Рабочая программа по истории, 11 класс
Пояснительная записка. 11 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Программы по истории для общеобразовательных учреждений «История. Обществознание 5-11 классы». - М.: «Просвещение». - 2007 г.;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов: всеобщая история – 24 часа; история России – 44 часа.
Принцип обучения: концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Левандовский А.А. История России, 19 - начало 21 века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - М.: Просвещение. 2007.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. / В.В. Кириллов. - М.: Эксмо. – 2011.
Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история: конец 19 - начало 21 в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. - М.: ООО «Русское слово - учебник»,2012.
История. 11 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история: конец 19 - начало 21 века» / авт.- сост. Н.Ю.Бухарева. - Волгоград: Учитель, 2012.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 11 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 11 класса.
- Электронное приложение для 11 класса (www.drofa.ru).
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении историческим терминам. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Используемая литература:
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX - начало XXI века: учебник для 11 кл. - М.: Просвещение, 2005.
3агладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - XXI века: учебник для 11 кл. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.
Мир в XX веке: Учебник для 11 кл. / Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. - М.: Просвещение, 2000.
Фортунатов В.В., Снигирёв С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.
Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Наглядные пособия по истории (карты, картины, схемы):
Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918 гг.
Западная Европа после Первой мировой войны 1918-1923 гг.
Западная Европа в 1924-1939 гг.
Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Политическая карта мира.
Россия XIX - начала XX столетия.
Первая русская революция 1905-1907 гг.
Россия в 1907-1914 гг.
Подготовка революции (март-ноябрь 1914 гг.).
Великая Октябрьская революция и триумфальное шествие Советской власти, (октябрь 1917 г. - март 1918 г.).
Иностранная военная интервенция и Гражданская война 1918-1922 гг.
Индустриальное развитие СССР за годы предвоенных пятилеток.
Великая Отечественная война 1940-1945 гг.
Великая Отечественная война. Освобождение Белоруссии.
Великая Отечественная война. Освобождение прибалтийских республик.
Победа Советского Союза над Японией.
Восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1960 гг.
Послевоенное восстановление народного хозяйства в 1946-1958 гг.
Народное хозяйство СССР в 1959-1973 гг.
Схемы:
Россия в 1855-1917 гг.
Политические партии России в конце XIX - начале XX века.
Россия в 1917-1945 гг.
СССР в 1945-1985 гг.
СССР в 1985-1991 гг.
Россия в 1992-2005 гг.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
|
1. |
Мир в начале XX века. (3 часа) |
Урок 1. Введение. Мир в начале XX века. |
Научно-технический прогресс в конце XIX – последней четверти XX вв. Проблема периодизации НТР. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX-середине XX вв. Перемены в социально-экономической жизни общества. Причины быстрого роста городов. Состояние общества в начале XX века и во второй половине XIX века. |
||
2. |
Урок 2. Ведущие государства мира в начале XX века. |
Индустриальное общество, основные социальные, экономические, политические процессы начала XX века. Политический строй, экономическое развитие стран. Сущность и направления демократизации жизни в начале XX века. Изменение социальной структуры индустриального общества. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. |
|||
3. |
Урок 3. Международные отношения в 1900-1914 гг. |
Территориальный раздел мира. Тенденции международной жизни, противостояние коалиций, возникновение пацифизма, усиление международной напряженности. |
|||
4. |
Российская империя. (6 часов) |
Урок 1. Социально-экономическое развитие в конце XIX-начале XX вв. |
Экономическое развитие России в начале XX века. Причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства. Сущность аграрного вопроса в России в начале XX века. |
||
5. |
Урок 2. Внутренняя политика самодержавия. |
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Политические реформы в России вначале XX в. Политические партии. |
|||
6. |
Урок 3. Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. |
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX – начала XX вв. Направления внешней политики Николая II. Причины войны, планы сторон. Ход боевых действий. Условия Портмутского мира и его значение. Воздействие войны на общественную жизнь России. |
Презентация «Русско-японская война 1904-1905 гг.» |
||
7. |
Урок 4. Россия в годы первой русской революции. |
Революция 1905-1907 гг. Причины и характер российской революции 1905-1907 гг. Основные события революции 1905-1907 гг. и ее участники. Государственная дума, кадеты, октябристы, черносотенцы. |
|||
8. |
Урок 5. Изменения в политической системе Российской империи. |
Становление российского парламентаризма. Особенности политического устройства России после Манифеста 17 октября 1905 г. Особенности избирательной системы в России. Состав и деятельность различных созывов Государственной думы, причины их различий. |
Презентация «Работа Государственных дум I-IV» |
||
9. |
Урок 6. Социально-экономические преобразования: замысел и результаты. |
Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Отруб, хутор, переселенческая политика. Основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, оценка ее итогов и значения. Исторический портрет П.А. Столыпина. Отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Причины нового подъема революционных настроений накануне Первой мировой войны. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. |
|||
10. |
Первая мировая война. 1914-1918 гг. (2 часа) |
Урок 1. Первая мировая война. 1914-1918 гг. |
Состав военно-политических блоков и их территории. Предпосылки Первой мировой войны, её этапы и основные события. Цели и планы сторон. Взаимодействие союзников. Причины поражений в сражениях мировой войны. |
Презентация «Первая Мировая Война» |
|
11. |
Урок 2. Россия в Первой мировой войне. |
Влияние войны на российское общество. Причины участия России в Первой мировой войне. Ход военных действий на Восточном фронте. Положение людей на фронте и в тылу. Экономические и социальные последствия войны для российского общества. |
|||
12. |
Образование национальных государств и послевоенная система договоров. (2 часа) |
Урок 1. Образование национальных государств в Европе. |
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. Поиск новых моделей общественного развития. Особенности вариантов образования национальных государств. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Международные условия развития революций в разных странах. Итоги и последствия революций. |
||
13. |
Урок 2. Послевоенная система международных договоров. |
Содержание договоров. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. |
|||
14. |
Россия в революционном вихре. (3 часа) |
Урок 1. По пути демократии. |
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Причины и сущность событий Февраля 1917 г. Различные версии и оценки событий Февраля 1917 г. Первые мероприятия Временного правительства и Петроградского Совета. |
||
15. |
Урок 2. От демократии к диктатуре. |
Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Суждения об альтернативах развития России в 1917 г. Характеристика позиций политических партий и лидеров весной-летом 1917 г. Причины и последствия кризисов Временного правительства, выступления генерала Корнилова, причины неудачи корниловского выступления. |
|||
16. |
Урок 3. Большевики берут власть. |
Причины и сущность событий Октября 1917 г. Причины прихода большевиков к власти. Различные версии и оценки событий Октября 1917 г. Характер и значение решений II Съезда Советов. Исторический портрет В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. |
|||
17. |
Становление новой России. (3 часа) |
Урок 1. Первые месяцы большевистского правления. |
Национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание. Причины и значение роспуска Учредительного собрания. Обстоятельства и последствия заключения Брестского мира. |
||
18. |
Урок 2. Огненные версты Гражданской войны. |
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «Красный» террор. Причины Гражданской войны. Эволюция взглядов большевиков на проблему создания Красной Армии. Характеристика белого и красного движения (цели, участники, методы борьбы). Военный коммунизм (особенности политики «военного коммунизма»). Эволюция политики большевиков в отношении крестьянства. Экономическая политика белых и красных. |
|||
19. |
Урок 3. Почему победили красные? |
Причины победы большевиков в Гражданской войне. |
|||
20. |
Россия, СССР: годы нэпа. (3 часа) |
Урок 1. Социально-экономическое развитие страны. |
Причины «малой гражданской войны». Экономическая, социальная и политическая составляющие кризиса начала 1920-х гг. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике. Причины перехода к нэпу. Задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа. Сущность и значение новой экономической политики. Причины свертывания нэпа. |
||
21. |
Урок 2. Общественно-политическая жизнь. Образование СССР. |
Жизнь общества в годы нэпа. Предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Существенные черты национальной политики в 1920-е гг. |
|||
22. |
Урок 3. Внешняя политика и Коминтерн. |
Основные направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1920-егг. Итоги Генуэзской конференции и значение Рапалльского договора. Цели, содержание и методы деятельности Коминтерна в 1920-е гг. |
|||
23. |
СССР: годы форсированной модернизации. (6 часов) |
Урок 1. Кардинальные изменения в экономике: индустриализация. |
Причины, характер и итоги индустриализации в СССР. Ход индустриализации в стране и в своем регионе. |
||
24. |
Урок 2. Кардинальные изменения в экономике: коллективизация. |
Причины, характер и итоги коллективизации в СССР. Ход коллективизации в стране и в своем регионе. Особенности колхозного строя в конце 1930-х гг. |
|||
25. |
Урок 3. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. |
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Причины, основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 1920-е гг. Причины победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Духовная жизнь в 1920-е гг. Известные произведения советской литературы, искусства рассматриваемого периода, причины их популярности. Взаимоотношения власти и интеллигенции в 1920-е гг. |
|||
26. |
Урок 4. «Страна победившего социализма».
|
Сущность и последствия политических процессов 1930-х гг. Внутриполитическая ситуация в СССР к концу 1930-х гг. Духовная жизнь в 1930-е гг. Известные произведения советской литературы, искусства рассматриваемого периода, причины их популярности. Взаимоотношения власти и интеллигенции в 1930-е гг. |
|||
27 |
Урок 5. Внешняя политика: накануне грозных испытаний. |
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Направления и важнейшие события внешней политики СССР в 1930-е гг. Территории, присоединенные к СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Причины и последствия советско-финской войны. Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны. |
|||
28. |
Урок 6. Повторительно-обобщающий урок «СССР в 1920-е - 1930-е гг.». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «СССР в 1920-е - 1930-е гг.». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
29. |
Мир между двумя мировыми войнами. (6 часов) |
Урок 1. Мировой экономический кризис. |
Модели ускоренной модернизации в XX в. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. Причины и особенности экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. |
||
30. |
Урок 2. Социально-экономические процессы в европейских государствах и США. |
Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия мировых войн. Особенности социально-экономического развития стран. |
|||
31. |
Урок 3. Общественно-политический выбор ведущих стран. |
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Либерально-демократические и тоталитарные режимы. Политическая идеология тоталитарного типа. Тоталитарные режимы и их особенности. Причины установления тоталитарного режима в Италии. Итальянский фашизм. Причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Особенности фашизма в Испании. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. |
|||
32. |
Урок 4. Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. |
Задачи, которые стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920-1930-е гг. Пути к модернизации в Японии, Китае, Индии. Смысл понятия «гандизм». Особенности общественного развития. Сходства и различия в развитии стран континента. |
|||
33. |
Урок 5. «Эра пацифизма» в 1920-е гг. |
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX века. Международные конференции 1920-х гг. |
|||
34. |
Урок 6. Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. |
Причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров. Роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг. |
|||
35. |
Вторая мировая война. (3 часа) |
Урок 1. Причины войны и планы участников. |
Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. «Странная война», «битва за Британию». План Барбаросса, план «Ост». «Новый порядок». Геноцид. Холокост. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Коренной перелом. Второй фронт. Нюрнбергский процесс. Периодизация войны. Готовность главных участников к войне. Причины, и основные этапы Второй мировой войны. События и районы боевых действий. |
||
36. |
Урок 2. Этапы боевых действий на фронтах. |
Основные события и районы боевых действий. |
|||
37. |
Урок 3. Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны. |
Особенности международных отношений в годы войны. Решения международных конференций. |
|||
38. |
Великая Отечественная война. (6 часов) |
Урок 1. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия в 1941-1942 гг. |
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Крупнейшие сражения 1941-1942 гг. Блицкриг, новый порядок, коренной перелом, антигитлеровская коалиция. Предпосылки коренного перелома. |
||
39. |
Урок 2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. |
Крупнейшие сражения с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г. Причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве. Сталинградское сражение и Курскую битву. |
|||
40. |
Урок 3. Борьба за линией фронта. |
Особенности партизанского движения, крупнейшие партизанские операции. Вклад различных народов СССР в победу над Германией. Суждения о коллаборационизме. |
|||
41. |
Урок 4. Советский тыл в годы войны. |
Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. Жизнь людей в годы войны. Биографические справки о тружениках тыла. |
|||
42. |
Урок 5. Завершающий этап войны. СССР и союзники. |
СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Крупнейшие сражения 1944-1945 гг. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны. |
|||
43. |
Урок 6. Повторительно-обобщающий урок «СССР в годы Великой Отечественной войны». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «СССР в годы Великой Отечественной войны». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
44. |
Международные отношения во II половине XX века. (2 часа) |
Урок 1. Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны». |
Основные последствия войны для стран-союзников, агрессоров, всего мира. Причины «холодной войны». |
||
45. |
Урок 2. Основные этапы «холодной войны». |
Основные этапы «холодной войны» и их содержание. Цели и территории охвата военно-политических блоков. |
|||
46. |
СССР в 1945-1953 гг. (3 часа) |
Урок 1. Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. |
«Холодная война», «железный занавес». «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы. Политика СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской сфере влияния. |
||
47. |
Урок 2. Восстановление и развитие народного хозяйства. |
Причины успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве впервые послевоенные годы. Жизнь людей в послевоенные годы. Военно-промышленный комплекс, репарации, репатриации. |
|||
48. |
Урок 3. Власть и общество. |
Идеологические кампании конца 1940-х-начала 1950-х гг., усиление административного и идеологического контроля в послевоенные годы, гонения на ученых, деятелей литературы и искусства. Складывание мировой социалистической системы. Национальная политика сталинского руководства в 1945-1953 гг. Исторический портрет И.В. Сталина. |
|||
49. |
СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы. (3 часа) |
Урок 1. Изменения в политике и культуре. |
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение. Причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Н.С. Хрущева. Общественный импульс и значение решений XX съезда. Причины отставки Хрущева Н.С. Период «оттепели» в общественной жизни. Особенности развития советской культуры 1950-х – 1980-х гг. Наука и образование в СССР. Достижения советской науки и техники, советского спорта в конце 1950-х -1960-е гг., известные произведения советской литературы, искусства. Причины их популярности. Противоречивость партийной культурной политики. |
||
50. |
Урок 2. Преобразования в экономике. |
Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый период. Завершение создания к концу 1950-х-началу 1960-х гг. в СССР основ индустриального общества. Достоинства и недостатки социально-экономической политики Н.С. Хрущева. Исторический портрет Н.С. Хрущева. |
|||
51. |
Урок 3. СССР и внешний мир. |
Значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». |
|||
52. |
СССР в 1965-1985 гг. (2 часа) |
Урок 1. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг. |
Основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг. Причины свертывания реформ. Социальная политика 1970-х гг. Жизнь людей в 1960-1980-е годы. |
||
53. |
Урок 2. Общественно-политическая жизнь. Культура. |
«Застой». Попытка модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Альтернативы развития советского общества в середине 1960-х гг. Исторический портрет Л.И. Брежнева. Конституция 1977 г. Развитие отечественной культуры в 1960-1980-е гг. Противоречия культурной жизни в рассматриваемый период. |
|||
54. |
Страны Европы и США в конце 1940-х-1990-х гг. (4 часа) |
Урок 1. Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития. |
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х -1970-х гг. Новизна в экономических и политических связях. Государство благосостояния. Развитие массового производства. Черты и признаки постиндустриального (информационного) общества. Индустриальное и постиндустриальное общества. |
||
55. |
Урок 2. Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-1990-х гг. |
Кризис политической идеологии на рубеже XIX-XX веков. Основные идейно-политические направления в европейских государствах. «Неконсервативная революция». Современная идеология «Третьего пути». Содержание трех этапов в экономической политике. Главные черты гражданского общества. Гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи. |
|||
56. |
Урок 3. Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х-первой половине 1980-х гг. |
Модели ускоренной модернизации в XX веке. Причины перехода стран данного региона в сферу советского влияния: общие черты развития стран региона. Особенности интеграции стран социализма. |
|||
57. |
Урок 4. Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. |
Причины провала попыток реформирования социализма в Восточной Европе: общие черты демократических преобразований. |
|||
58. |
Страны Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX в. (1 час) |
Урок 1. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Национально- освободительные движения и деколонизация. |
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора модели развития. Этапы социально-экономических трансформаций. |
||
59. |
Наука и культура XX в. (2 часа) |
Урок 1. Наука и культура в XX веке. |
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Формирование неклассической научной картины мира. Новые художественные направления и школы. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Массовая культура, особенности развития духовной культуры, роль религии, изменения в быту. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX века. |
||
60. |
Урок 2. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества. |
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI веков. Глобальные проблемы современности, признаки и содержание. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Информационная революция и становление информационного общества. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Интернациализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. |
|||
61. |
Перестройка в СССР. (3 часа) |
Урок 1. Перестройка и ее итоги. |
Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. Перестройка, гласность, политический плюрализм, парад суверенитетов. Причины перехода к политике перестройки. Проявление новых явлений в политике, экономике, культуре. Жизнь в годы перестройки. Оценка итогов политики гласности в годы перестройки. |
||
62. |
Урок 2. Распад СССР. |
Причины распада СССР. Причины, приведшие к обострению межнациональных противоречий в Советском государстве. Исторический портрет М.С. Горбачева. |
|||
63. |
Урок 3. Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». |
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Направления внешней политики СССР в 1970-егг. и годы перестройки. Причины разрядки международной напряженности в 1970-е гг. и обострения международной напряженности в конце 1970-х гг. Взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Содержание политики нового политического мышления. |
|||
64. |
Российская Федерация. (5 часов) |
Урок 1. Начало кардинальных перемен в стране. |
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Трудности перехода к рыночной экономике. Основные положения экономической реформы начала 1990-х гг. (оценка результатов и значение). Причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г. Либерализация цен, приватизация, ваучер. |
||
65. |
Урок 2. Российское общество впервые годы реформ. |
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Политические партии и движения Российской Федерации. Исторический портрет Б.Н. Ельцина. Особенности российской Конституции 1993 г., результаты политического развития в 1990-е гг. |
|||
66. |
Урок 3. Ситуация в стране в конце XX века. |
Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Россия и вызовы глобализации. События конца XX-начала XXI вв. в области политики, экономики, культуры. Печать и телевидение. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. |
|||
67. |
Урок 4. Внешняя политика России. |
Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы. Основные направления внешней политики России конца XX-начала XXI вв. Внешнеполитическая деятельность руководителей страны. Оценка внешней политики. |
|||
68. |
Урок 5. Итоговое обобщение. |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Российская Федерация». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |