Программа дополнительного образования «Игралочка» для детей старшего возраста
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБДОУ детский сад №40 Протокол № 6 от 31 августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад № 40 _________ Иванова О.М. Пр. №95 от 31.08.2020 г. |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИГРАЛОЧКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Составитель:
Педагог-психолог
Мазалева Александра Игоревна
г. Пятигорск
2020 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для педагога- психолога детского сада. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной и коммуникативной сфер детей. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.
Основная цель - помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей.
С помощью игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский; «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...».
Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.
К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.
Задачи программы:
раскрывать сущность полярных понятий — «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
развивать эмоциональную произвольность;
учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Структура и содержание программы:
Программа состоит из трех блоков по четыре занятия.
1 блок – игры для снижения гиперактивности (тренировка внимания, контроль двигательной активности), игры по развитию коммуникативных навыков (объединение детей, формирование навыков взаимодействия со сверстниками)
2 блок – знакомство детей с основными эмоциями, развитие адекватных форм проявления эмоций. Развитие чувства уверенности в себе, повышение самооценки.
3 блок – игры для профилактики агрессивности у детей (обучение снятию агрессии, гнева в приемлемой форме, формирование навыков саморегуляции поведения)
Организация учебного процесса.
Программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 12 занятий), с детьми 5 - 6 лет. Каждое занятие состоит из 4 частей и занимает не более 30 минут. Цикл занятий рассчитан на 3 месяца, они проводятся 1 раз в неделю.
В качестве основных методов и приемов используются:
имитационные игры;
социально-поведенческий тренинг;
психогимнастика;
дискуссии;
диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Условия реализации.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном аудио – и видео техникой, интерактивной доской. Раздаточный материал по количеству детей. В настоящей программе применяются как традиционные методы и упражнения, преимущественно привычные для дошкольника – дидактические игры, коммуникативные игры, игры – упражнения, рисование и конструирование, так и инновационные методы, связанные с применением аудио – и видео техники, психогимнастики.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Итоговый результат:
1. Сформированность умения детей выражать свои эмоции и чувства.
2. Сформированность навыков социального поведения.
3. Повышение качества общения у старших дошкольников.
Промежуточный результат:
1. Снижение на 10% доли детей с высоким уровнем тревожности;79
2. Снижение на 10% доли детей с агрессивным поведением;
3. Снижение на 10% доли детей с проявлениями импульсивности, гиперактивности.
Старшая группа «Игралочка»
Автор-составитель Мазалева А.И.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название | Источник. | Примечания |
Июнь Занятие № 1 | |||
1 | Комплименты | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» с.46 | |
Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков | |||
2 | Великаны и Дюймовочки. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» с.15 | |
Цель: 1) Разминка. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, улучшение самочувствия и настроения. | |||
3 | Радио. Потерялась девочка. | О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» с.12 | |
Цель: способствовать развитию внимания, самоуважения детей. | |||
Занятие № 2 | |||
1 | Карусели | Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» | |
Цель: развитие умения производить согласованные действия, развитие слухового внимания, сплочение группы | |||
2 | Сказка об одиночестве | Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5 | |
Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. | |||
3 | Мы - солдаты. | О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.11 | |
Цель: развитие внимания, самовыражения детей. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.94 | |
Занятие № 3 | |||
1 | Ролевая гимнастика | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.152 | |
Цель: развитие невербальных средств общения. | |||
2 | История с конфетами | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Замри | Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С. 35 | |
Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.97 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног. | |||
Занятие № 4 | |||
1 | Давайте поздороваемся | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания | |||
2 | Раздувайся пузырь | Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19 | |
Цель: сближение, развитие внимания | |||
3 | День и ночь | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68 | |
Цель: развитие слухового внимания, снижение интенсивности физического и психического напряжения. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.99 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса. | |||
Июль Занятие № 5 | |||
1 | Эмоции. | И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47 | |
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений. | |||
2 | Что я люблю? | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.17 | |
Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе. | |||
3 | Друг и в радости, и в горе всегда рядом. | С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35 | |
Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.101 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота. | |||
Занятие № 6 | |||
1 | Зеркало. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 74 | |
Цель: развитие эмоционально- выразительных движений, способствовать сплочению группы | |||
2 | Чудеса в музыкальном зале. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Что такое «добро» и «зло»? Просмотр м/ф. | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 1, С.7 | |
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | |||
4 | Ах, какой я молодец! | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.36 | |
Цель: развитие самосознания. | |||
Занятие № 7 | |||
1 | Тренируем эмоции | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111 | |
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим | |||
2 | Приключения на волшебной поляне. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Мишкина помощь. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.71 | |
Цель: работа с проблемой- трудности в обучении. | |||
4 | Скажи Мишке добрые слова. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.14 | |
Цель: способствовать повышению самооценки детей. | |||
Занятие № 8 | |||
1 | Конкурс хвастунов | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.15 | |
Цель: способствовать осознанию детьми своих положительных качеств. | |||
2 | Митя знакомится с Крысей – завидусей. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Запрещенное движение | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: развитие внимания, саморегуляции. | |||
4 | Самый дорогой на свете человек. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 9 | |
Цель: 1) развивать способность к эмоциональному сопереживанию; 2) учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей; 3) учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; 4) воспитывать гуманное отношение к родным людям. | |||
Август Занятие № 9 | |||
1 | Ругаемся овощами | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93 | |
Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций. | |||
Учимся справляться с гневом. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.18 | ||
Цель: продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | |||
3 | Что делать, если ты злишься. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.21 | |
Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций). | |||
4 | Тихое озеро | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 10 | |||
1 | Злая- добрая кошка | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76 | |
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
2 | Приключения заколдованных ребят и мышат. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Автобус. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.31 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания. | |||
4 | Порхание бабочки | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 11 | |||
1 | Пусть встанет тот, на кого я смотрю. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.47 | |
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. | |||
2 | Приключения мышки- глупышки и заведующей Веры Евгеньевны. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Кричалки- шепталки- молчалки. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28 | |
Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения. | |||
4 | Волшебный сон | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.22 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 12 | |||
1 | Добрая сказка возвращается на поляну | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
2 | Зоопарк | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» С.38 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания. | |||
3 | Маленькие привидения. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет». С.98 | |
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
4 | Заключительный этап. Ладонь в ладонь | Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199 | |
Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу. |
Список литературы:
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: ООО "Национальный книжный центр", 2013. - 64 с
.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»
Венгер А.Л. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» . – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с
Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»
Клюева Н.В. , Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».
Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций»
Пахомова О.Н. «Добрые сказки. Этика для малышей»
Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты»
Семенака С.И. «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.
Фролова О.В. Формирование адекватного уровня тревожности. Бирский государственный институт,2001.
О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.-СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
Кияйкина Наталья Федоровна