Программа дополнительного образования «Игралочка» для детей старшего возраста

4
1
Материал опубликован 24 September 2020 в группе


ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ детский сад №40

Протокол № 6

от 31 августа 2020 г.






УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

детский сад № 40

_________ Иванова О.М.

Пр. №95 от 31.08.2020 г.









ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИГРАЛОЧКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД



Составитель:

Педагог-психолог

Мазалева Александра Игоревна





















г. Пятигорск

2020 г.


Пояснительная записка


Настоящая программа предназначена для педагога- психолога детского сада. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной и коммуникативной сфер детей. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.

Основная цель - помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей.

С помощью игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

Развитие эмпатии представля­ет собой неотъемлемую часть формирования личности, вос­питания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности зак­ладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочув­ствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой ча­стью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чув­ства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь челове­ку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враж­дебность и агрессивность.

Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский; «Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — эмоциональная оценка собственных поступков...».

Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.

Задачи программы:

раскрывать сущность полярных понятий — «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

знакомить детей с характеристикой эмоциональных со­стояний, присущих человеку;

учить видеть эмоциональное состояние другого и соб­ственный эмоциональный образ, соотнося его с конкрет­ной ситуацией;

развивать эмоциональную произвольность;

учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).



Структура и содержание программы:

Программа состоит из трех блоков по четыре занятия.

1 блок – игры для снижения гиперактивности (тренировка внимания, контроль двигательной активности), игры по развитию коммуникативных навыков (объединение детей, формирование навыков взаимодействия со сверстниками)

2 блок – знакомство детей с основными эмоциями, развитие адекватных форм проявления эмоций. Развитие чувства уверенности в себе, повышение самооценки.

3 блок – игры для профилактики агрессивности у детей (обучение снятию агрессии, гнева в приемлемой форме, формирование навыков саморегуляции поведения)


Организация учебного процесса.

Программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 12 занятий), с детьми 5 - 6 лет. Каждое занятие состоит из 4 частей и занимает не более 30 минут. Цикл занятий рассчитан на 3 месяца, они проводятся 1 раз в неделю.

В качестве основных методов и приемов используются:

имитационные игры;

социально-поведенческий тренинг;

психогимнастика;

дискуссии;

диагностика эмоционального состояния, отношения ре­бенка к обсуждаемой проблеме;

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.


Условия реализации.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном аудио – и видео техникой, интерактивной доской. Раздаточный материал по количеству детей. В настоящей программе применяются как традиционные методы и упражнения, преимущественно привычные для дошкольника – дидактические игры, коммуникативные игры, игры – упражнения, рисование и конструирование, так и инновационные методы, связанные с применением аудио – и видео техники, психогимнастики.


Ожидаемые результаты реализации программы:

Итоговый результат:

1. Сформированность умения детей выражать свои эмоции и чувства.

2. Сформированность навыков социального поведения.

3. Повышение качества общения у старших дошкольников.

Промежуточный результат:

1. Снижение на 10% доли детей с высоким уровнем тревожности;79

2. Снижение на 10% доли детей с агрессивным поведением;

3. Снижение на 10% доли детей с проявлениями импульсивности, гиперактивности.

Старшая группа «Игралочка»

Автор-составитель Мазалева А.И.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название

Источник.

Примечания

Июнь

Занятие № 1

1


Комплименты


И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» с.46


Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков

2

Великаны и Дюймовочки.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» с.15


Цель: 1) Разминка.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом,

улучшение самочувствия и настроения.


3

Радио.

Потерялась девочка.

О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» с.12


Цель: способствовать развитию внимания, самоуважения детей.


Занятие № 2

1

Карусели

Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»


Цель: развитие умения производить согласованные действия, развитие слухового внимания, сплочение группы


2

Сказка об одиночестве

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5


Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

3

Мы - солдаты.

О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.11


Цель: развитие внимания, самовыражения детей.


4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.94




Занятие № 3

1

Ролевая гимнастика

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.152


Цель: развитие невербальных средств общения.

2

История с конфетами

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Замри

Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С. 35


Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.97


Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног.


Занятие № 4

1

Давайте поздороваемся



И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30


Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания

2

Раздувайся пузырь

Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19


Цель: сближение, развитие внимания

3

День и ночь

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68


Цель: развитие слухового внимания, снижение интенсивности физического и психического напряжения.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.99


Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса.


Июль

Занятие № 5


1

Эмоции.

И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47


Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

2

Что я люблю?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.17


Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

3

Друг и в радости, и в горе всегда рядом.

С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35


Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.101



Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота.



Занятие № 6

1

Зеркало.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 74


Цель: развитие эмоционально- выразительных движений, способствовать сплочению группы

2

Чудеса в музыкальном зале.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Что такое «добро» и «зло»?

Просмотр м/ф.

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 1, С.7


Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

4

Ах, какой я молодец!


Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.36


Цель: развитие самосознания.

Занятие № 7

1

Тренируем эмоции

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111


Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

2

Приключения на волшебной поляне.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Мишкина помощь.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.71



Цель: работа с проблемой- трудности в обучении.

4

Скажи Мишке добрые слова.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.14


Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Занятие № 8

1

Конкурс хвастунов

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.15



Цель: способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.

2

Митя знакомится с Крысей – завидусей.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Запрещенное движение

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73


Цель: развитие внимания, саморегуляции.

4

Самый дорогой на свете человек.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 9


Цель:

1) развивать способность к эмоциональному сопереживанию;

2) учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

3) учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;

4) воспитывать гуманное отношение к родным людям.


Август

Занятие № 9

1

Ругаемся овощами

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93


Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.


Учимся справляться с гневом.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.18


Цель: продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

3

Что делать, если ты злишься.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.21


Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

4

Тихое озеро

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34


Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 10

1

Злая- добрая кошка

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76


Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

2

Приключения заколдованных ребят и мышат.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Автобус.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.31


Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания.

4

Порхание бабочки

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11


Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 11

1

Пусть встанет тот, на кого я смотрю.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.47


Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

2

Приключения мышки- глупышки и заведующей Веры Евгеньевны.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Кричалки- шепталки- молчалки.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28


Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения.

4

Волшебный сон

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.22


Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 12

1

Добрая сказка возвращается на поляну

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.


Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

2

Зоопарк

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» С.38


Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет». С.98


Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Заключительный этап.

Ладонь в ладонь

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199


Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.































Список литературы: 

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: ООО "Национальный книжный центр", 2013. - 64 с
.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»

Венгер А.Л. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» . – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с

Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»

Клюева Н.В. , Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».

Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций»

Пахомова О.Н. «Добрые сказки. Этика для малышей»

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты»

Семенака С.И. «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»

Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

Фролова О.В. Формирование адекватного уровня тревожности. Бирский государственный институт,2001.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.-СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный материал, Александра Игоревна! Актуально!

24 September 2020

Похожие публикации