Рабочая программа дополнительного образования «Функциональная грамотность по русскому языку»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
«Согласовано» Совет МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________20___ г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №11 ___________А.В.Зайцева Приказ №______ от «___» ________20__ г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Функциональная грамотность по русскому языку»
(платная деятельность)
педагога дополнительного образования
Куриловой Татьяны Владимировны
Возраст обучающихся: 12 лет
Реализации программы: 1 год
Ст. Егорлыкская
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по программе дополнительного образования «Функциональная грамотность по русскому языку» для 6 классов составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
-развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-воспитание культуры обращения с книгой;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
-развивать смекалку и сообразительность;
-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы занятий и виды деятельности:
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа.
Групповые: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные: работа с тестами, карточками, выполнение письменных упражнений, заданий творческого характера, составление вопросов к заданной теме, редактирование стилистических текстов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Виды и формы контроля:
Программа курса предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);
3.итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.
Место в учебном плане:
На изучение данного курса в соответствии с учебным планом МБОУ ЕСОШ №11 отводится 1 час в неделю (3 учебных недели); всего 34 часов. В связи с праздничными днями (09.03, 1.05, 9.05) программа будет реализована в объеме 31 час.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах | 1 | 1 | - |
2 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем | 11 | 3 | 8 |
3 | Правописание приставок. Классификация приставок | 5 | 1 | 4 |
4 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок | 2 | 1 | 1 |
5 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов | 5 | 1 | 4 |
6 | Понятие об окончании | 3 | 1 | 2 |
7 | И-Ы после Ц в разных частях слова | 2 | 1 | 1 |
7 | О-Ё после шипящих в разных частях слова | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 31 | 10 | 21 |
№ п/п | Наименование раздела/содержание | Кол-во часов | |||
|
| Всего | Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах (1ч) | 1 | 01.09 | | |
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | | ||||
2 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем (11ч) | 1 | 08.09 | | |
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. | | ||||
3 | Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. | 1 | 15.09 | | |
4 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. | 1 | 22.09 | | |
5 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). | 1 | 06.10 | | |
6 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). | 1 | 13.10 | | |
7 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). | 1 | 20.10 | | |
8 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | 1 | 10.11 | | |
9 | Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. | 1 | 17.11 | | |
10 | Чередование согласных в корнях слов. | 1 | 24.11 | | |
11 | Правописание корней с непроверяемыми согласными. | 1 | 01.12 | | |
12 | Удвоенные согласные в корнях слов | 1 | 08.12 | | |
13 | Правописание приставок. Классификация приставок (5ч) Приставки с традиционным написанием. | 1 | 15.12 | | |
14 | Правописание приставок. | 1 | 22.12 | | |
15 | Классификация приставок. | 1 | 29.12 | | |
16 | Приставки с позиционным написанием. | 1 | 12.01 | | |
17 | Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | 1 | 19.01 | | |
18 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок (2ч) Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | 26.01 | | |
19 | Буква Ы после приставок | 1 | 02.02 | | |
20 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (5ч) Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи | 1 | 09.02 | | |
21 | Правописание суффиксов существительных. | 1 | 16.02 | | |
22 | Правописание суффиксов прилагательных | 1 | 02.03 | | |
23 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 16.03 | | |
24 | Самостоятельная работа. | 1 | 23.03 | | |
25 | Понятие об окончании (3 ч) Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. | 1 | 06.04 | | |
26 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 13.04 | | |
27 | Правописание окончаний глаголов | 1 | 20.04 | | |
28 | И-Ы после Ц в разных частях слова (2 ч) И-Ы после Ц в разных частях слова. | 1 | 27.04 | | |
29 | И-Ы после Ц в корне и в окончаниях. | 1 | 04.05 | | |
30 | О-Ё после шипящих в разных частях слова (2ч) О-Ё после шипящих в разных частях слова. | 1 | 18.05 | | |
31 | О-Ё после шипящих в корне и в окончаниях. | 1 | 25.05 | | |
Перечень методического обеспечения образовательного процесса:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
Список литературы:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
9. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
10. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
11.Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
12.Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
13.Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
CD/DVD для занятий в классе
класс | Название раздела темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |

4