12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Липатова Светлана Васильевна18

t1679135648aa.png



Принято на Педагогическом совете

от 27.08.2019, протокол №1

Утверждено приказом МАОУ СШ №3

от 27.08.2019 №228







Рабочая программа

Факультативного курса

«Моя профессия »

8 -9 класс























Содержание рабочей программы.



Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование







1.Пояснительная записка.


Рабочая программа факультативного курса «Моя профессия» разработана в соответствии ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г., адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СШ №3 на 2016-2020 г.г. (ФК ГОС), утвержденной приказом МАОУ СШ №3 от 26.08.2018 № 267, в соответствии с Программой для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, сб. 1.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2014,

Рабочая программа по профессиональному самоопределению умственно отсталых учащихся рассчитана на 35 часа по 1 часу в неделю в 8 классе и 34 ч. по 1 часу в неделю в 9 классе. Общее число учебных часов за период обучения в 8-9 классах составляет 69 часов.

Основной целью данной программы является:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Факультативный курс направлен на решение следующих задач:

Ознакомление учащихся с различными профессиями – условия труда, требования к работнику данной профессии, противопоказания.

Воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.

Формирование умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями к профессии.

Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

понятия «профессия» и «специальность», какие требования к человеку предъявляет профессия, характерологические особенности людей некоторых профессий;

иметь представление об основных профессиях, которыми учащиеся могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида;

варианты и методы поиска работы;

требования к выбранной профессии;

перечень документов при трудоустройстве и увольнении;

названия документов, их содержание;

свои возможности трудоустройства или продолжения профессионального обучения в СПО;

краткие сведения о взаимодействии с работодателем;

перечень документов, необходимых для трудоустройства, поступления в СПО;

основные статьи Кодекса о труде.

не менее 15 профессий, их содержание труда, условия труда, общественную значимость;

технику безопасности;

основные характеристики профессий: технологические, экономические, медицинские, педагогические, психологические;

требования к образованию, учебные заведения;

классы профессий по характеру труда. (Исполнительские и творческие).

что такое рынок труда;

нормы профессиональной этики;

материальные поощрения и взыскания.

Учащиеся должны уметь:

выбирать варианты и методы поиска работы;

обращаться с просьбой о трудоустройстве;

оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске подходящей роботы;

взаимодействовать со специалистами службы занятости;

ориентироваться в документе, находить требуемые сведения;

соотносить свои желания и свои возможности;

скомплектовать пакет документов для поступления в СПО;

заполнять документы, необходимые для поступления на работу и для увольнения;

определять типы профессий по предмету труда: «Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа»;

различать способности и желания. Причины и иллюзии. Склонности и мотивы.

находить нужную информацию;

определить профессию по содержанию труда;

называть медицинские противопоказания отдельных профессий;

называть профессиональные качества отдельных профессий;

различать трудовые операции;

определять результат труда;

соблюдать технику безопасности.

Главный результат - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.


3. Содержание программы профессионального самоопределения


Разделы

Теоретические сведения.

Практические работы.

Раздел 1.

«Маршруты в мир профессий»


Раздел 2.

«Я в мире профессий»




Раздел 3. «Шаг в профессию»

Профессии. Профессиональная деятельность. Портфолио. Правила ведения портфолио. Мир профессий, их многообразие. Профессии сотрудников школы. Профессии, в которых нуждается город. Проблемы молодых людей при выборе профессии. Содержание труда в профессии. Интересы и возможности. Требования к уровню образования при выборе профессии. Умения и навыки человека. Условия труда. Направленность профессионального выбора. Ошибки при выборе профессии. Профессиональная пригодность.

Пополнение портфолио. Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам. Защита учащимися своих поделок, творческих работ и проектов «Все работы хороши».

конкурс рисунков и их защита учащимися на темы «Мама, папа на работе», рисунок профессии.

конкурс рисунков «Моя будущая профессия». Экскурсии в учреждения начального профессионального образования.





Тематическое планирование 8 кл.


Тема

Вид деятельности


Кол-во часов

Дата

1

Раздел «Маршруты в мир профессий»

Моя профессия – переплётчик книг.

Беседа-ознакомление с профессией. Экскурсия в типографию





Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения


1


2

Игра «Книжкина лечебница».


Игра, проводимая в форме практической работы, переплёт журналов

1


3

Конкурс «Лучший мастер по ремонту книги»

практическая работа ремонт книг школьной библиотеки.

1


4

Моя профессия – овощевод.

Беседа-ознакомление с профессией.

Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения


1


5

Коллективное творческое дело «Парад овощей».

работа со справочными материалами по приготовлению блюд. Приготовление несложных блюд из овощей.

1


6

Коллективное творческое дело «Парад овощей».

Выставка урожая, на которой могут быть продемонстрированы некоторые виды овощей, а также необычные экземпляры и поделки из овощей.

1


7

Моя профессия – обувщик (мастер по ремонту обуви, закройщик верха обуви).

Беседа-ознакомление с профессией.

Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения


1


8

Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.

Экскурсия

1


9

Практическое задание «Ремонт обуви»

Практическое задание в условиях обувной мастерской

1


10

Моя профессия – штукатур-маляр. Беседа-ознакомление с профессией.

Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения

1


11

Творческая встреча с представителями профессии штукатур-маляр.

встреча с представителями профессии штукатур-маляр.

1


12

Игра «Угадай профессию».


1


13

Творческий проект «Комната, в которой я хотел бы жить».

Выполнение творческого проекта

1


14

Моя профессия – швея.

Беседа-ознакомление с профессией.

Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения


1


15

Практическая работа «Домашний умелец».

Практическая работа

1


16

Показ моделей одежды, сшитых на уроках швейного дела.

Презентация результатов труда (показ моделей одежды, сшитых на уроках)

1


17

Обобщение знаний по разделу «Маршруты в мир профессий»




групповая форма работы с учащимися, в ходе которой каждая группа осуществляет защиту одной из 5 рассмотренных 1профессий (даёт краткую характеристику, освещает специфику деятельности, сообщает об условиях труда и общественной значимости профессии).

1


18

Конкурс мастерства «Наши руки не знают скуки».

практическая работа

1


19

Беседа «Профессии, в которых нуждается область»

Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения

1


20

Дискуссия «Роль самовоспитания при планировании карьеры»

Активное слушание, участие в дискуссии, выражение своего мнения


1


21

Тренинг «Хочу, могу, надо»


Выполнение тренинговых заданий

1


22

Тренинг «Здоровье и профессия»

Выполнение тренинговых заданий

1


23

Беседа «Предприятия и учебные заведения области»



Активное слушание, участие в беседе, дискуссии, выражение своего мнения


1


24

Конкурс по созданию

мультимедийных презентаций о профессиях Защита проектов.

Создание и защита мультимедийных презентаций о профессиях, работа за компьютерами

1


25

Выпуск стенгазеты к профессиональному празднику

Творческая деятельность: подбор материала, оформление стенгазеты (конкурс)

1


26

Праздник «Город мастеров»

Творческая деятельность: своими руками создают различные поделки

1


27

Тренинг «Мои возможности»

Выполнение тренинговых заданий

1


28

Тренинг: ошибки при выборе профессии и как их избежать

Выполнение тренинговых заданий

1


29-30

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Выполнение тестовых заданий

2


31-32

Встречи с представителями

профессий

Активное слушание, участие в беседе, задавание вопросов


2


33

Экскурсия в филиал ДИКТа

Экскурсия

1


34

Веселая игра-викторина "Угадай профессию".

Выполнение творческих заданий

1


35

Игра «Колесо знаний»


1



















Тематическое планирование 9 кл.

Тема

Вид деятельности


Кол-во часов

Дата

1

Раздел «Я в мире профессий»

Занятие-путешествие «Я в мире профессий».


Активное слушание, участие в беседе, задавание вопросов

о профессиях, которые доступны для выпускников коррекционной школы (например, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания)

1


2

Выбор в жизни человека. Как выбирать профессию.

Тренинг «Мои возможности»

1


3

Ассоциативная игра «Человек - профессия».

Соотнесение качеств человека (в том числе свои собственные) с определённой профессией.

1


4

«Определение профессии и специальности».

Практические упражнения (анализ наиболее знакомых профессий, и входящие в них специальности.

1


5

Беседа «Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий.»

Изучение классификации профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым.

1


6

Игра «Профессиональный аукцион»


записать на листах-бланках, как можно больше профессий, относящихся к группам человек-человек, человек-техника и т.д.

1


7

Проведение диагностики по опроснику Е.А. Климова

Выполнение тестовых заданий

1


8

Круглый стол «Кем стать? Каким быть?»

участники соотносят свой образ с различными профессиями

1


9

Практическая работа «Кто есть кто».

Активное слушание, участие в работе, обоснование собственного мнения. Педагог называет конкретную профессию, а ребята определяют, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени.

1


10

Беседа «Индивидуальные особенности человека и выбор профессии.»

Активное слушание, участие в беседе

1


11

Самопознание.

Мои индивидуальные особенности. Игра «Я в глазах других».

Игра «Я в глазах других» нацелена на осознание особенностей своего характера, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных навыков учащихся.

1


12

Беседа «Юридические основы устройства на работу».

Знакомство с Трудовым кодексом РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения; познакомиться с понятием «рынок труда».

Заполнение бланков по оформлению основных документов при поступлении на работу.

1


13

Беседа «Современные проблемы трудоустройства. Где найти работу?»

Активное слушание, участие в беседе, задавание вопросов

1


14

Состояние рынка труда в нашем городе

Онлайн-встреча с работниками центра занятости населения

1


15

Деловая игра «Хочу работать!»

В ходе деловой игры педагог выступает в роли «работодателя», а учащиеся в роли «работника»; на основании полученных ранее знаний «работник» пытается трудоустроиться.

1


16

Коллективное творческое дело «Профессия моих родителей».


Представление профессий родителей с указаниями на её значимость и привлекательные аспекты.

1


17

Творческое представление профессий родителей.


Выставка рисунков.

1


18

Посещение обувной мастерской, знакомство с деятельностью специалистов.


В ходе экскурсии важно продолжить формирование у школьников представления о социальной значимости и разноплановости профессий людей, занятых в обувном производстве.

1


19

Обобщение знаний по разделу «Я в мире профессий»




Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями».

(Соотнесение полученной информации и личного опыта.)

1


20

Раздел «Шаг в профессию» Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии.

Тренинг «Хочу, могу, надо»

1


21

Диагностика индивидуальных интересов и склонностей.

Заполнение «Карты интересов»

1


22

Управление своими интересами и склонностями.

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся. Выполнение тестовых заданий

1


23

Требования профессии к человеку.

Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

Тренинг "На пороге

взрослой жизни"

1


24

Здоровье человека и его профессиональная деят-ть.

Тренинг «Здоровье и профессия»

1


25

Характер человека и профессиональное самоопределение.

Работа с личностным опросником Айзенка на диагностику типа темперамента

1


26

Возможные трудности и ошибки при выборе профессии.

Тренинг: ошибки при выборе профессии и как их избежать Выполнение тренинговых заданий

1


27

Игра-викторина "Угадай профессию".

Выполнение творческих заданий

1


28

Правила приема в учебные заведения и на работу

Нахождение информации.

Заполнение бланков.

1


29

Беседа «Предприятия и учебные заведения области»

Активное слушание, участие в беседе, выражение своего мнения

1


30

Ролевая игра "Собеседование с работодателем"

Выполнение творческих заданий игры

1


31

Беседа «Профессии, в которых нуждается область»

Активное слушание, участие в беседе, выражение своего мнения

1


32

Тренинг «Как избежать безработицы»

Выполнение тренинговых заданий

1


33

Проф. ориентационная деловая игра «Я поступаю учиться в…»

Цель деловой игры – уточнить и конкретизировать профессиональный выбор учащихся, поддержать процесс к будущей профессии, смоделировать варианты поведения в проблемных ситуациях, развивать у школьников уверенность в себе.

1


34

Обобщение знаний по разделу «Шаг в профессию»

Игра «Колесо знаний»

Соотнесение полученной информации и личного опыта, окончательный выбор профессионального пути.


1
































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.