Рабочая программа элективного курса «От простых неравенств к замечательным» (10–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«От простых неравенств к замечательным» 10 – 11 класс
среднее общее образование, базовый уровень
(наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень)
на 2020 – 2021 учебный год
Срок реализации 2 года
Составитель: Музалева Е.О.
Учитель математики первой квалификационной категории
Барнаул 2020
Элективный курс «От простых неравенств к замечательным» ориентирован на учащихся 10-11 классов, имеющих представление о видах неравенств и основных способах их решения. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по математике, позволяя учащимся пройти путь от способов решения простых числовых неравенств, встречающихся в школьной программе до обоснования замечательных неравенств Коши–Буняковского, Чебышева и др.
Полученные навыки решения этих неравенств необходимы учащимся для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях математического профиля. Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, исследовательских навыков.
Рабочая программа элективного курса разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 год;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Мин просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 г.)
Учебного плана МБОУ «СОШ №91» г. Барнаула,
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №91»
Авторская программа С.А. Гомонов. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 кл.» : учебное пособие / С.А. Гомонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрова, 2006. – (Элективные курсы).
Элективный курс «От простых неравенств к замечательным» представляет углубленное изучение теоретического материала. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, семинаров и практикумов по решению задач, а так же используются такие методы как выступления с докладами по результатам самостоятельных «поисков» изучаемых вопросов на страницах сайтов Интернета, книг, журналов. При проведении занятий используются индивидуальные, групповые, коллективные формы деятельности.
Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными, научное обоснование методов их получения.
углубление знаний, умений и навыков учащихся по решению неравенств;
подготовка к ЕГЭ и к обучению в вузе;
формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей;
развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
обеспечение условий для самостоятельной творческой работы учащихся.
Место элективного курса в школьном учебном плане
В учебном плане школы на изучение элективного курса в 10 и 11 классах отводится 69 часов (1 час в неделю), в т.ч. 10 класс – 35 часа, 11 класс – 34 часа.
Предусмотрены следующие формы занятий: лекция, беседа, семинар, работа в группах, практикум. Виды учебной деятельности: самостоятельная работа, решение задач, моделирование, анализ.
Формы контроля: выступления с докладами по результатам самостоятельных «поисков» изучаемых вопросов на страницах сайтов Интернета, книг, журналов, индивидуальные и творческие задания.
Планируемые образовательные результаты
В результате изучения курса ученик научится:определять понятия «больше», «меньше», «не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства;
определять средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое двух положительных чисел, их геометрическую интерпретацию;
применять основные методы сравнения двух чисел: «по определению», сравнение их отношений с единицей, сравнение их степеней, сравнение их с промежуточным числом, метод использования «замечательных неравенств»;
применять основные методы установления истинности неравенств с переменными: метод анализа, метод синтеза, метод «от противного», метод использования тождеств, метод подстановки (введение новых переменных), метод оценивания (усиление и ослабления);
использовать на практике схему применения метода математической индукции;
применять неравенство Коши для произвольного числа переменных, неравенство Чебышева, соотношение Коши-Буняковского;
самостоятельно добывать информацию и осознанно ее использовать при выполнении заданий;
работать в группе: умению распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников.
В результате изучения курса ученик получит возможность научиться:
применять основные методы сравнения двух чисел;
применять основные способы доказательства истинности неравенств с переменными;
применять метод математической индукции для доказательства неравенств;
применять неравенство Коши-Буняковского при n = 2;
применять замечательные неравенства для нахождения наибольшего и наименьшего значений функций, решения несложных задач на оптимизацию;
находить правильные и рационального пути решения неравенств.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1. | Числовые неравенства и их свойства. | 10 |
2. | Неравенства с переменными. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными. | 11 |
3. | Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. | 8 |
4. | Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач. | 6 |
| Всего | 35 |
11 класс | ||
5. | Средние степенные величины. | 9 |
6. | Неравенство Чебышева. | 12 |
7. | Неравенства и системы неравенств. | 13 |
| Всего | 34 |
10 класс
Числовые неравенства и их свойства.
Понятие положительного, отрицательного числа, числа нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятия «больше», «меньше», «не больше» и «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.
Сравнение двух чисел по «определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами.
Неравенства с переменными. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.
Неравенства с переменными. Неравенство – следствие, равносильное неравенство. Методы установления истинности неравенств с переменными: метод анализа, метод синтеза, метод «от противного», метод подстановки, метод оценивания, метод использования тождества.
Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств.
Математическая индукция. Схема применения метода математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции, примеры. Решение неравенств с параметром. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Средние величины и неравенства Коши. Многообразие средних величин.
Применение неравенства Коши-Буняковского к решению задач.
Теорема, устанавливающая соотношение Коши–Буняковского, геометрическая интерпретация этого неравенства. Векторный вариант его записи для n = 2.
класс
Средние степенные величины.
Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратическое и соотношения между ними.
Многообразие средних величин. Средние величины в школьном курсе математике, физике. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.
Неравенство Чебышева
Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши- Буняковского.
Геометрические неравенства. Нетрадиционные способы доказательства традиционных неравенств.
Общий вид некоторых неравенств для элементов треугольника. Геометрические неравенства. Нетрадиционные способы доказательства традиционных неравенств.
Доказательство условных неравенств. Равенства и неравенства в одном условии.
Нестандартные примеры неравенств. Разбор разных способов решения неравенств.
Неравенства и системы неравенств.
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
Приемы решения неравенств, систем неравенств. Разбор неравенств содержащих переменную под знаком модуля. Решение тригонометрических неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля.
Иррациональные неравенства.
Сведение решения иррационального неравенства к решению тригонометрического неравенства. Решение нестандартных неравенств. Решение неравенств с использованием свойств входящих в них функций.
Тематический поурочный план
10 класс
11 класс
п/п | дата | Содержание учебного материала | кол-во часов | |||
по плану | по факту | |||||
Средние степенные величины (9 ч). | ||||||
1. | | | Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратическое и соотношения между ними. | 1 | ||
2. | | | Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратическое и соотношения между ними. | 1 | ||
3. | | | Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратическое и соотношения между ними. | 1 | ||
4. | | | Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратическое и соотношения между ними. | 1 | ||
5. | | | Средние величины в школьном курсе математике, физике. | 1 | ||
6. | | | Геометрическая интерпретация. | | ||
7. | | | Четыре средние линии трапеции. | | ||
8. | | | Среднее арифметическое взвешенное и его свойства. | | ||
9. | | | Средние степенные и средние взвешенные степенные. | | ||
Неравенство Чебышева. (12ч). | ||||||
10. | | | Неравенство Чебышева и некоторые простейшие его обобщения. | 1 | ||
11. | | | Обобщение неравенств Чебышёва и Коши- Буняковского. | 1 | ||
12. | | | Обобщение неравенств Чебышёва и Коши- Буняковского. | 1 | ||
13. | | | Геометрические неравенства. | 1 | ||
14. | | | Геометрические неравенства. | 1 | ||
15. | | | Нетрадиционные способы доказательства традиционных неравенств. | 1 | ||
16. | | | Общий вид некоторых неравенств для элементов треугольника. | 1 | ||
17. | | | Доказательство условных неравенств. | 1 | ||
18. | | | Равенства и неравенства в одном условии. | 1 | ||
19. | | | Нестандартные примеры неравенств. | 1 | ||
20. | | | Разбор разных способов решения неравенств. | 1 | ||
21. | | | Разбор разных способов решения неравенств. | 1 | ||
Неравенства и системы неравенств (13 ч). | ||||||
22. | | | Приемы решения неравенств, систем неравенств. | 1 | ||
23. | | | Приемы решения неравенств, систем неравенств. | 1 | ||
24. | | | Разбор неравенств содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | ||
25. | | | Разбор неравенств содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | ||
26. | | | Решение тригонометрических неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | ||
27. | | | Решение тригонометрических неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | ||
28. | | | Решение тригонометрических неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 | ||
29. | | | Иррациональные неравенства. | 1 | ||
30. | | | Сведение решения иррационального неравенства к решению тригонометрического неравенства. | 1 | ||
31. | | | Сведение решения иррационального неравенства к решению тригонометрического неравенства. | 1 | ||
32. | | | Решение нестандартных неравенств. | 1 | ||
33. | | | Решение нестандартных неравенств. | 1 | ||
34. | | | Решение неравенств с использованием свойств входящих в них функций. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение курса
Алфутова Н.Б., Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ. М.: МЦНМО, 2002.
Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. М.: Дрофа, 2005.
Гомонов С.А . Замечательные неравенства. Их обоснование и применение. Методические рекомендации к элективному курсу. Дрофа. 2007.
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. М.: АРКТИ, 2005.
Седракян Н.М., Авоян А.М. Неравенства. Методы доказательства. М.: Физматлит, 2002.
Петров В.А.. Прикладные задачи на уроках математике. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001.
Фальке Л.Я., Лисничук Н.Н. и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.: “Илекса”, 2006.
Лист внесения изменений и дополнений
Предмет - _, Класс - , Учитель –
№ п/п | Дата и номер урока по плану | Дата и номер фактичес ки проведен ного урока | Тема урока | Характеристика изменений и причины | № приказа | Подпись сотрудни ка, внесшего изменени я |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
3