Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров» (9 класс)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»
п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«ПРИНЯТО» Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Протокол от «_____»_____________20____г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе _______________Л.И. Гноевая Приказ от «_____»______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Теория и практика написания сочинений разных жанров»
наименование учебного предмета (курса, дисциплины (модуля)
для «9 А» класса
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров» для 9 класса разработана на основе следующих документов и материалов:
примерной программы по русскому языку основного общего образования;
авторской программы Е. В. Ершовой (Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2018).
Планируемые результаты освоения элективного предмета «Теория и практика написания сочинений разных жанров»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 34 часа, то есть 1 час в неделю
Содержание элективного предмета «Теория и практика написания сочинений разных жанров»
Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 9.1, 9.2. 9.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рас-суждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосо-четания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочета-емости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Тематическое планирование:
№ п/п | Название раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Спецификация третьей части экзаменационной работы | Анализ формулировок заданий 9.1, 9.2. 9.3 | |
2 | Понятийно-справочный аппарат | Терминология формулировок творческого задания | |
Терминология формулировок творческого задания | | ||
3 | Критерии оценивания творческой работы | Критерии оценивания творческой работы. | |
Критерии оценивания грамотности | | ||
4 | Классификация грамматических и речевых ошибок | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Нарушение речевых норм | |
Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | | ||
Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | | ||
5 | Построение сочинения- рассуждения | Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |
Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня 9.1 | | ||
Практическая работа | | ||
Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста | | ||
Тренировочные упражнения | | ||
Практическая работа | | ||
Итоговое занятие | | ||
| Итого | | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | |||
личностные | предметные | метапредметные | ||||||
План | Факт | |||||||
Спецификация третьей части экзаменационной работы (1) | ||||||||
1 | | | Анализ формулировок заданий 9.1, 9.2. 9.3 | Урок усвоения новых знаний | Понимают, что язык–универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому. | Понимать основные правила работы с текстом. Уметь различать характер творческих заданий к тексту. | К.: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. | Овладение основными видами диалога и монолога. Анализ образцов устной и письменной речи. Сопоставление и сравнение речевых высказываний. |
Понятийно-справочный аппарат (2) | ||||||||
2-5 | | | Повторение изученного в 8 классе. | Повторительно-обобщающий урок | Понимают, что язык–универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому. | Понимать опознавательные признаки словосочетания, предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь анализировать языковые единицы с т. зр. точности и уместности употребления в речи; использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. Правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуац. разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. | К.: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли на основе определённой коммуникативной ситуации. Р: анализируют образцы устной и письменной речи с точки зрения их целей и задачи общения. | Уметь находить грамматическую основу предложения. Анализ особенностей употребления односоставных предложений. Синтаксический разбор предложений. Комплексная (многоаспектная) работа с текстом. |
Календарно-тематическое планирование
№ у р | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля |
Спецификация третьей части экзаменационной работы (1) | |||||||
1 | | Анализ формулировок заданий 9.1, 9.2. 9.3 | 1 | Комбинированный урок | Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1, 15.2. 15.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. | Обучающиеся должны знать: •основные правила работы с текстом. Обучающиеся должны уметь: •различать характер творческих заданий к тексту. | Беседа |
Понятийно-справочный аппарат (2) | |||||||
2 | | Терминология формулировок творческого задания | 1 | Комбинированный урок | Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки. | Обучающиеся должны знать: •понятийно-справочный аппарат. Обучающиеся должны уметь: •различать понятия, связанные с анализом и построением текста. | Конспект. Сравнительный анализ заданий 15.1, 15.2, 15.3. |
| | Терминология формулировок творческого задания | 1 | Комбинированный урок | Конспект. | ||
Критерии оценивания творческой работы (2) | |||||||
| | Критерии оценивания творческой работы. | 1 | Комбинированный урок | Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Обучающиеся должны знать: •основные сведения по стилистике русского языка. Обучающиеся должны уметь: •определять стилистическую принадлежность слов и выражений; •работать со стилистическими синонимами. | Конспект. |
| | Критерии оценивания грамотности | 1 | Комбинированный урок | Презентация. | ||
Классификация грамматических и речевых ошибок (3) | |||||||
| | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Нарушение речевых норм | 1 | Комбинированный урок | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения. Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма. | Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления. Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления. | Памятка |
| | Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | 1 | Комбинированный урок | Памятка | ||
| | Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | 1 | Комбинированный урок | Тест | ||
Построение сочинения-рассуждения (9) | |||||||
| | Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Комбинированный урок | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. | Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. | Памятка |
| | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня 15.1 | 1 | Комбинированный урок | Сочинение | ||
| | Практическая работа | 1 | Комбинированный урок | Сочинение | ||
| | Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста | 1 | Комбинированный урок | Беседа | ||
13-14. | | Тренировочные упражнения | 2 | Комбинированный урок | Сочинение | ||
15-16. | | Практическая работа | 2 | Комбинированный урок | Сочинение | ||
17. | | Итоговое занятие | 1 | Комбинированный урок | Сочинение |
Содержание программы
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1, 15.2. 15.3. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
различать характер творческих заданий к тексту.
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Обучающиеся должны знать:
понятийно-справочный аппарат.
Обучающиеся должны уметь:
различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.