Рабочая программа часов коррекции «Предметно-практическая деятельность для классов ОВЗ по зрению»
Рассмотрено Руководитель МО _________/ Градусова Л.А. / Протокол № ____ от «____» __________2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №26» НМР РТ _________/Осипова Р. А./ от «____» _________ 2023 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ _________________/Пушканова М.С. / Приказ № _______________ от «____» _________ 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предметно-практической деятельности
на уровень 5-9 классов с ОВЗ по зрению
Волковой Марианны Романовны,
учителя высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
Нижнекамск, 2023
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ОВЗ можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
2. Содержание учебного предмета 5 класс№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика | 2 час |
2. | Введение в мир психологии | 2час |
3. | Я - это Я | 18часов |
4. | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | 12 часов |
5. | Я и мой внутренний мир | 6 часа |
6. | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 8 часа |
7. | Я и Ты | 12часов |
8. | Мы начинаем меняться | 8 часа |
9. | Обобщение. | 2 час |
| Всего | 70 часов |
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика | 2час |
2. | Введение | 2 час |
3. | Агрессия и ее роль в развитии человека | 20 часов |
4. | Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | 20 часов |
5. | Конфликты и их роль в усилении Я | 18 часов |
6. | Ценности и их роль в жизни человека | 8 часа |
7. | Обобщение | 2час |
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика | 2 часа |
2. | Введение | 2 часа |
3. | Эмоциональная сфера человека | 16 часов |
4. | Социальное восприятие: как узнавать другого человека | 26 часов |
5. | Межличностная привлекательность: любовь, дружба | 22 часа |
6. | Обобщение | 2 часа |
| Всего | 70 часов |
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика | 2 часа |
2. | Введение | 2 часа |
3. | Я-концепция и ее ключевые компоненты | 16 часов |
4. | Основные состояние человека: Ребенок, Взрослый, Родитель | 12 часов |
5. | Эмоциональный мир человека | 26 часов |
6. | Мотивационная сфера личности | 10 часов |
7. | Обобщение | 2 часа |
| Всего | 70 часов |
9 класс
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов часов часов |
Вводное занятие. | 2 | |
| Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 4 |
| Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность. | 20 |
| Раздел 2. Развитие познавательной сферы. | 22 |
| Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. | 18 |
| Итоговое занятие. | 2 |
| Всего | 68часов |
3. Тематическое планирование.
5 класс, 70 часов
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 2 час |
| Тема 1. Введение. | |
2-3 | Зачем человеку занятия психологией? | 2 час |
| Тема 2. Я - это Я. | 18 часов |
4-7 | Кто Я, какой Я? | 4часа |
8-9 | Я - могу | 2 час |
10-11 | Я нужен! | 2 час |
12-13 | Я мечтаю | 2час |
14-15 | Я – это мои цели | 2 час |
16-17 | Я – это мое детство | 2 час |
18-19 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 2час |
20-21 | Я – это Я. Обобщение | 2 час |
| Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | 12часов |
22-25. | Чувства бывают разные | 4 часа |
26-29 | Стыдно ли бояться? | 4 часа |
30-31 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 час |
32-33 | Обобщение | 2 час |
| Тема 4. Я и мой внутренний мир | 6 часа |
34-35 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 час |
36-39 | Любой внутренний мир ценен и уникален | 4 час |
| Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир | 8часа |
40-41 | Трудные ситуации могут научить меня | 2часа |
42-45 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется | 4 часа |
46-47 | Обобщение | 2 час |
| Тема 6. Я и Ты. | 12часов |
48-49 | Я и мои друзья | 2 час |
50-53 | У меня есть друг | 4час |
54-55 | Я и мои «колючки» | 2 час |
56-57 | Что такое одиночество | 2 час |
58-59 | Я не одинок в этом мире | 2 час |
| Тема 7. Мы начинаем меняться | 8 часа |
60-63 | Нужно ли человеку меняться? | 4 часа |
64-67 | Самое важное захотеть меняться | 4час |
| Тема 8. Обобщение. | 2 час |
68-70 | Итоговое занятие. | 2 час |
| Всего количество часов | 70 часов |
6 класс, 70 часов
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 час |
| Тема 1. Введение. | 2 час |
3-4 | Мир начинается с меня. Возрастные особенности | 2 час |
| Тема 2. Агрессия и ее роль в развитии человека. | 20 часов |
5-6 | Я повзрослел. | 2 час |
7-8 | У меня появилась агрессия | 2 час |
9-12 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 4 часа |
13-16 | Конструктивное реагирование на агрессию | 4часа |
17-18 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | 2 часа |
19-22 | Учимся договариваться | 4 часа |
23-24 | Обобщение | 2 час |
| Тема 3. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. | 20 часов |
25-26 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 2 час |
27-28 | Источники уверенности в себе | 2 час |
29-30 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 2 час |
31-36 | Я становлюсь увереннее | 6 часа |
37-38 | Уверенность и самоуважение | 2 час |
39-40 | Уверенность и уважение к другим | 2 час |
41-42 | Уверенность в себе и милосердие | 2 час |
43-44 | Уверенность в себе и непокорность | 2 час |
45-46 | Обобщение | 2 час |
| Тема 4. Конфликты и их роль в усилении Я. | 16 часов |
47-48 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. | 2 час |
49-50 | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта | 2 час |
51-54 | Конструктивное разрешение конфликтов | 4 час |
55-56 | Конфликт как возможность развития | 2 час |
57-62 | Готовность к разрешению конфликта | 6 час |
63-64 | Обобщение | 2час |
| Тема 5. Ценности и их роль в жизни человека. | 8часа |
65-66 | Что такое ценности? | 2 час |
67-68 | Ценности и жизненный путь человека | 2 час |
69 | Мои ценности | 1 час |
| Тема 6. Обобщение. | 1час |
70 | Итоговое занятие. | 1 час |
| Всего | 70 часов |
7 класс, 70 часов
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 часа |
| Тема 1. Введение. | 2 часа |
3-4 | Вот и стали мы на год взрослее. Возрастные особенности | 2 часа |
| Тема 2. Эмоциональная сфера человека. | 16 часов |
5-6. | Почему нам нужно изучать чувства | 2 час |
7-9. | Основные законы психологии эмоций | 3 час |
10-11. | Запреты на чувства | 2 час |
12-13. | Эффект обратного действия | 2 час |
14-16. | Передача чувств по наследству | 3 час |
17-18. | Психогигиена эмоциональной жизни | 2 часа |
19-20. | Обобщение | 2 час |
| Тема 3. Социальное восприятие: как узнавать другого человека. | 26 часов |
21-22 | Как мы получаем информацию о человеке | 2 часа |
23-25 | Учимся понимать позы и жесты | 3 часа |
26-28 | Жесты | 3 часа |
29-31 | Невербальные признаки обмана | 3 часа |
32-34 | Понимание причин поведения людей | 3 часа |
35-36 | Впечатление, которое мы производим | 2 часа |
37-39 | Из чего складывается впечатление о человеке | 3 часа |
40-41 | Способы понимания социальной информации | 2 часа |
42-44 | Влияние эмоций на познание | 3 часа |
45-46 | Обобщение. | 2 часа |
| Тема 4. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. | 22 часа |
47-49 | Привлекательность человека | 3 часа |
50-52 | Взаимная и обоюдная привлекательность | 3 часа |
53-55 | Дружба. Четыре модели общения | 3 часа |
56-58 | Романтические отношения или влюбленность | 3 часа |
59-61 | Любовь | 3 часа |
62-64 | Половая идентичность и ее развитие у подростков | 3 часа |
65-66 | Переживание любви | 2 часа |
67-68 | Что помогает и что мешает любви | 2 часа |
| Тема 5. Обобщение. | 2 часа |
69-70 | Итоговое занятие. | 2 часа |
| Всего | 70 часов |
8 класс, 70 часов
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 часа |
| Тема 1. Введение. | 2 часа |
3-4. | Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? | 2 часа |
| Тема 2. Я-концепция и ее ключевые компоненты. | 16 часов |
5-7 | Я - концепция | 3 часа |
8-9 | Самоуважение | 2 часа |
10-11 | Самоконтроль | 2 часа |
12-14 | Самоэффективность | 3 часа |
15-16 | Пол как ключевой аспект Я | 2 часа |
17-18 | Личностные особенности мужчин и женщин | 2 часа |
19-20 | Обобщение | 2 часа |
| Тема 3. Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель. | 12 часов |
21-22 | Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель | 2 часа |
23-24 | «Внутренний Ребенок: какой он?» | 2 часа |
25-26 | Внутренний Ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся | 2 часа |
27-28 | Внутренний Родитель может быть разным: заботливым и контролирующим | 2 часа |
29-30 | Внутренний Взрослый: истинный и мнимый | 2 часа |
31-32 | Обобщение | 2 часа |
| Тема 4. Эмоциональный мир человека. | 26 часов |
33-35 | Эмоции и чувства. | 3 часа |
36-38 | Психические состояния и их свойства. | 3 часа |
39-40 | Напряжение. | 2 часа |
41-42 | Настроение | 2 часа |
43-44 | Настроение и активность человека. | 2 часа |
45-47 | Как управлять своим состоянием. | 3 часа |
48-49 | Как изменить состояние | 2 часа |
50-52 | Возрастной аспект состояний: состояния подростков | 3 часа |
53-54 | Стресс | 2 часа |
55-56 | Трудные ситуации и развитие | 2 часа |
57-58 | Обобщение | 2 часа |
| Тема 5. Мотивационная сфера личности. | 10 часов |
59-62 | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» | 4 часа |
63-65 | Привычки, интересы, мечты. | 3 часа |
66-68 | Мотивация помощи и альтруистического поведения | 3 часа |
| Тема 6. Обобщение | 2 часа |
69-70 | Итоговое занятие | 2 часа |
. | Всего | 70 часов |
9 класс, 68 часов
N п/п | Название раздела | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 | |
2 | Диагностика | 4 | |
3 | Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность . | Формирование навыков построения внутреннего плана действий. | 3 |
Развитие рефлексивной деятельности. | 3 | ||
Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. | 3 | ||
Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации. | 3 | ||
Снятие мышечного и эмоционального напряжения | 3 | ||
Самонаблюдение | 3 | ||
Контроль над ситуацией | 2 | ||
4 | Раздел 2. Развитие познавательной сферы . | Знакомство с методами тренировки внимания | 3 |
Знакомство с методами тренировки эффективного запоминания | 3 | ||
Знакомство с методами тренировки мышления | 3 | ||
Развитие творческого мышления. | 4 | ||
Подготовка к экзамену | 3 | ||
Как справиться с эмоциями | 4 | ||
Важный день, подготовка перед экзаменом | 2 | ||
5 | Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. | Знакомство с профессиями, востребованными в стране. | 3 |
Знакомство с профессиями, востребованными в регионе. | 3 | ||
Учебные заведения региона. | 3 | ||
Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. | 3 | ||
Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. | 3 | ||
Составление индивидуальной траектории профессионального развития. | 2 | ||
Выбор профессии по своему психотипу. | 1 | ||
6 | Итоговое занятие и итоговая диагностика | 2 | |
| Итого | 68 |
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов в год | |
5 | 2 | 70 | |
6 | 2 | 70 | |
7 | 2 | 70 | |
8 | 2 | 70 | |
9 | 2 | 68 | |
Итого | 348 |