12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
александра мазалева415
Дети, воспитанные в семье, где присутствует любовь, самые счастливые...
Россия, Пятигорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40 «Дружба»

 

 

 

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ детский сад №40

Протокол № 6

от 27 августа 2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 40

_________ Иванова О.М.

Пр. №81 от 30.08.2019 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Любознайка»

(старшая группа)

 

г. Пятигорск

2019 г.



Пояснительная записка

 

Дошкольное детство – период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте в познании окружающего мира все более значительную роль начинает играть наглядно-образное мышление, ребенок овладевает обобщенными представлениями о свойствах предметов и явлений и элементарными понятиями, начинает формироваться словесно- логическое мышление. К концу дошкольного возраста ребенок впервые приобретает способность произвольно управлять всеми познавательными процессами, хотя это управление осуществляется еще со значительным трудом и при участии взрослого. Именно в возрасте 5-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, проявляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики руки.

Главным условием развития познавательных процессов и психомоторных функций в дошкольном возрасте является специально организованная деятельность, направленная на развитие познавательной и личностной сферы. Недостаточный уровень развития психических процессов и эмоционально – волевой сферы ребенка влечет за собой трудности освоения общеобразовательной программы, трудности социальной адаптации, а также является распространенной причиной дальнейшей школьной дезадаптации. В практике физического воспитания, так же как и в деятельности человека любого другого вида, эффективность обучения, воспитания и развития во многом определяется совершенством функционирования познавательных процессов.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка. Поэтому в настоящей программе применяются как традиционные методы и упражнения, преимущественно привычные для дошкольника – дидактические игры, коммуникативные игры, пальчиковая гимнастика, игры

упражнения, рисование и конструирование, так и инновационные методы, связанные с применением аудио – и видео техники, интерактивной доски, арт

терапии, психогимнастики.

 

Цель программы: развитие познавательной и эмоционально – личностной сферы психики детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи программы:

развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение, речь;

активизация познавательной деятельности у дошкольников;

развитие навыков межличностного общения у детей, установления контакта со сверстниками, умения взаимодействовать с окружающими, проявлять взаимное внимание и уважение;

развитие эмоций и чувств детей;

развитие мелкой и общей моторики;

развитию самоконтроля и произвольности поведения;

развитие визуально-пространственных навыков у детей - узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и соотношение этих предметов;

развитие речевых и математических навыков у детей;

развитие регуляторных механизмов познавательной деятельности и предпосылок учебной деятельности.

 

Организация занятий: программа включает 36 занятий; количество занятий в неделю - 1 продолжительность занятий - 25-30 мин. Программа рассчитана на 2 года. Форма организации – групповая.

 

Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном аудио – и видео техникой, интерактивной доской. Раздаточный материал по количеству детей.

 

Предполагаемый результат: улучшение показателей уровня развития психических процессов, мелкой моторики, повышение показателей коммуникативности, произвольности деятельности.

СТАРШАЯ ГРУППА

«Развитие психических процессов и эмоционально- личностной сферы дошкольника»

(по программе Шарохиной В.Л. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего возраста)

Автор-составитель Мазалева А.И.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

СЕНТЯБРЬ

1

«Дружба»

- повышение активности детей;

-создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

-развитие коммуникативных навыков, эмпатии, повышение групповой сплоченности;

-развитие уровня произвольного внимания, наблюдательности, развитие умения находить логические связи и отношения между предметами.

приветствие – пальчиковая разминка «Дружба»

игра «Запретное движение»

упр. «Чем похожи предметы?»

обсуждение сказки. «Сказка о Дружбе и ее потере»

упр. «Пусть встанут те, кто…»

графическое упр. «Веселей всегда вдвоем – пару каждому найдем»

ритуал прощания игра

«Дружба начинается с улыбки»

2

«Моя семья»

-создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

-воспитание дружелюбия по отношению к окружающим, развитие эмпатии;

-развитие логического мышления, речи;

-развитие способности к группировке предметов по заданному признаку;

-развитие зрительной памяти, тактильного восприятия.

приветствие – пальчиковая игра «Моя семья»

дидактическая игра «Скажи наоборот»

упр. «Найди похожее»

упр. «Волшебный мешочек»

графическое упр. «Члены семьи»

ритуал прощания игра «Тепло рук и сердец»

3

«Сказки»

-настроить детей на предстоящее занятие, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие эмоционально-волевой регуляции поведения, развитие коммуникативных навыков;

- повышение навыков самоконтроля;

-развитие уровня кратковременной и долговременной памяти;

-развитие зрительного восприятия, пространственного мышления;

-развитие мышления.

приветствие – пальчиковая гимнастика «Поросята» (по Железновым)»

игра «Отправляемся в сказку»

игра «Кто, где находится?»

игра «Сержусь и радуюсь»

упр. «Сказочные пары»

арт – упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку»

-игра «Эстафета дружбы»

4

«Геометрически е фигуры»

-настроить детей на предстоящее занятие, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие логического мышления;

-снятие мышечных зажимов;

-развитие мыслительной операции обобщения;

-закрепление понятий «под», «над», «слева»,

«справа».

приветствие – разминка «Наши умные головки»

упр. «Геометрические деревья»

игра «Не ошибись»

упр. «Четвертый лишний»

-упр. «Геометрическая улица»

арт – упр. «Математический диктант»

-рефлексия по окончанию занятия.

ОКТЯБРЬ

5

«Осень»

-вызвать интерес к предстоящему занятию;

-развитие мелкой моторики и произвольного внимания;

-развитие зрительной памяти, логического мышления.

приветствие – пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

игра «Изобрази явление»

упр. «Что нам нужно осенью?»

упр. «Хлопок»

графическое упр. «Приметы осени»

ритуал окончания занятия

«Прощание»

6

«Овощи. Огород»

- повышение активности детей;

-создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

-развитие логического мышления, развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку;

приветствие – пальчиковая гимнастика «Овощи»

упр. «Логические ряды»

упр. «Что сажают в огороде»

упр. «Круги Эйлера»

графическое упр. «Найди овощи»

ритуал прощания «Встретимся опять»

7

«Фрукты»

-настроить детей на предстоящее занятие, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие мелкой и общей моторики;

-снятие эмоционального и телесного напряжения;

-научить детей мысленно объединять свойства в единое целое и устанавливать взаимоотношения между ними;

-развитие словесно – логического мышления.

прив. «С добрым утром!»

упр. «Угадай-ка, что за фрукт»»

пальчиковая гимнастика

«Апельсин»

упр. «Систематизация»

графическое упр. «Фрукты»

ритуал окончания занятия

«Солнечные лучики»

8

«Ягоды»

-настроить детей на предстоящую

деятельность, развитие мышления;

-развитие мелкой и общей моторики;

-развитие речи, увеличение словарного запаса;

 

 

 

 

 

 

 

упр. «Незнайкины загадки»

пальчиковая гимнастика «По

ягоды»

игра «Четвертый лишний»

дидактическая игра «Какое варенье?»

графическое упр. «Ягодный компот»

рефлексия по окончанию занятия.

НОЯБРЬ

9

«Зимующие птицы»

-настроить детей на предстоящую деятельность;

-развитие внимания, мышления, воображения;

-развитие слухового восприятия;

-развитие речи, словесно – логического мышления.

пальчиковая гимнастика

«Птички»

игра «Птичья выставка»

упр. «Узнай по голосу»

упр. «Скажи наоборот»

графическое упр. «Зимующие птицы»

рефлексия по окончанию занятия.

10

«Перелётные

птицы»

-развитие коммуникативных умений и

эмоционально-выразительных движений;

- пальчиковая гимнастика

«Перелетные птицы»

 

 

-развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

-развитие произвольного внимания, актуализация памяти;

-развитие зрительной памяти.

словесная игра «Кто как голос подает»

игра «Кто улетел»

игра с мячом «Подбери действие»

подвижная игра «Улетает – не улетает»

игра «Назови как можно больше птиц»

графическое упр. «Найди пару»

прощание – игра «Солнечные лучики»

11

«Одежда, обувь, головные уборы»

- развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе;

-развитие мышления, речи, увеличение словарного запаса;

-развитие мыслительных операций обобщение и классификация.

пальчиковая гимнастика

«Гномики - прачки»

игра «Кто носит эту одежду?»

игра «Музыкальная шляпа»

дидактическое упражнение

«Что будет если…»

игра «Положи одежду на место»

игра «Скажи наоборот»

графическое упр. «Четвертый лишний»

прощание – игра «Солнечные лучики»

12

«Посуда»

-развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-повышение уровня произвольного внимания;

-развитие мыслительных операций;

-повышение словарного запаса детей;

-развитие памяти, навыков счета;

-развитие зрительного восприятия.

речевая разминка «Помоем посуду»

игра «Разложи посуду»

упр. «Из чего делают посуду?»

упр. «Умный словесник»

упр. «Скажи наоборот»

упр. «Сосчитай и назови»

графическое упр.

«Перепутанная посуда»

рефлексия по окончанию занятия.

ДЕКАБРЬ

13

«Категории предметов»

-способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

-развитие мышления, речи;

-развитие зрительной и кратковременной слуховой памяти;

прив. «Руки»

упр. «Ассоциации»

презентация – тренажер

«Контуры»

упр. «Назови одним словом»

графическое упр. «Категории предметов»

ритуал – прощания «Тепло рук

и сердец»

14

«Зима.

Зимние приметы»

-настроить детей на взаимодействие друг с другом, создание благоприятной атмосферы в группе;

-развитие мышления и речи;

-развитие внимания и быстроты реакции;

-развитие умения обобщать предметы по определенному признаку.

приветствие – разминка

«Снежинка»

упр. «Четвертый лишний»

упр. «Бывает – не бывает»

упр. «Зимние загадки»

графическое упр. «Варежки»

ритуал прощания «Итог»

15

«Домашние и Дикие животные»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе;

-развитие мыслительной операции обобщения.

речевая разминка «Кошка»

упр. «Хлопни в ладоши»

упр. «Четвертый лишний»

упр. «Домашние животные»

упр. «Закончи предложение»

графическое упр. «Животные леса»

рефлексия по окончанию занятия.

16

«Новогодний праздник»

создание благоприятных условий для активизации детей;

учить детей выражать свое эмоциональное состояние;

-развитие внимания, координации движений;

-развитие зрительного восприятия, внимания.

приветствие – разминка

«Наряжаем ёлку»

игра «Слушай хлопок»

упр. «Чего не стало?»

упр. «Классификация»

упр. «Новогодний переполох»

арт - упр. «Подарки»

- ритуал окончания занятия

«Прощание»

ЯНВАРЬ

17

«Мебель»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие мышления, зрительной памяти, внимания;

приветствие «Много мебели в квартире»

упр. «Назови лишний предмет»

игра «Что в круге?»

игра «Магазин мебели»

упр. «Расстановка мебели»

графическое упр.

«Классификация»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

18

«Умные машины»

-способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

-упражнять в описании пространственного расположения предметов с использованием предлогов в активной речи;

-развитие зрительной памяти, развитие словесно-логического мышления;

-развитие зрительного восприятия.

приветствие «Разминка» (по Железновым)

игра. «Витрина магазина бытовых приборов»

упр. «Фотограф»

упр. «Закончи фразу»

упр. «Кому, что для работы нужно»

графическое упр.

«Помощники»

прощание – игра «Солнечные лучики»

19

«Профессии. Инструменты»

-развивать умение детей взаимодействовать друг с другом;

-развивать мышление, внимание, память;

-снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов

-развитие мелкой моторики;

-развитие экспрессивной речи, увеличение словарного запаса.

приветствие – пальчиковая игра «Много есть профессий знатных»

игра «В гости к мастерам»

дидактическая игра «Найди лишнее слово»

упр. «Мастера и мастерицы»

телесноориентированное упр.

«Космическая зарядка»

упр. «Какой инструмент забрал мастер»

графическое упр. «Кому что для дела нужно»

ритуал прощания «Лучики солнца»

20

«Транспорт»

-развитие эмоционально-выразительных движений;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие воображения, эмпатии, положительного отношения друг к другу;

-развитие мышления, произвольного внимания;

-развитие слухового восприятия.

приветствие – игра «Подарок»

игра «Назови транспорт»

игра «Узнай транспорт по звуку»

пальчиковая гимнастика

«Велосипед»

игра «Не пропусти слово»

упр. «Укажи лишний предмет»

упр. «Игра слов»

графическое упр. «Движение»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

ФЕВРАЛЬ

21

«Пространствен ные понятия: право-лево»

-развитие умения работать в коллективе;

-упражнять в описании пространственного расположения предметов;

-стимулировать зрительную память, повышать объем внимания;

-развитие мелкой моторики.

прив. «Вот левая, вот правая» (по Железновым)

игра «Что где?»

упр. «Запомни картинки»

игра с мячом «И правой, и левой»

графическое упр.

«Ориентировка»

ритуал прощания «Лучики солнца»

22

«Противополож ности»

-развитие внимания и произвольного поведения;

-снятие эмоционального напряжения;

-развитие уверенности в себе;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие мышления, активизация словарного запаса.

прив. «Музыкальный мяч»

игра «Говори наоборот»

упр. «Подбери подходящее слово»

упр. «Найди другое слово»

графическое упр. «Наоборот»

ритуал окончания занятия

«Прощание»

23

«Подводный мир. Рыбы»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие логического мышления, умения действовать по инструкции.

приветствие – разминка «В аквариуме»

игра «Три стихии»

упр. «Четвертый лишний»

упр. «Кто кем будет?»

графическое упр. «Жители глубин»

рефлексия по окончанию занятия.

24

«Ориентировка в пространстве»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

 

-развитие произвольности и самоконтроля;

-развитие внимания и координации движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

-стимулировать зрительную память, развивать воображение;

-развивать умение ориентироваться в пространстве.

прив. «Разминка для глаз Солнышко»

игра «Вопросы по картинке»

игра «Что где?»

-упр. «Вверху - внизу»

упр. «Логические задачи»

графическое упр. «Заготовки на полках»

ритуал прощания «Солнечные лучики»

МАРТ

25

«Весенний день»

-снижение эмоционального напряжения;

-способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

-развитие словесно – логического мышления;

-развитие умения устанавливать последовательность событий.

музыкальное прив. «Весенние приметы»

игра «Загадки весны»

упр. «Подбери пару»

-упр. «Четвертый лишний»

графическое упр. «Горшки»

ритуал прощания «Солнечные лучики»

26

«Животные жарких стран»

-способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

-развитие мышления, речи;

-развитие зрительного восприятия, воображения;

-развитие зрительной памяти.

прив. «У жирафов…»

упр. «Отгадай зверей»

игра «Угадай кто?»

-упр. «Четвертый лишний»

графическое упр. «Выбери животное»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

27

«Растения»

-снижение психомышечного напряжения;

-развитие социального доверия;

-развитие мышления, речи, развитие внимания и зрительного восприятия.

прив. «Ёлочки»

упр. «Отгадай растение»

игра «Назови одним словом»

-упр. «Живое - неживое»

упр. «Что сначала, что потом»

графическое упр. «Тень»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

28

«Путешествие в страну Математики»

-развитие произвольности и самоконтроля;

-развитие внимания и эмоционально- выразительных движений;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти;

-развитие логического и наглядно – образного мышления, развитие навыков счета.

прив. «На счёт…

игра. «Город чисел»

упр. «Закономерности»

-упр. «Убери цифру»

упр. «Занимательные задачки»

графическое упр. «Ладошки»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

АПРЕЛЬ

29

«Насекомые»

-снятие психоэмоционального напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы;

-развитие представления об окружающем, развитие мышления;

-развитие наглядно – образного мышления, развитие зрительного восприятия.

речевая подвижная игра

«Стрекоза»

игра «Отгадай загадки»

упр. «Кто как передвигается?»

упр. «Чья тень?»

упр. «Четвертый лишний

графическое упр. «Найди пару»

ритуал окончания занятия

«Доброе животное»

30

«Космическое путешествие»

-развитие произвольности и самоконтроля;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие внимания, мышления;

-развитие речи, зрительной памяти.

прив. «Раз, два стоит ракета…»

упр. «Интервью»

упр. «Суша и вода»

речевая игра «Скажи наоборот»

упр. «Исключение лишнего»

упр. «Планеты»

графическое упр. «Звездное небо»

ритуал окончания занятия

«Релаксация»

31

«Покажи и расскажи»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие зрительной памяти, наглядно – образного мышления;

-развитие логического мышления.

прив. «Руки»

упр. «Буратино в магазине»

игра «Угадай о чем речь»

-упр. «Подбери узор»

упр. «Найди одинаковые»

графическое упр.

«Инструкции»

рефлексия по окончанию занятия

32

«Познавая мир»

-развитие произвольного внимания, формирование установки на совместную деятельность;

-развитие мышления, внимания, воображения;

-развитие зрительной памяти, моторики.

прив. «Мячик»

игра. «Подумай»

упр. «Назначение»

-упр. «Сравнение по признакам»

упр. «Запомни и найди»

графическое упр. «Цифры и предметы»

рефлексия по окончанию занятия

МАЙ

33

«Хочу всё знать»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-развитие мышления, навыков счета;

-развитие скорости реакции, слухового и зрительного восприятия;

приветствие – разминка

«Расскажем и покажем»

упр. «Соседи»

игра «Не пропусти слово

игра «Путешествие»

дидактическая игра «Найди лишнее слово»

упр. «Я знаю 5 названий»

графическое упр. «Фигуры»

рефлексия по окончанию занятия.

34

«Учимся играя»

-настроить детей на предстоящую деятельность, развитие уровня произвольного внимания;

-способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

-развитие быстроты реакции, умения следовать правилам;

-развитие логического мышления, мелкой моторики.

прив. «Шарики» (по игре Железновых)

игра «И только зеленого цвета»

упр. «Нужно – не нужно»

графическое упр. «Найди пару»

рефлексия по окончанию занятия

35

«Внимание, внимание!»

-развитие произвольности и самоконтроля;

-развитие внимания и эмоционально- выразительных движений;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-развитие словесно – логического мышления, умения систематизировать по определенному признаку;

-развитие зрительной памяти.

приветствие – пальчиковая игра

«Тук, ток» (по Железновым)

игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

упр. «Слова»

игра «Какой цифры не стало?»

телесноориентированное упр.

«Космическая зарядка»

графическое упр. «Лишний предмет»

ритуал прощания «Солнечные лучики»

36

«Наблюдательн ые и внимательные»

-снятие психоэмоционального напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы;

-развитие устойчивости и концентрации внимания;

-развитие восприятия формы, развитие сенсорных эталонов;

-развитие операции абстрагирования.

- прив. «1,2,3,4,5…»

игра. «Дождь-холод-ветер»

игра «Что исчезло?»

-упр. «Что где лежит?»

графическое упр.

«Геометрические предметы»

ритуал окончания занятия

«Спасибо, что сегодня ты был со мной»

ИТОГО: 18 часов

 

Литература:

 

Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера – 2002.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.

– М., 2001.

Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно – развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. – М.: Генезис, 2011.

Михайлова Е.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 2006.

Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 5-6 лет / Авт.-сост. А.В. Белошистая. – М.: АРКТИ, 2009.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей.

Ярославль: «Академия развития» - 2006.

Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2010.

Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ XXI в, 2010.

Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий. – М.: Изд – во «Книголюб», 2004.

Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.

 

Интернет-ресурсы:

«Дошколёнок.ру» - сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru

Онлайн – сервис интеллектуального развития детей http://iqsha.ru 13.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.