12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шамсутдинова Гульнара Зуфаровна735 Люблю свою работу) Россия |
Элективный курс «Задачи на 5»
Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ
«Задачи на 5»
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для обучающихся среднего общеобразовательных учреждений и рассчитана на … часов.
Программа «Задачи на 5» предлагает учащимся знакомство с математикой через текстовые задачи как с общекультурной ценностью, выработкой понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
С помощью текстовых задач учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Процесс решения текстовых задач приводит детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.
Образовательная цель программы: приобретение учащимися определенного круга знаний, умения использовать изученные математические методы, развитие математической интуиции, воспитание математической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки решения текстовых задач на примере более содержательных и сложных задач различными способами (арифметическим, алгебраическим, методом неравенств, геометрическим);
- научить анализировать задачи на функциональной основе: устанавливать процесс, описываемый в задаче; выявлять величины, характеризующие каждый процесс; уяснять функциональную зависимость между величинами.
Развивающие:
способствовать формированию личностно-ценностного отношения к математическим знаниям по уровням сложности; переносить знания в новую ситуацию с применением различных приемов и методов при решении текстовых задач.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре; интеллектуальному развитию учащихся: восприимчивости, способности к усвоению новой информации, подвижности, гибкости, независимости мышления.
Общая характеристика содержательно-тематической структуры
Программа курса содержит два модуля: «Алгебра», «Задачи с геометрическим содержанием».
I. Модуль «Алгебра». В результате изучения данного модуля учащиеся знакомятся с классификацией текстовых задач; основными методами, приемами и особенностями их решения; узнают, как применяются текстовые задачи в жизни.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты:
умение определять тип текстовой задачи; правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач; производить прикидку результатов вычислений; применять полученные математические знания в решении жизненных задач; при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии; использовать приёмы, рационализирующие вычисления; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
II. Модуль «Задачи с геометрическим содержанием». В этом блоке повторяются основные геометрические сведения и отрабатываются навыки решения геометрических задач.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владение широким спектром приемов и способов рассуждений; умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии.
Средства индивидуальной диагностики
В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов и дифференцированных проверочных работ, позволяющих проводить текущий и тематический контроль знаний и умений учащихся.
Также обучающимся будет предложено выполнение проекта по одной из тем программы. Вариант выполнения проектной работы: подбор дополнительного теоретического и практического материала из различных источников, поиск различных способов решения исследовательской задачи, составление обратной задачи, оформление собранного материала в накопительную папку. Защита проекта проходит среди учащихся на одном из занятий курса.
Учебно-тематический план на … учебный год
№ | Раздел | Наименование тем | Количество часов | |||||||
Теоре тичес кая часть | Прак тичес кая часть | Всего часов | ||||||||
Модуль «Алгебра» | ||||||||||
1 | Текстовые задачи и техника их применения | Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи. Инструктаж ТБ | ||||||||
2 | Задачи на движение | Решение задач на движение навстречу друг другу | ||||||||
3 | Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки | |||||||||
4 | Решение задач на движение в одном направлении | |||||||||
5 | Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения) | |||||||||
6 | Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Относительность движения. | |||||||||
7 | Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение | |||||||||
8 | Задачи на работу | Алгоритм решения задач на работу. Решение задач на путь, пройденный движущимися телами | ||||||||
9 | Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами | |||||||||
10 | Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы | |||||||||
11 | Решение задач, в которых требуется найти производительность труда | |||||||||
12 | Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы | |||||||||
13 | Решение систем задач, подводящих к составной задаче | |||||||||
14 | Задачи на проценты | Решение типовых задач на проценты | ||||||||
15 | Полугодовое контрольное тестирование | |||||||||
16 | Анализ полугодового контрольного тестирования | |||||||||
17 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы ) | |||||||||
18 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковские операции, голосования) | |||||||||
19 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковский процент, ипотека) | |||||||||
20 | Защита проектов по теме "Основные виды задач на движение, на работу, на проценты" | |||||||||
21 | Задачи на смеси и сплавы | Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Решение задач, связанных с понятиями «концентрация», «процентное содержание» (формулы) смеси и сплава. | ||||||||
22 | Способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений) | |||||||||
23 | Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава) | |||||||||
24 | Решение задач на переливание | |||||||||
25 | Решение задач на процентное содержание смеси (сплава) | |||||||||
26 | Задачи на прогрессии | Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии. | ||||||||
27 | Решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии. | |||||||||
28 | Защита проектов по теме "Основные виды задач на смеси и сплавы, на прогрессии" | |||||||||
Модуль «Задачи с геометрическим содержанием» | ||||||||||
29 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Треугольники» | |||||||||
30 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Четырёхугольники» | |||||||||
31 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Многоугольники» | |||||||||
32 | Задачи с геометрическим содержанием: «Вычисления длин, углов, площадей» | |||||||||
33 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Окружности и углы» | |||||||||
34 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Декартовы координаты на плоскости» | |||||||||
35 | Задачи с геометрическим содержанием по теме «Векторы» | |||||||||
36 | Фигуры на квадратной решетке | |||||||||
37 | Анализ геометрических высказываний | |||||||||
38 | Итоговое контрольное тестирование | |||||||||
39 | Анализ итогового контрольного тестирования | |||||||||
40 | Защита проектов на тему "Основные формулы планиметрии" | |||||||||
Итого |