Рабочая программа по биологии для классов ОВЗ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева», на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Выбор последовательности и содержание планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебниках:
1. «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
2. «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
3. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
Основными целями изучения биологии в классе ОВЗ являются:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
-строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
-о роли биологической науки в практической деятельности людей;
-о методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
-применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
Общая характеристика предмета
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные»(8 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по виду семейств и классов. Такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых и экологических проблем.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые результаты обучения:
Класс |
Знать |
Уметь |
6 |
|
|
1- группа |
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов; - характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. |
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
|
2-я группа |
отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении воздуха. |
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
|
7 |
|
|
1- группа |
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
|
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения; - различать грибы и растения. |
2-я группа |
- названия некоторых бактерий, грибов, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
|
- различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
|
8 |
|
|
1- группа |
- основные отличия животных от растений; - признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; - места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; -названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). |
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
|
2-я группа |
- отличия животных от растений -- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся -- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). |
-- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); -- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и |
Педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой (биология)
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Эти ученики владеют связной устной и письменной речью, но, в то же время, для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
Место предмета в учебном плане класса ОВЗ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева» на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю:
Класс |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Общий объём учебного времени |
6 |
«Неживая природа» |
1 |
34 |
7 |
«Растения» |
1 |
34 |
8 |
«Животные» |
1 |
34 |
Содержание учебного предмета
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА 6 класс |
|||
1. 1 |
Природа. |
3ч |
|
2. 2 |
Вода в природе. |
8ч |
|
3. 3 |
Воздух. |
7ч |
|
4. 4 |
Полезные ископаемые |
10ч |
|
5. 5 |
Почва |
6ч |
|
6. |
Итого |
34 ч |
|
Растения, грибы и бактерии 7 класс |
|||
1. 1 |
Введение. Многообразие растений |
3ч |
|
2. 2 |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
14ч |
|
3. 3 |
Бактерии |
1ч |
|
4. 4 |
Грибы |
2ч |
|
5. 5 |
Многообразие растительного мира |
14ч |
|
6. |
Итого |
34 ч
|
|
7. |
Животные 8 класс |
|
|
8. 1 |
Введение. Многообразие животных |
1 ч |
|
9. 2 |
Беспозвоночные животные |
5 ч |
|
3 |
Позвоночные животные. Рыбы |
2 ч |
|
4 |
Позвоночные животные. Земноводные |
2 ч |
|
5 |
Позвоночные животные. Пресмыкающиеся |
2 ч |
|
6 |
Позвоночные животные. Птицы |
6 ч |
|
7 |
Позвоночные животные. Млекопитающие |
8 ч |
|
1. 8 |
Позвоночные растительноядные животные |
8 ч |
|
2. |
Итого |
34 ч |
|
Тематическое планирование 6 класс
№; п/п |
Тема. Раздел |
Кол-во часов |
Содержание. Общее понятие. Словарь |
Коррекционные цели |
Виды учебной деятельности |
Примечание (Дата) |
1 |
Природа |
3 |
|
|
|
|
1.1 |
Живая и неживая природа |
1 |
Дать общие представления о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов. Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные тела».»,
|
1,2,6 |
Рисунки, иллюстрации, макеты, коллекции предметов природы. Работа с учебником |
01.09 – 03.09 |
1.2 |
Твёрдые тела. Жидкости и газы |
1 |
1,2,3 |
03.09 – 10.09 |
||
1.3 |
Для чего изучают природу |
1 |
2,4,7 |
10.09 – 17.09 |
||
2 |
Вода |
8 |
|
|
|
|
2.4 |
Вода в природе Вода - жидкость |
1 |
Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях. Дать понятия: «непостоянство воды, текучесть», «растворимые и нерастворимые вещества», «растворы в природе», «термометр, температура». Формирование умений измерять температуру воды. |
1,3,4,5,9 |
Лабораторное оборудование, рисунки, иллюстрации, натуральные объекты, карточки. |
17.09 – 24.09 |
2.5 |
Изменение воды при нагревании и охлаждении |
1 |
2,3,4 |
24.09 – 01.10 |
||
2.6 |
Вода растворитель некоторых твёрдых веществ |
1 |
5,6,10 |
01.10 – 08.10 |
||
2.7
|
Нерастворимые в воде вещества Растворы в природе |
1 |
5,6,7,8,9,10
|
Работа с учебником, запись в тетради Практическая работа |
08.10 - 15.10 |
|
2.8 |
Чистая и мутная вода Питьевая вода, температура воды и её изменения |
1
|
4,8,9,11,13 |
15.10 – 22.10 |
||
2.9 |
Три состояния воды |
1
|
Учащиеся должны знать отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов, некоторые свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, текучесть |
9,10.12 4,6,8 |
Раздаточный материал. Работа с учебником |
05.11 – 12.11 |
2.10 |
Превращение воды в пар Кипение воды |
1 |
1,2,5 |
12.11 – 19.11 |
||
2.11 |
Использование воды в быту промышленном и сельском хозяйстве Охрана воды |
1
|
Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х. Воспитывать бережное отношение к воде. |
2,3,5,6,8,10 |
19.11 – 26.11 |
|
3 |
Воздух |
7 |
|
|
|
|
3.12 |
Воздух вокруг нас Воздух занимает место |
1
|
Дать понятия: «воздух», «упругость», «сжимаемость», «теплопроводимость», «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси», «жидкий кислород». Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение кислорода и его применение в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Борьба за чистоту воздуха. Учащиеся должны знать свойства воздуха и его движение. |
1,2,4,11,12,13 |
Работа с учебниками. Демонстрационный материал. Записи в тетради |
26.11 – 03.12 |
3.13
|
Воздух сжимаем и упруг Воздух плохо проводит тепло |
1
|
1,2,3,5 |
03.12 – 10.12 |
||
3.14 |
Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении Тёплый воздух легче холодного |
1
|
2,3,4,5,6
|
10.12 – 17.12 |
||
3.15 |
Кислород Значение кислорода |
1
|
1,2,3,4, 7,10 |
17.12 – 24.12 |
||
3.16 |
Углекислый газ Применение углекислого газа |
1
|
1,2,5,6,9,12
|
Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник
Устный опрос.
|
24.12 – 30.12
|
|
3.17 |
Состав воздуха Значение воздуха |
1
|
2,4,9 |
15.01 – 22.01 |
||
3.18
|
Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.
|
1
|
1,2,4
|
22.01 – 29.01
|
||
4 |
Полезные ископаемые |
10 |
|
|
|
|
4.19
|
Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые, применяемые в строительстве |
1
|
Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк», «горючие полезные ископаемые», «минеральные удобрения», «руды», «фосфориты», «чёрные и цветные металлы» Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование. |
1,2,3,4 |
Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. Работа с учебником, в тетрадях |
29.01 – 05.02
|
4.20
|
Гранит Известняки |
1
|
1,3,5,6,9 |
05.02 – 12.02 |
||
4.21 |
Песок и глина Горючие полезные ископаемые. |
1
|
4,5,10,11,13 |
12.02 – 19.02 |
||
4.22 |
Торф. Каменный уголь |
1 |
7,9,10 |
19.02 – 26.02
|
||
4.23 |
Нефть Природный газ |
1
|
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Требования: учащиеся должны знать характерные признаки некоторых полезных ископаемых и их некоторые свойства. |
2,3,4,5,9
|
Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. Работа с учебником, в тетрадях. |
26.02 – 05.03
|
4.24 |
Калийная соль Полезные ископаемые для получения металлов |
1
|
1,2,4,6,9,11
|
05.03 – 12.03
|
||
4.25 |
Железная руда Медные и алюминиевые руды |
1
|
4,5,7,9,12 |
12.03 – 19.03
|
||
4.26 |
Распознавание чёрных и цветных металлов. |
1 |
10,12 |
19.03 – 24.03
|
||
4.27 |
Сталь Чугун |
1
|
5,7,9
|
02.04 – 09.04
|
||
4.28
|
Алюминий Медь и олово |
1
|
2,3,4,5,6,11
|
09.04 – 16.04
|
||
5 |
Почва |
6 |
|
|
|
|
5.29 |
Что такое почва Из чего состоит почва |
1
|
Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём», «глинистая почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы». Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. |
4,6,7,8,10,11
|
Работа по карточкам учебникам, в тетрадях Лабораторная работа |
16.04 – 23.04
|
5.30 |
Перегной - органическая часть почвы Песок и глина в почве |
1
|
2,3,4,5,6,11 |
23.04 – 30.04
|
||
5.31 |
Минеральные соли в почве Различение песчаных и глиняных почв |
1
|
4,5,6,7,9,11,12
|
30.04 – 07.05
|
||
5.32 |
Как проходит вода в разные почвы Испарение воды из почвы |
1
|
1,2,5,7,9
|
07.05 – 14.05
|
||
5.33 |
Охрана почвы Что мы узнали о почвах |
1
|
2,3,4,5,6,11
|
14.05 – 21.05
|
||
5.34 |
Весенняя обработка почвы с внесением удобрений
|
1
|
Должны знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы их свойства, местные типы почв: название, краткая характеристика. |
7,8,9 |
Практическая работа |
21.05 – 26.05 |
Итого |
34 часа |
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
|
Тема. Раздел |
Кол-во часов |
Содержание. Общее понятие. Словарь |
Коррекционные цели |
Виды учебной деятельности |
Примечание (дата) |
|
||||
1 |
Растения вокруг нас |
3 |
|
|
|
|
|
||||
1.1 |
Многообразие растений |
1 |
Показать многообразие растений. Учащиеся должны различать деревья, кустарники, травы Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Значение и их охрана |
1,2,4 |
Работа с учебником и в тетрадях. Растения, занесённые в Красную книгу |
01.09 – 03.09 |
|
||||
1.2 |
Значение растений |
1 |
03.09 – 10.09 |
|
|||||||
1.3 |
Охрана растений |
1 |
10.09 – 17.09 |
|
|||||||
2 |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
14 |
|
|
|
|
|
||||
2.4
|
Органы цветкового растения.
|
1
|
Дать общее понятие об органах цветкового растения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Наблюдение за цветущими осенью растениями. Учащиеся должны различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Цветение и плодоношение растений. Строение цветка (на примере цветка вишни). Опыление цветков. Познакомить с образованием плодов и семян их распространением. Рассмотреть сухие и сочные плоды. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение семян.
|
1,2,3
|
Лабораторная работа №1 Строение цветочного растения. Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира. Макет цветка. |
17.09 – 24.09 |
|
||||
2.5
|
Строение цветка Виды соцветий |
1
|
1,3,5,8,9
|
24.09 – 01.10 |
|
||||||
Лабораторная работа №2 Таблица «Строение цветкового растения». Табл. «Виды соцветий» Работа с учебником Письменный индивидуальный опрос по карточкам. |
|
|
|||||||||
2.6 |
Опыление цветков Разнообразие плодов |
1
|
1,2,3,6,10,12 |
Табл. «Строение цветка», живые цветы Работа с учебником Работа в тетради |
01.10 – 08.10 |
|
|||||
2.7 |
Распространение плодов и семян. |
1 |
4,6,13 |
Работа в тетрадях |
08.10 - 15.10 |
|
|||||
2.8 |
Строение семени фасоли. Строение зерновки пшеницы |
1
|
Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Познакомить со строением семени, его распространении, условиями, необходимыми для его прорастания Определить всхожесть семян на практической работе. Познакомить с правилами заделки семян в почву |
5,7,8,9,12
|
Лабораторная работа №3 Работа в тетрадях Лабораторная работа №4 Работа в тетрадях |
15.10 – 22.10 |
|
||||
2.9 |
Условия прорастания семян Определение всхожести семян |
1
|
8,10,11,13
|
Показ. Демонстрационный материал. Практическая работа №2 Работа в тетрадях |
05.11 – 12.11 |
|
|||||
2.10 |
Виды корней Корневая система |
1
|
Разнообразие корней. Познакомить со строением корня его значением в жизни растения. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Дать понятия: «корень», «корневая система», «корневые волоски», «корнеплод», «клубень». |
1,2,3 |
Демонстрационный материал. Работа с учебником Работа по карточкам Работа с учебником
|
12.11 – 19.11 |
|
||||
2.11 |
Значение корня Видоизменения корней |
1
|
3,6,9,10,12
|
19.11 – 26.11 |
|
||||||
2.12 |
Внешнее строение листа Из каких веществ состоит растение |
1
|
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Рассмотреть внешнее строение листа, жилкование. Познакомить с простыми и сложными листьями, со значением листьев в жизни Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение растения. Дать понятия: «питание растений», «дыхание», «листопад». |
1,2,4,6
|
Работа с учебником Лабораторное оборудование. Гербарии растений. Рисунки, иллюстрации. Гербарии листьев. Работа с учебником, тетрадью Работа по карточкам Зарисовка в тетради |
26.11 – 03.12 |
|
||||
2.13 |
Образование органических веществ в растении |
1 |
5,6,9 |
03.12 – 10.12 |
|
||||||
2.14 |
Испарение воды листьями Дыхание растений |
1
|
3,5,6,10,11,12
|
10.12 – 17.12 |
|
||||||
2.15 |
Листопад и его значение |
1
|
3,10,13 |
17.12 – 24.12 |
|
||||||
2.16
|
Строение стебля Значение стебля в жизни растений |
1
|
Рассмотреть строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения, разнообразие стеблей Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. |
1,2,3,5,6
|
Работа с учебником, запись в тетради. Натуральные объекты. Схемы: «Дыхание растений», «Питание растений», «Передвижение в стеле воды с растворёнными в ней веществами». |
24.12 – 30.12
|
|
||||
2.17
|
Разнообразие стеблей Растения- целостный организм |
1
|
5,6,7,10,12 |
15.01 – 22.01 |
|
||||||
3 |
Бактерии |
1 |
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Учащиеся должны знать: вред бактерий и способы предохранения от заражения ими Дать общее понятие «бактерии». Показать значение их в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
||||
3.18 |
Бактерии |
1 |
1,3,5 |
Индивидуальный опрос по карточкам |
22.01 – 29.01
|
|
|||||
4 |
Грибы |
2 |
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Учащиеся должны знать: разницу ядовитых и съедобных грибов. Познакомить со строением шляпочного гриба. Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах их распознавании. |
|
Работа с учебником, зарисовка в тетради. Табл. «Съедобные и несъедобные грибы» |
|
|
||||
4.19
|
Строение грибов
|
1
|
5,8,10
|
29.01 – 05.02
|
|
||||||
4.20 |
Съедобные и ядовитые грибы |
1 |
1,2,7 |
05.02 – 12.02 |
|
||||||
5 |
Многообразие растительного мира |
14 |
|
|
|
|
|
||||
5.21
|
Мхи Папоротники |
1
|
Дать понятие о мхе как о многолетнем растении. Познакомить с местами его произрастания и образованием торфа. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Учащиеся должны знать названия растений из группы мхов. Дать понятие о папоротнике как многолетнем травянистом растении. Познакомить с местами его произрастания Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Учащиеся должны знать: название растений из группы папоротников |
1,2,3,4 |
Работа с учебником, запись в тетради Работа по карточкам, запись в тетради |
12.02 – 19.02
|
|
||||
5.22
|
Голосеменные Деление цветковых на классы |
1
|
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Учащиеся должны знать: названия голосеменных растений Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (например – пшеница) и двудольные (например – фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. |
1,2,3,4,5 |
Работа с учебником, тетрадью Устный опрос. Проверочная работа Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира.
|
19.02 – 26.02
|
|
||||
5.23
|
Общие признаки злаковых Пшеница, рожь Овёс, кукуруза |
1
|
1,2,3,6,9
|
Таблица: «Отличия однодольных и двудольных растений». Гербарии злаковых. Устный опрос. Проверочная работа Работа по карточкам |
26.02 – 05.03
|
|
|||||
5.24
|
Общие признаки лилейных
|
1
|
Дать понятия «лилейные», «пищевые лилейные». Рассмотреть выращивание лука, чеснока, их использование человеком. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Лук, чеснок – многолетние овощные растения.
|
4,6,8 |
Работа с учебником, тетрадью Рисунки, иллюстрации, гербарии лилейных |
05.03 – 12.03
12.03 – 19.03
|
|
||||
5.25 |
Лилия, тюльпан. Лук. Чеснок, ландыш. |
1 |
1,2,4,5,10,11 |
|
|||||||
5.26 |
Общие признаки паслёновых |
1 |
Двудольные растения. Паслёновые. Дать понятия «паслёновые», «пищевые паслёновые». Рассмотреть строение картофеля. Учащиеся должны уметь приводить примеры двудольных растений |
1,2,3 |
Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых. Натуральные объекты. |
19.03 – 24.03
|
|
||||
5.27 |
Картофель Томат Баклажан, перец |
1
|
4,5,9,11
|
Лабораторная работа №5 Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых |
02.04 – 09.04
|
|
|||||
5.28 |
Общие признаки бобовых |
1 |
Дать понятия «бобовые», «кормовые бобовые». Учащиеся должны уметь приводить примеры растений огорода |
1,2,3 |
Работа с учебником Индивидуальный опрос по карточкам
|
09.04 – 16.04
|
|
||||
5.29
|
Бобы, горох Фасоль, соя |
1
|
3,4,5,9,11
|
16.04 – 23.04
|
|
||||||
5.30 |
Общие признаки розовоцветных |
1 |
Дать понятие розовоцветных. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Учащиеся должны уметь приводить примеры растений сада |
1,2,3 |
Рисунки, иллюстрации, гербарии розоцветных
|
23.04 – 30.04
|
|
||||
5.31
|
Шиповник Яблоня Груша |
1
|
4,5,6,10,11
|
30.04 – 07.05
|
|
||||||
5.32
|
Вишня Малина Земляника |
1
|
2,5,8,9,10,11,12 |
07.05 – 14.05
|
|
||||||
5.33 |
Общие признаки сложноцветных Подсолнечник |
1
|
Дать понятия «сложноцветные», «пищевые сложноцветные». Рассмотреть особенности внешнего строения двулетних и однолетних сложноцветных Познакомить с агротехникой выращивания подсолнечника, использования человеком. |
1,2,3,11,13 |
Гербарии, рисунки, иллюстрации сложноцветных. |
14.05 – 21.05
|
|
||||
5.34
|
Весенняя обработка почвы
|
1 |
Закрепление полученных знаний на практических работах. работа: - перевалка и пересадка комнатных растений. Практические работы: - в саду, на школьном учебно-опытном участке. Учащиеся должны знать: некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых с/х растений. |
7,8,9,11 |
Практическая работа |
21.05 – 26.05 |
|
||||
Итого |
34 часа |
|
|
|
|
34 часа |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п |
Тема. Раздел |
Кол- во часов |
Содержание. Общее понятие. Словарь |
Коррекционные цели |
Виды учебной деятельности |
Примечание (дата) |
1 |
Ведение |
1 |
|
|
|
|
1.1
|
Многообразие животных Значение животных и охрана |
1
|
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных и их охрана. Учащиеся должны узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах).
|
1,2,4 |
Работа с тетрадями, учебником |
01.09 – 03.09 |
2 |
Беспозвоночные животные |
5 |
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
|
|
||
|
Черви |
1 |
|
|
|
|
2.2
|
Дождевой червь Черви - паразиты |
1
|
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Черви – паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. |
3,7,8,9 |
Рисунки, иллюстрации, макеты, коллекции животных |
03.09 – 10.09
|
|
Насекомые |
4 |
|
|
|
|
2.3 |
Внешнее строение и образ жизни насекомых |
1 |
Насекомые. Бабочка-капустница (и её гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение мёда от пчёл и шёлковых нитей от шелкопряда.
|
1,2,5 |
Живые объекты, коллекции, рисунки, иллюстрации насекомых Работа с учебником, тетрадями |
10.09 – 17.09
|
2.4 |
«Бабочка – капустница» Яблонная плодожорка |
1
|
2,3,4,6 |
17.09 – 24.09
|
||
2.5 |
Майский жук Комнатная муха |
1
|
2,3,4,7,8,9 |
24.09 – 01.10
|
||
2.6 |
Медоносная пчела Тутовый шелкопряд |
1
|
2,3,4,6,7,9 |
01.10 – 08.10
|
||
3 |
Позвоночные животные. Рыбы |
2 |
|
|
|
|
3.7 |
Внешнее строение и скелет рыб Внутреннее строение рыбы |
1
|
Дать общее понятие о позвоночных животных. Дать общее понятие о рыбах, среде их обитания. Дать понятия: «речные Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. |
2,3,4,7,8,9 |
Рисунки, иллюстрации, живые объекты, скелет рыбы, макет внутреннего строения рыбы. Работа с учебником и тетрадью
|
08.10 - 15.10
|
3.8
|
Размножение и развитие рыб Речные рыбы Морские рыбы
|
1
|
1,2,3,4,6,7,9
|
15.10 – 22.10
|
||
4 |
Позвоночные животные. Земноводные |
2 |
|
|
|
|
4.9
|
Внешнее строение земноводных Внутреннее строение земноводных |
1
|
Дать общее понятие о земноводных. Познакомить с внешним и внутренним строением, способом передвижения и образе жизни земноводных на примере лягушки. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания – водоёмы. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. |
1,2,3,4
|
Рисунки, иллюстрации, живые объекты, макет внутреннего строения лягушки, работа с учебником и тетрадью |
05.11 – 12.11
|
4.10 |
Размножение и развитие лягушек |
1 |
3,4,6 |
12.11 – 19.11
|
||
5 |
Позвоночные животные. Пресмыкающиеся |
2 |
|
|
|
|
5.11
|
Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся Внутреннее строение пресмыкающихся |
1
|
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земно-водных по строению, образу жизни. Охрана.
|
3,5,7,8,9 |
Рисунки, иллюстрации, работа с учебником и тетрадью |
19.11 – 26.11
|
5.12 |
Размножение и развитие пресмыкающихся |
1 |
5,7,9 |
26.11 – 03.12
|
||
6 |
Позвоночные животные. Птицы |
6 |
|
|
|
|
6.13
|
Внешнее строение птиц Особенности скелета птиц
|
1
|
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица.
|
1,2,3,4,5,6
|
Демонстрационный материал. Работа в тетрадях, зарисовка птиц. |
03.12 – 10.12
|
6.14
|
Внутреннее строение птиц Размножение и развитие птиц |
1
|
9,10,11,13
|
Работа по карточкам |
10.12 – 17.12
|
|
6.15 |
Птицы, кормящиеся в воздухе Птицы леса |
1
|
12,13,14
|
17.12 – 24.12
|
||
6.16 |
Хищные птицы Водоплавающие птицы: Утки. Гуси |
1 |
Хищные птицы (сова, орёл). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. |
1,2,3,9,10,12
|
Демонстрационный материал. Работа в тетрадях. |
24.12 – 30.12
|
6.17
|
Изучение птиц обитающих возле жилья человека в естественных местообитаниях |
1 |
4,5,6 |
15.01 – 22.01
|
||
6.18 |
Домашние куры Домашние утки и гуси |
1 |
8,9,11,12,14 |
22.01 – 29.01
|
||
7 |
Позвоночные животные. Млекопитающие |
8 |
|
|
|
|
7.19
|
Внешнее строение млекопитающих Особенности скелета и нервной системы млекопитающих |
1
|
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождения живых детёнышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строении млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
|
1,2,9,4,5,8
|
Демонстрационный материал. Работа в тетрадях. |
29.01 – 05.02
|
7.20 |
Внутреннее строение млекопитающих |
1 |
3,4,7 |
05.02 – 12.02
|
||
7.21 |
Грызуны Значение грызунов |
1
|
Грызуны: мышь, бобр белка. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров |
5,8,9,10,11,13
|
Иллюстрации разнообразных грызунов Иллюстрации мыши-полёвки, ласки. Работа с учебником, тетрадью |
12.02 – 19.02
|
7.22 |
Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов |
1 |
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроли-ков. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. |
1,3,8 |
Иллюстрации различных пород кроликов Работа с учебником, тетрадью |
19.02 – 26.02
|
7.23 |
Хищные звери Дикие хищные звери |
1
|
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. |
5,9,11,12,13,14 |
Работа по карточкам, в тетради |
26.02 – 05.03
|
7.24
|
Ластоногие Китообразные |
1
|
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Растительноядные животные дикие и домашнее. Общие признаки растительноядных животных. |
3,4,5,9,12 |
Работа с учебником, работа по карточкам |
05.03 – 12.03
|
7.25
|
Парнокопытные Непарнокопытные |
1
|
Дикие растительноядные животные (лось, осёл, зебра). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Приматы. Общая характеристика. |
11,12,14
|
Демонстрационный материал, работа в тетрадях |
12.03 – 19.03
|
7.26 |
Приматы |
1 |
1,2,9 |
19.03 – 24.03
|
||
8 |
Позвоночные растительноядные животные |
8 |
|
|
|
|
8.27 |
Дикие и домашние растительноядные животные |
1 |
Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья. Овца. |
9,10,12 |
|
02.04 – 09.04
|
8.28
|
Корова. Породы коров. Содержание коров на фермах. Выращивание телят. |
1
|
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. |
1,2,4,8,9,14
|
Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях |
09.04 – 16.04
|
8.29 |
Овцы Породы овец
|
1
|
Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание ягнят. |
3,4,9 |
Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях |
16.04 – 23.04
|
8.30 |
Верблюды. Северные олени. |
1 |
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. |
1,2,4,9,10,12 |
Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях |
23.04 – 30.04
|
8.31
|
Домашние свиньи Содержание свиней Выращивание поросят |
1
|
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. |
1,2,4,8,9,11,12,14
|
Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях |
30.04 – 07.05
|
8.32 |
Домашние лошади |
1 |
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловесы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. |
3,4.9 |
Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях |
07.05 – 14.05
|
8.33 |
Признаки сходства и различия позвоночных животных |
1 |
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. |
2,8,12 |
Работа с учебником, тетрадью |
14.05 – 21.05
|
8.34 |
Редкие и исчезающие виды птиц и млекопитающих |
1 |
2,5,8 |
Работа с учебником, тетрадью |
21.05 – 26.05 |
|
Итого |
34 часа |
Учебно - методическое и материально- технические обеспечение образовательного процесса
- Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г. - сб. 1. 224 с.
- «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
- «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
- «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
Почекунина Наталья Борисовна