Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Аппликашка»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Мясниковский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю директор ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям Берекчиян Н. М.______ «____» _______ 2019 г. |
Принято на педагогическом совете ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям Протокол №____ от «___»_________2019 г. |
Рабочая программа дополнительного образования.
Кружок «Аппликашка»
для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Срок реализации: один год
Автор: педагог дополнительного образования Дзреян В.Х
.
с. Чалтырь 2019
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность. Новизна
1.3 Цели и задачи Программы
1.4 Основные принципы Программы
1.5 Возрастные и типологические особенности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
1.5. Основные методы работы с детьми
1.6. Прогнозируемый результат
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план
2.2 Перспективно-тематический план
3.Организационный раздел
3.1 Циклограмма работы педагога дополнительного образования
3.2 Список детей, посещающих кружок «Аппликашка»
4.Система мониторинга
4.1 Показатели усвоения программы
4.2 Способы проверки усвоения программы
5.Обеспечение программы
5.1 Учебно-методическое обеспечение программы
5.2 Материально-техническое обеспечение программы
6.Приложение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию программ, результатам и результативности их деятельности. Программа дополнительного образования «Аппликашка» разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями к детским дошкольным учреждениям (приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009г. №655 и имеет в основе следующую нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26).
Программа соответствует основным положениям возрастной и специальной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и направлена на создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей через аппликативную деятельность. Важное место в комплексе подготовки детей с ОВЗ к интеграции в социальную среду занимают вопросы художественно- эстетического воспитания. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
Направленность образовательной программы
Предлагаемая Программа дополнительного образования «Аппликашка» имеет художественно-прикладную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Работа по данной программе предоставляет возможность детям с ОВЗ в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Программа «Аппликашка» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет и рассчитана на один год обучения. Для успешного усвоения Программы, занятия проводятся по подгруппам (4-5 человек), две подгруппы, и сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Также обучение осуществляется в индивидуальной форме. Занятия по подгруппам проводятся 2 раза в неделю с 16 сентября по 17 мая по 20 минут.
1.2. Актуальность программы «Аппликашка» обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в приобщении детей с интеллектуальной недостаточностью к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Творчество - это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. В образовательном процессе художественное творчество существует в таких видах как рисование, лепка и аппликация. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций. Аппликация является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для ребенка с ОВЗ. Выполнение различных видов работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать) должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом). Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в продуктивных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения и поведенческим проблемам. Кроме того, познавательная активность ребенка с ОВЗ сильно снижена.
Кружковая деятельность по аппликации оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек, что в дальнейшем способствует успешной социализации ребенка в обществе. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, позволяет увидеть мир в ярких красках, а также психологически определить своё место в окружающем мире. В процессе работы формируются такие качества, как самостоятельность, активность, аккуратность, целеустремленность, уверенность в себе, умение владеть собой. Работа над коллективными изображениями способствует воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи.
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник и современных психолого-педагогических технологий обучения детей с ОВЗ, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.
Программа дополнительного образования «Аппликашка» разработана на основе программы дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью Диагностика – развитие – коррекция / Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д.. а также на основе изучения авторских программ «Умелые ручки» И.А Лыковой, «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяевой.
1.3. Цель и задачи.
Цель программы: создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей через аппликативную деятельность.
Задачи:
формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
учить нетрадиционным приемам в аппликационной технике (обрывание, сминание, скатывание в комок);
учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
формировать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
развивать речевые навыки;
развивать творческие фантазии, эстетическое и цветовое восприятия;
воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Программа «Аппликашка» предназначена для детей с интеллектуальной недостаточностью 4-8 лет и рассчитана на один год обучения. Для успешного усвоения Программы, занятия проводятся по подгруппам (4-5 человек), две подгруппы, и сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Также обучение осуществляется в индивидуальной форме. Занятия по подгруппам проводятся 2 раза в неделю с 16 сентября по 17 мая по 20 минут.
Количество занятий в год с двумя подгруппами – 140.
1.4. Основные принципы программы:
Принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны– позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности– заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребёнка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию – с учетом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Принцип деятельности – переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным действиям; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Принцип личностно ориентированного взаимодействия – создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.
1.5. Возрастные и типологические особенности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В группе дети с диагнозом умственная отсталость.
Общими чертами для всех детей являются нарушения всех сторон психики: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Внимание детей нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Восприятие недостаточно дифференцировано. Часть детей группы имеют трудность в различении оттенков цвета..Дети не могут самостоятельно оценить свою работу; они не замечают своих ошибок., обычно довольны своей работой. Часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. У всех детей группы имеются в той или иной степени нарушения речи. Активный словарь беден, фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Снижена потребность в речевом общении. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. У части детей имеются сопутствующие заболевания, которые необходимо учитывать при построении занятий по художественному творчеству.
1.6. Основные методы работы с детьми.
Основные методы работы с детьми на занятиях:
подражательный,
индивидуально-дифференцированный,
практический,
наглядный,
ведущий метод – игра.
Формы работы: беседы, подгрупповые, комплексные, коллективные работы.
Способы работы:
1.Обрывание кусочков от листа бумаги.
2.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.
10.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
11.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Итоги реализации данной Программы подводятся в форме выставки детских работ.
1.7. Прогнозируемый результат.
К концу обучения мы предполагаем, что детям будут свойственны следующие познавательные способности и навыки: владение элементарными, доступными приемами и средствами аппликативной деятельности: плоскостная аппликация, аппликация пластилином, обрывная аппликация, аппликация из природного материала, ткани, объёмная аппликация; аккуратно пользоваться материалами, радоваться полученному результату. Освоение данных технологий позволит расширить кругозор детей с ОВЗ, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, волевых качеств, формированию эстетического отношения и художественно – творческих способностей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
График организации образовательного процесса
| Срок | Содержание работы |
| 1 - 2 недели сентября | Диагностика, обследование |
| 3 - 4 недели мая | Итоговая диагностика детей за год |
| Сентябрь – май | Кружковая деятельность |
Учебный план кружка «Аппликашка»
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю с одной подгруппой | Количество часов в неделю с одной подгруппой | Количество часов в год с одной подгруппой | Количество кружковых занятий в год с одной подгруппой |
20 мин. | 2 раза | 40 мин. | 1400 мин | 70 занятий |
№ | Месяц | Виды аппликаций | Кол-во |
1 | Сентябрь | Диагностика, обследование Аппликация скомканной бумагой. Аппликация скрюченной бумагой Обрывная аппликация | 4 2 2 1 |
2 | Октябрь | Обрывная аппликация Накладная аппликация из сухих листьев и природного материала. | 4 4 |
3 | Ноябрь | Накладная аппликация из сухих листьев и природного материала Аппликация на пластилиновой основе | 2 6 |
4 | Декабрь | Аппликация из ваты и ватных дисков. Аппликации из ткани и ниток | 8 1 |
5 | Январь | Аппликации из ткани и ниток Поделки из природного материала. | 3 4 |
6 | Февраль | Поделки из природного материала Аппликация из комочков бумаги Аппликация из пуговиц | 2 4 1 |
7 | Март | Аппликация из пуговиц Мозаика из семян на пластилиновой основе. Объемная аппликация из бросового материала и семян на пластилиновой основе. | 2 4 2
|
88 | Апрель | Объемная аппликация из бросового материала и семян на пластилиновой основе. Аппликация из круп и макарон | 2 6 |
99 | Май | Аппликации из ткани Диагностика, обследование | 2 4 |
| | Всего за год | 70 |
№ | Наименование темы | Часы | Кол-во зан. |
1 Аппликация из скомканной и скрюченной бумаги. | | | |
1 | «Яблоки» | 40 мин | 2 |
2 | «Помидоры» | 40 мин | 2 |
| всего | 80 мин | 4 |
2 Обрывная аппликация | | | |
1 | «Овощи на тарелочке» | 40 мин | 2 |
2 | «Береза в осеннем наряде» | 40 мин | 2 |
3 | «Сделаем ковер из листьев» | 20 мин | 1 |
| всего | 100 мин | 5 |
3 Накладная аппликация из сухих листьев и природного материала. | | | |
1 | «Осеннее дерево» | 40 мин | 2 |
2 | «Дождик» | 40 мин | 2 |
3 | «Осенний натюрморт» | 40 мин | 2 |
| всего | 120 мин | 6 |
4 Аппликация на пластилиновой основе | | | |
1 | «Ягоды рябины» | 40 мин | 2 |
2 | «Сапожки для Маши» | 40 мин | 2 |
3 | «Рыбки в аквариуме» | 40 мин | 2 |
| всего | 120мин | 6 |
5 Аппликация из ваты и ватных дисков | | | |
1 | «Снеговик» | 40 мин | 2 |
2 | «Первый снег» | 40 мин | 2 |
3 | «Здравствуй, Дедушка Мороз»» | 40 мин | 2 |
4 | «Елочка в зимнем наряде» | 40 мин | 2 |
| всего | 160 мин | 8 |
6 Аппликация из ткани и ниток | | | |
1 | «Зайка в зимней шубке» | 20 мин | 1 |
2 | «Клубочки для котенка» | 20 мин | 1 |
3 | «Собачки гуляют» | 40 мин | 2 |
| всего | 80 мин | 4 |
7 Поделки из природного материала | | | |
1 | «Семейство ежей» | 40 мин | 2 |
2 | «Лесные зверюшки» | 40 мин | 2 |
3 | «Лесовички на полянке» | 40 мин | 2 |
| всего | 120 мин | 6 |
8 Аппликация из комочков бумаги
| | | |
1 | «Тарелочка с печеньем» | 40 мин | 2 |
2 | «Барашек» | 40 мин | 2 |
| всего | 80 мин | 4 |
9 Аппликации из пуговиц | | | |
1 | «Пингвин на льдине» | 20 мин | 1 |
2 | «Весеннее дерево» | 40 мин | 2 |
| всего | 60 мин | 3 |
| 10 Мозаика из семян на пластилиновой основе. | | |
1 | «Стрючки гороха» | 40 мин | 2 |
2 | «Подсолнух» | 40 мин | 2 |
| всего | 80 мин | 4 |
| 11 Объемная аппликация из бросового материала и семян на пластилиновой основе. | | |
1 | «Верба» | 40 мин | 2 |
2 | «Ромашки на лугу» | 40 мин | 2 |
| всего: | 80 мин | 4 |
| 12 Аппликация из круп и макарон | | |
1 | «Божья коровка» | 40 мин | 2 |
2 | «Желтый птенчик» | 40 мин | 2 |
3 | «Бурый мишка» | 40 мин | 2 |
| всего: | 120 мин | 6 |
| 13 Аппликации из ткани | | |
1 | «Весенняя полянка» | 40 мин | 2 |
| всего: | 40 мин | 2 |
| 14 Диагностика | |
|
| всего: | 160 мин | 8 |
| всего за год | 1400 мин | 70 |
| | |
| | |
| ||
| ||
| ||
| | |
2.2 Перспективно-тематическое планирование работы кружка «Аппликашка» | | | | ||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| | | | ||||
Дата | Тема | Программное содержание | Дидактический материал | Количество занятий | |||
Сентябрь | | ||||||
02.09.19, 06.09.19. 09.09.19, 13.09.19 | Диагностическое обследование. Игровое упражнение: «Бумажные превращения» Игровое упражнение: «Бумажные превращения» Игровое упражнение: «Игрушечный магазин» Игровое упражнение: «Игрушечный магазин» | ||||||
16.09.19, 20.09.19. | «Яблоки» из скомканной бумаги (красные, желтые) | Учить выполнять аппликацию из скомканной бумаги. Развивать мелкую моторику рук, работать над развитием зрительно-двигательной координации. Познакомить с правилами безопасности при работе с клеем. Развивать игровую направленность изобразительной деятельности. Формировать интерес к работе со взрослым Поддерживать положительное отношение детей к результатам деятельности и стремление показывать свои работы другим. | Лист бумаги в форме тарелочки, листы красного и желтого цвета квадратной формы клей, кисти, клеенка, салфетка. | 2 | |||
23.09.19, 27.09.19. | «Помидоры» из скрюченной бумаги. | Учить выполнять аппликацию из скрюченной бумаги. Продолжать знакомить с приемами работы и правилами, необходимыми для выполнения аппликации. Продолжать развивать интерес к аппликации, желание работать вместе со взрослыми. Развивать восприятие готовых изображений. Развивать игровую направленность, умение соотносить изображение с предметом. | Лист бумаги в форме тарелочки, Полоски бумаги красного цвета, скрюченные жгутики красного цвета. клей, кисти, клеенка, салфетка. «Волшебный мешочек». | 2 | |||
30.09.19 | «Овощи на тарелочке» | Учить выполнять аппликацию «методом обрыва». Закреплять навыки наклеивания и работы с бумагой. Учить слушать оценку своей работы, сравнивать с образцом. Развивать мелкую моторику рук, работать над развитием зрительно-двигательной координации. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе, желание использовать свои работы и работы товарищей в игровой деятельности. | Цветная бумага, лист-«тарелочки»,образец, овощи-натура или муляжи, клей, кисти, клеенка, салфетка, «Волшебный мешочек». | 1 | |||
Октябрь | | ||||||
04.10.19 | «Овощи на тарелочке» | Продолжать учить выполнять аппликацию «методом обрыва». Закреплять умения аккуратно пользоваться клеем. Выполнять подражательные действия по образцу действиям взрослого. Наклеивать заготовки овощей, выдерживая равные промежутки между ними. Развивать интерес к игровым действиям с бумагой и к ее свойствам (рвется, мнется). | Цветная бумага, лист-«тарелочки»,образец, овощи-натура или муляжи, клей, кисти, клеенка, салфетка, «Волшебный мешочек». | 1 | |||
07.10.19, 11.10.19. | «Береза в осеннем наряде» | Продолжать учить детей выполнять аппликацию «методом обрыва». Учить располагать аппликацию на листе бумаги. Учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); Развивать внимание, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Активизировать речевой опыт детей. Воспитывать взаимопомощь, умение радоваться совместному результату деятельности. | Листы бумаги с изобр. ствола дерева, цветная бумага, клей, кисти, клеенка, салфетки, картина с изображением осени. | 2 | |||
14.10.19, 18.10.19 | «Осеннее дерево» из сухих листьев. | Учить наклеивать сухие листья на втулку, создавать конструкцию осеннего дерева и листопада. Развивать воображение, творческие способности. Развивать точность движений, работать над развитием пространственных представлений; Формировать аккуратное и бережное отношение к хрупким материалам. | Втулка для ствола дерева, сухие листья, клей, кисти, клеенка, салфетки, картина с изображением осени. | 2 | |||
21.10.19, 25.10.19. | «Дождик» (крылатки ясени) | Учить детей делать поделки по показу взрослого. Знакомить детей с природными материалами, которые можно использовать для поделок осенью (крылатки, листья, семена и т.п.) Формировать умение детей аккуратно и бережно работать с хрупким природным материалом. Развивать сенсорное восприятие с помощью работы с различными по величине, форме и размеру семенами. Воспитывать положительное отношение к результатам своей работы. | Лист бумаги с изображением осеннего пейзажа, крылатки ясени, кисти, клеенка, салфетки. | 2 | |||
28.10.19. | «Сделаем ковёр из листьев» | Продолжить знакомство детей с «методом обрыва»; учить рвать салфетку на маленькие кусочки; учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения; поддерживать, поощрять умения детей в аппликации. Развивать внимание, мелкую моторику кистей рук. | Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка. | 1 | |||
Ноябрь | | ||||||
01.11.19, 08.11.19. | «Осенний натюрморт» (из листьев) | Учить выполнять детей коллективную аппликацию по представлению, создавая сюжет по итогам наблюдения на прогулке. Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости листа бумаги, фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях. Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных композиций | Волшебный мешочек, овощи натура или муляжи, большой лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеенка, салфетка, фломастеры. | 2 | |||
11.11.19, 15.11.19. | «Ягоды рябины» | Продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении, учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции); Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать аккуратность. | Картина с изображением веточки рябины, пластилин красного цвета, сухие листья рябины, клеенка, салфетки. | | |||
18.11.19, 22.11.19. | «Сапожки для Маши» | Продолжать учить детей выполнять декоративную аппликацию, чередуя элементы аппликации – круги из пластилина по цвету и ориентируясь на пространственное расположение элементов: вверху, внизу, посередине. Закреплять умение анализировать образец. Развивать мелкую моторику кистей рук. Активизировать речь детей. Воспитывать положительное отношение к художественному творчеству. | Кукла, силуэты сапожек, образец, цвет. бумага, клей, кисти, клеенка, салфетки. | 2 | |||
25.11.19, 29.11.19. | «Рыбки в аквариуме» | Обогащать сенсорный опыт детей, создавать изображения из природного материала на плоскостной пластилиновой основе. Развивать целостное восприятие предмета. Закреплять мелкую моторику и координацию движений рук. Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости листа бумаги, фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях. Воспитывать усидчивость и трудолюбие. | Лист бумаги в форме аквариума, ракушки, камешки, семена каштана, ясени, клей, кисти, клеенка, салфетки. | 2 |
Дата | Тема | Программное содержание | Дидактический материал | Кол. |
Декабрь | | |||
02.12.19, 06.12.19 | «Снеговик» | Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм; упражнять в правильном наклеивании. Развивать воображение, чувства формы, Совершенствовать умение детей анализировать образец и воспроизводить его в аппликации. Закреплять правила работы с материалами, необходимыми для аппликации. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратной работы. Повышать самостоятельность и активность детей. | Образец, клей, кисти, клеенки, салфетки, ножницы, цветная бумага. | 2 |
09.12.19, 13.12.19. | «Первый снег» | Познакомить детей с аппликацией из ваты; учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать вместе со взрослым на лист бумаги; наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки). Закреплять правила работы с материалами, необходимыми для аппликации. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратной работы. | Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки. | 2 |
16.12.19, 20.12.19. | «Здравствуй, Дедушка Мороз!» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода); создавать эмоционально благоприятный фон. Активизировать речевой опыт детей. Закреплять правила работы с материалами, необходимыми для аппликации. Формировать навыки аккуратной работы. | Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки, салфетки. | 2 |
23.12.19, 27.12.19 | «Елочки в зимнем наряде» | Продолжать учить детей передавать в аппликации композиционное решение – большая елочка посередине, а две поменьше – по бокам. Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; Использовать прием дорисовывания – « снег идет». Закреплять приемы наклеивания, формировать навыки аккуратной работы. Развивать речевой опыт детей. | Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки, клеенки. | 2 |
30.12.19 | «Зайка беленькой шубке» | Создавать условия для формирования у детей практического опыта в процессе работы с разного рода материалами. Продолжать учить детей равномерно наносить клей с помощью кисти. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. Воспитывать аккуратность, умение приводить в порядок рабочее место. | Листы бумаги с контурным изображением зайца, пряжа белого и серого цветов, ножницы салфетки, клей, кисточки., клеенки. | 1 |
Январь | | |||
10.01.20 | «Клубочки для котенка» | Продолжать учить детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности, обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру ниток разной толщины); Активизировать речевой опыт детей. Формировать навыки аккуратной работы. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому. | Листы по кол-ву детей, образец, пряжа серого, белого и розового цветов, игрушка котенок, клей, кисти, клеенка, салфетки, ножницы. | 2 |
13.01.20, 17.01.20. | «Собачки гуляют» | Продолжать учить детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. Активизировать речевой опыт детей. Формировать навыки аккуратной работы. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому | Листы бумаги с контурным изображением собак на площадке, пряжа белого и черного цветов, ножницы салфетки, клей, кисточки., клеенки. | 2 |
20.01.20, 24.01.20. | «Семейство ежей» | Создавать условия для формирования у детей практического опыта в процессе работы с разного рода материалами. Учить детей изготавливать зверушки из природного материала. Закреплять навыки присоединения частей при помощи пластилина. Развивать мелкую моторику рук, работать над развитием зрительно-двигательной координации. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе, желание использовать свои работы и работы товарищей в игровой деятельности. | Плоскостная поляна из пенопласта, пластилин зеленого цвета, шишки, еловая хвоя, салфетки, клей, кисточки., клеенки. | 2 |
27.01.20, 31.01.20. | «Лесные зверушки». | Создавать условия для формирования у детей практического опыта в процессе работы с разного рода материалами. Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – желудь. Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому | Шишки, желуди, пластилин, салфетки, клей, кисточки, клеенки. | 2 |
Февраль | | |||
03.02.20, 07.02.20. | «Лесовички на полянке» | Учить детей наклеивать заготовки на заранее подготовленный сюжет, закреплять приемы наклеивания, дорисовывать недостающие детали фломастером. Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам. Развивать речевое общение детей в процессе работы. Учить давать оценку своей работы по наводящим вопросам взрослого. Формировать навыки аккуратной работы, умение содержать в порядке свое рабочее место. | Пластилин разных цветов, шишки, желуди,орехи, клей, кисти, клеенка, салфетки, заготовки для наклеивания. | 2 |
10.02.20, 14.02.20. | «Тарелочка для печенья» | Формировать умение создавать аппликации на бумаге круглой формы, декоративные композиции из комочков бумаги. Продолжать учить анализировать образец с помощью взрослого. Закреплять знание основных цветов, приемов наклеивания. Развивать мелкую моторику кистей руки и зрительно-двигательную координацию. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. | Круги-тарелочки по кол-ву детей, гофрированная бумага разных цветов, образец, игрушка кукла, клей, кисти, клеенка, салфетки, заготовки для аппликации | 2 |
17.02.20, 21.02.20. | «Барашек» | Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (шерстку) ; использовать прием дорисовывания- глаза, рот, развивать воображение, обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность бумаги); Закреплять приемы наклеивания, формировать навыки аккуратной работы. Развивать речевой опыт детей | Лист бумаги с контурным изображением барашка, клей, кисти, клеенка, салфетки, газета, | 2 |
Дата | Тема | Программное содержание | Дидактический материал | Кол. |
Март | | |||
02.03.20, 06.03.20. | «Весеннее дерево» | Формировать умение выполнять предметную аппликацию из пуговиц по образцу, после его анализа, правильно располагать пуговицы на листе бумаги, закреплять сенсорные эталоны «большая», «маленькая». Учить дополнять работу с помощью фломастеров дополнительными деталями. Способствовать речевому общению детей в процессе работы. Формировать навыки аккуратной работы. | Образец (котурное изображение дерева), пуговицы разных размеров, клей, кисти, клеенки, салфетки, фломастеры. | 2 |
13.03.20, 16.03.20. | «Стручки гороха» | Учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. Способствовать речевому общению детей в процессе работы. Формировать навыки аккуратной работы. | Пластилин зеленого цвета, горох, клей, кисти, клеенка, салфетки. | 2 |
20.03.20, 23.03.20. | «Подсолнух» | Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. Способствовать речевому общению детей в процессе работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки аккуратной работы, умение содержать в порядке свое рабочее место. | Образец, пластилин, семена подсолнуха, клей, кисти, клеенка, салфетки, сюжетная картина «Подсолнухи» | 2 |
27.03.20, 30.03.20 | «Верба» | Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику кистей руки и зрительно-двигательную координацию. Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости листа бумаги, фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях. Воспитывать усидчивость и трудолюбие. | Образец, картинка с изображением, веточки вербы, семена тыквы, клей, кисти, клеенка, салфетки. | 2 |
Апрель | | |||
03.04.20, 06.04.20. | «Ромашки на лугу» | Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Формировать умение детей выполнять аппликацию, ориентируясь на образец, правильно располагать на листе бумаги.. Развивать речевую активность детей. Воспитывать интерес к художественному творчеству. | Образец, картинка с изображением ромашек, семена тыквы, клей, кисти, клеенка, салфетки. | 2 |
10.04.20, 13.04.20. | «Божья коровка» (из крупы) | Формировать умение детей использовать крупу как материал для аппликации. Закреплять приемы наклеивания, формировать навыки аккуратной работы. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Способствовать речевому общению детей в процессе работы. Формировать навыки аккуратной работы. | Образец, клей, кисти, клеенки, салфетки, заготовки для аппликации, игрушка божья коровка. | 2 |
17.04.20, 20.04.20. | «Жёлтый птенчик» | Познакомить детей с аппликацией из крупы (пшена); учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения; продолжать учить держать кисточку двумя пальцами, набирать клей и промазывать поверхность изображения; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. | Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка. | 2 |
24.04.20, 27.04.20. | «Бурый мишка» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча); продолжать учить брать небольшую щепотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем. умение содержать в порядке свое рабочее место. | Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка. | 2 |
Май | | |||
08.05.20, 15.05.20. | «Весенняя полянка» | Учить отображать впечатления от наблюдений в природе, красиво располагать цветы на полянке. Закреплять приемы наклеивания заготовок из ткани. Развивать речевой опыт детей. Воспитывать положительное отношение к художественному творчеству. Повышать самостоятельность и активность детей. | образец,, клей, кисти, клеенки, салфетки, заготовки цветов из ткани. | 2 |
18.05.20, 22.05.20. 25.05.20, 29.05.20. | Диагностическое обследование. Игровое упражнение: «Бумажные превращения» Игровое упражнение: «Бумажные превращения» Игровое упражнение: «Игрушечный магазин» Игровое упражнение: «Игрушечный магазин» |
III.Организация кружковой деятельности
3.1. Циклограмма работы педагога дополнительного образования.
Дни недели | Время проведения | Содержание работы |
Понедельник | 16.00-16.20 16.30- 16.50 17.00-18.00
| Кружковая работа с воспитанниками с-в группы «Ромашка». Кружковая работа с воспитанниками с-в группы «Колобок». Работа с интерактивными источниками. |
Пятница | 12.00-13.30 13.30-15.00 15.00-16.00 16.00-16.20 16.30-16.50 17.00 - 17.20 17.30 - 18.30 18.30 - 19.00 19.00 - 20.00 | Участие в разработке и организации тематических и коллективных праздников. Совместная работа со специалистами (в разработке индивидуальных программ) Подготовка выставочных работ. Подготовка кружковой работы. Кружковая работа с воспитанниками с-в группы «Колобок». Кружковая работа с воспитанником с-в группы «Ромашка». Индивидуальная работа с членами кружка. Работа с методической литературой, самообразование. Индивидуальная работа с членами кружка. Подготовка конкурсных работ. Работа с участниками конкурсов. |
3.2. Список детей, посещающих кружок «Аппликашка»
Донсков Вячеслав Анатольевич – 23.02.2012 г. р.
Касинов Марк – Дмитрий Андреевич – 29.05.2013 г. р.
Владыкина Ярослава Олеговна – 23.04.2013 г. р.
Пасько Дмитрий Денисович – 21.08.2014 г. р.
Ростов Юрий Владимирович – 25.03.2012 г. р.
IV. Система мониторинга.
4.1 Показатели усвоения программного материала:
Планируемые целевые ориентиры:
приклеивать маленькие кусочки цветной бумаги, соблюдая расстояние между ними;
изготавливать зверушек из природного материала, для соединения деталей использовать пластилин;
равномерно, распределять различные виды круп по контуру, намазанному клеем;
использовать в аппликации природный и бросовый материал;
создавать композиции с помощью воспитателя
4.2. Способы проверки усвоения программы
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Формы проведения мониторинга: - индивидуальное наблюдение за развитием каждого воспитанника в продуктивных видах деятельности;
- игровые упражнения: «Бумажные превращения», «Игрушечный магазин».
Показатели развития навыков и умений детей, посещающих кружок «Аппликашка»
Дата: Н. уч. г. - 02.09.2019 г. – 13.09.2019 г.
К. уч. г. - 18.05.2020 г. – 29.05.2020 г.
Приемы аппликации. | Фамилия, Имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||||
Донсков Вячеслав | Касинов Марк – Дмитрий | Владыкина Ярослава | Ростов Юрий | Пасько Дмитрий | | | | | ||||||||||||||||||||
Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | Н. уч. г. | К. уч. г. | |||||||||||
1.Определение свойств бумаги. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
2.Упражнение «Ножницы разговаривают» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
3.Нетрадиционные аппликационные умения и навыки. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
4.Пространственное расположение готовых деталей. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
5. Работа с кисточкой. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
6. Работа с салфеткой. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
Количество баллов: 12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
Уровень развития ребенка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
Итого: | | Всего детей | НУ | СУ | ВУ | |||||||||||||||||||||||
1-5 б – низкий уровень (НУ) | Начало учебного года (Н.уч.г.) | | | | | |||||||||||||||||||||||
6-10 б – средний уровень (СУ) | Конец учебного года (К.уч.г.) | | | | | |||||||||||||||||||||||
11-16 б – высокий уровень (ВУ) |
Низкий уровень (НУ) – 1-5 баллов. Умения и навыки не сформированы, носят случайный характер. Самостоятельно не может применять основные приёмы аппликации.
Средний уровень (СУ) – 6-10 баллов. Ребенок использует большинство приемов аппликации, самостоятельно или с помощью педагога. Испытывает небольшие трудности при аппликации. Результат работы зависит от настроения ребенка.
Высокий уровень (ВУ) – 11-16 баллов. Ребёнок самостоятельно использует знакомые приемы аппликации, выполняет задания педагога. Не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью к педагогу.
Кто проводил: Дзреян В.Х. ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Обеспечение программы
5.1. Учебно-методическое:
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. /Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: КАРО, 2009.
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве – М., 2002;
Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение», 2010г.
Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.
Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.
Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
5.2. Материально – техническое обеспечение:
Компьютер
Магнитофон;
CD и аудиоматериал;
Проектор.
Дидактические материал
Наглядно – образный материал:
Иллюстрации и репродукции
Игровые атрибуты
Тематические альбомы по лексическим темам.
образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книжки-раскраски для работы по образцу;
- природный и бросовый материал: семена растений, крылатки клена, ясеня, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа грецких орехов, перья птиц, крупы, макароны, опилки, чай, спичечные коробки и т.д.
- бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная.
- картон: цветной, белый, упаковочный.
- открытки, салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бусины,
цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.
- клей ПВА, «Момент», ножницы.
VI. Приложение.
| | | | | | | |
| | | |||||
| | |
13