Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Обучение сочинению разных жанров»

0
0
Материал опубликован 7 December 2019

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

в 10 классе

Обучение сочинению разных жанров



Всего часов: 34

В неделю: 1 час

Учитель: Степанова В.В.



Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

 

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Цельподготовка выпускников к промежуточной аттестации в форме сочинения через отработку навыков создания и самоанализа связного текста на заданную тему с учётом требований нормативных документов и методических рекомендаций по написанию допускной творческой работы.

Задачи:

отработка навыков анализа готовых текстов (текстов художественных произведений, сочинений учащихся) с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др.;

регулярное создание письменных работ на заданную тему различного объема на основе художественных произведений (или их фрагментов);

завершение формирования умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

совершенствование умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

оказание помощи при сведении к минимуму различий между требованиями к школьному и требованиями к вступительному сочинениям.

                    Место элективного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля.

                     Содержание программы учебного курса

1.      Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2.      Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3.      Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4.      Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5.      Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6.      Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7.      Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8.      Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9.      Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11. Сочинение-анализ стихотворения.

12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.

 

      Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.


Тематическое планирование элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров. 11 класс


Тема

Количество часов

1

Тема. Основная мысль текста

1

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

1

3

Выделение микротем в тексте.

1

4

Лексические средства организации текста

1

5

Морфологические средства организации текста

1

6

Синтаксические средства организации текста

1

7

Стили речи

1

8

Типы речи

1

9

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

1

10.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

11.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

12.

Многозначные слова. Переносное значение слова

1

13.

Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

1

14.

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

1

15.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс

1

16.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза.

Художественный символ, паронимы

1

17.

Стилистические фигуры:

градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,

параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

1

18.

Промежуточная контрольная работа 2

1

19.

Содержание исходного текста

1

20.

Тексты функционального стиля.

Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

1

21.

Рецензия. Эссе.

1

22.

Промежуточная контрольная работа 3

1

23.

Вступление к сочинению

1

24.

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

25.

Комментарий к сочинению. Виды комментариев

1

26.

Определение авторской позиции

1

27.

Изложение собственного мнения. Аргументы

1

28.

Виды аргументов

1

29.

Заключительная часть сочинения

1

30.

Смысловые и грамматические связи предложений.

1

31.

Соблюдение языковых норм в письменных текстах

1

32.

Тренировочное сочинение

1

33.

Анализ и редактирование текстов

1

34.

Итоговые контрольные работы

1

                   Список используемой литературы и источники:

1. Официальный сайт ФИПИ : http://fipi.ru/

2. Открытый банк заданий ЕГЭ (ФИПИ)

3. Методические материалы для школьников и учителей: [http://kpolyakov.spb.ru/

         4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:                                                       http://school-collection.edu.ru/








5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации