Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 6 класса «Биология и я»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Такмыкская средняя общеобразовательная школа»
Омской области Большереченского муниципального района
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Такмыкская СОШ» _________/________________________/ ( подпись) (расшифровка) «____»___________2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ «Такмыкская СОШ» Приказом №___от___/_____2020г. _________/_____________________/ (подпись) (расшифровка) «____»___________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
для 6 класса
«БИОЛОГИЯ И Я»
(35 часов – 1 час в неделю)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель Бородина Ирина Владимировна
с. Такмык, 2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по курсу «Биология и Я» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования
на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10,
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196,
Сроки реализации рабочей программы: 2020-2021 учебный год.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся разного уровня подготовки.
Во время внеурочной деятельности применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся средней школы, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса Внеурочной деятельности «Биология и Я»
(35 часов в год – 1 час в неделю)
Интересный мир биологии (20ч)
По страницам Красной книги. Биологическая викторина. Легенды о цветах.
Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Викторина «Час цветов». Виртуальная экскурсия в археологический музей. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных. Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера. Организм и среда обитания. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга.
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Познаем себя (5 ч)
Определение норм рационального питания. Определение темперамента. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление фитонапитков. Итоговое занятие «Мой биологический интерес». Круглый стол « Экология моей местности». Круглый стол «Я и биология».
Творческая биология (7 часов)
Развитие творческих умение посредством изучения биологии. Создание модели растительной клетки с помощью подручных средств. Значение биологии в профессиях. Значение биологии для мира, страны, отдельного человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Интересный мир биологии (20ч) | ||||||||
1 | По страницам Красной книги. | Красная книга России. Значение красной книги. Красная книга Большереченского района | Изучение структуры Красной книги России. Ознакомление с краснокнижными живыми организмами района | Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
2 | Биологическая викторина. | Биология как наука. Растения и животные и их характеристика | Участие в викторине по биологии, ее основным закономерностям в живой природе | Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Готовность к самообразованию, самовоспитанию | |
3 | Легенды о цветах. | Легенды о розе, лилии, тюльпане, кувшинке | Выполнение творческого задания и обсуждение с учителем и одноклассниками легенд и их происхождении | Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации. | Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства | Формировать умение слушать в соответствии с целевой Установкой. | |
4 | Почувствуй себя зоологом | Экскурсия на при роду с элементами беседы | Наблюдение на животными во время экскурсии | Соблюдать правила поведения во время экскурсии | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. | Понимание и осознание разнообразия живых организмов. | |
5 | Путешествие «В мире динозавров». | Динозавры - древний животный мир. Почему вымерли динозавры. Значение динозавров. | Просмотр видеофильмов. Дискуссия с учителем в вопросе о вымирании динозавров | Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации. | Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Понимание и осознание разнообразия древнего животного мира | |
6 | Викторина «Час цветов». | Разнообразие цветов мира, России, Большереченского района | Участие в викторине. Беседа с учителем и одноклассниками | Предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. | Корректируют знания, оценивают собственные результаты. | Выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Формирование представления о разнообразии цветов в России | |
7 | В содружестве с природой | Значение природы в жизни человека | Беседа с учителем. Творческая работа: составление схемы « влияние природы на человека» | Предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. | Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Проявлять интерес и Любознательность к изучению природы методом естественных наук. | |
8 | Птицы | Викторина о птицах. | Беседа с учителем о птицах и их значении в жизни человека. Участие в викторине | Устанавливать цели лабораторной работы. Анализировать строение зелёных водорослей | Принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником . | Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Понимание и осознание разнообразии значение живых организмов | |
9 | Взаимоотношения животных. | Взаимоотношение животных между собой, с человеком | Составление схемы «Взаимоотношения животных» | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
10 | Способы защиты животных. | Заповедники, заказники, национальный парки и их характерные особенности. | Изучение охраняемых объектов на территории Большереченского района. Составление таблицы « Характеристика заповедников, заказников, национальных парков» | Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к животным | |
11 | Описание внешнего вида животных | Разнообразие внешнего вида животных | Просмотр фильма « Внешний вид диких животных» | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе. | Сознавать единство и целостность окружающего мира. | |
12 | Великаны и лилипуты животного мира. | Самые маленькие и самые большие особи животного мира | Просмотр презентации. Беседа с учителем и одноклассниках об особенностях жизни таких животных | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Осознанное, уважительное отношение к природе и живым организмам | |
13 | Человек и биосфера. | Понятие «Биосфера». Составные части биосферы. Значение биосферы | Работа с раздаточным материалом. Составление схемы « Структура биосферы» | Формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Формирование экологической культуры, сознания | |
14 | Культурные растения. | Культурные растения. Их виды, значения в жизни человека | Работа с гербариями. Беседа с учителем о значении культурных растений | Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
15 | Комнатные растения. | Разнообразие комнатных растений и их значение в жизни человека. Уход за комнатными растениями | Работа с живыми объектами. Составление памятки по уходу за комнатными растениями | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | |
16 | Лекарственные растения. | Лекарственные растения и их значения | Работа с гербариями. Дискуссия о роли лекарственных растений в жизни человека | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Формируются ценности здорового образа жизни | |
17 | Съедобные и ядовитые растения. | Характеристика съедобных и ядовитых растений, их классификация | Изучение раздаточного материала. Составление таблица « съедобные и ядовитые растения». Работа с гербариями | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Формируются ценности здорового образа жизни | |
18 | Флора и фауна водоёмов. | Понятие «Флора», «Фауна». Приспособления растений и животных для водной среды обитания | Изучение приспособлений растений и животных для водной среды обитания. Просмотр видеофильма | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | |
19 | Флора и фауна леса. | Приспособления растений и животных для лесной среды обитания | Просмотр видеофильма о флоре и фауне лесов. Дискуссия о растениях и животных лесов | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | |
20 | Флора и фауна луга. | Разнообразие растений и животных на лугах. Приспособление для существование растений и животных на лугах | Работа с таблицами, раздаточными материалами. | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | |
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3 часа) | ||||||||
21 | Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». | Плесневые грибы. Условия для выращивания плесневых грибов Строение плесневых грибов. | Выполнение лабораторной работы. Изучения строения плесневых грибов | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. | |
22 | Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». | Микропрепараты по ботанике. Приготовление микропрепаратов | Приготовление микропрепаратов кожица лука | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. | |
23 | Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». | Особенности строения зоологических микропрепаратов | Выполнение лабораторной работы. Изучение особенностей клеток животных | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. | |
Познаём себя (5 часов) | ||||||||
24 | Определение норм рационального питания. | Понятие «Питание», «Рациональное питание». | Изучение рационального питания. Составления рационального питания на сутки | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознание значения рационального питания в жизни каждого человека | |
25 | Определение темперамента. | Понятие « Темперамент». Типы темперамента. Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик | Определение типа темперамента | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
26 | Оказание первой медицинской помощи. | Первая помощь при ушибах, ожогах, солнечных ударах, переломах | Изучение теоретического материала по оказанию первой помощи | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения. | |
27 | Я и биология | Значение биологии в школьной жизни каждого ученика | Подготовка индивидуального сообщения на тему « биологи и я» | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Учатся работать с различными источниками информации, Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника | Умение воспринимать информацию на слух. | Формируется научное мировоззрение на основе изучения биологии | |
28 | Мой биологический интерес | Значение биологии в мире. Зачем я изучаю биологию? | Создание буклетов о биологии | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, давать определение понятиям. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формируется биологическая культура | |
Творческая биология (7 часов) | ||||||||
29 | Биология – основа жизни | Наука биология. Значение биологии. Классификация биологической науки | Создание плаката на тему « Биология основа жизни» | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии | |
30 | Царства живой природы | Царства живой природы: бактерии, животные, растения, грибы | Оформление царств живой природы в наглядной форме | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии | |
31 | Модель клетки | Строение клетки растений и животных | Создание модели клетки из подручных материалов | Применение биологического кругозора и биологической грамотности | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Организация и планирование сотрудничества (определение функций участников в процессе коммуникации); | Мотивация к обучению и познавательной деятельности | |
32 | Круглый стол «профессии биологии» | Биологические профессии. Значение биологии в выборе профессии | Дискуссия о значении биологии в выборе профессии | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. Самостоятельный информационный поиск. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
33 | Умный биолог | Биологические понятия и закономерности. | Участие в викторине « Умный биолог». Оформление ответов в творческой форме | Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей царств природы | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
34 | Обобщение и закрепление | Биологические понятия и закономерности. | Беседа с учителем и одноклассниками | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. Самостоятельный информационный поиск. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | |
35 | Итоговое занятие | Биология как наука и ее составляющие | Выполнение контрольной работы | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. Самостоятельный информационный поиск. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Список литературы
Для учителя
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2018 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2019. – 80с.
Интернет-ресурсы
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Для обучающихся
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2017.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2017.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Такмыкская средняя общеобразовательная школа»
Омской области Большереченского муниципального районаСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Такмыкская СОШ»
_________/________________________/
( подпись) (расшифровка)
«____»___________2020г.
УТВЕРЖДЕНО
Директором МБОУ
«Такмыкская СОШ»
Приказом №___от___/_____2020г.
_________/_____________________/
(подпись) (расшифровка)
«____»___________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
для 6 класса
«БИОЛОГИЯ И Я»
(35 часов – 1 час в неделю)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель Бородина Ирина Владимировна
с. Такмык, 2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по курсу «Биология и Я» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования
на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10,
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196,
Сроки реализации рабочей программы: 2020-2021 учебный год.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся разного уровня подготовки.
Во время внеурочной деятельности применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся средней школы, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Интересный мир биологии (20ч)
1
По страницам Красной книги.
Красная книга России. Значение красной книги. Красная книга Большереченского района
Изучение структуры Красной книги России. Ознакомление с краснокнижными живыми организмами района
Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
2
Биологическая викторина.
Биология как наука. Растения и животные и их характеристика
Участие в викторине по биологии, ее основным закономерностям в живой природе
Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию
3
Легенды о цветах.
Легенды о розе, лилии, тюльпане, кувшинке
Выполнение творческого задания и обсуждение с учителем и одноклассниками легенд и их происхождении
Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации.
Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства
Формировать умение слушать в соответствии с целевой
Установкой.
4
Почувствуй себя зоологом
Экскурсия на при роду с элементами беседы
Наблюдение на животными во время экскурсии
Соблюдать правила поведения во время экскурсии
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно.
Понимание и осознание разнообразия живых организмов.
5
Путешествие «В мире динозавров».
Динозавры - древний животный мир. Почему вымерли динозавры. Значение динозавров.
Просмотр видеофильмов. Дискуссия с учителем в вопросе о вымирании динозавров
Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации.
Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе.
Понимание и осознание разнообразия древнего животного мира
6
Викторина «Час цветов».
Разнообразие цветов мира, России, Большереченского района
Участие в викторине. Беседа с учителем и одноклассниками
Предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки.
Корректируют знания, оценивают собственные результаты.
Выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе.
Формирование представления о разнообразии цветов в России
7
В содружестве с природой
Значение природы в жизни человека
Беседа с учителем. Творческая работа: составление схемы « влияние природы на человека»
Предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки.
Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Проявлять интерес и
Любознательность к изучению природы методом естественных наук.
8
Птицы
Викторина о птицах.
Беседа с учителем о птицах и их значении в жизни человека. Участие в викторине
Устанавливать цели лабораторной работы. Анализировать строение зелёных водорослей
Принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником .
Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала
Понимание и осознание разнообразии значение живых организмов
9
Взаимоотношения животных.
Взаимоотношение животных между собой, с человеком
Составление схемы «Взаимоотношения животных»
Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
10
Способы защиты животных.
Заповедники, заказники, национальный парки и их характерные особенности.
Изучение охраняемых объектов на территории Большереченского района. Составление таблицы « Характеристика заповедников, заказников, национальных парков»
Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к животным
11
Описание внешнего вида животных
Разнообразие внешнего вида животных
Просмотр фильма « Внешний вид диких животных»
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе.
Сознавать единство и целостность окружающего мира.
12
Великаны и лилипуты животного мира.
Самые маленькие и самые большие особи животного мира
Просмотр презентации. Беседа с учителем и одноклассниках об особенностях жизни таких животных
Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности
Учатся работать с разными источниками информации
Овладевать устной и письменной речью
Осознанное, уважительное отношение к природе и живым организмам
13
Человек и биосфера.
Понятие «Биосфера». Составные части биосферы. Значение биосферы
Работа с раздаточным материалом. Составление схемы « Структура биосферы»
Формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы.
Учатся работать с разными источниками информации
Овладевать устной и письменной речью
Формирование экологической культуры, сознания
14
Культурные растения.
Культурные растения. Их виды, значения в жизни человека
Работа с гербариями. Беседа с учителем о значении культурных растений
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
15
Комнатные растения.
Разнообразие комнатных растений и их значение в жизни человека. Уход за комнатными растениями
Работа с живыми объектами. Составление памятки по уходу за комнатными растениями
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
16
Лекарственные растения.
Лекарственные растения и их значения
Работа с гербариями. Дискуссия о роли лекарственных растений в жизни человека
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Формируются ценности здорового образа жизни
17
Съедобные и ядовитые растения.
Характеристика съедобных и ядовитых растений, их классификация
Изучение раздаточного материала. Составление таблица « съедобные и ядовитые растения». Работа с гербариями
Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности
Учатся работать с разными источниками информации
Овладевать устной и письменной речью
Формируются ценности здорового образа жизни
18
Флора и фауна водоёмов.
Понятие «Флора», «Фауна». Приспособления растений и животных для водной среды обитания
Изучение приспособлений растений и животных для водной среды обитания. Просмотр видеофильма
Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями.
Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Проявление любознательности и интереса к изучению природы
19
Флора и фауна леса.
Приспособления растений и животных для лесной среды обитания
Просмотр видеофильма о флоре и фауне лесов. Дискуссия о растениях и животных лесов
Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями.
Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Проявление любознательности и интереса к изучению природы
20
Флора и фауна луга.
Разнообразие растений и животных на лугах. Приспособление для существование растений и животных на лугах
Работа с таблицами, раздаточными материалами.
Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями.
Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Проявление любознательности и интереса к изучению природы
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3 часа)
21
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Плесневые грибы. Условия для выращивания плесневых грибов Строение плесневых грибов.
Выполнение лабораторной работы. Изучения строения плесневых грибов
Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно.
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
22
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Микропрепараты по ботанике. Приготовление микропрепаратов
Приготовление микропрепаратов кожица лука
Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно.
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
23
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Особенности строения зоологических микропрепаратов
Выполнение лабораторной работы. Изучение особенностей клеток животных
Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно.
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
Познаём себя (5 часов)
24
Определение норм рационального питания.
Понятие «Питание», «Рациональное питание».
Изучение рационального питания. Составления рационального питания на сутки
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Осознание значения рационального питания в жизни каждого человека
25
Определение темперамента.
Понятие « Темперамент». Типы темперамента. Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик
Определение типа темперамента
Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
26
Оказание первой медицинской помощи.
Первая помощь при ушибах, ожогах, солнечных ударах, переломах
Изучение теоретического материала по оказанию первой помощи
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану.
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения.
27
Я и биология
Значение биологии в школьной жизни каждого ученика
Подготовка индивидуального сообщения на тему « биологи и я»
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Учатся работать с различными источниками информации,
Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника
Умение воспринимать информацию на слух.
Формируется научное мировоззрение на основе изучения биологии
28
Мой биологический интерес
Значение биологии в мире. Зачем я изучаю биологию?
Создание буклетов о биологии
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, давать определение понятиям.
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Формируется биологическая культура
Творческая биология (7 часов)
29
Биология – основа жизни
Наука биология. Значение биологии. Классификация биологической науки
Создание плаката на тему « Биология основа жизни»
Определять цели своего обучения
Структурировать информацию.
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии
30
Царства живой природы
Царства живой природы: бактерии, животные, растения, грибы
Оформление царств живой природы в наглядной форме
Определять цели своего обучения
Структурировать информацию.
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии
31
Модель клетки
Строение клетки растений и животных
Создание модели клетки из подручных материалов
Применение биологического кругозора и биологической грамотности
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Организация и планирование сотрудничества (определение функций участников в процессе коммуникации);
Мотивация к обучению и познавательной деятельности
32
Круглый стол «профессии биологии»
Биологические профессии. Значение биологии в выборе профессии
Дискуссия о значении биологии в выборе профессии
Определять цели своего обучения
Структурировать информацию.
Самостоятельный информационный поиск.
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
33
Умный биолог
Биологические понятия и закономерности.
Участие в викторине « Умный биолог». Оформление ответов в творческой форме
Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей царств природы
Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.
Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
34
Обобщение и закрепление
Биологические понятия и закономерности.
Беседа с учителем и одноклассниками
Определять цели своего обучения
Структурировать информацию.
Самостоятельный информационный поиск.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
35
Итоговое занятие
Биология как наука и ее составляющие
Выполнение контрольной работы
Определять цели своего обучения
Структурировать информацию.
Самостоятельный информационный поиск.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Список литературы
Для учителя
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2018 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2019. – 80с.
Интернет-ресурсы
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Для обучающихся
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2017.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2017.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2017.
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2019 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 20216.
Содержание курса Внеурочной деятельности «Биология и Я»
(35 часов в год – 1 час в неделю)
Интересный мир биологии (20ч)
По страницам Красной книги. Биологическая викторина. Легенды о цветах.
Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Викторина «Час цветов». Виртуальная экскурсия в археологический музей. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных. Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера. Организм и среда обитания. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга.
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Познаем себя (5 ч)
Определение норм рационального питания. Определение темперамента. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление фитонапитков. Итоговое занятие «Мой биологический интерес». Круглый стол « Экология моей местности». Круглый стол «Я и биология».
Творческая биология (7 часов)Развитие творческих умение посредством изучения биологии. Создание модели растительной клетки с помощью подручных средств. Значение биологии в профессиях. Значение биологии для мира, страны, отдельного человека.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2017.
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2019 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 20216.