Рабочая программа дополнительного образования «Успешный ученик»

1
0
Материал опубликован 27 October 2020 в группе

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Успешный ученик»

Возраст учащихся 7-10 лет

Срок реализации 1 год









Составитель:

Зяблева Людмила Юрьевна.

г. Череповец

2020 – 2021 учебный год




















ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБЕ

«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»





Содержание:


1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты.

3. Содержание программы.

4. Тематическое планирование.

5. Оценочные материалы.

6. Список литературы.







































1. Пояснительная записка.


Настоящая программа разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Понятие «успешный ученик» включает следующие характеристики:

способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой;

способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки;

положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;

позитивные отношения с одноклассниками;

адекватно-позитивная самооценка;

Направленность.

«Успешный ученик» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по профилактике трудностей в учёбе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, память, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.


Новизна программы. Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребѐнка, формировать интерес к школьной жизни. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного школьника.


Актуальность программы. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, положительная мотивация к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. Одним из таких направлений является профилактика трудностей в учебе.

Цель программы: предупреждение и преодоление трудностей в учебе у учащихся.


Задачи:

Формирование и развитие у учащегося умений и навыков планирования и организации деятельности;

Развитие рефлексии;

Формирование позитивно-адекватной самооценки, навыков оценивания результатов собственного труда;

Повышение учебной мотивации.

2. Планируемые результаты.

- положительная динамика личностного роста ученика

- освоение учеником навыков самоорганизации самоуправления

- формирование личностных мотивационных мотивов учения

- формирование опыта самосознания, самоконтроля, самореализации в учебно-познавательной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия:

-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

-способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;

- познавательный интерес к изучаемым наукам;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения.


3. Содержание курса.


Программа рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю).

Реализация программы предполагает закрепление общеучебных навыков у учашихся, испытывающих трудности в овладении учебным материалом.

Общий смысл программы формирования учебно-познавательной компетентности у младших школьников состоит в том, что педагог постепенно переводит учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учебному процессу – к учению действенному, осознанному, самостоятельному; способствует воспитанию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость; формирует у детей навыки по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.


4. Тематическое планирование.


Кол-во часов

Тема

Содержание

3

1. Мой портрет

- мой характер, мои дела;

- я в школе, любимые учителя и любимый предмет;

- лучшие друзья.

1

2. Мои достижения

Мои лучшие работы, мои награды.

2

3. Мои цели

Мои цели в учебном году и в каждой четверти;

таблица продвижения к цели; лестница успеха.

3

4. Секреты планирования

Распорядок дня, полезные привычки, план действий.

10

5. Секреты успешной домашней работы

- памятка о выполнении дом. работы;

- организация рабочего места;

- распределение времени и самоконтроль;

- подготовка к новому учебному дню.

4

6. Анализ проблемы

Выделение учебных проблем и принятие решений

3

7. Успех в учебе

- учебные предметы;

- учебные результаты;

- успех на уроке.

1

8. Стиль обучения

Разработка самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания.

6

9. Секреты эффективной работы

- работа с книгой;

- как учить стихотворение;

- работа с тетрадью;

- как писать сочинение;

- подготовка к контрольной работе;

- решение математических задач.

1

10. Хороший отдых

- мои интересы, потребности и возможности;

- кружки и секции.


5. Оценочные материалы.


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»


Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Лесенка побуждений

Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Познавательные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Социальные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).


МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Цель: выявить структуру мотивации учебной деятельности школьника.

Материал: бланк анкеты.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».

Анкета «Мотивы учебной деятельности»

1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка данных

1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:

1) широкие социальные мотивы – 4, 5;

2) мотивация благополучия – 1, 11;

3) престижная мотивация – 6, 12;

4) мотивация содержания – 7, 10;

5) мотивация «прессом» – 2, 9;

6) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:

- богатство и разнообразие мотивов;

- социальная ценность мотивов;

- присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.


6. Литература.


Используемая литература: Программы профилактики трудностей в учебе/ авт.-сост. Е.М.

Меттус, А.В. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.