисоглебск. Воронежский народный хор(1943). Воронежские композиторы.

   

22

Современная профессиональная и любительская культура.

1

Комбинированный урок

Открытие музыкального театра(1961) и его деятельность. Воронежское гастрольно-концертное объединение "Филармония". Концерт воронежских композиторов (1952). Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества. Дом актёра. Музей музыкальных инструментов. Мастерская "АККО"Воронежская самодеятельность. Учебные заведения. Музыкальное просвещение.

   

23-24

Урок-экскурсия или посещение театра.

2

экскурсия

     
 

Раздел 7. Театральное искусство. (10ч)

 

25

Начало театрального пути Воронежа.

1

Комбинированный урок

Домашний театр В.А.Черткова. Крепостные театры воронежских вельмож. Воронежский театр в н.20в. при губернаторе Ф.А.Пушкине. Прекращение деятельности театра в 1813г.

   

26-27

Воронежский театр в 19в.

2

Комбинированный урок

Профессиональный Воронежский театр. Популярность театра в 20-е гг. и падение интереса в 30-е гг. Великие актёры М.С.Щепкин и П.С.Мочалов на сцене Воронежского театра. "Эпоха Островского" в Воронежском театре. Открытие крестьянского театра Н.Ф.Бунаковым и супругами Соколовыми в с.Никольское. Открытие театрального сезона 1886-1887гг в здании отремонтированного "старого" театра. Театр-цирк купца В.А.Косырева

   

28

Театр в первой половине 20в.

1

Комбинированный урок

Театр под руководством П.П.Струйского(1905-1907).

Новое советское театральное искусство (компраздники).

Деятельность воронежских театров: Большого советского, Малого театра, Свободного (с1918г.- Театр вольных мастеров). В.В.Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже. Создание постоянной труппы в 20-30гг. Открытие театра музыкальной комедии(1931) и Молодого театра(1932) ( с 1940 г. -Театр юного зрителя).

Театра кукол.

   

29

Воронежский театр во второй половине 20в.

1

Комбинированный урок

Декада искусств Воронежской области в Москве. Присвоение театру имени А.Кольцова(1959), звания академического (1978). Сезон 1996г. - последний в здании старого драмтеатра, переезд в новое здание в 2002г. Открытие музыкального театра в 1961г. Возобновление работы ТЮЗа (1963). Деятельность театра кукол под рук. режиссёра В.А.Вольховского. Камерный театр (1994). Театр "Антреприза".

   

30

Театры городов Воронежской области. Театральные летописцы.

1

Комбинированный урок

Театры в Борисоглебске и Россоши. Народные любительские коллективы. Чтецкие программы. Дом актёра. Молодёжный театр ВГАИ. Публикации о театре. Фестиваль театрального искусства в с. Никольское, детский фестиваль "Синяя птица".Публикации о театре Н.И.Данилова, З.Я.Анчиполовского, Л.В.Романовой.

   

31-32

Уроки-экскурсии

2

экскурсия

Историческая справка о краеведческом музее.

   

33-34

Итоговый урок

2

Урок контроля знаний

тестирование

   
 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.