Рабочая программа дополнительного образования «Функциональная грамотность по русскому языку»

0
0
Материал опубликован 28 November в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11



«Согласовано»

Совет МБОУ ЕСОШ №11




Протокол №

от «___» ________20___ г.


«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ ЕСОШ №11



Протокол №

от «___» ________20__ г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ ЕСОШ №11

___________А.В.Зайцева


Приказ №______

от «___» ________20__ г.











Рабочая программа

дополнительного образования

«Функциональная грамотность по русскому языку»

(платная деятельность)

педагога дополнительного образования

Куриловой Татьяны Владимировны

Возраст обучающихся: 12 лет

Реализации программы: 1 год














Ст. Егорлыкская

2025-2026 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по программе дополнительного образования «Функциональная грамотность по русскому языку» для 6 классов составлена на основе:

Федерального закона РФ от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. 1897;СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

-воспитание культуры обращения с книгой;

-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

-развивать смекалку и сообразительность;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Формы занятий и виды деятельности:

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа.

Групповые: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные: работа с тестами, карточками, выполнение письменных упражнений, заданий творческого характера, составление вопросов к заданной теме, редактирование стилистических текстов.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Повышение культурной компетентности

Повышение читательской компетентности

Изменение отношения к чтению

Рост читательской активности

Развитие мотивации к чтению

Воспитание уважения к книге

Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;

отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;

работать с метафорами понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

Аргументировать свою точку зрения

Задавать вопрос

Составлять план текста

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения

Ученик научится:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Виды и формы контроля:

Программа курса предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);   

3.итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.


Место в учебном плане:

На изучение данного курса в соответствии с учебным планом МБОУ ЕСОШ №11 отводится 1 час в неделю (3 учебных недели); всего 34 часов. В связи с праздничными днями (09.03, 1.05, 9.05) программа будет реализована в объеме 31 час.

Тематический план


п/п

Наименование раздела






Количество часов

Всего

Теория


Практика

1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах

1

1

-

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем

11

3

8

3

Правописание приставок. Классификация приставок

5

1

4

4

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок

2

1

1

5

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов

5

1

4

6

Понятие об окончании

3

1

2

7

И-Ы после Ц в разных частях слова

2

1

1

7

О-Ё после шипящих в разных частях слова

2

1

1



ИТОГО

31

10

21
































Учебно-тематический план



п/п

Наименование раздела/содержание

Кол-во часов

Всего

Дата по плану

Дата по факту


1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах (1ч)




1

01.09



Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.


2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем (11ч)



1

08.09



Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.


3

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

1

15.09



4

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

1

22.09



5

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

1

06.10



6

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).

1

13.10



7

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).

1

20.10



8

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

1

10.11



9

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных.

1

17.11



10

Чередование согласных в корнях слов.

1

24.11



11

Правописание корней с непроверяемыми согласными.

1

01.12



12

Удвоенные согласные в корнях слов

1

08.12



13

Правописание приставок. Классификация приставок (5ч)


Приставки с традиционным написанием.



1

15.12



14

Правописание приставок.

1

22.12



15

Классификация приставок.

1

29.12



16

Приставки с позиционным написанием.

1

12.01



17

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

1

19.01



18

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок (2ч)

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.



1

26.01



19

Буква Ы после приставок

1

02.02



20

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (5ч)

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи



1

09.02



21

Правописание суффиксов существительных.

1

16.02



22

Правописание суффиксов прилагательных

1

02.03



23

Правописание суффиксов глаголов

1

16.03



24

Самостоятельная работа.

1

23.03



25

Понятие об окончании (3 ч)

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.


1

06.04



26

Правописание окончаний имен прилагательных

1

13.04



27

Правописание окончаний глаголов

1

20.04



28

И-Ы после Ц в разных частях слова (2 ч)

И-Ы после Ц в разных частях слова.


1

27.04



29

И-Ы после Ц в корне и в окончаниях.

1

04.05



30

О-Ё после шипящих в разных частях слова (2ч)

О-Ё после шипящих в разных частях слова.


1

18.05



31

О-Ё после шипящих в корне и в окончаниях.


1

25.05












































Перечень методического обеспечения образовательного процесса:

наличие лингвистических словарей;

наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.


Список литературы:

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

9. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

10. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

11.Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

12.Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.

13.Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

CD/DVD для занятий в классе



























Лист корректировки программы


класс

Название раздела темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту



























































































































t1764313627aa.gif

4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации