Рабочая программа по биологии для классов ОВЗ

1
1
Материал опубликован 12 November 2018 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева», на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.  Выбор последовательности и содержание планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебниках:

1.                      «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 -       стр.

2.                        «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 -      стр.

3.                      «Биология. Животные» для 8  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 -        стр.

Основными целями изучения биологии в классе ОВЗ являются:
 -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

-строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

  роли биологической науки в практической деятельности людей;

-о методах познания живой природы;
          -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

 -воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

-применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1.                      Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

2.                      Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

3.                      Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4.                      Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;

Общая характеристика предмета

Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные»(8 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В  настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по  виду семейств и классов. Такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

    В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых и экологических проблем.

 

 

Личностные  результаты освоения учебного предмета:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые результаты обучения:

Класс

Знать

Уметь

      6

 

 

1- группа

- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;                                                                                            

- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;                                      

- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.                                                                                      

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;                                                                                    

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.                                                      

 

2-я группа

отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;    

- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере  воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении воздуха.                                                                                      

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.                                                      

 

7

 

 

1- группа

- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

 

- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

-  приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения;

- различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

- различать грибы и растения.

2-я группа

- названия некоторых бактерий, грибов,  строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

 

- различать органы у цветкового растения;

- различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

 

8

 

 

1- группа

- основные отличия животных от растений;

- признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

-названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а  также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
 
повадках).

 

2-я группа

- отличия животных от растений

-- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся

-- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

-- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

-- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
 
повадках).

 

Педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой (биология)

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.  Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе.  Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Эти ученики владеют связной устной и письменной речью, но, в то же время, для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.

 

Место предмета в учебном плане класса ОВЗ

В соответствии с учебным планом МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева» на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю:

Класс

Тема раздела

Кол-во часов

Общий объём учебного времени

6

«Неживая природа»

1

34

7

«Растения»

1

34

8

«Животные»

1

34

 

Содержание учебного предмета

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА                6 класс

1.                      1

Природа.

2.                      2

Вода в природе.

3.                      3

Воздух.

4.                      4

Полезные ископаемые

10ч

5.                      5

Почва

6.                       

Итого

34 ч

 Растения, грибы и бактерии           7 класс     

1.                      1

Введение.

Многообразие растений

2.                      2

Общее знакомство с цветковыми растениями

14ч

3.                      3

Бактерии

4.                      4

Грибы

5.                      5

Многообразие растительного мира

14ч

6.                       

Итого

34 ч

 

7.                       

Животные                             8 класс

 

8.                      1

Введение. Многообразие животных

1 ч

9.                      2

Беспозвоночные животные

5 ч

3

Позвоночные животные. Рыбы

2 ч

4

Позвоночные животные. Земноводные

2 ч

5

Позвоночные животные. Пресмыкающиеся

2 ч

6

Позвоночные животные. Птицы

6 ч

7

Позвоночные животные. Млекопитающие

8 ч

1.                      8

Позвоночные растительноядные животные

8 ч

2.                       

Итого

34 ч

       

 

Тематическое планирование 6 класс

 

№; п/п

Тема. Раздел

Кол-во часов

Содержание. Общее понятие. Словарь

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Примечание

(Дата)

1

Природа

3

 

 

 

 

1.1

Живая и неживая природа

1

Дать общие представления  о предметах и явлениях  неживой природы, их изменениях,     об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов Формирование умений находить отличительные признаки              живых и неживых тел, а также       твёрдых тел, жидкостей и газов.

Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные тела».»,

 

1,2,6

Рисунки,     иллюстрации, макеты,  коллекции предметов природы. Работа с учебником

01.09 – 03.09

1.2

Твёрдые тела. Жидкости и газы

1

1,2,3

03.09 – 10.09

1.3

Для чего изучают природу

1

2,4,7

10.09 – 17.09

2

Вода

8

 

 

 

 

2.4

Вода в природе

Вода - жидкость

1

Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях.                            Дать   понятия:                  

 «непостоянство воды, текучесть», «растворимые и нерастворимые вещества»,            «растворы в            природе», «термометр, температура». Формирование умений измерять температуру воды.

1,3,4,5,9

Лабораторное оборудование, рисунки, иллюстрации, натуральные объекты, карточки.  

17.09 – 24.09

2.5

Изменение воды при нагревании и охлаждении

1

2,3,4

24.09 – 01.10

2.6

Вода растворитель некоторых твёрдых веществ

1

5,6,10

01.10 – 08.10

2.7

 

Нерастворимые в воде вещества

Растворы в природе

1

5,6,7,8,9,10

 

Работа с учебником, запись в тетради

Практическая работа

08.10 - 15.10

2.8

Чистая и мутная вода

Питьевая вода, температура воды и её изменения

1

 

4,8,9,11,13

15.10 – 22.10

2.9

Три состояния воды

1

 

Учащиеся    должны знать отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов, некоторые свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, текучесть

9,10.12

4,6,8

Раздаточный материал. Работа с учебником

05.11 – 12.11

2.10

Превращение воды в пар

Кипение воды

1

1,2,5

12.11 – 19.11

2.11

Использование воды в быту промышленном и сельском хозяйстве

Охрана воды

1

 

Систематизировать и обобщить знания        учащихся  об использовании воды в быту, промышленности   и с/х.    

 Воспитывать бережное отношение к воде.                          

2,3,5,6,8,10

19.11 – 26.11

3

Воздух

7

 

 

 

 

 

3.12

Воздух вокруг нас

Воздух занимает место

1

 

Дать понятия: «воздух», «упругость», «сжимаемость», «теплопроводимость», «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси», «жидкий кислород».

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха.    Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту.  Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. 

Движение воздуха. 

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.    Значение кислорода и его применение в медицине.                           

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Борьба за чистоту воздуха.                  

Учащиеся должны знать свойства    воздуха и его движение.

1,2,4,11,12,13

Работа с учебниками. Демонстрационный материал. Записи в тетради

26.11 – 03.12

3.13

 

Воздух сжимаем и упруг

Воздух плохо проводит тепло

1

 

1,2,3,5

03.12 – 10.12

3.14

Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении

Тёплый воздух легче холодного

1

 

2,3,4,5,6

 

 

 

10.12 – 17.12

3.15

Кислород

Значение кислорода

1

 

1,2,3,4, 7,10

17.12 – 24.12

3.16

Углекислый газ

Применение углекислого газа

1

 

1,2,5,6,9,12

 

 

Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник

 

Устный опрос.  

 

24.12 – 30.12

 

3.17

Состав воздуха

Значение воздуха

1

 

2,4,9

15.01 – 22.01

3.18

 

Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.

 

1

 

1,2,4

 

22.01 – 29.01

 

4

Полезные ископаемые

10

 

 

 

 

4.19

 

Что такое полезные ископаемые

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

1

 

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк», «горючие полезные ископаемые», «минеральные удобрения», «руды», «фосфориты», «чёрные и цветные металлы»

Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении.                       

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.   

Горючие полезные ископаемые. 

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.                      

1,2,3,4

Коллекции полезных ископаемых 

Карта «Полезные ископаемые России». 

Рисунки, иллюстрации. 

Работа с учебником, в тетрадях

29.01 – 05.02

 

 

 

4.20

 

Гранит

Известняки

1

 

1,3,5,6,9

05.02 – 12.02

4.21

Песок и глина

 Горючие полезные ископаемые.

1

 

4,5,10,11,13

12.02 – 19.02

4.22

Торф. Каменный уголь

1

7,9,10

19.02 – 26.02

 

 

4.23

Нефть

Природный газ

1

 

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость,  текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.             Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть.    Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.                         Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.           

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.  

 Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Требования: учащиеся должны знать характерные признаки некоторых полезных ископаемых и их некоторые свойства.  

2,3,4,5,9

 

Коллекции полезных ископаемых 

Карта «Полезные ископаемые России». 

Рисунки, иллюстрации. 

Работа с учебником, в тетрадях.

26.02 – 05.03

 

4.24

Калийная соль

Полезные ископаемые для получения металлов

1

 

1,2,4,6,9,11

 

05.03 – 12.03

 

4.25

Железная руда

Медные и алюминиевые руды

1

 

4,5,7,9,12

12.03 – 19.03

 

 

4.26

Распознавание чёрных и цветных металлов.

1

10,12

19.03 – 24.03

 

4.27

Сталь

Чугун

1

 

5,7,9

 

02.04 – 09.04

 

4.28

 

Алюминий

Медь и олово

1

 

2,3,4,5,6,11

 

09.04 – 16.04

 

 

 

5

Почва

6

 

 

 

 

5.29

Что такое почва

Из чего состоит почва

1

 

Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём», «глинистая почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы».

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.                            

Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух.                               Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. 

Глина песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. 

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать.  Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

4,6,7,8,10,11

 

Работа по карточкам 

учебникам, в тетрадях

Лабораторная работа

16.04 – 23.04

 

5.30

Перегной - органическая часть почвы

Песок и глина в почве

1

 

2,3,4,5,6,11

23.04 – 30.04

 

 

5.31

Минеральные соли в почве

Различение песчаных и глиняных почв

1

 

4,5,6,7,9,11,12

 

 

30.04 – 07.05

 

 

 

 

5.32

Как проходит вода в разные почвы

Испарение воды из почвы

1

 

1,2,5,7,9

 

07.05 – 14.05

 

 

5.33

Охрана почвы

Что мы узнали о почвах

1

 

2,3,4,5,6,11

 

14.05 – 21.05

 

 

5.34

Весенняя обработка почвы с внесением удобрений

 

1

 

Должны знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы их свойства, местные типы почв: название, краткая характеристика.

7,8,9

Практическая работа

21.05 – 26.05

Итого

34 часа

 

 

Тематическое планирование 7 класс

 

  п/п

 

Тема. Раздел

Кол-во часов

Содержание. Общее понятие. Словарь

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Примечание (дата)

 

1

Растения вокруг нас

3

 

 

 

 

 

1.1

Многообразие растений

1

Показать многообразие растений. Учащиеся должны различать деревья, кустарники, травы

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Значение и их охрана

1,2,4

Работа с учебником и в тетрадях. Растения, занесённые в Красную книгу

01.09 – 03.09

 

1.2

Значение растений

1

03.09 – 10.09

 

1.3

Охрана растений

1

10.09 – 17.09

 

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

14

 

 

 

 

 

2.4

 

Органы цветкового растения.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Дать общее понятие об органах цветкового растения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. 

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Строение растения. Наблюдение за цветущими осенью растениями. Учащиеся должны различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).  

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

Цветение и плодоношение растений.   Строение цветка (на примере цветка вишни). Опыление цветков.

Познакомить с образованием плодов и семян их распространением. Рассмотреть сухие и сочные плоды.                  

 Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение семян. 

 

1,2,3

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №1 Строение цветочного растения. Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира. 

Макет цветка. 

17.09 – 24.09

 

2.5

 

Строение цветка

Виды соцветий

1

 

 

 

1,3,5,8,9

 

 

 

24.09 – 01.10

 

Лабораторная работа №2

Таблица «Строение цветкового растения».

Табл. «Виды соцветий» Работа с учебником

Письменный индивидуальный опрос по карточкам. 

 

 

2.6

Опыление цветков

Разнообразие плодов

1

 

1,2,3,6,10,12

Табл. «Строение цветка», живые цветы

Работа с учебником

Работа  в тетради

01.10 – 08.10

 

2.7

Распространение плодов и семян.

1

4,6,13

Работа в тетрадях

08.10 - 15.10

 

2.8

Строение семени фасоли.

Строение зерновки пшеницы

1

 

Семена растений.       Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы).

Познакомить  со строением семени, его распространении, условиями, необходимыми для его прорастания

Определить всхожесть семян на практической работе. Познакомить с правилами заделки семян в почву

5,7,8,9,12

 

Лабораторная работа №3 Работа в тетрадях

Лабораторная работа №4

Работа в тетрадях

15.10 – 22.10

 

2.9

Условия прорастания семян

Определение всхожести семян

1

 

8,10,11,13

 

Показ. Демонстрационный материал.

Практическая работа №2

Работа в тетрадях

05.11 – 12.11

 

2.10

Виды корней

Корневая система

1

 

Разнообразие корней.

Познакомить со строением корня его значением в жизни растения.            

Корневые системы (стержневая и мочковатая).

Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения.

Дать понятия: «корень», «корневая система», «корневые волоски», «корнеплод», «клубень».

1,2,3

Демонстрационный материал. Работа с учебником

Работа по карточкам

Работа с учебником

 

12.11 – 19.11

 

2.11

Значение корня

Видоизменения корней

1

 

3,6,9,10,12

 

19.11 – 26.11

 

2.12

Внешнее строение листа

Из каких веществ состоит растение

1

 

Лист. 

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. 

Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Рассмотреть внешнее строение листа, жилкование. Познакомить с простыми и сложными листьями, со значением листьев в жизни Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение растения.

Дать понятия: «питание растений», «дыхание», «листопад».

1,2,4,6

 

Работа с учебником

Лабораторное оборудование. 

Гербарии растений. 

Рисунки, иллюстрации. 

Гербарии листьев. 

Работа с учебником, тетрадью

Работа по карточкам

Зарисовка в тетради

26.11 – 03.12

 

2.13

Образование органических веществ в растении

1

5,6,9

03.12 – 10.12

 

2.14

Испарение воды листьями

Дыхание растений

1

 

3,5,6,10,11,12

 

10.12 – 17.12

 

2.15

Листопад и его значение

1

 

 

 

 

 

 

 

3,10,13

17.12 – 24.12

 

2.16

 

Строение стебля

Значение стебля в жизни растений

1

 

Рассмотреть строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения, разнообразие стеблей Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. 

1,2,3,5,6

 

Работа с учебником, запись в тетради.

Натуральные объекты.

Схемы: «Дыхание растений», «Питание растений», «Передвижение в стеле воды с растворёнными в ней веществами».

24.12 – 30.12

 

 

2.17

 

Разнообразие стеблей

Растения- целостный организм

1

 

5,6,7,10,12

15.01 – 22.01

 

3

Бактерии

1

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.     

Учащиеся должны знать: вред бактерий и способы предохранения от заражения ими  Дать общее понятие «бактерии». Показать значение их в природе и жизни человека.

 

 

 

 

3.18

Бактерии

1

1,3,5

Индивидуальный опрос по карточкам

22.01 – 29.01

 

 

4

Грибы

2

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Учащиеся должны знать: разницу

ядовитых и съедобных грибов. Познакомить со строением шляпочного гриба. Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах их распознавании.

 

Работа с учебником, зарисовка в тетради.

Табл. «Съедобные и несъедобные

грибы»

 

 

4.19

 

Строение грибов

 

 

 

1

 

5,8,10

 

29.01 – 05.02

 

 

 

 

4.20

Съедобные и ядовитые грибы

1

1,2,7

05.02 – 12.02

 

5

Многообразие растительного мира

14

 

 

 

 

 

5.21

 

Мхи

Папоротники

1

 

Дать понятие о мхе как о многолетнем растении. Познакомить с местами его произрастания и образованием торфа.               

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. 

Учащиеся должны знать названия растений из группы мхов.  

Дать понятие о папоротнике как многолетнем травянистом растении. Познакомить с местами его произрастания Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.  

Учащиеся должны знать: название растений из группы папоротников

1,2,3,4

Работа с учебником, запись в тетради

Работа по карточкам, запись в тетради

12.02 – 19.02

 

 

 

5.22

 

Голосеменные

Деление цветковых на классы

1

 

Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.  

Учащиеся должны знать: названия голосеменных растений

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). 

Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные  (например – пшеница) и двудольные (например – фасоль). 

Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).  Однодольные растения Злаки.

Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка.

1,2,3,4,5

Работа с учебником, тетрадью Устный опрос. Проверочная работа 

Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира. 

 

19.02 – 26.02

 

 

 

5.23

 

Общие признаки злаковых

Пшеница, рожь

Овёс, кукуруза

1

 

 

1,2,3,6,9

 

 

Таблица: «Отличия однодольных и двудольных растений». Гербарии злаковых. 

Устный опрос. Проверочная работа 

Работа по карточкам

26.02 – 05.03

 

 

 

 

5.24

 

 

Общие признаки лилейных

 

 

 

1

 

 

 

Дать понятия «лилейные», «пищевые лилейные». Рассмотреть выращивание лука, чеснока, их использование человеком.  

Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).  

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Лук, чеснок – многолетние овощные растения.

 

4,6,8

Работа с учебником, тетрадью

Рисунки, иллюстрации, гербарии лилейных

05.03 – 12.03

 

 

 

12.03 – 19.03

 

 

 

5.25

Лилия, тюльпан.

Лук.

Чеснок, ландыш.

1

1,2,4,5,10,11

 

5.26

Общие признаки паслёновых

1

Двудольные растения. Паслёновые. Дать понятия «паслёновые», «пищевые паслёновые». Рассмотреть строение картофеля. Учащиеся должны уметь приводить примеры двудольных растений

1,2,3

Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых. 

Натуральные объекты. 

19.03 – 24.03

 

 

 

5.27

Картофель

Томат

Баклажан, перец

1

 

4,5,9,11

 

Лабораторная работа №5

Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых

02.04 – 09.04

 

 

 

 

5.28

Общие признаки бобовых

1

Дать понятия «бобовые», «кормовые бобовые». Учащиеся должны уметь приводить примеры растений огорода

1,2,3

Работа с учебником

Индивидуальный опрос по карточкам

 

09.04 – 16.04

 

 

5.29

 

Бобы, горох

Фасоль, соя

1

 

3,4,5,9,11

 

16.04 – 23.04

 

 

5.30

Общие признаки розовоцветных

1

Дать понятие розовоцветных. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Учащиеся должны уметь приводить примеры растений сада

1,2,3

Рисунки, иллюстрации, гербарии розоцветных

 

23.04 – 30.04

 

 

 

5.31

 

Шиповник

Яблоня

Груша

1

 

 

4,5,6,10,11

 

30.04 – 07.05

 

 

 

 

 

5.32

 

Вишня

Малина

Земляника

1

 

2,5,8,9,10,11,12

07.05 – 14.05

 

 

 

5.33

Общие признаки сложноцветных

Подсолнечник

1

 

Дать понятия «сложноцветные», «пищевые сложноцветные». Рассмотреть особенности внешнего строения двулетних и однолетних сложноцветных Познакомить с агротехникой выращивания подсолнечника, использования человеком.    

1,2,3,11,13

Гербарии, рисунки, иллюстрации сложноцветных.

14.05 – 21.05

 

 

 

5.34

 

Весенняя обработка почвы

 

1

Закрепление полученных знаний на практических работах. работа:      - перевалка и пересадка комнатных растений.

Практические работы:  - в саду, на школьном учебно-опытном участке.         

Учащиеся должны знать: некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых с/х растений.

7,8,9,11

Практическая работа

21.05 – 26.05

 

Итого

34 часа

 

 

 

 

34 часа

Тематическое планирование 8 класс

 

№ п/п

Тема. Раздел

Кол- во часов

Содержание. Общее понятие. Словарь

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Примечание (дата)

1

Ведение

1

 

 

 

 

1.1

 

Многообразие животных

Значение животных и охрана

1

 

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных и их охрана. Учащиеся должны узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах). 

 

1,2,4

Работа с тетрадями, учебником

01.09 – 03.09

2

Беспозвоночные животные

5

Беспозвоночные животные.     Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). 

 

 

 

Черви

1

 

 

 

 

2.2

 

Дождевой червь

Черви - паразиты

1

 

Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Черви – паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. 

3,7,8,9

Рисунки, иллюстрации, макеты, коллекции животных

03.09 – 10.09

 

 

Насекомые

4

 

 

 

 

2.3

Внешнее строение и образ жизни насекомых

1

Насекомые.     Бабочка-капустница   (и её гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры             борьбы с вредными насекомыми. Пчела,            тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Разведение           тутового шелкопряда.   Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение мёда от пчёл и шёлковых нитей от шелкопряда. 

 

1,2,5

Живые объекты, коллекции, рисунки, иллюстрации насекомых

Работа с учебником, тетрадями

10.09 – 17.09

 

2.4

«Бабочка – капустница»

Яблонная плодожорка

1

 

2,3,4,6

17.09 – 24.09

 

 

2.5

Майский жук

Комнатная муха

1

 

2,3,4,7,8,9

24.09 – 01.10

 

2.6

Медоносная пчела

Тутовый шелкопряд

1

 

2,3,4,6,7,9

01.10 – 08.10

 

 

3

Позвоночные животные. Рыбы

2

 

 

 

 

3.7

Внешнее строение и скелет рыб

Внутреннее строение рыбы

1

 

Дать общее понятие о позвоночных животных.   

 Дать общее понятие о рыбах, среде их обитания. Дать понятия: «речные

Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь).    Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.  Размножение рыб.    Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.          

2,3,4,7,8,9

Рисунки, иллюстрации, живые объекты, скелет рыбы, макет внутреннего строения рыбы. Работа с учебником и тетрадью

 

08.10 - 15.10

 

 

3.8

 

Размножение и развитие рыб

Речные рыбы

Морские рыбы

 

1

 

 

 

1,2,3,4,6,7,9

 

15.10 – 22.10

 

 

4

Позвоночные животные. Земноводные

2

 

 

 

 

4.9

 

Внешнее строение земноводных

Внутреннее строение земноводных

1

 

Дать общее понятие о земноводных. Познакомить с внешним и внутренним строением, способом передвижения и образе жизни земноводных на примере лягушки.  Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания – водоёмы. Лягушка. Место обитания,  образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

1,2,3,4

 

Рисунки, иллюстрации, живые объекты, макет внутреннего строения лягушки, работа с учебником и тетрадью

05.11 – 12.11

 

 

4.10

Размножение и развитие лягушек

1

3,4,6

12.11 – 19.11

 

 

 

 

5

Позвоночные животные. Пресмыкающиеся

2

 

 

 

 

5.11

 

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

Внутреннее строение пресмыкающихся

1

 

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше).   Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земно-водных по строению, образу жизни. Охрана.

 

3,5,7,8,9

Рисунки, иллюстрации, работа с учебником и тетрадью

19.11 – 26.11

 

 

 

 

 

5.12

Размножение и развитие пресмыкающихся

1

5,7,9

26.11 – 03.12

 

6

Позвоночные животные. Птицы

6

 

 

 

 

6.13

 

 

 

 

 

Внешнее строение птиц

Особенности скелета птиц

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Птицы.  Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.  Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).  Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица.

 

1,2,3,4,5,6

 

 

 

 

 

Демонстрационный материал. Работа  в тетрадях, зарисовка  птиц.

03.12 – 10.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.14

 

Внутреннее

строение птиц

Размножение и развитие птиц

1

 

9,10,11,13

 

Работа по карточкам

10.12 – 17.12

 

 

 

 

6.15

Птицы, кормящиеся  в воздухе

Птицы леса

1

 

12,13,14

 

17.12 – 24.12

 

 

6.16

Хищные птицы

Водоплавающие птицы: Утки. Гуси

1

Хищные птицы (сова, орёл).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.  

1,2,3,9,10,12

 

Демонстрационный материал. Работа  в тетрадях.

24.12 – 30.12

 

 

 

 

 

6.17

 

Изучение птиц обитающих возле жилья человека в естественных местообитаниях

1

4,5,6

15.01 – 22.01

 

 

 

6.18

Домашние куры

Домашние утки и гуси

1

8,9,11,12,14

22.01 – 29.01

 

 

7

Позвоночные животные. Млекопитающие

8

 

 

 

 

7.19

 

Внешнее строение млекопитающих

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

1

 

Разнообразие млекопитающих.  Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождения живых детёнышей и вскармливание их молоком. Внутреннее     строении млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. 

 

1,2,9,4,5,8

 

Демонстрационный материал. Работа  в тетрадях.

29.01 – 05.02

 

 

 

 

 

7.20

Внутреннее строение млекопитающих

1

3,4,7

05.02 – 12.02

 

7.21

Грызуны

Значение грызунов

1

 

Грызуны: мышь, бобр белка. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров

5,8,9,10,11,13

 

Иллюстрации разнообразных грызунов

Иллюстрации  мыши-полёвки, ласки. Работа с учебником, тетрадью

12.02 – 19.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.22

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов

1

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроли-ков. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.  

1,3,8

Иллюстрации различных пород кроликов 

Работа с учебником, тетрадью

19.02 – 26.02

 

 

 

 

 

 

7.23

Хищные звери

Дикие хищные звери

1

 

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

5,9,11,12,13,14

Работа по карточкам, в тетради

26.02 – 05.03

 

 

 

 

 

7.24

 

Ластоногие

Китообразные

1

 

Ластоногие   морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.          Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание.  Значение этих животных и их охрана. Растительноядные животные дикие и домашнее. Общие признаки растительноядных животных.    

3,4,5,9,12

Работа с учебником, работа по карточкам

05.03 – 12.03

 

 

 

 

7.25

 

Парнокопытные

Непарнокопытные

1

 

  Дикие растительноядные животные (лось, осёл, зебра).  Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.             Приматы. Общая характеристика.  

11,12,14

 

Демонстрационный материал, работа в тетрадях

12.03 – 19.03

 

 

7.26

Приматы

1

1,2,9

19.03 – 24.03

 

 

 

 

8

Позвоночные растительноядные животные

8

 

 

 

 

 

 

 

8.27

Дикие и домашние растительноядные животные

1

Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья.   Овца.

9,10,12

 

02.04 – 09.04

 

 

 

8.28

 

Корова.

Породы коров.

Содержание коров на фермах.

Выращивание телят.

1

 

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.                        

1,2,4,8,9,14

 

Демонстрационный материал,  зарисовка в тетрадях

09.04 – 16.04

 

8.29

Овцы

Породы овец

 

1

 

Распространение овец.   Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание ягнят.  

3,4,9

Демонстрационный материал,  зарисовка в тетрадях

16.04 – 23.04

 

8.30

Верблюды. Северные олени.      

1

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.  Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.            

1,2,4,9,10,12

Демонстрационный материал,  зарисовка в тетрадях

23.04 – 30.04

 

8.31

 

Домашние свиньи

Содержание свиней

Выращивание поросят

1

 

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.              

1,2,4,8,9,11,12,14

 

Демонстрационный материал,  зарисовка в тетрадях

30.04 – 07.05

 

8.32

Домашние лошади

1

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловесы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.         

3,4.9

Демонстрационный материал,  зарисовка в тетрадях

07.05 – 14.05

 

8.33

Признаки сходства и различия позвоночных животных

1

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. 

2,8,12

Работа с учебником, тетрадью

14.05 – 21.05

 

8.34

Редкие и исчезающие виды птиц и млекопитающих

1

2,5,8

Работа с учебником, тетрадью

21.05 – 26.05

Итого

34 часа

 

Учебно - методическое и материально- технические обеспечение образовательного процесса

- Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений         YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках / под редакцией В.В.  Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г. -  сб. 1. 224 с.

-             «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 -       стр.

- «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 -      стр.

- «Биология. Животные» для 8  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 -        стр.

Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

Комментарии

Спасибо за материал. а где можно посмотреть кодировку коррекционных целей?

17 October 2022