12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кушнарёва Татьяна Николаевна20208
Россия, Ростовская обл., Азов
Материал размещён в группе «Домашнее обучение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основного курса по географии для учащегося 5 Г класса составлена на основе общеобразовательной программы (авторы: А.И.Алексеева, О.А.Климановой, В.В.Климанова, В.А.Низовцева) и является адаптированной к обучению школьников по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Данная программа ориентирована и реализуется с использованием классической линии УМК: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы. Москва. «Дрофа». 2012. Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности учащегося: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, низкий уровень познавательной активности, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях, опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Отличительной особенностью программы является изложение в ней учебного материала с учетом уровня его усвоения. Уровень обучения – базовый. Срок реализации программы – один год.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для изучения географии в 5 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. В соответствии со школьным учебным планом календарно-тематическое планирование составлено на 34 учебные недели (33часа / 1час-23.02).

ЦЕЛИ:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ЗАДАЧИ:

Познакомить с одним из интереснейших школьных предметов — географией, сформировать интерес к нему;

сформировать умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы - формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной;

воспитывать любовь к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Коррекционно- развивающие задачи:

- расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации

- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение,

экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Основные направления коррекционно-развивающей работы на уроках:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,

величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Коррекционные возможности предмета

1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

2.Формирование самостоятельных высказываний, обогащение словаря обучающихся, развитие коммуникативных навыков.

3.Формирование мыслительных операций, активизация познавательной деятельности обучающихся.

Для эффективного усвоения обучающимися с задержкой психического развития учебного материала по географии в программу общеобразовательной школы внесены изменения. Материал для усвоения обучающимися перерабатывается, сокращается, конспектируется, упрощается. Широко используются таблицы, схемы, рисунки.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ 5 КЛАССА

(в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами являются:

- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

- умение работать с разными источниками географической информации;

- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Кол-во часов

Кол-во пр./р.


 

Как устроен наш мир


 

12


 

1

Как менялось представление об устройстве мира. Как устроен наш мир?

Что такое звезда?


 


 


 


 


 


 

- объясняют понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

- называют (показывают) элементы градусной сети, географические полюса,

 


 


 


 

Развитие географических знаний о земной поверхности

6

1


 

Распределение по земному шару воды и суши. Материки и океаны; острова и полуострова.


 

- обозначают на контурной карте географические объекты;

- объясняют значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг"


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Как устроена наша планета

15

2

Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека.

Рельеф и его значение для человека.

Мировой океан и его части – моря, заливы, проливы.

Атмосфера Земли и её значение

Охрана природы.

Объясняют ключевые слова: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описывают модели строения Земли.

Работают с коллекцией горных минералов.

Ведут простейшие наблюдения элементов погоды.

Выполняют задания по предложенным типовым планом

   

Итого за год:

 

33

4


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с определением основных видов учебной деятельности обучающегося

П/П

Тема урока

кол-во часов

Коррекционные задачи

Основные виды учебной деятельности

Дата

по плану

Дата

по факту

Как устроен наш мир 12ч.

1

Представление об устройстве мира. Тест

1

Коррекция внимания

Слушать объяснения учителя. Работа с тестом

5-г - 1.09.16

5-г

2

Звёзды и Галактики. Тест

1

Тренировка памяти

Использование наглядности. Работа с тестом

5-г - 8.09.16

5-г

3

Солнечная система. Индивидуальное задание.

1

Тренировка памяти

Использование наглядности. Работа с карточками

5-г- 15.09.16

5-г

4

Луна-спутник Земли. Индивидуальное задание.

1

Развитие речи

Составление опорного конспекта

5-г -22.09.16

5-г

5

Земля-планета Солнечной системы.

1

Коррекция развития логического мышления

Использование наглядности

5-г –29.09.16

5-г

6

Земля-планета Солнечной системы. Тест.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Составление опорного конспекта. Работа с тестом.

5-г – 6.10.16

5-г

7

Облик земного шара.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Составление опорного конспекта

5-г - 13.10.16

5-г

8

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. Индивидуальное задание.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Слушать объяснения учителя. Работа с карточками

5-г –20.10.16

5-г

9

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Работа в рабочей тетради

5-г –27.10.16

5-г

10

Глобус как источник географической информации. Практическая работа №1 (тренировочная)

1

Тренировка устойчивости памяти

Слушать объяснения учителя. Работа в рабочей тетради.

5-г –10.11.16

5-г

11

Способы изображения земной поверхности. История географической карты.

1

Активизация мыслительных процессов

Использование рефератов

5-г –17.11.16

5-г

12

"Земля во Вселенной", "Облик Земли", "Изображение Земли" Проверочная работа.

1

Коррекция речи

Составление опорного конспекта. Выполнение индивидуального задания в рабочей тетради.

5-г –24.11.16

5-г

Развитие географических знаний о земной поверхности – 6 часов

13

Географические открытия древности. Индивидуальное задание в рабочей тетради.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Работа в рабочей тетради

5-г – 1.12.16

5-г

14

Географические открытия Средневековья

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Использование рефератов

5-г – 8.12.16

5-г

15

Великие географические открытия. Практическая работа №2 - Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации. (тренировочная)

1

Активизация мыслительных процессов

Использование рефератов

5-г –15.12.16

5-г

16

В поисках Южной Земли. Индивидуальное задание в рабочей тетради.

1

Тренировка устойчивого внимания

Работа с текстом

5-г –22.12.16

5-г

17

Исследование океана и внутренних частей материков

1

Развитие умения классифицировать

Работа в рабочей тетради

5-г –12.01.17

5-г

18

Великие географические открытия. Проверочная работа.

1

Развитие познавательного интереса к предмету

Самостоятельная работа

5-г –19.01.17

5-г

Как устроена наша планета 15 часов

19

Внутреннее строение Земли

1

Тренировка устойчивого внимания

Работа в рабочей тетради

5-г –26.01.17

5-г

20

Горные породы и их значение для человека. Индивидуальное задание по карточкам.

1

Тренировка устойчивого внимания

Работа с таблицей

5-г – 2.02.17

5-г

21

Горные породы. Практическая работа №3 - Работа с коллекцией горных пород и минералов (тренировочная)

1

Коррекция развития логического мышления

Использование рефератов

5-г – 9.02.17

5-г

22

Рельеф и его значение для человека. Индивидуальное задание в рабочей тетради.

1

Развитие умения классифицировать

Работа в рабочей тетради.

5-г –16.02.17

5-г

23

Основные формы рельефа

1

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы

Составление опорного конспекта

5-г – 2.03.17

5-г

24

Мировой круговорот воды.

1

Коррекция речи

Работа в рабочей тетради

5-г – 9.03.17

5-г

25

Мировой океан и его части

1

Развитие устойчивого внимания

Работа с текстом

5-г –16.03.17

5-г

26

Гидросфера-кровеносная система Земли

1

Развитие умения классифицировать

Самостоятельная работа

5-г – 6.04.17

5-г

27

Атмосфера Земли и её значение для человека. Тест.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Работа с атласом, тестирование

5-г –13.04.17

5-г

28

Погода. Тест

1

Развитие познавательного интереса к предмету

Работа с текстом. Тестирование

5-г –20.04.17

5-г

29

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. Практическая работа№4 (тренировочная)

1

Развитие устойчивого внимания

Самостоятельная работа

5-г –27.04.17

5-г

30

Биосфера-живая оболочка Земли. Индивидуальное задание по карточкам.

1

Развитие устойчивого внимания

Составление опорного конспекта

5-г – 4.05.17

5-г

31

Экскурсия в природу.

1

Развитие устойчивого внимания

Наблюдение за природой

5-г –11.05.17

5-г

32

Воздействие человека на природу.

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Работа с таблицей

5-г –18.05.17

5-г

33

Человек и природа

1

Коррекция слуховой и зрительной памяти

Работа в рабочей тетради

5-г –25.05.17

5-г

Опубликовано в группе «Домашнее обучение»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.