12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кульдяева Людмила Владимировна367
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
1

Рабочая программа элективного учебного предмета «Трудные вопросы изучения синтаксиса»


эдектив синтаксис
DOC / 116 Кб

/data/files/f1601166648.doc (эдектив синтаксис)

эдектив синтаксис
DOC / 116 Кб

/data/files/f1601166648.doc (эдектив синтаксис)Рабочая программа элективного учебного предмета

«Трудные вопросы изучения синтаксиса»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 классов под редакцией Л.Д.Беднарской. «Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / сост. Г.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. –М.: Дрофа, 2018.

Элективный предмет рассчитан на 34 часа год (1 час в неделю). Тестов - 3


Основной задачей обучения русскому языку в сов­ременных общеобразовательных учебных заведени­ях является обновление содержания и методов обу­чения, один из компонентов которого — овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Такую задачу во многом решает элективный курс «Трудные вопросы изучения син­таксиса». Нельзя не учитывать, что синтаксис — один из сложных разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания о морфологии, лексике и даже фонетике.

Умение правильно, ясно говорить, понятно и до­ступно излагать то, что мы хотим донести до участ­ников беседы, до слушателей, является обязатель­ным требованием к каждому культурному человеку.

Фактически о человеке во многом судят по тому, как он говорит, по его речи — грамматически правильно выстроенной, образной, яркой, понятной и воспри­нимаемой собеседниками. Именно этому, овладению такой речью учит синтаксис. В синтаксисе мы изу­чаем строй языка в его коммуникативной и экспрес­сивной функциях. Чтобы речь была яркой, образ­ной, богатой, выразительной, нужно иметь ши­рокий, разнообразный словарный запас, умело использовать не только его, но и систему синтакси­ческих средств.

Взаимопонимание людей невозможно без соблю­дения, бережного отношения к нормам русского ли­тературного языка во всем разнообразии его стилей, позволяющих осуществлять общение в разных усло­виях, в разные периоды деятельности и т. п. Но при этом нельзя не учитывать, что язык постоянно раз­вивается, изменяется, совершенствуется. Синтакси­ческая система наиболее устойчива.

Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» должен помочь старшеклассникам в ре­ализации задач профильного обучения, способст­вовать правильному выбору профессии в гумани­тарной сфере, создать необходимые условия для под­готовки к ЕГЭ и т. д. И что особенно важно — воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.

Программа предусматривает использование следующих приемов: работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения предмета на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета ученик должен

знать/понимать

основные функции языка;

особенности каждого вида речевой деятельности;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

БабайцеваВ. В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений филоло­гического профиля.

Власенков А. И., РыбченковаЛ. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник.





Учебно – тематический план



п/п

Тема

Часы

1

Понятие о предложении. Многоас­пектная характеристика простого предложения

2

2

Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи оп­ределения типов сказуемого

2

3

Трудные случаи определения со­ставных сказуемых

2

4

Главные члены предложения, вы­раженные фразеологизмами

2

5

Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семан­тики предложения как основа син­таксической синонимии

2

6

Неполное предложение как экс­прессивное синтаксическое средст­во

2

7

Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы

2

8

Синкретичные второстепенные члены предложения

2

9

Осложнение простого предложе­ния как экспрессивное синтакси­ческое средство

2

10

Однородные и обособленные чле­ны предложения как экспрессив­ное средство синтаксиса

2

11

Типология и анализ сложного предложения

2

12

Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными

2

13

Период как средство экспрессив­ного синтаксиса

2

14

Синтаксический разбор многоком­понентного сложного предложе­ния с разными типами связи

2

15

Предложения с несобственно-пря­мой речью

2

16

Принципы русской пунктуации

2

17

Авторские знаки

2


Содержание тем учебного курса по русскому языку


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основное содержание

1

Понятие о предложении. Многоас­пектная характеристика простого предложения

2

Предложение с точки зрения его структуры (модели). Семантиче­ские признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. Коммуникативные признаки предложения. Поня­тие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структу­ры и семантики простого предложения. Типы рус­ской интонации.

Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксиче­ски нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения.

Анализ лирического текста.


2

Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи оп­ределения типов сказуемого

2

На­личие предикативной основы — главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемо­го с подлежащим. Трудные случаи определения ска­зуемого. Неглагольные связочные компоненты со­ставных глагольных сказуемых. Типы именных свя­зок. Сложное сказуемое.

Приемы определения сказуемых в трудных слу­чаях.

Тренировочные и исследовательские упражне­ния.


3

Трудные случаи определения со­ставных сказуемых

2

Анализ текстов, содержащих трудные слу­чаи выделения составных глагольных и составных именных сказуемых.

Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


4

Главные члены предложения, вы­раженные фразеологизмами

2

Фразеологизмы разной структу­ры в роли главных членов предложения. Трудности работы с фразеологическими сочетаниями. Труднос­ти работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок дал залп). Приемы расчленения фразеологизованных членов предложе­ния и компонентов свободных словосочетаний.


5

Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семан­тики предложения как основа син­таксической синонимии

2

Семантические типы простого предложения: бытийные (Москва), квали-фикативные (Москва столица России), оценоч­ные (Москва красивый город; Красавица; Красо­та!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Москву интенсив­но строят; Пойдем в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксиче­ской синонимии. Связь семантических типов с опи­санием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляет­ся предложениями активного действия (двусостав­ными, односоставными определенно-личными, не­определенно-личными, инфинитивными).

Анализ текстов разных типов.


6

Неполное предложение как экс­прессивное синтаксическое средст­во

2

Вопрос о полноте/неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения. Роль непол­ного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложе­ний, формирующих прерванный текст.

Анализ прозаического и лирического текста.


7

Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы

2

Понятие об энтимеме как средстве выраже­ния медитативного рассуждения в русской лирике и прозе.

Энтимемы Нет и Да в произведениях А. С. Пуш­кина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Отрыв чле­на предложения как экспрессивное средство. Роль именительного представления в художественном тексте.

Роль парцелляции в художественном тексте. Пар­целляция как черта индивидуального стиля.

Лирика М. Цветаевой, И. Бродского

8

Синкретичные второстепенные члены предложения

2

Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. Смысловые и грамматические вопросы. Разновидности синкре­тичных определений и дополнений. Разновидности
синкретичных обстоятельств. Соотносительность синкретизма в простом и сложноподчиненном пред­ложениях. Понятие о переходности. Функциональ­ные омонимы и их синтаксические функции.

Роль синкретизма в художественном тексте.

Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения.

Трудные случаи определения приложения.


9

Осложнение простого предложе­ния как экспрессивное синтакси­ческое средство

2

Система ос­ложнения простого предложения. Полупредикатив­ные и неполупредикативные обособленные члены предложения. Синонимия простых предложений с обособленными определениями и обстоятельствами и сложными предложениями.

Функции разделительных и выделительных зна­ков препинания.

Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художествен­ная роль в тексте. Обращение как синтаксическое экспрессивное средство.


10

Однородные и обособленные чле­ны предложения как экспрессив­ное средство синтаксиса

2

Сгу­щение однородных членов предложения в лириче­ском тексте как экспрессивное средство. Анализ стихотворений.

Сгущение обособленных определений и обсто­ятельств как экспрессивное средство. Анализ про­заических текстов.


11

Типология и анализ сложного предложения

2

Система сложных союзных и бессоюзных предложе­ний. Синонимия в системе сложных предложений.
Синонимия в системе сложных и простых предложе­ний. Роль союзов в типологии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.


12

Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными

2

Трудные случаи типологии предложений. Предло­жения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частица­ми в связующей функции. Предложения, совме­щающие признаки сочинения и подчинения.


13

Период как средство экспрессив­ного синтаксиса

2

Понятие о периоде как экспрессивном синтак­сическом средстве. Разные структуры периода: мно­гокомпонентное сложноподчиненное предложение с однородными препозитивными придаточными,
простое предложение, осложненное рядами однород­ных членов.

Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова и т. д.


14

Синтаксический разбор многоком­понентного сложного предложе­ния с разными типами связи

2

Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения (МСП) с разными типами связи. Поня­тие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нем.Закономерности вычленения ведущей связи в много­компонентном сложном предложении (МСП) с раз­ными типами связи.

Многокомпонентное сложное предложение с раз­ными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях.

«Онегинская строфа» как МСП.

15

Предложения с несобственно-пря­мой речью

2

Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановос­ти, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа.

Выделение авторской речи и речи персонажа в ре­чевом потоке.

Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого «Война и мир», Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание».


16

Принципы русской пунктуации

2

Структур­ный и семантический принципы русской пункту­ации. Функции знаков препинания и систематизи­рование основных пунктуационных правил.

Систематизация знаков препинания в простом предложении.

Систематизация знаков препинания в сложном предложении.

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах.

Варианты пунктуации.


17

Авторские знаки

2

Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысло­вых фрагментов предложения.

Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Воз­несенского, И. Бродского и др.).

Авторские знаки препинания в прозаических произведениях.







Средства обучения.

Технические средства обучения

Компьютер

Экран

Мультимедийный проектор

Комплексные справочные издания на СD, DVD

Компакт-диск "Готовимся к ЕГЭ Версия 2.0 Русский язык"

Компакт-диск "Репетитор по Русскому языку Кирилла и Мефодия "

Компакт-диск "Русский язык. 5–11 классы"

Компакт-диск "Страна лингвиния. Мультимедийная книжка"


8

Электив синтаксис 11 класс

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.