Рабочая программа элективного курса по русскому языку «ЕГЭ. Сочинение без затруднений»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей-филологов Протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Сагуновской СОШ __________ « 29 » августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Сагуновской СОШ __________ Приказ № ____ от « 29 » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
«ЕГЭ. Сочинение без затруднений»
на 2019-2020 учебный год
11 класс
Составитель: Калашникова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1КК. |
Сл. Сагуны
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «ЕГЭ. Сочинение без затруднений» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сагуновской средней общеобразовательной школы с учётом Методических рекомендаций для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, размещенных на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru), и пособия по подготовке к ЕГЭ-2019 (алгоритм написания сочинения) под редакцией Е.В. Михайловой.
Рабочая программа ориентирована на пособие: Михайлова Е.В. ЕГЭ 2019. Русский язык. Алгоритм написания сочинения. – М.: Эксмо, 2018.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 11 классе 34 часа. Срок реализации программы один год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
После прохождения программы обучающиеся должны знать:
основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;
как определять проблему своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).
После прохождения программы обучающиеся должны уметь:
раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;
показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;
применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;
критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;
самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Введение. Требования к Части 2. (1 час).
Формулировка задания Части 2 ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.
Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (4 часа).
Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения. Практическая работа с текстом.
Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (5 часов).
Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы. Практическая
работа с текстом.
Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (5 часов).
Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту. Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (5 часов).
Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста. Практическая работа с текстом.
Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.(5 часов).
Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
(4 часа).
Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.
Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 8. Экспертная оценка сочинения. (3 часа).
Проверка работы и исправление ошибок.
Типы ошибок. Практическая работа с текстом.
Тема 9. Контрольное сочинение-рассуждение. (2 часа).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Организация учебной деятельности |
1 | Введение. Требования к Части 2. | 1 | Лекция |
2 | Как правильно понять исходный текст. | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. |
3 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 5 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
4 | Комментируем основную проблему текста. | 5 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка |
5 | Позиция автора и способы её выра6жения. | 5 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. Практикум |
6 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 5 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка |
7 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Рецензирование, экспертная оценка. |
8 | Экспертная оценка сочинения. | 3 | Презентация, рецензирование, экспертная оценка. |
9 | Контрольное сочинение-рассуждение. | 2 | Контрольная работа |
| Итого: 34 часа | | |