Рабочая программа по истории в 11 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету) История
Всего часов на учебный год - 70ч.
Количество часов в неделю - 2ч в неделю
Учебник- Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира в 20в. 11 класс:
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по курсу: " История России и мира 20в" разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ", содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы Н.В.Загладина, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса история.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 11 классе из федерального компонента 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях.
Ценностные ориентиры в содержании учебных предметов:
. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.
. Расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человече-ского взаимодействия в истории.
. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов временного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить с исторически возникшими мировоззренческими системами.
. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд).
. Формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, картографическими и хронологическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и
Содержание курса.
Раздел 1. Россия в мировом развитии на рубеже 19-20вв.
Научно-технические достижения и прогресс в начале 20в. Причины ускорения научно-технического прогресса в 20в. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Создание гигантов индустрии.
Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Роль государства в осуществлении модернизации экономики; национальная специфика.
Социально –политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Роль государства в осуществлении модернизации экономики; национальная специфика.
Новый этап развития колониальных и зависимых стран. Положение колониальных и зависимых стран в начале 20в.
Перспективы модернизации общества в государствах континентальной Азии.
Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колониальные державы.
Россия: противоречия незавершенной модернизации. Россия в н.20в. особенности социально-экономического и общественно-политического развития. Реформы С.Ю.Витте.
Причины обострения противоречий в российском обществе н.20в.
Россия: от русско-японской до Первой мировой войны. Россия в н.20в. особенности социально-экономического и общественно-политического развития. Реформы С.Ю.Витте.
Причины обострения противоречий в российском обществе н.20в.
Раздел 2. Державное соперничество в начале 20 в. Россия в годы Первой мировой войны. Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало первой мировой войны.
Первая мировая война и начало революции 1917г. В России. Причины обострения борьбы за рынки и сферы влияния между ведущими индустриальными державами.
Россия в системе военно-политических союзов и первые войны за передел мира.
Начало Первой мировой войны.Роль Восточного фронта в войне 1914-1918гг.
Обострение противоречий в воюющих державах. Симптомы общественно-политического и социально-экономического кризиса в России.
Начало революции 1917г.
Россия в год революционных потрясений Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса.
Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками и первые шаги России к гражданской войне. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир.
Кризис 1918-1920гг в странах Европы и гражданская война в России Завершение Первой мировой войны и ее итоги для народов Европы. Революция в Германии и Венгрии.
Создание Версальско-Вашингтонской системы. Страны Антанты и Советская Россия. Белое движение и его особенности. Политика «военного коммунизма» и ее итоги. Причины победы большевиков в гражданской войне. Советско-польская война 1920г. И ее итоги. Советская Россия и освободительное движение в странах Азии.
Завершение Первой мировой войны и ее итоги для народов Европы. Революция в Германии и Венгрии.
Создание Версальско-Вашингтонской системы. Страны Антанты и Советская Россия. Белое движение и его особенности.
Политика «военного коммунизма» и ее итоги. Причины победы большевиков в гражданской войне.
Советско-польская война 1920г. И ее итоги.
Советская Россия и освободительное движение в странах Азии.
Раздел 3. Развитие индустриальных стран в 20-30гг.
Государства демократии – США, Англия и Франция.
Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.
Советское общество в 1920гг. Переход от политики военного коммунизма к НЭПу.
Создание СССР. Политическое развитие советского общества в 1920гг. борьба за власть.
СССР в 1930-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация и коллективизация.
Сталинизм и его особенности. Террор 1930-х гг.
Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг.
Раздел 4. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е гг.
Внешняя политика СССР и международные отношения к. 1920-х-н. 1930-хгг.
СССР, Германия и страны Запада в к.1930-хгг Расширение фашистской агрессии и политика умиротворения агрессора.Мюнхенский сговор.
Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны.
Начальный период Второй мировой войны.
СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940-1941гг. Начало Второй мировой войны. Поражение Франции и новая ситуация в Европе. Расширение японской агрессии в Азии. Политика СССР в 1939-1940гг. Причины ухудшения советско-германских отношений. Подготовка Германии к нападению на СССР.
Оборонительные мероприятия Советского Союза.
Раздел 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-н.1942)
Советский Союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943)
СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны.
Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны.
СССР и итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом.
Итоги Второй мировой войны.
Значение создания ОООН.
Раздел 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине 20в. Развитие общества и науки. Тенденции духовной жизни.
Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Раздел 7. СССР и мировое развитие в период «холодной войны»
«Холодная война» и раскол Европы . Создание системы союзов и конфликты в Азии.
Советский Союз в первые послевоенные годы. СССР после смерти Сталина.
СССР в конце 1950-х –начало 1960-хгг. Советский Союз и крушение колониальной системы. Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х –начало 1960-хгг. Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг.
Период партнерства и соперничества между СССР и США.
Раздел 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия.
Технологии новой эпохи.
Информационное общество: основные черты.
Глобализация мировой экономики и ее последствия.
Раздел 9. Модернизационные процессы в мире к.20в. от СССР – к Российской Федерации.
Перестройка и новое политическое мышление Перестройка и новое политическое мышление
Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР. Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы Становление идеологии неоконсерватизма.
Тэтчеризм в Англии и рейганомика в США: общее и особенное.
Неоконсервативная волна 1980-х гг. в развитых странах.США при администрациях У.Клинтона и Дж. Буша.Социал-демократический реванш в Западной Европе в конце 1990-х гг. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке.
РФ на новом этапе развития Концепции модернизации и опыт рыночных преобразований. Кризис 1993г. И принятие новой Конституции.
Политика коррекции курса реформ. Проблемы межнациональных отношений.
Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20-21вв.
Россия и страны СНГ: изменение модели взаимоотношений.
Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.
Латинская Америка: от авторитаризма к демократии
Россия и международные отношения н.21в Особенности развития системы международных отношений после завершения «холодной войны».
Рост конфликтности в мировой политике и его причины. Военные конфликты 1990-х гг.
Роль России в поддержании международной стратегической стабильности.
Россия и горячие точки современного мира.
Раздел 10. Особенности духовной жизни человечества во второй половине 20в
Эпоха постмодернизма.
Духовная жизнь в советском и российском обществах. От «оттепели» к репрессиям: политика КПСС в вопросах культуры в годы застоя.
Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Писатели и правозащитное движение. Искусство и литература периода гласности и демократизации.
Духовная жизнь, искусство демократической России.
Мир начала 21в. Мир начала 21в.: тенденции развития.
Россия на рубеже третьего тысячелетия.
Особенности и проблемы изучения Отечественной и зарубежной истории 20в.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _11_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 9 детей, из которых мальчиков – 3, девочек - 6. По итогам успеваемости за 10 класс имеют "5" -5, "4"-4, "3"-0. Качество знаний за прошлый год - 100%. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.
Небольшая группа учеников (Фёдорова Анжелика, Швецова Диана, Фирюпкина Наталья, Стеблев Александр) имеет возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Основная масса обучающихся класса обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Требования к уровню подготовки выпускников.
должны знать/понимать:
Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Периодизацию отечественной и всемирной истории;
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
должны уметь:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации;
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Учебно-методическое обеспечение:
Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира в 20в. 11 класс: учебник. - М.: Русское слово, 2010-2013г..
Бухарова Н.Ю.. Поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина. В. 2009.
Список литературы для учителя
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по истории.
Литература, используемая учителем и учениками
Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.
Тематические схемы по истории России XX век. - М.:Легион, 2008
«Материалы ЕГЭ» - 2003-2013 годы.
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. в 12т. М.,1987г.
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История. Экспресс-репетитор. АСТ. М,2008
Единый государственный экзамен 2007. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2007.
Единый государственный экзамен 2008. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2008.
История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004-2013гг. М.: Центр тестирования Минобразования России
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Дата |
||||||
план |
факт |
||||||||||
Раздел 1. Россия в мировом развитии на рубеже 19-20вв. ( 8 часов) |
|||||||||||
1 |
Научно-технические достижения и прогресс в начале 20в. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Причины ускорения научно-технического прогресса в 20в. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Создание гигантов индустрии. |
|||||||
2 |
Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии. |
1 |
Комбинированный |
Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Роль государства в осуществлении модернизации экономики; национальная специфика. |
|||||||
3 |
Социально –политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. |
1 |
Комбинированный |
Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Роль государства в осуществлении модернизации экономики; национальная специфика. |
|||||||
4 |
Новый этап развития колониальных и зависимых стран. |
1 |
Комбинированный |
Положение колониальных и зависимых стран в начале 20в. Перспективы модернизации общества в государствах континентальной Азии. Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колониальные державы. |
|||||||
5 |
Россия: противоречия незавершенной модернизации. |
1 |
Комбинированный |
Россия в н.20в. особенности социально-экономического и общественно-политического развития. Реформы С.Ю.Витте. Причины обострения противоречий в российском обществе н.20в. |
|||||||
6-7 |
Россия: от русско-японской до Первой мировой войны. |
2 |
Комбинированный |
Россия в н.20в. особенности социально-экономического и общественно-политического развития. Реформы С.Ю.Витте. Причины обострения противоречий в российском обществе н.20в. |
|||||||
8 |
Обобщающий урок по разделу: «Россия в мировом развитии на рубеже 19-20вв.». |
1 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
|||||||
Раздел 2. Державное соперничество в начале 20в. Россия в годы Первой мировой войны.(6ч) |
|||||||||||
9 |
Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало первой мировой войны. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Причины обострения борьбы за рынки и сферы влияния между ведущими индустриальными державами. Россия в системе военно-политических союзов и первые войны за передел мира. Начало Первой мировой войны. |
|||||||
10 |
Первая мировая война и начало революции 1917г. В России. |
1 |
Комбинированный |
Роль Восточного фронта в войне 1914-1918гг. Обострение противоречий в воюющих державах. Симптомы общественно-политического и социально-экономического кризиса в России. Начало революции 1917г. |
|||||||
11 |
Россия в год революционных потрясений. |
1 |
Комбинированный |
Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками и первые шаги России к гражданской войне. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. |
|||||||
12-13 |
Кризис 1918-1920гг в странах Европы и гражданская война в России. |
2 |
Комбинированный |
Завершение Первой мировой войны и ее итоги для народов Европы. Революция в Германии и Венгрии. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Страны Антанты и Советская Россия. Белое движение и его особенности. Политика «военного коммунизма» и ее итоги. Причины победы большевиков в гражданской войне. Советско-польская война 1920г. И ее итоги. Советская Россия и освободительное движение в странах Азии. |
|||||||
14 |
Обобщающий урок по теме: «Россия и союзники в Первой мировой войне, проблемы взаимоотношений». |
1 |
Обобщающий урок |
Подведение итогов войны для России и стран Европы, государств Азии. Обсуждение различий между событиями февраля и октября 1917г., анализ программных заявлений партии большевиков и ее практической деятельности. |
|||||||
Раздел 3. Развитие индустриальных стран в 20-30гг.(6ч) |
|||||||||||
15 |
Государства демократии – США, Англия и Франция. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Последствия первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису 1929-1932гг. Меры государственного регулирования экономики в США. «Новый курс « Ф.Д.Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции: сравнительный анализ. |
|||||||
16 |
Фашизм в Италии и Германии. |
1 |
Комбинированный |
Предпосылки установления фашистских режимов в Италии и Германии. Утверждение фашистских тоталитарных государств. |
|||||||
17 |
Милитаристское государство в Японии. |
1 |
Комбинированный |
Милитаристский режим в Японии. |
|||||||
18 |
Советское общество в 1920гг. |
1 |
Комбинированный |
Переход от политики военного коммунизма к НЭПу. Создание СССР. Политическое развитие советского общества в 1920гг. борьба за власть. |
|||||||
19 |
СССР в 1930-е гг. |
1 |
Комбинированный |
Советская модель модернизации. Индустриализация и коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930-х гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. |
|||||||
20 |
Обобщающий урок по разделу: «Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг.» |
1 |
Обобщающий урок |
Обсуждение моделей решения проблем выхода из кризиса различными странами. |
|||||||
Раздел 4. СССР в системе международных отношений. 1920-1930-е гг. (5ч) |
|||||||||||
21 |
Внешняя политика СССР и международные отношения к. 1920-х-н. 1930-х гг. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Проблема победителей и побежденных в Первой мировой войне. Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии. Гражданская война в Испании и ее международные последствия. |
|||||||
22 |
СССР, Германия и страны Запада в к.1930-хгг. |
1 |
Комбинированный |
Расширение фашистской агрессии и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны. |
|||||||
23 |
Начальный период Второй мировой войны. |
1 |
Комбинированный |
Начало Второй мировой войны. Поражение Франции и новая ситуация в Европе. Расширение японской агрессии в Азии. Политика СССР в 1939-1940гг. |
|||||||
24 |
СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940-1941гг. |
1 |
Комбинированный |
Причины ухудшения советско-германских отношений. Подготовка Германии к нападению на СССР. Оборонительные мероприятия Советского Союза. |
|||||||
25 |
Семинар на тему «СССР в системе международных отношений 1920-1930-хгг». |
1 |
Семинар |
Обсуждение причин, по которым не удалось предотвратить Вторую мировую войну. Рассмотрение характера и целей внешней политики СССР в 1930-егг. |
|||||||
Раздел 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. (6ч) |
|||||||||||
26 |
СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-н.1942). |
1 |
Урок изучения нового материала |
Начальный период войны и его особенности. Организация отпора фашистской агрессии. Битва под Москвой и ее историческое значение. |
|||||||
27 |
Советский Союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943). |
1 |
Комбинированный |
Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом и начало коренного перелома в ходе войны. Проблема второго фронта и действия союзников. Партизанское движение в СССР. |
|||||||
28 |
СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны. |
1 |
Комбинированный |
Сражение на Орловско-Курской дуге. Освобождение Советской земли от захватчиков. Открытие второго фронта. |
|||||||
29 |
Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны. |
1 |
Комбинированный |
Освобождение Европы. Разгром германского фашизма. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. |
|||||||
30 |
СССР и итоги Второй мировой войны. |
1 |
Комбинированный |
Роль СССР в победе над фашизмом. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ОООН. |
|||||||
31 |
Обобщающий урок по разделу : «СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада.». |
1 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
|||||||
Раздел 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине 20в.(3ч) |
|||||||||||
32 |
Развитие общества и науки. Тенденции духовной жизни. |
1 |
Комбинированный |
Развитие философской, общественно-политической науки. Новые экономические теории. Кейнсианство. Фрейд и его учение. Социальная психология. |
|||||||
33-34 |
Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино. |
2 |
Комбинированный |
Новые направления в мировом изобразительном искусстве. Зодчество и архитектура: тоталитарный и модернистский стили. Основные направления в художественном творчестве. Социалистический реализм. Искусство театра. Зарождение киноискусства. |
|||||||
Раздел 7. СССР и мировое развитие в период «холодной войны» (12ч) |
|||||||||||
35 |
«Холодная война» и раскол Европы. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Антифашистские, демократические преобразования в освобожденных странах. Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. |
|||||||
36 |
Создание системы союзов и конфликты в Азии. |
1 |
Комбинированный |
Начало создания системы военно-политических союзов. Особенности «холодной войны» в Азии. СССР и война в Корее. |
|||||||
37 |
Советский Союз в первые послевоенные годы. |
1 |
Комбинированный |
Восстановление народного хозяйства. Политика укрепления режима личной власти И.В.Сталина. Репрессии. Духовная жизнь советского общества. |
|||||||
38 |
СССР после смерти Сталина. |
1 |
Комбинированный |
Борьба за власть в СССР и первые попытки реформ. 20 съезд КПСС и начало периода оттепели. События 1956г. в Венгрии. |
|||||||
39 |
СССР в конце 1950-х –начало 1960-хгг. |
1 |
Комбинированный |
Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Духовная жизнь общества: завершение «оттепели». Реформы системы управления и отстранение Н.С.Хрущева от власти. |
|||||||
40 |
Советский Союз и крушение колониальной системы. |
1 |
Комбинированный |
Предпосылки крушения колониализма. Пути освобождения народов Азии и Африки. Идея социалистической ориентации. СССР в Карибском (1962) и Суэцком (1956) кризисах. |
|||||||
41-42 |
Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х –начало 1960-хгг. |
2 |
Комбинированный |
Послевоенная реконструкция и становление социально ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США. Японская модель развития. |
|||||||
43-44 |
Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг. |
2 |
Комбинированный |
Социально-экономические проблемы развитых стран начала 1970-х гг. СССР: от реформ – к «застою». Еврокоммунизм и новые левые в Западной Европе. Кризис доверия в США. Обострение противоречий в Восточной Европе. Кризис 1968г. В Чехословакии. |
|||||||
45 |
Период партнерства и соперничества между СССР и США. |
1 |
Комбинированный |
Установление военного паритета между СССР и США и его значение. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Война и мирное урегулирование во Вьетнаме: роль СССР. Противоречия разрядки и причины обострения советско-американских отношений в начале 1980-х гг. |
|||||||
46 |
Обобщающее занятие по разделу : «СССР и мировое развитие в период «холодной войны». |
1 |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||||||
Раздел 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия. (3ч) |
|||||||||||
47 |
Технологии новой эпохи. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Новый уровень научно-технических знаний. Информационные технологии и их значение. |
|||||||
48 |
Информационное общество: основные черты. |
1 |
Комбинированный |
Суть понятия «информационное общество». Автоматизация производства и индустрия знаний. Социальные процессы в информационном обществе. |
|||||||
49 |
Глобализация мировой экономики и ее последствия. |
1 |
Комбинированный |
Понятие «глобализация» применительно к экономическим процессам. Предпосылки глобализации. Возникновение ТНК и ТНБ. Центр и периферии мировой экономики. |
|||||||
Раздел 9. Модернизационные процессы в мире к.20в. от СССР – к Российской Федерации(10ч) |
|||||||||||
50 |
Перестройка и новое политическое мышление. |
1 |
Комбинированный |
Углубление кризиса в СССР и переход к политике перестройки. Гласность, демократизация и их влияние на советское общество. Новое политическое мышление и первые шаги по прекращению «холодной войны». Изменения в политике СССР в отношении стран Восточной Европы и их итоги. . |
|||||||
51 |
Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР. |
1 |
Комбинированный |
Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение этносоциальных проблем в СССР. Углубление кризиса советского общества и распад СССР |
|||||||
52-53 |
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. |
2 |
Комбинированный |
Становление идеологии неоконсерватизма. Тэтчеризм в Англии и рейганомика в США: общее и особенное. Неоконсервативная волна 1980-х гг. в развитых странах. США при администрациях У.Клинтона и Дж. Буша. Социал-демократический реванш в Западной Европе в конце 1990-х гг. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. |
|||||||
54-55 |
РФ на новом этапе развития. |
2 |
Комбинированный |
Концепции модернизации и опыт рыночных преобразований. Кризис 1993г. И принятие новой Конституции. Политика коррекции курса реформ. Проблемы межнациональных отношений. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20-21вв. Россия и страны СНГ: изменение модели взаимоотношений. |
|||||||
56 |
Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. |
1 |
Комбинированный |
Особенности развития Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Новые индустриальные страны и их проблемы. Особенности развития Индии. Исламский фундаментализм в современном мире и факторы солидарности исламских стран. Особенности положения Африки после освобождения. |
|||||||
57 |
Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. |
1 |
Комбинированный |
Страны Латинской Америки после Второй мировой войны: поиск путей национальной самоидентификации. Революция на Кубе и ее влияние на страны Латинской Америки. Модернизация, авторитаризм и переход к демократии в латиноамериканских странах в 1980-1990-е гг. |
|||||||
58 |
Россия и международные отношения н.21в. |
1 |
Комбинированный |
Особенности развития системы международных отношений после завершения «холодной войны». Рост конфликтности в мировой политике и его причины. Военные конфликты 1990-х гг. Роль России в поддержании международной стратегической стабильности. Россия и горячие точки современного мира. |
|||||||
59 |
Семинарское занятие на тему: «Модернизационные процессы в мире к.20в. от СССР – к Российской Федерации». |
1 |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||||||
Раздел 10. Особенности духовной жизни человечества во второй половине 20в. (5ч) |
|||||||||||
60 |
Эпоха постмодернизма. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Особенности современной массовой культуры. Постмодернизм в живописи и художественной литературе. Контркультуры молодежного протеста. Технологии информационного общества и искусства-о. Национальные культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки: новый этап развития. |
|||||||
61 |
Духовная жизнь в советском и российском обществах. |
1 |
Комбинированный |
От «оттепели» к репрессиям: политика КПСС в вопросах культуры в годы застоя. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Писатели и правозащитное движение. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь, искусство демократической России. |
|||||||
62 |
Мир начала 21в. |
1 |
Комбинированный |
Мир начала 21в.: тенденции развития. Россия на рубеже третьего тысячелетия. |
|||||||
63 |
Особенности и проблемы изучения Отечественной и зарубежной истории 20в. |
1 |
Повторение и обобщение знаний |
Подготовка презентаций. |
|||||||
64 |
Обобщающий урок по теме : « Особенности духовной жизни человечества во второй половине 20в.». |
1 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду. |
|||||||
65-66 |
Обобщающее занятие по разделу :"Россия и мир во второй половине 20в." |
2 |
Обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду. |
|||||||
67-68 |
Семинарское занятие по теме: "Белые пятна истории". |
2 |
Семинар |
Подготовка презентаций, сообщений |
|||||||
69-70 |
Итоговая проверка знаний по курсу: "Россия и мир в 20в.". |
2 |
Итоговые уроки |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду , тестирование. |