12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мойдунова Яна Жумамидиновна38 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по биологии для классов ОВЗ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева», на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Выбор последовательности и содержание планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебниках:
1. «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
2. «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
3. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
Основными целями изучения биологии в классе ОВЗ являются:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
-строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
-о роли биологической науки в практической деятельности людей;
-о методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
-применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
Общая характеристика предмета
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные»(8 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по виду семейств и классов. Такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых и экологических проблем.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые результаты обучения:
Класс | Знать | Уметь |
6 |
|
|
1- группа | - отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов; - характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. | - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
|
2-я группа | отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении воздуха. | - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
|
7 |
|
|
1- группа | - названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
| - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения; - различать грибы и растения. |
2-я группа | - названия некоторых бактерий, грибов, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
| - различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
|
8 |
|
|
1- группа | - основные отличия животных от растений; - признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; - места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; -названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). | - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
|
2-я группа | - отличия животных от растений -- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся -- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). | -- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); -- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и |
Педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой (биология)
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Эти ученики владеют связной устной и письменной речью, но, в то же время, для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
Место предмета в учебном плане класса ОВЗ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им. С. Т. Пекпеева» на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю:
Класс | Тема раздела | Кол-во часов | Общий объём учебного времени |
6 | «Неживая природа» | 1 | 34 |
7 | «Растения» | 1 | 34 |
8 | «Животные» | 1 | 34 |
Содержание учебного предмета
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА 6 класс | |||
1. 1 | Природа. | 3ч | |
2. 2 | Вода в природе. | 8ч | |
3. 3 | Воздух. | 7ч | |
4. 4 | Полезные ископаемые | 10ч | |
5. 5 | Почва | 6ч | |
6. | Итого | 34 ч | |
Растения, грибы и бактерии 7 класс | |||
1. 1 | Введение. Многообразие растений | 3ч | |
2. 2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 14ч | |
3. 3 | Бактерии | 1ч | |
4. 4 | Грибы | 2ч | |
5. 5 | Многообразие растительного мира | 14ч | |
6. | Итого | 34 ч
| |
7. | Животные 8 класс |
| |
8. 1 | Введение. Многообразие животных | 1 ч | |
9. 2 | Беспозвоночные животные | 5 ч | |
3 | Позвоночные животные. Рыбы | 2 ч | |
4 | Позвоночные животные. Земноводные | 2 ч | |
5 | Позвоночные животные. Пресмыкающиеся | 2 ч | |
6 | Позвоночные животные. Птицы | 6 ч | |
7 | Позвоночные животные. Млекопитающие | 8 ч | |
1. 8 | Позвоночные растительноядные животные | 8 ч | |
2. | Итого | 34 ч | |
Тематическое планирование 6 класс
№; п/п | Тема. Раздел | Кол-во часов | Содержание. Общее понятие. Словарь | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности | Примечание (Дата) |
1 | Природа | 3 |
|
|
|
|
1.1 | Живая и неживая природа | 1 | Дать общие представления о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов. Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные тела».»,
| 1,2,6 | Рисунки, иллюстрации, макеты, коллекции предметов природы. Работа с учебником | 01.09 – 03.09 |
1.2 | Твёрдые тела. Жидкости и газы | 1 | 1,2,3 | 03.09 – 10.09 | ||
1.3 | Для чего изучают природу | 1 | 2,4,7 | 10.09 – 17.09 | ||
2 | Вода | 8 |
|
|
|
|
2.4 | Вода в природе Вода - жидкость | 1 | Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях. Дать понятия: «непостоянство воды, текучесть», «растворимые и нерастворимые вещества», «растворы в природе», «термометр, температура». Формирование умений измерять температуру воды. | 1,3,4,5,9 | Лабораторное оборудование, рисунки, иллюстрации, натуральные объекты, карточки. | 17.09 – 24.09 |
2.5 | Изменение воды при нагревании и охлаждении | 1 | 2,3,4 | 24.09 – 01.10 | ||
2.6 | Вода растворитель некоторых твёрдых веществ | 1 | 5,6,10 | 01.10 – 08.10 | ||
2.7
| Нерастворимые в воде вещества Растворы в природе | 1 | 5,6,7,8,9,10
| Работа с учебником, запись в тетради Практическая работа | 08.10 - 15.10 | |
2.8 | Чистая и мутная вода Питьевая вода, температура воды и её изменения | 1
| 4,8,9,11,13 | 15.10 – 22.10 | ||
2.9 | Три состояния воды | 1
| Учащиеся должны знать отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов, некоторые свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, текучесть | 9,10.12 4,6,8 | Раздаточный материал. Работа с учебником | 05.11 – 12.11 |
2.10 | Превращение воды в пар Кипение воды | 1 | 1,2,5 | 12.11 – 19.11 | ||
2.11 | Использование воды в быту промышленном и сельском хозяйстве Охрана воды | 1
| Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х. Воспитывать бережное отношение к воде. | 2,3,5,6,8,10 | 19.11 – 26.11 | |
3 | Воздух | 7 |
|
|
|
|
3.12 | Воздух вокруг нас Воздух занимает место | 1
| Дать понятия: «воздух», «упругость», «сжимаемость», «теплопроводимость», «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси», «жидкий кислород». Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение кислорода и его применение в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Борьба за чистоту воздуха. Учащиеся должны знать свойства воздуха и его движение. | 1,2,4,11,12,13 | Работа с учебниками. Демонстрационный материал. Записи в тетради | 26.11 – 03.12 |
3.13
| Воздух сжимаем и упруг Воздух плохо проводит тепло | 1
| 1,2,3,5 | 03.12 – 10.12 | ||
3.14 | Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении Тёплый воздух легче холодного | 1
| 2,3,4,5,6
| 10.12 – 17.12 | ||
3.15 | Кислород Значение кислорода | 1
| 1,2,3,4, 7,10 | 17.12 – 24.12 | ||
3.16 | Углекислый газ Применение углекислого газа | 1
| 1,2,5,6,9,12
| Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник
Устный опрос.
| 24.12 – 30.12
| |
3.17 | Состав воздуха Значение воздуха | 1
| 2,4,9 | 15.01 – 22.01 | ||
3.18
| Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.
| 1
| 1,2,4
| 22.01 – 29.01
| ||
4 | Полезные ископаемые | 10 |
|
|
|
|
4.19
| Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые, применяемые в строительстве | 1
| Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк», «горючие полезные ископаемые», «минеральные удобрения», «руды», «фосфориты», «чёрные и цветные металлы» Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование. | 1,2,3,4 | Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. Работа с учебником, в тетрадях | 29.01 – 05.02
|
4.20
| Гранит Известняки | 1
| 1,3,5,6,9 | 05.02 – 12.02 | ||
4.21 | Песок и глина Горючие полезные ископаемые. | 1
| 4,5,10,11,13 | 12.02 – 19.02 | ||
4.22 | Торф. Каменный уголь | 1 | 7,9,10 | 19.02 – 26.02
| ||
4.23 | Нефть Природный газ | 1
| Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Требования: учащиеся должны знать характерные признаки некоторых полезных ископаемых и их некоторые свойства. | 2,3,4,5,9
| Коллекции полезных ископаемых Карта «Полезные ископаемые России». Рисунки, иллюстрации. Работа с учебником, в тетрадях. | 26.02 – 05.03
|
4.24 | Калийная соль Полезные ископаемые для получения металлов | 1
| 1,2,4,6,9,11
| 05.03 – 12.03
| ||
4.25 | Железная руда Медные и алюминиевые руды | 1
| 4,5,7,9,12 | 12.03 – 19.03
| ||
4.26 | Распознавание чёрных и цветных металлов. | 1 | 10,12 | 19.03 – 24.03
| ||
4.27 | Сталь Чугун | 1
| 5,7,9
| 02.04 – 09.04
| ||
4.28
| Алюминий Медь и олово | 1
| 2,3,4,5,6,11
| 09.04 – 16.04
| ||
5 | Почва | 6 |
|
|
|
|
5.29 | Что такое почва Из чего состоит почва | 1
| Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём», «глинистая почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы». Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. | 4,6,7,8,10,11
| Работа по карточкам учебникам, в тетрадях Лабораторная работа | 16.04 – 23.04
|
5.30 | Перегной - органическая часть почвы Песок и глина в почве | 1
| 2,3,4,5,6,11 | 23.04 – 30.04
| ||
5.31 | Минеральные соли в почве Различение песчаных и глиняных почв | 1
| 4,5,6,7,9,11,12
| 30.04 – 07.05
| ||
5.32 | Как проходит вода в разные почвы Испарение воды из почвы | 1
| 1,2,5,7,9
| 07.05 – 14.05
| ||
5.33 | Охрана почвы Что мы узнали о почвах | 1
| 2,3,4,5,6,11
| 14.05 – 21.05
| ||
5.34 | Весенняя обработка почвы с внесением удобрений
| 1
| Должны знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы их свойства, местные типы почв: название, краткая характеристика. | 7,8,9 | Практическая работа | 21.05 – 26.05 |
Итого | 34 часа |
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
| Тема. Раздел | Кол-во часов | Содержание. Общее понятие. Словарь | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности | Примечание (дата) |
| ||||
1 | Растения вокруг нас | 3 |
|
|
|
|
| ||||
1.1 | Многообразие растений | 1 | Показать многообразие растений. Учащиеся должны различать деревья, кустарники, травы Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Значение и их охрана | 1,2,4 | Работа с учебником и в тетрадях. Растения, занесённые в Красную книгу | 01.09 – 03.09 |
| ||||
1.2 | Значение растений | 1 | 03.09 – 10.09 |
| |||||||
1.3 | Охрана растений | 1 | 10.09 – 17.09 |
| |||||||
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 14 |
|
|
|
|
| ||||
2.4
| Органы цветкового растения.
| 1
| Дать общее понятие об органах цветкового растения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Наблюдение за цветущими осенью растениями. Учащиеся должны различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Цветение и плодоношение растений. Строение цветка (на примере цветка вишни). Опыление цветков. Познакомить с образованием плодов и семян их распространением. Рассмотреть сухие и сочные плоды. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение семян.
| 1,2,3
| Лабораторная работа №1 Строение цветочного растения. Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира. Макет цветка. | 17.09 – 24.09 |
| ||||
2.5
| Строение цветка Виды соцветий | 1
| 1,3,5,8,9
| 24.09 – 01.10 |
| ||||||
Лабораторная работа №2 Таблица «Строение цветкового растения». Табл. «Виды соцветий» Работа с учебником Письменный индивидуальный опрос по карточкам. |
|
| |||||||||
2.6 | Опыление цветков Разнообразие плодов | 1
| 1,2,3,6,10,12 | Табл. «Строение цветка», живые цветы Работа с учебником Работа в тетради | 01.10 – 08.10 |
| |||||
2.7 | Распространение плодов и семян. | 1 | 4,6,13 | Работа в тетрадях | 08.10 - 15.10 |
| |||||
2.8 | Строение семени фасоли. Строение зерновки пшеницы | 1
| Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Познакомить со строением семени, его распространении, условиями, необходимыми для его прорастания Определить всхожесть семян на практической работе. Познакомить с правилами заделки семян в почву | 5,7,8,9,12
| Лабораторная работа №3 Работа в тетрадях Лабораторная работа №4 Работа в тетрадях | 15.10 – 22.10 |
| ||||
2.9 | Условия прорастания семян Определение всхожести семян | 1
| 8,10,11,13
| Показ. Демонстрационный материал. Практическая работа №2 Работа в тетрадях | 05.11 – 12.11 |
| |||||
2.10 | Виды корней Корневая система | 1
| Разнообразие корней. Познакомить со строением корня его значением в жизни растения. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Дать понятия: «корень», «корневая система», «корневые волоски», «корнеплод», «клубень». | 1,2,3 | Демонстрационный материал. Работа с учебником Работа по карточкам Работа с учебником
| 12.11 – 19.11 |
| ||||
2.11 | Значение корня Видоизменения корней | 1
| 3,6,9,10,12
| 19.11 – 26.11 |
| ||||||
2.12 | Внешнее строение листа Из каких веществ состоит растение | 1
| Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Рассмотреть внешнее строение листа, жилкование. Познакомить с простыми и сложными листьями, со значением листьев в жизни Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение растения. Дать понятия: «питание растений», «дыхание», «листопад». | 1,2,4,6
| Работа с учебником Лабораторное оборудование. Гербарии растений. Рисунки, иллюстрации. Гербарии листьев. Работа с учебником, тетрадью Работа по карточкам Зарисовка в тетради | 26.11 – 03.12 |
| ||||
2.13 | Образование органических веществ в растении | 1 | 5,6,9 | 03.12 – 10.12 |
| ||||||
2.14 | Испарение воды листьями Дыхание растений | 1
| 3,5,6,10,11,12
| 10.12 – 17.12 |
| ||||||
2.15 | Листопад и его значение | 1
| 3,10,13 | 17.12 – 24.12 |
| ||||||
2.16
| Строение стебля Значение стебля в жизни растений | 1
| Рассмотреть строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения, разнообразие стеблей Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. | 1,2,3,5,6
| Работа с учебником, запись в тетради. Натуральные объекты. Схемы: «Дыхание растений», «Питание растений», «Передвижение в стеле воды с растворёнными в ней веществами». | 24.12 – 30.12
|
| ||||
2.17
| Разнообразие стеблей Растения- целостный организм | 1
| 5,6,7,10,12 | 15.01 – 22.01 |
| ||||||
3 | Бактерии | 1 | Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Учащиеся должны знать: вред бактерий и способы предохранения от заражения ими Дать общее понятие «бактерии». Показать значение их в природе и жизни человека. |
|
|
|
| ||||
3.18 | Бактерии | 1 | 1,3,5 | Индивидуальный опрос по карточкам | 22.01 – 29.01
|
| |||||
4 | Грибы | 2 | Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Учащиеся должны знать: разницу ядовитых и съедобных грибов. Познакомить со строением шляпочного гриба. Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах их распознавании. |
| Работа с учебником, зарисовка в тетради. Табл. «Съедобные и несъедобные грибы» |
|
| ||||
4.19
| Строение грибов
| 1
| 5,8,10
| 29.01 – 05.02
|
| ||||||
4.20 | Съедобные и ядовитые грибы | 1 | 1,2,7 | 05.02 – 12.02 |
| ||||||
5 | Многообразие растительного мира | 14 |
|
|
|
|
| ||||
5.21
| Мхи Папоротники | 1
| Дать понятие о мхе как о многолетнем растении. Познакомить с местами его произрастания и образованием торфа. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Учащиеся должны знать названия растений из группы мхов. Дать понятие о папоротнике как многолетнем травянистом растении. Познакомить с местами его произрастания Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Учащиеся должны знать: название растений из группы папоротников | 1,2,3,4 | Работа с учебником, запись в тетради Работа по карточкам, запись в тетради | 12.02 – 19.02
|
| ||||
5.22
| Голосеменные Деление цветковых на классы | 1
| Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Учащиеся должны знать: названия голосеменных растений Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (например – пшеница) и двудольные (например – фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. | 1,2,3,4,5 | Работа с учебником, тетрадью Устный опрос. Проверочная работа Рисунки, иллюстрации с изображением представителей растительного мира.
| 19.02 – 26.02
|
| ||||
5.23
| Общие признаки злаковых Пшеница, рожь Овёс, кукуруза | 1
| 1,2,3,6,9
| Таблица: «Отличия однодольных и двудольных растений». Гербарии злаковых. Устный опрос. Проверочная работа Работа по карточкам | 26.02 – 05.03
|
| |||||
5.24
| Общие признаки лилейных
| 1
| Дать понятия «лилейные», «пищевые лилейные». Рассмотреть выращивание лука, чеснока, их использование человеком. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Лук, чеснок – многолетние овощные растения.
| 4,6,8 | Работа с учебником, тетрадью Рисунки, иллюстрации, гербарии лилейных | 05.03 – 12.03
12.03 – 19.03
|
| ||||
5.25 | Лилия, тюльпан. Лук. Чеснок, ландыш. | 1 | 1,2,4,5,10,11 |
| |||||||
5.26 | Общие признаки паслёновых | 1 | Двудольные растения. Паслёновые. Дать понятия «паслёновые», «пищевые паслёновые». Рассмотреть строение картофеля. Учащиеся должны уметь приводить примеры двудольных растений | 1,2,3 | Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых. Натуральные объекты. | 19.03 – 24.03
|
| ||||
5.27 | Картофель Томат Баклажан, перец | 1
| 4,5,9,11
| Лабораторная работа №5 Рисунки, иллюстрации, гербарии паслёновых | 02.04 – 09.04
|
| |||||
5.28 | Общие признаки бобовых | 1 | Дать понятия «бобовые», «кормовые бобовые». Учащиеся должны уметь приводить примеры растений огорода | 1,2,3 | Работа с учебником Индивидуальный опрос по карточкам
| 09.04 – 16.04
|
| ||||
5.29
| Бобы, горох Фасоль, соя | 1
| 3,4,5,9,11
| 16.04 – 23.04
|
| ||||||
5.30 | Общие признаки розовоцветных | 1 | Дать понятие розовоцветных. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Учащиеся должны уметь приводить примеры растений сада | 1,2,3 | Рисунки, иллюстрации, гербарии розоцветных
| 23.04 – 30.04
|
| ||||
5.31
| Шиповник Яблоня Груша | 1
| 4,5,6,10,11
| 30.04 – 07.05
|
| ||||||
5.32
| Вишня Малина Земляника | 1
| 2,5,8,9,10,11,12 | 07.05 – 14.05
|
| ||||||
5.33 | Общие признаки сложноцветных Подсолнечник | 1
| Дать понятия «сложноцветные», «пищевые сложноцветные». Рассмотреть особенности внешнего строения двулетних и однолетних сложноцветных Познакомить с агротехникой выращивания подсолнечника, использования человеком. | 1,2,3,11,13 | Гербарии, рисунки, иллюстрации сложноцветных. | 14.05 – 21.05
|
| ||||
5.34
| Весенняя обработка почвы
| 1 | Закрепление полученных знаний на практических работах. работа: - перевалка и пересадка комнатных растений. Практические работы: - в саду, на школьном учебно-опытном участке. Учащиеся должны знать: некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых с/х растений. | 7,8,9,11 | Практическая работа | 21.05 – 26.05 |
| ||||
Итого | 34 часа |
|
|
|
| 34 часа |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема. Раздел | Кол- во часов | Содержание. Общее понятие. Словарь | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности | Примечание (дата) |
1 | Ведение | 1 |
|
|
|
|
1.1
| Многообразие животных Значение животных и охрана | 1
| Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных и их охрана. Учащиеся должны узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах).
| 1,2,4 | Работа с тетрадями, учебником | 01.09 – 03.09 |
2 | Беспозвоночные животные | 5 | Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
|
| ||
| Черви | 1 |
|
|
|
|
2.2
| Дождевой червь Черви - паразиты | 1
| Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Черви – паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | 3,7,8,9 | Рисунки, иллюстрации, макеты, коллекции животных | 03.09 – 10.09
|
| Насекомые | 4 |
|
|
|
|
2.3 | Внешнее строение и образ жизни насекомых | 1 | Насекомые. Бабочка-капустница (и её гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение мёда от пчёл и шёлковых нитей от шелкопряда.
| 1,2,5 | Живые объекты, коллекции, рисунки, иллюстрации насекомых Работа с учебником, тетрадями | 10.09 – 17.09
|
2.4 | «Бабочка – капустница» Яблонная плодожорка | 1
| 2,3,4,6 | 17.09 – 24.09
| ||
2.5 | Майский жук Комнатная муха | 1
| 2,3,4,7,8,9 | 24.09 – 01.10
| ||
2.6 | Медоносная пчела Тутовый шелкопряд | 1
| 2,3,4,6,7,9 | 01.10 – 08.10
| ||
3 | Позвоночные животные. Рыбы | 2 |
|
|
|
|
3.7 | Внешнее строение и скелет рыб Внутреннее строение рыбы | 1
| Дать общее понятие о позвоночных животных. Дать общее понятие о рыбах, среде их обитания. Дать понятия: «речные Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. | 2,3,4,7,8,9 | Рисунки, иллюстрации, живые объекты, скелет рыбы, макет внутреннего строения рыбы. Работа с учебником и тетрадью
| 08.10 - 15.10
|
3.8
| Размножение и развитие рыб Речные рыбы Морские рыбы
| 1
| 1,2,3,4,6,7,9
| 15.10 – 22.10
| ||
4 | Позвоночные животные. Земноводные | 2 |
|
|
|
|
4.9
| Внешнее строение земноводных Внутреннее строение земноводных | 1
| Дать общее понятие о земноводных. Познакомить с внешним и внутренним строением, способом передвижения и образе жизни земноводных на примере лягушки. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания – водоёмы. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. | 1,2,3,4
| Рисунки, иллюстрации, живые объекты, макет внутреннего строения лягушки, работа с учебником и тетрадью | 05.11 – 12.11
|
4.10 | Размножение и развитие лягушек | 1 | 3,4,6 | 12.11 – 19.11
| ||
5 | Позвоночные животные. Пресмыкающиеся | 2 |
|
|
|
|
5.11
| Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся Внутреннее строение пресмыкающихся | 1
| Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земно-водных по строению, образу жизни. Охрана.
| 3,5,7,8,9 | Рисунки, иллюстрации, работа с учебником и тетрадью | 19.11 – 26.11
|
5.12 | Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | 5,7,9 | 26.11 – 03.12
| ||
6 | Позвоночные животные. Птицы | 6 |
|
|
|
|
6.13
| Внешнее строение птиц Особенности скелета птиц
| 1
| Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица.
| 1,2,3,4,5,6
| Демонстрационный материал. Работа в тетрадях, зарисовка птиц. | 03.12 – 10.12
|
6.14
| Внутреннее строение птиц Размножение и развитие птиц | 1
| 9,10,11,13
| Работа по карточкам | 10.12 – 17.12
| |
6.15 | Птицы, кормящиеся в воздухе Птицы леса | 1
| 12,13,14
| 17.12 – 24.12
| ||
6.16 | Хищные птицы Водоплавающие птицы: Утки. Гуси | 1 | Хищные птицы (сова, орёл). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. | 1,2,3,9,10,12
| Демонстрационный материал. Работа в тетрадях. | 24.12 – 30.12
|
6.17
| Изучение птиц обитающих возле жилья человека в естественных местообитаниях | 1 | 4,5,6 | 15.01 – 22.01
| ||
6.18 | Домашние куры Домашние утки и гуси | 1 | 8,9,11,12,14 | 22.01 – 29.01
| ||
7 | Позвоночные животные. Млекопитающие | 8 |
|
|
|
|
7.19
| Внешнее строение млекопитающих Особенности скелета и нервной системы млекопитающих | 1
| Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождения живых детёнышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строении млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
| 1,2,9,4,5,8
| Демонстрационный материал. Работа в тетрадях. | 29.01 – 05.02
|
7.20 | Внутреннее строение млекопитающих | 1 | 3,4,7 | 05.02 – 12.02
| ||
7.21 | Грызуны Значение грызунов | 1
| Грызуны: мышь, бобр белка. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров | 5,8,9,10,11,13
| Иллюстрации разнообразных грызунов Иллюстрации мыши-полёвки, ласки. Работа с учебником, тетрадью | 12.02 – 19.02
|
7.22 | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов | 1 | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроли-ков. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | 1,3,8 | Иллюстрации различных пород кроликов Работа с учебником, тетрадью | 19.02 – 26.02
|
7.23 | Хищные звери Дикие хищные звери | 1
| Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. | 5,9,11,12,13,14 | Работа по карточкам, в тетради | 26.02 – 05.03
|
7.24
| Ластоногие Китообразные | 1
| Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Растительноядные животные дикие и домашнее. Общие признаки растительноядных животных. | 3,4,5,9,12 | Работа с учебником, работа по карточкам | 05.03 – 12.03
|
7.25
| Парнокопытные Непарнокопытные | 1
| Дикие растительноядные животные (лось, осёл, зебра). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Приматы. Общая характеристика. | 11,12,14
| Демонстрационный материал, работа в тетрадях | 12.03 – 19.03
|
7.26 | Приматы | 1 | 1,2,9 | 19.03 – 24.03
| ||
8 | Позвоночные растительноядные животные | 8 |
|
|
|
|
8.27 | Дикие и домашние растительноядные животные | 1 | Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья. Овца. | 9,10,12 |
| 02.04 – 09.04
|
8.28
| Корова. Породы коров. Содержание коров на фермах. Выращивание телят. | 1
| Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. | 1,2,4,8,9,14
| Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях | 09.04 – 16.04
|
8.29 | Овцы Породы овец
| 1
| Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание ягнят. | 3,4,9 | Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях | 16.04 – 23.04
|
8.30 | Верблюды. Северные олени. | 1 | Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. | 1,2,4,9,10,12 | Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях | 23.04 – 30.04
|
8.31
| Домашние свиньи Содержание свиней Выращивание поросят | 1
| Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | 1,2,4,8,9,11,12,14
| Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях | 30.04 – 07.05
|
8.32 | Домашние лошади | 1 | Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловесы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | 3,4.9 | Демонстрационный материал, зарисовка в тетрадях | 07.05 – 14.05
|
8.33 | Признаки сходства и различия позвоночных животных | 1 | Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. | 2,8,12 | Работа с учебником, тетрадью | 14.05 – 21.05
|
8.34 | Редкие и исчезающие виды птиц и млекопитающих | 1 | 2,5,8 | Работа с учебником, тетрадью | 21.05 – 26.05 | |
Итого | 34 часа |
Учебно - методическое и материально- технические обеспечение образовательного процесса
- Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г. - сб. 1. 224 с.
- «Биология». Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
- «Биология. Растения. Бактерии, грибы» для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.А.Клепининой, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
- «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.И. Никишова, А.В.Теремова, Москва, «Просвещение» 2018 - стр.
Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.