Рабочая программа элективного учебного предмета «Трудные вопросы изучения синтаксиса» (Русский язык, 11 класс)
эдектив синтаксис
DOC / 116 Кб
/data/files/f1601166648.doc (эдектив синтаксис)
эдектив синтаксисDOC / 116 Кб
/data/files/f1601166648.doc (эдектив синтаксис)Рабочая программа элективного учебного предмета
«Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 классов под редакцией Л.Д.Беднарской. «Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы / сост. Г.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. –М.: Дрофа, 2018.
Элективный предмет рассчитан на 34 часа год (1 час в неделю). Тестов - 3
Основной задачей обучения русскому языку в современных общеобразовательных учебных заведениях является обновление содержания и методов обучения, один из компонентов которого — овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Такую задачу во многом решает элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса». Нельзя не учитывать, что синтаксис — один из сложных разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания о морфологии, лексике и даже фонетике.
Умение правильно, ясно говорить, понятно и доступно излагать то, что мы хотим донести до участников беседы, до слушателей, является обязательным требованием к каждому культурному человеку.
Фактически о человеке во многом судят по тому, как он говорит, по его речи — грамматически правильно выстроенной, образной, яркой, понятной и воспринимаемой собеседниками. Именно этому, овладению такой речью учит синтаксис. В синтаксисе мы изучаем строй языка в его коммуникативной и экспрессивной функциях. Чтобы речь была яркой, образной, богатой, выразительной, нужно иметь широкий, разнообразный словарный запас, умело использовать не только его, но и систему синтаксических средств.
Взаимопонимание людей невозможно без соблюдения, бережного отношения к нормам русского литературного языка во всем разнообразии его стилей, позволяющих осуществлять общение в разных условиях, в разные периоды деятельности и т. п. Но при этом нельзя не учитывать, что язык постоянно развивается, изменяется, совершенствуется. Синтаксическая система наиболее устойчива.
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» должен помочь старшеклассникам в реализации задач профильного обучения, способствовать правильному выбору профессии в гуманитарной сфере, создать необходимые условия для подготовки к ЕГЭ и т. д. И что особенно важно — воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.
Программа предусматривает использование следующих приемов: работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения предмета на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученик должен
знать/понимать
основные функции языка;
особенности каждого вида речевой деятельности;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
БабайцеваВ. В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.
Власенков А. И., РыбченковаЛ. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения | 2 |
2 | Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого | 2 |
3 | Трудные случаи определения составных сказуемых | 2 |
4 | Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами | 2 |
5 | Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии | 2 |
6 | Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство | 2 |
7 | Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы | 2 |
8 | Синкретичные второстепенные члены предложения | 2 |
9 | Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство | 2 |
10 | Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса | 2 |
11 | Типология и анализ сложного предложения | 2 |
12 | Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными | 2 |
13 | Период как средство экспрессивного синтаксиса | 2 |
14 | Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи | 2 |
15 | Предложения с несобственно-прямой речью | 2 |
16 | Принципы русской пунктуации | 2 |
17 | Авторские знаки | 2 |
Содержание тем учебного курса по русскому языку
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основное содержание |
1 | Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения | 2 | Предложение с точки зрения его структуры (модели). Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структуры и семантики простого предложения. Типы русской интонации. Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения. Анализ лирического текста. |
2 | Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого | 2 | Наличие предикативной основы — главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим. Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Типы именных связок. Сложное сказуемое. Приемы определения сказуемых в трудных случаях. Тренировочные и исследовательские упражнения. |
3 | Трудные случаи определения составных сказуемых | 2 | Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составных именных сказуемых. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
4 | Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами | 2 | Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения. Трудности работы с фразеологическими сочетаниями. Трудности работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок — дал залп). Приемы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний. |
5 | Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии | 2 | Семантические типы простого предложения: бытийные (Москва), квали-фикативные (Москва — столица России), оценочные (Москва — красивый город; Красавица; Красота!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Москву интенсивно строят; Пойдем в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Связь семантических типов с описанием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляется предложениями активного действия (двусоставными, односоставными определенно-личными, неопределенно-личными, инфинитивными). Анализ текстов разных типов. |
6 | Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство | 2 | Вопрос о полноте/неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения. Роль неполного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложений, формирующих прерванный текст. Анализ прозаического и лирического текста. |
7 | Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы | 2 | Понятие об энтимеме как средстве выражения медитативного рассуждения в русской лирике и прозе. Энтимемы Нет и Да в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Отрыв члена предложения как экспрессивное средство. Роль именительного представления в художественном тексте. Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. Лирика М. Цветаевой, И. Бродского |
8 | Синкретичные второстепенные члены предложения | 2 | Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. Смысловые и грамматические вопросы. Разновидности синкретичных определений и дополнений. Разновидности Роль синкретизма в художественном тексте. Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения. Трудные случаи определения приложения. |
9 | Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство | 2 | Система осложнения простого предложения. Полупредикативные и неполупредикативные обособленные члены предложения. Синонимия простых предложений с обособленными определениями и обстоятельствами и сложными предложениями. Функции разделительных и выделительных знаков препинания. Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое экспрессивное средство. |
10 | Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса | 2 | Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. Анализ стихотворений. Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов. |
11 | Типология и анализ сложного предложения | 2 | Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Синонимия в системе сложных предложений. |
12 | Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными | 2 | Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частицами в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения. |
13 | Период как средство экспрессивного синтаксиса | 2 | Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве. Разные структуры периода: многокомпонентное сложноподчиненное предложение с однородными препозитивными придаточными, Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова и т. д. |
14 | Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи | 2 | Трудности анализа многокомпонентного сложного предложения (МСП) с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нем.Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении (МСП) с разными типами связи. Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях. «Онегинская строфа» как МСП. |
15 | Предложения с несобственно-прямой речью | 2 | Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке. Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого «Война и мир», Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». |
16 | Принципы русской пунктуации | 2 | Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил. Систематизация знаков препинания в простом предложении. Систематизация знаков препинания в сложном предложении. Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания при цитатах. Варианты пунктуации. |
17 | Авторские знаки | 2 | Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысловых фрагментов предложения. Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, И. Бродского и др.). Авторские знаки препинания в прозаических произведениях. |
Средства обучения.
Технические средства обучения
Компьютер
Экран
Мультимедийный проектор
Комплексные справочные издания на СD, DVD
Компакт-диск "Готовимся к ЕГЭ Версия 2.0 Русский язык"
Компакт-диск "Репетитор по Русскому языку Кирилла и Мефодия "
Компакт-диск "Русский язык. 5–11 классы"
Компакт-диск "Страна лингвиния. Мультимедийная книжка"
8
Электив синтаксис 11 класс