Программа к уроку технологии «Предметно–практическая деятельность» (2 класс)
Пояснительная записка.
Предметно – практическая деятельность.
2 класс.
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Также использовались:
«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» под редакцией А.Р. Маллер (М., Просвещение, 1984г.)
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).
Программы подготовительного и 1 – 4 классов (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под ред. В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2011г.
Цели с учетом специфики учебного предмета:
Используя различные многообразные виды деятельности корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета.
Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД –предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной(сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами(хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.
Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разнообразными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природным материалом, элементами конструирования и ручного труда. Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития уч-ся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.
ППД способствует воспитанию у детей эмоциональности и умения выражать свои чувства, учит терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать другому, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Уроки ППД способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности уч-ся, навыков взаимоотношения и опыта совместной деятельности, формируют положительные качества личности. ППД является первым этапом системы трудового обучения.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности
( формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, воспитательную и образовательную роль данного учебного предмета.
Описание места курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 2017-2018 учебном году отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Предметно – практическая деятельность».
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
- классифицировать и объединять предметы по значению, исключать лишний предмет;
- понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
- работать с условно-графическим изображениями;
- ориентироваться на альбомном листе;
- работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.
Базовые учебные действия.
Содержание учебного предмета. «Предметно – практическая деятельность». 2 класс.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1.Модуль «Волшебные пальчики».
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей. Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим — прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).
1.1.Игры с пальчиками с речевым сопровождением; упражнение «Пальчиковые шаги».
1.2. Игры и упражнения с массажные мячики, прищепками разных цветов.и т.д.
1.3.Игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс»,шариками «Кабашен» и т.д.
1.4. Игры с сыпучими материалами, пальчиковый бассейн. природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т. д.).
1.5.Графические упражнения: штриховка, обводка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда;
Цель модуля – формирование и развитие мелкой моторики и
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи
1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и
графомоторных навыков у детей на входе в программу.
2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя,
закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
3. Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность,
точность, скоординированность движений рук.
4. Формировать зрительно-моторную координацию.
5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
2. Модуль. «Предметно – манипулятивные действия».
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
2.1. Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6—10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8—12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов).
Три цвета: красный, синий, желтый — уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
2.2. Форма. Выбор по образцу и инструкции: «Дай такой» одной формы из 6—10 предметов, двух контрастных объемных форм без их названия, шар-параллелепипед («брусок», «кирпичик»-), куб— конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8— 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из б—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг — треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.
2.3. Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6—10 предметов двух контрастных величии (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
2.4. Дидактические игры. «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, пилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный — синий — красный — синий и т. д.).
«Грибки»: подбор бутылочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3—5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (круг — квадрат — круг — квадрат и т. д.); чередование предметов по величине через одни, выкладывая их в ряд (большой — маленький — большой — маленький и т. д.)
«Что лишнее»: исключение, «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать наощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. д.): узнавать наощупь предметы, положенные в матерчатый мешок:
находить наощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине). (П полугодие).
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» — запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.
3. Модуль. «Элементарное конструирование».
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3—4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем):башня из 4-х кубов одинакового размера;дорожка из брусков одинакового размера;башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);
башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине);
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).По окончании работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой: Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красным — синий — красный — синий и т. д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Белочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);
4. Модуль. «Дидактические игры».
Дидактические игры на развитие зрительного внимания.
«Что убрали», «Что изменилось» — запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.
«Парные картинки». «Найди такой же».
«Картинное лото» (мебель, транспорт, птицы, цветы).
Цветовое лото», закрепление основных цветов и их названий.
«Геометрическое лото», закрепление геометрических фигур.
Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве
«Поиск в окружающем»:быстро находить предмет, спрятанный на виду у детей за экран или какой-либо предмет;
находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке - принести мяч — игрушку);
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком - определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление).
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.
«Чудесный мешочек»: узнавать наощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. д.): узнавать наощупь предметы, положенные в матерчатый мешок:находить наощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине). (П полугодие).
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
Дидактические игры на закрепление родовых понятий (игрушки, посуда, одежда и тд).
«Что лишнее»: исключение, «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
Планируемые результаты изучения предмета.
Уровни овладения предметными результатами:
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с сыпучими материалами, образцы рисунков;
-оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.
Используемая литература:
Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений
пальцев рук детей с ЗПР // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи
/ О. С. Бот. – Сб. науч. трудов. – М., 1982.
Кольцова, М .М., Рузин, М. С. Страна пальчиковых игр / М. М.Кольцова, М. С. Рузин. – СПб.,1997.
Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В. В.Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.
Чернова, Е. И., Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики/ Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева.– Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.
Никитина, А. В., 29 лексических тем. Пальчиковые игры,
упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4–5 лет)
/ Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УКР Протокол заседания МО
от 28.08. 2017
______________ О.И. Галкина _____________ Н.Н. Павлюченко
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
руководителя МО ОУ
дата