Рабочая программа дополнительного образования «Школа Ведущих» (8–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ ДО «ЦДЮТ» Протокол №____ от «___» _______ 201__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДЮТ» ________________ _________ «___» ________ 201_ г. Приказ № ___ от «__» ____ 201_ г. |
Рабочая программа дополнительного образования
«Школа Ведущих»
Направленность: социально педагогическая
Срок реализации программы: 1 год
Тип программы: общеразвивающая
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 13- 16 лет
Составитель: Тишина Надежда Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Рецензент: _____________________ _______________________ Ф.И.О
(должность) (подпись)
Согласовано: _____________________ _______________________ Ф.И.О
(зам. директора по УВР) (подпись)
«____» _____________20____г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная дополнительная образовательная программа кружка «Школа Ведущих» составлена на основе программы объединения «Затейник», составитель Огурцова Н.В. Программа «Школа аниматоров», автор-составитель педагог дополнительного образования Паутова И.Ш. Программа «Школа аниматоров», составитель Фомичёва Е.Г.
Нормативно- правовое обеспечение преподавания предмета
(законодательные и нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня)
Федеральные документы:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
1.4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
1.6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
1.7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Региональные документы:
1.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
1.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
1.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2019/2020 учебный год».
1.4. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского района Республики Крым, рассмотрен и одобрен на заседании педагогического совета от ______2019г. № ____.
За многие года своего формирования мира накопил огромный опыт в организации массового -досуга: как для обучающихся, так и взрослых людей, так же и в организации праздничной сферы. История прошлого разрешает сделать вывод о том, что публичные празднования, по своей природе – явление глубоко традиционное в культуре. Оставаясь неизменными в своих сущностных проявлениях, формах деятельности они всегда занимали и занимают прочное место в социокультурной сфере разных стран. Ценность праздничной культуры в том, что в любой исторической эпохе она выполняла главную и основную миссию – делала жизнь человека эмоционально насыщенной, интересной, содержательной. Сегодня мы владеем большим информационным историческим материалом, который обогащает нашу культуру и который может быть использован не только в обучении подростков, студентов, и взрослых, но и в повседневной технологической практике культурно-досуговой и сценарно-режиссерской деятельности. Изучить этот опыт – значит усвоить специфическую художественную основу, теорию, методику и принципы организации многообразных форм социально- культурной и досуговой деятельности, что и помогает создавать новые формы массовых праздников, театрализованных представлений. Образовательная программа «Школа ведущих» подразумевает под собой изучение специализированных тем в различных разделах программы в направление «Режиссура праздников»: искусство звучавшего слова, актерское мастерство, организация праздника, выступления в форме КВН.
Направленность образовательной программы: социально-педагогическая. Программа способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, умения работать в группе, развитию организаторских способностей и лидерских качеств, готовности к творческой деятельности. Реализация обозначенных тем обеспечивает определенный уровень развития социально-психологических качеств, с помощью которых подросток может реализовать себя и, возможно, определиться с дальнейшей деятельностью (профессией).
Актуальность данной программы заключается в том, что сегодня дети и подростки перестали общаться вербально и не потому что не хотят, а просто потому, что все общение заменил виртуальный «друг» - компьютер. Вот предположим, что все электронные коммуникации отключат, как будут общаться дети, подростки в такой ситуации? Если весь мир - это театр, а мы в нём актёры, так давайте же научим детей и подростков коммуникативному общению, грамотной речи, сценическому искусству представления, сопереживания и перевоплощения. Знать и уметь организовывать для себя праздник или создать номер для концертной программы, попробовать свои силы как в организации своего досуга, так и для любого коллектива. Дать волю своей фантазии и написать сценарий, который потом можно реализовать в жизнь, где сам подросток может решить, кто у него актеры и какие ему нужны декорации и костюмы. Необходимость в данной программе существует, и она является востребованной, так как все чаще на сцене в качестве ведущих мы видим детей, которые не всегда приятно удивляют нас своими способностями и талантом. Любой концерт, любое сценическое действо вызовут положительный эмоциональный отклик в сердцах зрителей, если понятна и выразительна будет речь ведущих, если пластичны и убедительны будут их движения по сцене, умение выйти из любой незапланированной, сложившейся ситуации. Программа включает в себя небольшой объём теоретического материала. В основном занятия строятся из практических упражнений, тренингов, игр, самоанализов, что даёт детям знания и умения, необходимые как для сценического искусства, так и непосредственно в жизни.
Модифицированная программа «Школа ведущих» опирается на изучение основных теоретических аспектов в области организации современного праздника:
- изучение теоретического материала;
- просмотр и анализ видеоматериалов и действующих праздников и представлений;
- практическая деятельность подростков.
Адресат программы: программа рассчитана на подростков от 13 до 16 лет, так как
теоретический и практический материал рассчитан на подростковую аудиторию, ведь
именно с этого возраста подросток развевает в себе все коммуникативные навыки.
В разработке модифицированной программы «Школа ведущих» учитывались следующие тенденции развития образования:
-обеспечение доступности и качества дополнительного образования;
-увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучающихся;
-интеграция дополнительного образования в общество, повышение его социальной востребованности;
- направленность на сбережение и укрепление физического и психического здоровья детей и юношества;
- повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования.
Формы проведения занятий: проведение практических заданий (тренинги, этюды, прослушивание и т.д.), проведений репетиций, просмотр видео материалов и
участие в мероприятиях района.
Материально-техническое обеспечение программы: кабинет, проектор и актовый зал для практических занятий. Так же доступ к техническому обеспечению.
Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год (169 часа) из расчета 4,5 часа в неделю.
Цель программы: Социализация и личностный рост подростков посредством овладения знаниями, умениями и навыками в творческой деятельности в области организации праздников.
Задачи программы:
Обучающие
- овладение грамотой сценической речи;
- овладение актерским мастерством;
- овладение практическими навыками в режиссуре праздников;
- изучение теоретического материала в области праздничной индустрии;
- научить работе на сцене в качестве актера, режиссера, аниматора, ведущего и т.д.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков у подростков;
- развитие лидерских качеств;
- развитие умения работать в команде, в коллективе;
- формирование и развитие творческих способностей подростков;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.
Воспитательные:
-направить на профессиональное самоопределение.
-содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
-воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорства.
Планируемые результаты:
Предметные:
-дети будут владеть основами техники ораторского искусства, риторики, сценической речи;
-дети будут владеть основами импровизации;
- освоят необходимые актерские навыки;
- научатся ставить этюды и сцены.
Метапредметные:
- приобретут исполнительское мастерство и сценическую культуру,
- повысят свою творческую активность,
- преодолеют страх выступлений перед публикой, Личностные
-станут более ответственными и самостоятельными, целеустремленными и организованными, коммуникабельными и толерантными;
-смогут физически и психологически раскрепоститься. Результат образовательного процесса предполагает стремление к достижению каждым подростком основных компетентностей:
-коммуникативная компетентность, определяющая владение общением;
-информационная компетентность, связанная с развитием общества информации; владение новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информации рекламы.
Формы контроля: показ творческих работ, наблюдения педагога, анкетирование, тестирование.
Итоги образовательного процесса проводится в апреле - мае учебного года в виде открытых занятий, праздников, конкурсов, театральных постановок, отчетных мероприятий детских объединений учреждения.
Методическое обеспечение: микрофон, проектор, муз.центр, актовый зал.
Методические материалы
Список литературы для детей.
1. https://www.google.ru/amp/www.momondo.ru/blog/%D0%BB%.. карнавалы мира
2. https://piteronline.tv/sobytiya/prazdnik-koryushki - праздник корюшки
3. http://www.calend.ru/holidays/0/0/40/ история празднования 9 мая
4. http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-de.. история возникновения и проведения дня защиты детей
5. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/o-prazdnike-.. день космонавтики история праздника для детей
6. http://allforchildren.ru/games/active_index.php сборник игр для детей
7. http://www.abc-people.com/phenomenons/divinations/sig.. новый год традиции и обычаи
8. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions/ivan-k.. Иван купала. Русские традиции
9. http://одежда-для-сцены.рф сценические термины
10. https://work-in-turkey.io.ua/s106222/osobennosti_rabo.. особенности работы аниматором
11. https://www.google.ru/amp/s/www.calc.ru/461.amp.html виды и жанры театрального искусства
12. http://m.pikabu.ru/story/obeshchannyiy_kalendar_quots.. советы начинающим театралам
13. http://eh-zhiznya.ru/publ/koncert_organizacija_i_vidy.. концерт. Организация и виды концертов
14. http://videoforme.ru/blog/2013/01/23/teatralnyj-grim-.. театральный гримм и его особенности
15. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-oso.. стилистические особенности народного костюма
16. http://social-culture.ru/index.php?request=full&i.. классификация игр. Роль игровых программ в реализации массовых праздников и народных гуляний
17. http://otherreferats.allbest.ru/culture/00268547_0.html
18. Фестивали и праздники народного творчества. Особенности организации и проведения
19. http://5slov.ru/prazdniki_mira.php праздники и фестивали мира
Список литературы для педагога.
1. Шароев И.Г. Режиссура массовых представлений. М., 1986
2. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов-на-Дону. 2004
3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественнопедагогической деятельности клуба: Учебное пособие для студентов институтов культуры. М., 1988.
4. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. М.,1978.
5. С.В.Шубин и С.М. Студеникина Сценарий как литературная основа массовых праздников и театрализованных постановок. Омск-2004.
6.И.Б.Шубина Драматургия и режиссура зрелища. Ростов на Дону 2006.
7. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е
издание.- М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. --с. 132.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Аудиторные часы | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | Беседа | |
2 | «Сценарное мастерство» | 47 | 24 | 23 | Наблюдение педагога, (написание сценария) |
3 | «Актерское мастерство» | 25 | 14 | 11 | Наблюдение педагога, показ творческих работ. |
4 | «Искусство звучащего слова» | 28 | 13 | 15 | |
Искусство звучащего слова | 20 | 10 | 10 | Наблюдение педагога, показ творческих работ | |
Основные виды мероприятий. Сценарный ход. | 8 | 3 | 5 | Творческие поиски. | |
5 | Написание сценария | 10 | 4 | 6 | |
Мозговой штурм, продумывание сценарного хода. Написание сценария. | 10 | 4 | 6 | Творческие поиски. | |
6 | Актерские особенности в КВН | 13 | 6 | 7 | |
Актерские миниатюры в КВН. Тренинг: командный контакт, передача. Какие бывают лидеры | 8 | 4 | 4 | Авторитарный и демократический лидер. Внутренняя организация, структура группы. | |
Интонация в КВН. Образы - решения на сцене. Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды. КВНовские конкурсы | 5 | 2 | 3 | Творческие поиски. Формы организации и проведения игры. | |
7 | Сценическая культура аниматора | 26 | 11 | 15 | |
Сценическая культура аниматора | 7 | 3 | 4 | Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции | |
Методы и приемы приглашения в игру. Проигрывание конкурсов с методикой приглашения в игру. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос | |
Импровизация. Принципы импровизации. | 5 | 2 | 3 | Творческие поиски. Формы организации и проведения игры | |
Взаимодействие на сцене. Бессловесные и словесные этюды. | 5 | 2 | 3 | Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции | |
Способы решения форс- мажорных ситуаций во время проведения игровой программы. | 4 | 2 | 2 | Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции | |
8 | Репетиции, проведение мероприятия | 18 | 5 | 13 | |
Репетиции, проведение мероприятия | 16 | 3 | 13 | Наблюдение педагога, показ творческих работ | |
Контрольные и итоговые занятия. | 2 | 2 | Анкетирование, Тестирование | ||
9 | ИТОГО | 169 | 79 | 90 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Введение (2 ч.)
Теория. Знакомство с планом работы. Техника безопасности.
Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными направлениями образовательной программы. Краткий обзор всех тем занятий.
Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения во время занятий, на перемене, на сцене, на репетиции. Правила работы с микрофоном.
«Сценарное мастерство» (47 ч.)
Теория. «Драматургия сценария», «Структура сценария», «Идейно-тематический анализ
сценария театрализованных представлений и праздников», «Прием монтажа в сценарии
театрализованных представлениях и праздниках», «Персонаж и герой в сценариях
театрализованных представлениях и праздников».
Практика.
Практические занятие направлены на закрепление тем, и подразумевают под собой
написание сценария схемы, эпизода, философских рассуждений, использования приемов
монтажа на готовых примерах, анализ готовых сценариев праздников и т.д. плюс
различные сценарные тренинги. Попытки в написание сценариев театрализованных
представлениях и праздников».
«Актерское мастерство» (25 ч.)
Теория. «Система Станиславского», «Школа переживания и школа представления», « Понятие четвертой стены», «Требования к актерам», «Работа над сценическим образом», «Аниматор-кто это?»
Практика. Актерские тренинги, работа над ролью, постановка этюдов на заданные и свободные темы
«Искусство звучащего слова» (28 ч.)
Теория. «Речевой аппарат, цели и функции речи для артиста речевого жанра», «Постановка голоса. Дикция. Опора», «Мастерство ведущего», «Виды речевого жанра».
Практика. Работа над сценической речи-тренинги, дыхательная гимнастика, чтение стихотворений, сказок, скороговорок. Работа с микрофоном и т.д.
Написание сценария (10 ч.)
Базируется на авторских сценариях и включает в себя написание сценария, подбор игрового материала для зрителей, исходя из формы мероприятия, ведения мероприятия, а так же работа над собой: голос, актерское мастерство.
Практика. Продумывать сценарный ход и наполненность мероприятия, учить сочинять текст для ведущих, исходя из тематики мероприятия и концертных номеров; развивать навыкивзаимодействий со зрителем; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи.
Актерские особенности в КВН (13 ч.)
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Практика. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию
Сценическая культура аниматора (26 ч.)
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией сценического искусства (особенности искусства ведущего; основы актерского мастерства; культура зрителя).
Практика. Воспитать культуру поведения на сцене. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему
Репетиции, проведение мероприятия (18 ч.)
Базируется на сценариях и включает в себя репетиции, проведение мероприятия, подбор игрового материала для зрителей, исходя из формы мероприятия, ведения мероприятия, а так же работа над собой : голос, актерское мастерство.
Практика. Продумывать сценарный ход и наполненность мероприятия, учить сочинять текст для ведущих, исходя из тематики мероприятия и концертных номеров; развивать навыки взаимодействий со зрителем; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи.
Контрольные и итоговые занятия. Показ творческих работ по нескольким основным
разделам программы.