Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров» (9 класс)

4
0
Материал опубликован 12 May 2021


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»

п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА



«ПРИНЯТО»

Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе

Протокол от «_____»_____________20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1 имени

Ярослава Василенко» п. Пурпе

_______________Л.И. Гноевая

Приказ от «_____»______________20___г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


«Теория и практика написания сочинений разных жанров»

наименование учебного предмета (курса, дисциплины (модуля)


для «9 А» класса


НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД



















2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров» для 9 класса разработана на основе следующих документов и материалов:

примерной программы по русскому языку основного общего образования;

авторской программы Е. В. Ершовой (Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2018).


Планируемые результаты освоения элективного предмета «Теория и практика написания сочинений разных жанров»

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение русского языка в 9 классе отводится 34 часа, то есть 1 час в неделю


Содержание элективного предмета «Теория и практика написания сочинений разных жанров»

Спецификация третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 9.1, 9.2. 9.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рас-суждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосо-четания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочета-емости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.


Тематическое планирование:

п/п

Название раздела

Тема

Кол-во часов

1

Спецификация третьей части экзаменационной работы

Анализ формулировок заданий 9.1, 9.2. 9.3


2

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания


Терминология формулировок творческого задания


3

Критерии оценивания творческой работы

Критерии оценивания творческой работы.


Критерии оценивания грамотности


4

Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Нарушение речевых норм


Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок


Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок


5

Построение сочинения- рассуждения

Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему


Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня 9.1


Практическая работа


Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста


Тренировочные упражнения


Практическая работа


Итоговое занятие



Итого


34























Приложение 1

Календарно-тематическое планирование:

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

личностные

предметные

метапредметные

План

Факт

Спецификация третьей части экзаменационной работы (1)

1



Анализ формулировок заданий 9.1, 9.2. 9.3

Урок

усвоения новых знаний

Понимают, что язык–универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому.

Понимать основные правила работы с текстом. Уметь различать характер творческих заданий к тексту.

К.: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержа­ния и значения слова, предложения, текста.

Овладение основными видами диалога и монолога. Анализ образцов устной и письменной речи. Сопоставление и сравнение речевых высказываний.

Понятийно-справочный аппарат (2)

2-5



Повторение изученного

в 8 классе.



Повторительно-обобщающий урок

Понимают, что язык–универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому.

Понимать опознавательные признаки словосочетания, предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь анализировать языковые единицы с т. зр. точности и уместности употребления в речи; использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. Правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуац. разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.

К.: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли на основе определённой коммуникативной ситуации. Р: анализируют образцы устной и письменной речи с точки зрения их целей и задачи общения.

Уметь находить грамматическую основу предложения. Анализ особенностей употребления односоставных предложений. Синтаксический разбор предложений. Комплексная (многоаспектная) работа с текстом.




Календарно-тематическое планирование

у

р


Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма контроля

Спецификация третьей части экзаменационной работы (1)

1


Анализ формулировок заданий

9.1, 9.2. 9.3

1

Комбинированный урок

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1, 15.2. 15.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

различать характер творческих заданий к тексту.

Беседа


Понятийно-справочный аппарат (2)

2


Терминология формулировок творческого задания

1

Комбинированный урок

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.


Обучающиеся должны знать:

понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

Конспект.

Сравнительный анализ заданий 15.1, 15.2, 15.3.


Терминология формулировок творческого задания

1

Комбинированный урок

Конспект.

Критерии оценивания творческой работы (2)


Критерии оценивания творческой работы.


1

Комбинированный урок

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.


Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

работать со стилистическими синонимами.

Конспект.


Критерии оценивания грамотности

1

Комбинированный урок

Презентация.

Классификация грамматических и речевых ошибок (3)


Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Нарушение речевых норм

1

Комбинированный урок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.


Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Памятка


Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1

Комбинированный урок

Памятка


Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1

Комбинированный урок

Тест

Построение сочинения-рассуждения (9)


Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

Комбинированный урок

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.


Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Памятка


Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня 15.1

1

Комбинированный урок

Сочинение


Практическая работа

1

Комбинированный урок

Сочинение


Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста

1

Комбинированный урок

Беседа

13-14.


Тренировочные упражнения

2

Комбинированный урок

Сочинение

15-16.


Практическая работа

2

Комбинированный урок

Сочинение

17.


Итоговое занятие

1

Комбинированный урок

Сочинение

































Содержание программы


Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1, 15.2. 15.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

различать характер творческих заданий к тексту.


Тема 2. Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать:

понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

различать понятия, связанные с анализом и построением текста.


Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

работать со стилистическими синонимами.

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 5. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации