Рабочая программа элективного учебного предмета «Актуальные вопросы математики» (10 класс)
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина
« »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Актуальные вопросы математики»
на 2021/2022 учебный год
10 «Б» класс
Разработчик:
Лисицына Елена Федоровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании кафедры физико-математических дисциплин Протокол №1 от «31» августа 2021 г. | Согласована с заместителем директора по УВР______ от «31 » августа 2021 г. | Принята педагогическим советом Протокол №1
от «31 » августа 2021 г. |
Бийск
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы математики» для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 413 от «17» мая 2012 г (с учетом внесенных изменений приказ № 613 от 29.06.2017)
- основной образовательной программы СОО МБОУ «Гимназия 11»;
- программы элективного учебного предмета «Актуальные вопросы математики» для учащихся 10 классов Колыхаловой Н.Н.,
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11».
Аннотация: Данный курс «Актуальные вопросы математики» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и которым захочется глубже познакомиться с её методами и идеями. Познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Курс, ориентированный на учащихся 10-11 классов, поможет подготовиться к итоговой аттестации. Данный курс является базовым общеобразовательным, отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть образования, и направлен на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся .На изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса математики и подготовке к ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике; формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач; развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Формы организации учебных занятий:
лекция,
беседа,
практикум по решению задач,
тренировочные упражнения,
самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
решение задач повышенного уровня сложности;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Период | Тема работы |
1 четверть | Выражения и преобразования |
2 четверть | Функции и их графики |
3 четверть | Прогрессии |
4 четверть | Планиметрия |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Изучение данного курса предполагает достижение выпускниками старшей школы, изучающих математику на базовом уровне, следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки математики и общественной практики ее применения;
– готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованности в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанности в построении индивидуальной образовательной траектории;
– осознанного выбора будущей профессии, ориентированной в применении математических методов и возможностей реализации собственных жизненных планов;
В метапредметных результатах сформированность:
– способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской, проектной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умения находить необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
– умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В предметных результатах сформированность:
- умения систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- навыка использования основных приемов решения задач;
- навыков построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- умения овладевать и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- понятийного аппарата использования на практике нестандартных методов решения задач;
- уровня математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
-навыков использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА
Тема 1.Числа и операции над ними (7 часов)
Тождественные преобразования. Признаки делимости. Разложение многочленов на множители. Арифметический корень.
Владение понятиями обычной, десятичной, рациональной дроби; умение выполнять тождественные преобразования, сложение, вычитание умножение и деление рациональных чисел и выражений, применять формулы сокращенного умножения.
Тема 2. Выражения и преобразования (7 часов)
Корень n-й степени. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Тригонометрия.
Владение понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить значение степеней. Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических и тригонометрических выражений. Умение выполнять тождественные преобразования степенных выражений и находить их значения.
Тема 3. Функции и их графики (7часов)
Область определения и область значений функции. Взаимное расположение графиков функций. Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. Свойства функций, связанные с графиками.
Умение читать свойства функции по графику (возрастание (убывание) на промежутке, множество значений, чётность (нечётность)). Умение находить значения функции и использовать чётность и нечётность функции
Тема 4.Прогрессии (6 часов)
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Сумма п первых членов прогрессии
Владение определением арифметической и геометрической прогрессии, умение применять формулу п-ого члена, суммы п первых членов и характеристическое свойство прогрессии
Тема 5. Планиметрия (8часов)
Треугольники. Параллелограмм. Трапеция. Трапеция и окружность. Правильные многоугольники.
Умение решать планиметрические задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Числа и операции над ними | 7 |
2 | Выражения и преобразования. | 7 |
3 | Функции и их графики | 7 |
4 | Прогрессии | 6 |
5 | Планиметрия. | 8 |
| Всего часов: | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Подтемы (тема урока) | Контроль (КИМы) |
Глава 1. Числа и операции над ними (7ч) | |||
1 | | Тождественные преобразования. (3ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
2 | | Признаки делимости. (1ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
3 | | Разложение многочленов на множители. (1ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
4 | | Арифметический корень. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
Глава 2. Выражения и преобразования (7ч) | |||
5 | | Корень n-й степени. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
6 | | Степень с рациональным показателем. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
7 | | Тригонометрия. (3ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
Глава 3. Функции и их графики (7ч) | |||
8 | | Область определения и область значений функции. (1ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
9 | | Взаимное расположение графиков функций. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
10 | | Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
11 | | Свойства функций, связанные с графиками. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
Глава 4. Прогрессии (6ч) | |||
12 | | Арифметическая прогрессия. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
13 | | Геометрическая прогрессия. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
14 | | Сумма п первых членов прогрессии. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
Глава 5. Планиметрия (8ч) | |||
15 | | Треугольники. (2ч) | |
16 | | Параллелограмм. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
17 | | Трапеция. (1ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
18 | | Трапеция и окружность. (1ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
19 | | Правильные многоугольники. (2ч) | А.В. Семенов. Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. М.: «Интеллект-центр» - 2019. |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:35 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или мультимедиа ресурсы.
Изучение каждой темы должно заканчиваться проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену | Белошистая А.В. | М.: «Экзамен», | 2017 |
2 | ЕГЭ: Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов. | Гесева К.С | СПб.: Тригон | 2017 |
3 | Единый государственный экзамен 2019-2021: Контрольные измерительные материалы: Математика. | сборники | М.: Просвещение | 2019-2021 |
4 | Единый государственный экзамен по математике (Демонстрационный вариант | | Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» | |
5 | Математика. Тематические тренировочные задания | Кочагин В.В. | М.: Эксмо | 2018 |
6 | «КИМ.Алгебра и начала анализа.11 класс» | А.Н. Рурукин | М.: Вако | 2011 |
7 | Математика. Профильный уровень. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие]. | А.В. Семенов | М.: «Интеллект-центр» | 2019 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |