Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 10 класса (УМК под ред. В.И. Ляха)
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета школы Протокол № ______ от _______ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ ________________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СШ ___________ Приказ №______________. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Класс: 10
Уровень общего образования среднее общее образование
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 105 часов в год ; 3 ч. в неделю
Учебник: Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общей ред. В.И.Ляха М.: Просвещение, 2010г.
Рабочую программу составил____________
2017 год
1 .Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу предмета «Физическая культура» для 10 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ№ 1089 от 05.03.2004г.,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы,
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общей ред. В.И.Ляха М.: Просвещение, 2010г
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Физическая культура» в 10 классе отведено 105 часов, 3 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» 10 класс
В результате освоения содержания учебного предмета «Физическая культура»,
Учащийся научится:Рассматривать физическую культуру как культурное явление, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать её взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью, формирование качеств личности и профилактике вредных привычек;
Определять понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать их с помощью особенностей выполнения техники двигательных действий и физических
упражнений, развития физических качеств;
Разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическим упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Использовать занятия физической культурой, спортивные игры и соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья.
Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной. Тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей организма.
Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств.
Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их.
Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их со стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельной подготовки.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий.
Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, общеразвивающие упражнения по развитию основных физических качеств.
Выполнять акробатические комбинации, легкоатлетические упражнения в беге и прыжках, передвигаться на лыжах изученными способами и чередовать их в процессе прохождения дистанции, технические действия и приёмы спортивных игр (футбол,
баскетбол, волейбол) в условиях игровой деятельности.
Выполнять нормативы по физической подготовке, осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта.
Контролировать самочувствие по ЧСС, оказывать необходимую доврачебную первую помощь, выполнять тестовые упражнения для оценки своего уровня развития основных физических качеств.
-
Навыкам сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, готовности и способности к образованию и самообразованию, нравственному сознанию и поведению на основе общечеловеческих ценностей, реализации ценностей
здорового и безопасного образа жизни, а также потребности в физическом самосовершенствовании, бережному отношению к собственному здоровью, осознанному выбору будущей профессии, понимать ценности взрослой и семейной жизни, уважать собственные чувства и окружающих, иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, уважать отечество и испытывать патриотизм, осознавать свои конституционные права и обязанности, соблюдать закон и правопорядок, быть готовым к служению Отечеству и его защите, быть готовым к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, владеть общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
-
Самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, контролировать и корректировать их, использовать ресурсы для достижения целей, продуктивно общаться, разрешать конфликты, учитывать позиции и интересы других участников
деятельности, владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельно искать методы решения задач, уметь работать с информацией, использовать средства ИКТ, излагать точку зрения, принимать решения и оценивать действия, проводить познавательную рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
-
Использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации ЗОЖ и подготовке к выполнению комплекса ГТО, владеть способами индивидуального контроля, использовать физические упражнения в различных видах
деятельности, владеть техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью активного применения их в игровой и соревновательной деятельности. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения, организовывать и проводить подвижные игры и соревнования, осуществлять их объективное судейство, бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать технику безопасности, проводить занятие с разной целевой направленностью и подбирать упражнения с заданной дозированной нагрузкой, регулировать нагрузку по показателю пульса, в доступной форме объяснять правила выполнения действий, анализировать и находить ошибки, эффективно исправлять их, подавать команды и вести счёт общеразвивающих упражнений, выполнять технические действия базовых видов спорта и применять их в игровой и соревновательной деятельности, применять жизненно важные двигательные навыки и умения в различных изменяющихся вариативных условиях.
3. Содержание учебного предмета «Физическая культура» в 10 классе Основы знаний о физической культуре.Организация и проведение самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Здоровье и здоровый образ жизни. Правовые основы
физической культуры и спорта. Понятие о физической культуре личности. Основные формы и виды физических упражнений. Адаптивная физическая культура. Способы регулирования нагрузок. Особенности урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Основы организации двигательного режима. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность.Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей культуры. Комплексы силовой гимнастики, аэробики и шейпинга.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики.Организующие команды и приёмы. Строевые упражнения. Упражнения с предметами и без них. Подъём в упор силой вис согнувшись, вис прогнувшись, сзади на перекладине (юноши). На брусьях: сгибание и разгибание рук в упоре, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь; подъём разгибом из седа ноги врозь; соскок махом назад (юноши).
На брусьях (при их наличии в ОУ) толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней; упор присев на одной ноге, соскок махом (девушки).
Опорные прыжки: ноги врозь через коня в длину (юноши), прыжок углом (девушки).
Акробатические элементы: длинный кувырок через препятствие, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках, переворот боком, прыжки в глубину. Комбинации из освоенных элементов. Лазание по двум канатам без помощи ног.
Лёгкая атлетика. Высокий и низкий старт. Стартовый разгон, бег на результат различные дистанции. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание мяча с разбега на дальность. Метание мяча на точность в горизонтальную и вертикальную цели. Броски набивного мяча.
Лыжная подготовка. Правила техники безопасности при использовании лыж. Техника передвижения на лыжах. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъёмов и препятствий. Тактика лыжных гонок. Прохождение заданных дистанций на лыжах.
Элементы единоборств. Приёмы самостраховки. Приёмы борьбы стоя и лёжа. Учебная схватка. Разминка перед поединком.
Спортивные игры. Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижения. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением. Действия игроков без мяча и с мячом. Тактические действия. Игра по правилам.
Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижения. Варианты техники приёма, передачи и подачи мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и парное). Страховка. Тактические действия. Игра по правилам.
Показатели физической подготовленности
Физические качества |
Контрольные упражнения |
Юноши |
Девушки |
Скоростные |
Бег 30м |
5,0 |
5,4 |
Бег 100м |
14,3 |
17,5 |
|
Силовые |
Подтягивание из виса (ю) В висе лёжа (д) |
10 |
14 |
Прыжок в длину с места |
215 |
170 |
|
Выносливость |
Кроссовый бег 3000м |
13,50 |
- |
Кроссовый бег 2000м |
- |
10,00 |
Контрольные тесты и упражнения
Контрольные упражнения |
Ю н о ш и |
Д е в у ш к и |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Бег 30м |
|||||||
16 лет |
5,2 и более |
5,1- 4,8 |
4,7 и менее |
6,1 и более |
6,0-5,3 |
5,2 и менее |
|
17 лет |
5,1 и более |
5,0 – 4,7 |
4,6 и менее |
6,1 и более |
6,0-5,3 |
5,2 и менее |
|
Челночный бег 3Х10м |
|||||||
16 лет |
8,2 и более |
8,1 - 7,7 |
7,6 и менее |
9,7 и более |
9,6 – 8,7 |
8,6 и менее |
|
17 лет |
8,1 и более |
8,0 – 7,5 |
7,4 и менее |
9,6 и более |
9,5 – 8,7 |
8,6 и менее |
|
Прыжок в длину с |
|||||||
места |
|||||||
16 лет |
180 и менее |
181 -210 |
211 и более |
160 и менее |
161 -190 |
191 и более |
|
17 лет |
190 и менее |
191 - 220 |
221 и более |
160 и менее |
161 - 190 |
191 и более |
|
6-ти минутный бег 16 лет -17 лет |
1250 и менее |
1300-1400 |
1450 и более |
900 и менее |
950 - 1200 |
1250 и более |
|
Наклон вперёд 16 лет - 17 лет |
5 и менее |
6 - 12 |
13 и более |
7 и менее |
8 -14 |
15 и более |
|
Подтягивания |
|||||||
16 лет |
4 и менее |
5 – 9 |
10 и более |
6 и менее |
7 -15 |
16 и более |
|
17 лет |
5 и менее |
6 -10 |
11 и более |
6 и менее |
7 -15 |
16 и более |
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет (10-11 класс)
Физические спо- собности |
Контрольное упражнение (тест) |
Воз- раст, лет |
Мальчики |
Девочки |
|||||
Уровень |
|||||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
||||
Скоростные |
Бег 30 м, с |
16 |
5,2 и ниже |
5,1-4,8 |
4,4 и выше |
6,1 и ниже |
5,9-5,3 |
4,8 и выше |
|
17 |
5.1 |
5,0-4.7 |
4,3 |
6,1 |
5,9-5,3 |
4,8 |
|||
Координационные |
Челночный бег 3x10 м, с |
16 |
8,2 и ниже |
8,0-7,6 |
7.3 и выше |
9,7 и ниже |
9,3-8,7 |
8,4 и выше |
|
17 |
8,1 |
7,9-7.5 |
7,2 |
9,6 |
9,3-8,7 |
8,4 |
|||
Скоростно- силовые |
Прыжки в длину с места, см |
16 |
180 и ниже |
195-2J0 |
230 и выше |
160 и ниже |
170-190 |
210 и выше |
|
17 |
180 и ниже |
205-220 |
240 |
160 |
170-190 |
210 |
|||
Выносливость |
6-минутный бег, м |
16 |
1100 и ниже |
1300-1400 |
1500 и выше |
900 и ниже |
1050-1200 |
1300 и выше |
|
17 |
1100 и ниже |
1300-1400 |
1500 |
900 и ниже |
1050-1200 |
1300 |
|||
Гибкость |
Наклон вперед из положения стоя, см |
16 |
5 и ниже |
9—12 |
15 и выше |
7 и ниже |
12-14 |
20 и выше |
|
17 |
5 и ниже |
9-12 |
15 |
7 |
12-14 |
20 |
|||
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), количество раз; на низкой перекладине из виса лежа (девушки), количество раз |
16 |
4 и ниже |
9-10 |
11 и выше |
6 и ниже |
13-15 |
18 и выше |
|
17 |
5 |
9 -10 |
12 |
6 |
13-15 |
18 |
Раздел программы |
Количество часов |
Лёгкая атлетика |
28 |
Спортивные игры: Баскетбол |
22 |
Гимнастика с основами акробатики |
23 |
Лыжная подготовка |
20 |
Спортивные игры: Волейбол |
12 |
Общее количество часов |