Рабочая программа для 9 классов по физической культуре (УМК под ред. В.И. Ляха)
Рабочая программа по физической культуре
для 9 класса
Учитель:
Баринов И.А.,
высшая квалификационная категория
Ульяновск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре для обучающихся 9 классов
МБОУ «Гимназии №1 им. В.И.Ленина» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. № 40937).
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Авторской рабочей программы основного общего образования по физической культуре: Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы. ФГОС.- М.: «Просвещение», 2014.
Общие цели изучения курса физическая культура
на ступени основного общего образования
Цель школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
•реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
•расширение метапредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
На уроках физической культуры в 9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
Организационно-методические указания
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, тренажеров, соответствующих возрасту, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка, игровой и соревновательный).
В среднем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При соответствующих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий их проведения и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация на практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).
При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определенных условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Оценка успеваемости по физической культуре в 9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей ученика, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Общая характеристика
учебного курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программы основного общего образования;
приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Место предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 9 классе из расчёта 3ч. в неделю с годовой нагрузкой — 105 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 105ч.
Планируемые результаты
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА)
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 9 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики); опорные прыжки через козла в длину (мальчики), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе,
правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание;
готовность к выполнению установленных нормативов (4 ступень) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определённых условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2. Социально-психологические основы.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
1.3. Культурно-исторические основы.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
9 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правша, дозировка).
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах. Пользование баней.
1.5. Баскетбол
9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий
1.7. Легкоатлетические упражнения.
9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Навыки и умения
Бег на короткие дистанции;
-финиширование.
Эстафетный бег:
-передача и прием эстафетной палочки в зоне передачи,
-стартовые положения принимающего.
Прыжки в длину «согнув ноги:
-совершенствование отдельных элементов техники,
-прыжки на максимальный результат с полного разбега.
Метание малого мяча:
-совершенствование техники.
1.8 Лыжная подготовка
Теоретические сведения: -влияние занятий лыжным спортом на организм.
Навыки и умения:
Повторить попеременный 2-х шажный, одновременный бесшажный одношажный (два варианта) 2-х шажный ходы. Продолжить изучение конькового хода.
Изучить попеременный четырехшажный ход, -переход с попеременного на одновременный ход, -переход с одновременного на попеременный ход
Подъемы и спуски:
Повторить спуск в основной (в средней) стойке, спуск в высокой стойке, спуск в низкой стойке, преодоление бугров и впадин.
Торможения и повороты:
Повторить торможение упором двумя (плугом), торможение упором одной (полуплугом), поворот переступанием на выкате склона, поворот на параллельных лыжах при спуске по лыжне, поворот на месте «махом», поворот на 180° (на месте).
Изучить преодоление контруклонов.
Развитие двигательных качеств:
-выносливость, сила,координация.
1.9 Плавание
Теоретические сведения:
-влияние плавания на организм человека, -судейство соревнований по плаванию.
Навыки и умения:
Учебный материал, пройденный в 8 классе. Плавание изученными способами.
Повороты в изученных способах плавания. Старты в изученных способах плавания. Плавание способом на боку. Прикладное плавание: ныряние в глубину и в длину на дальность, освобождение от захватов, транспортировка выбившегося из сил.
Развитие двигательных качеств:
-координации, скоростно – силовых, выносливости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Рабочая программа | Количество часов |
Классы | ||
9 класс | ||
Базовая часть | 67 | 67 |
Знания о физической культуре | В процессе учебных занятий | |
Легкая атлетика | 33 | 33 |
Лыжная подготовка | 16 | 16 |
Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 12 |
Вариативная часть | 38 | 38 |
ОФП | 18 | 18 |
Баскетбол | 20 | 20 |
Общее количество часов | 105 | 105 |
тематический ГОДОВОЙ ПЛАН
распределения учебного материала по физической культуре
учащихся 9 классов (на 105 часа)
на 2017 – 2018гг.
Формы организации учебного процесса и средства физического воспитания | Кол уро ков | Осенний период /сентябрь октябрь/ 24ч. | Ка ни ку лы | Осенне-зимний период /ноябрь- декабрь/ 22ч. | Ка ни ку лы | Зимний период /январь-март/ 32ч. | Ка ни ку лы | Весенний период /апрель- май/ 27ч. | Ка ни ку лы | |||
нед. | 1-6 | 7-9 | | 10-16 | | 17-22 | 23-26 | | 27-30 | 31-34 | | |
1. Легкая атлетика | 33 | 18 | | | | | | | | | 15 | |
2. ОФП | 18 | | 6 | | 12 | | | | | | | |
3. Лыжная подготовка | 16 | | | | 10 | | 6 | | | | | |
4. Гимнастика | 18 | | | | | | 10 | 8 | | | | |
5. Баскетбол | 20 | | | | | | | 8 | | 12 | | |
ИТОГО | 105 | | | | | | | | | | | |
6. Теоретичес- кие сведения | 10 | В процессе учебных занятий, обычно на первом уроке каждого из разделов программы. |
Приложение 1
Список литературы (основной и дополнительной)
Основные средства учителя
1. В.И.Лях, В.Я. Виленский. Физическая культура. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха.(ФГОС) 5-9 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2014.
2. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания для учащихся X-XI классов . 2013 г. (три урока в неделю).
3. Физическая культура. 1 – 11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И.Ляха, Л.Б.Кофмана/ авт.-сост. М.И. Васильева и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 183с.
4. Каинов А.Н. Курьерова Г.И. Хаустова Е.Г. Физическая культура. 10-11 классы . Сборник элективных курсов. Учитель, 2009.
5. Э.Д.Днепров, А.Т. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Физическая культура. Дрофа.
В него включены федеральный компонент государственного стандарта общего образования, федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы и примерные учебные программы.
6. А.П. Матвеев. Программа по физической культуре средняя (полная) школа: базовый и профильный уровень.
7. А.П. Матвеев, А.А. Красников, А.Б. Лагутин. Методическое пособие «Физическая культура. Школьные олимпиады». Дрофа. 2008 г.
8. Настольная книга учителя физической культуры. Авт. Г.И.Погадаев, - М. Физкультура и спорт, 2000. – 496с.
Основные средства ученика
1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торчкова Т.Ю. Физическая культура Учебник для 5-7 классов . Просвещение, 2014.
2. Лях В . И ., Зданевич А . А . Физическая культура . Учебник для 8 – 9 классов (базовый уровень) – Просвещение.
3. Лях В . И ., Зданевич А . А . Физическая культура . Учебник для 10 – 11 классов (базовый уровень) – Просвещение.
Приложение 2
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Ученик 9 класса научится:
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик 9 класса научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Ученик 9 класса научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовки.
Контрольные упражнения для учащихся 9-х классов.Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
| "5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" |
1. Бег 60 м, с | 8,4 | 9,2 | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
Бег, (мин, с) 2000м 3000м б/у времени | 9.20 | 10.00 | 11.00 | 10.20 | 12.00 | 13.00 |
3. Прыжок в длину, см | 430 | 380 | 330 | 370 | 330 | 290 |
4. Прыжок в высоту, см | 130 | 125 | 110 | 115 | 110 | 100 |
5. Метание мяча 150 г, м | 45 | 40 | 31 | 28 | 23 | 18 |
6.Подтягивание на высокой перекладине из виса, (раз) Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой, (раз) | 10 — | 8 — | 7 — | — 20 | — 15 | — 10 |
Лазание по канату на скорость- 6м (мальчики), с или лазание по канату без помощи ног, м | 12 5 | 14 4 | 16 3 | | | |
8. Бег на лыжах, мин, с 3 км | 17.30 | 18.00 | 19.00 | 19.30 | 20.00 | 21.30 |
5 км | без учета времени | |||||
11. Плавание 50 м (мин, с) | 0.43 | 50м | 25м | 1.05 | 50м | 25м |
12. Кросс 2000 м, с (в бесснежную зиму) | | | | 11.30 | 12.30 | 13.30 |
3000 м, с | 15.30 | 16.30 | 17.30 | | | |
Уровень физической подготовленности учащихся 14 - 15 лет.
№ | Физич. | Контрольное | Воз-раст | Уровень | |||||
п/п | способ- | упражнение | | мальчики | девочки | ||||
| ности | | | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1 | Скоростные | Бег 30м,с | 14 15 лет | 5,8 и > 5,5 | 5,5 - 5,1 5,3 - 4,9
| 4,7 и< 4,5 | 6,1 и > 6,0 | 5,9 - 5,4 5,8 - 5,3 | 4,9 и< 4,9 |
2 | Коорди-национ-ные | Челночный бег, 310м | 14 15 лет | 9,0 и > 8,6 | 8,7 - 8,3 8,4 - 8,0 | 8,0 и< 7,7 | 9,9 и > 9,7 | 9,4 - 9.0 9,3 – 8,8 | 8,6 и < 8,5 |
3 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см | 14 15 лет | 160 и < 175 | 180 -195 190 -205 | 210 и > 220 | 145 и < 155 | 160-180 165-185 | 200 и > 205 |
4 | Выносливость | 6-мин. бег,м | 14 15 лет | 1050 и < 1100 | 1200-1300 1250-1350 | 1450 и > 1500 | 850 и < 900 | 1000-1150 1050-1200 | 1250 и > 1300 |
5 | Гиб-кость | Наклоны впеед из положения стоя,см | 14 15 лет | 3 и < 4 | 7 – 9 8 – 10 | 11 и > 12 | 7 и < 7 | 12 – 14 12 – 14 | 20 и > 20 |
6 | Cиловые | Подтягивание на перекл. из виса (юноши), из виса лежа(дев),кол.раз | 14 15 лет | 2 3 | 6 – 7 7 – 8 | 9 и > 10 | 5 и < 5 | 13 – 15 12 – 13 | 17 и > 16 |
Требования
обязательного уровня развития
физических способностей
выпускника основной школы.
Физические способности | Физические упражнения | Маль- чики | Де - вочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку (с) | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазание по канату на расстояние 6 м (с) Прыжок в длину с места (см ) Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (кол – во раз) | 12 180 | 165 18 |
К выносливости (Выбирается любое из упражнений) | « Кроссовый » бег на 2 км ( мин. с ) Передвижение на лыжах на 2 км ( мин. с ) | 8.50 16.30 | 10.20 21.00 |
К координации | Последовательное выполнение 5 кувырков (с) Бросок малого мяча в стандартную мишень (м) «Челночный » бег 3 х 10 м (с)
| 10,0 12,0 8,2 | 14,0 10,0 8,8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 классы 3 ч в неделю, всего 105 ч
Приложение 3
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по физической культуре
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Имеется в наличии или нет |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. -9 классы | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. Пособие для учителя/на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii Fiz-ra 5-7kl/index.html В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10—11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение» по anpecv: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah Fiz- ra 10-11 /index.html В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»). Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам»). Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам») | К | |
1.5 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | Д | |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | |
1.7 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | |
2 | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
2.2 | Плакаты методические | Д | |
2.3 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д | |
3.2 | Аудиозаписи | Д | |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 | Телевизор с универсальной приставкой (не менее 72 см диагональ) | Д | |
4.2 | DVD-плеер или DVD-рекордер (с набором дисков) | Д | |
4.3 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д | |
4.4. | Радиомикрофон (петличный) | Д | |
4.5 | Мегафон | Д | |
4.6 | Мультимедийный компьютер | Д | |
4.7 | Сканер | Д | |
4.8 | Принтер лазерный | Д | |
4.9 | Копировальный фотоаппарат | Д | |
4.10 | Цифровая видеокамер | Д | |
4.11 | Фифровая фотокамера | Д | |
4.12 | Мультимедиапроектор | Д | |
4.13 | Экран (на штативе или навесной) | Д | |
5 | Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование | ||
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
5.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
5.3 | Бревно гимнастическое высокое | Г | |
5.4 | Козел гимнастический | Г | |
5.5 | Конь гимнастический | Г | |
5.6 | Перекладина гимнастическая | Г | |
5.7 | Канат для лазания с механизмом крепления | Г | |
5.8 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
5.9 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
5.10 | Комплект навесного оборудования | Г | |
5.11 | Скамья атлетическая наклонная | Г | |
5.12 | Гантели наборные | Г | |
5.13 | Коврик гимнастический | К | |
5.14 | Акробатическая дорожка | Г | |
5.15 | Маты гимнастические | Г | |
5.16 | Мяч набивной (1 кг, 2кг) | Г | |
5.17 | Мяч малый (теннисный) | К | |
5.18 | Скакалка гимнастическая | К | |
5.19 | Палка гимнастическая | К | |
5.20 | Обруч гимнастический | К | |
5.21 | Коврики массажные | Г | |
5.22 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д | |
5.23 | Сетка для переноса малых мячей | Д | |
| Легкая атлетика | ||
5.24 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
5.25 | Стойка для прыжков в высоту | Д | |
5.26 | Флажки разметочные на опоре | Г | |
5.28 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
5.29 | Рулетка измерительная (10м, 50м) | Д | |
| Подвижные и спортивные игры | ||
5.31 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
5.32 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
5.33 | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г | |
5.34 | Сетка для переноса мячей | Д | |
5.35 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
5.36 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
5.37 | Сетка волейбольная | Д | |
5.38 | Мячи волейбольные | Г | |
5.39 | Табло перекидное | Д | |
5.40 | Ворота для мини-футбола | Д | |
5.41 | Сетка для ворот мини-футбола | Д | |
5.42 | Мячи футбольные | Г | |
5.45 | Мячи для ручного мяча | Г | |
5.46 | Компрессор для накачивания мячей | Д | |
| Туризм | ||
5.47 | Палатки туристские (двухместные) | Г | |
5.48 | Рюкзаки туристские | Г | |
5.49 | Комплект туристский бивуачные | Д | |
| Измерительные приборы | ||
5.50 | Пульсометр | Г | |
5.51 | Шагомер электронный | Г | |
5.52 | Комплект динамометров ручных | Д | |
5.53 | Динамометр становой | Д | |
5.54 | Ступенька универсальная (для степ-теста) | Г | |
5.55 | Тонометр автоматический | Д | |
5.56 | Весы медицинские с ростомером | Д | |
| Средства первой помощи | ||
5.57 | Аптечка медицинская | Д | |
| Дополнительный инвентарь | ||
5.58 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | |
6 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
6.1 | Спортивные зал (игровой) | | |
6.2 | Спортивный зал гимнастический | | |
6.3 | Зоны рекреации | | |
6.4 | Кабинет учителя | | |
6.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | | |
7 | Пришкольный стадион (площадка) | ||
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | | |
7.2 | Сектор для прыжков в длину | | |
7.3 | Сектор для прыжков в высоту | | |
7.4 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | | |
7.5 | Площадка игровая баскетбольная | | |
7.6 | Площадка игровая волейбольная | | |
7.7 | Гимнастический городок | | |
7.8 | Полоса препятствий | | |
7.9 | Лыжная трасса | | |
Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом наполняемости класса (25-30 учащихся).
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз);
К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости классов);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, рассчитывается на нескольких учащихся.
Приложение 4 Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 3 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Приложение 5
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение(тест) | Возраст | уровень | |||||
мальчики | девочки | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30м | 11 12 13 14 15 | 6.3 6.0 5.9 5.8 5.5 | 6.1-5.5 5.8-5.4 5.6-5.2 5.5-5.1 5.3-4.9 | 5.0 4.9 4.8 4.7 4.5 | 6.4 6.3 6.2 6.1 6.0 | 6.3-5.7 6.2-5.5 6.0-5.4 5.9-5.4 5.8-5.3 | 5.1 5.0 5.0 4.9 4.9 |
2 | Координац-ые | Челночный бег 3х10 | 11 12 13 14 15 | 9.7 9.3 9.3 9.0 8.6 | 9.3-8.8 9.0-8.6 9.0-8.6 8.7-8.3 8.4-8.0 | 8.5 8.3 8.3 8.0 7.7 | 10.1 10.0 10.0 9.9 9.7 | 9.7-9.3 9.6-9.1 9.5-9.0 9.4-9.0 9.3-8.8 | 8.9 8.8 8.7 8.6 8.5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 11 12 13 14 15 | 140 145 150 160 175 | 160-180 165-180 170-190 180-195 190-205 | 195 200 205 210 220 | 130 135 140 145 155 | 150-175 155-175 160-180 160-180 165-185 | 185 190 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег | 11 12 13 14 15 | 900 950 1000 1050 1100 | 1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350 | 1300 1350 1400 1450 1500 | 700 750 800 850 900 | 850-1000 900-1050 950-1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя | 11 12 13 14 15 | 2 2 2 3 4 | 6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 | 10 10 9 11 12 | 4 5 6 7 7 | 8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 | 15 16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 | 6 7 8 9 10 |
|
|
|
на низкой перекладине (девочки) | 11 12 13 14 15 |
| | | 4 4 5 5 5 | 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 | 19 20 19 17 16 |