Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии для СПО

5
1
Материал опубликован 19 November 2018

Краевой союз потребительских обществ «Крайпотребсоюз»

Частное профессиональноеобразовательное учреждение

«Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

УТВЕРЖДАЮ

Протокол Педагогического совета

№____ от «____»_____________20___г.

Директор ЧПОУ«ККТЭКиП»

_________________ И.В. Савинова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА – КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Астрономия

(наименование дисциплины)

 

для студентов специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

38.02.06 Финансы

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

40.02.03 Право и судебное администрирование

43.02.11 Гостиничный сервис

43.02.10 Туризм

квалификация:

38.02.01– бухгалтер

38.02.04 – менеджер по продажам

38.02.06 – финансист

40.02.01–юрист

40.02.02 – юрист

40.02.03 – специалист по судебному администрированию

43.02.11 –менеджер

43.02.10 – специалист по туризму

Красноярск 2018г.

Рассмотрено цикловой комиссией

«Общеобразовательных дисциплин

и военно-спортивной подготовки»

Протокол № 1 от «__» __________ 2018г

Председатель ЦК_______/Т.И.Лукиенко/

Рабочая программа-календарно-тематический план учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Приказа №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»

Организация разработчик:

Частное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

Разработчики

___Фоминых Е.А., преподаватель астрономии

(ученая степень, звание, должность)

Утверждена Методическим Советом Частного профессиональногообразовательного учреждения «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

Протокол Методического Совета № __________ от «_____» ________________ 20___ г.

 

© ЧПОУ «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права», 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в Частном профессиональном образовательном учреждении «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ППССЗ СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).


 

2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Астрономия.

2.1. Область применения программы

Рабочая программа – календарно-тематический план учебной дисциплины «Астрономия» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1645, от 31.12.2015г. № 1578, от 29.06.2017г.).

Рабочая программа – календарно-тематический план учебной дисциплины общеобразовательного цикла предназначена для образовательных учреждений реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Приказ Минобрнауки № 69 от 05.02.2018), 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (Приказ Минобрнауки № 539 от 15.05.2014), 38.02.06 Финансы (Приказ Минобрнауки № 65 от 05.02.2018), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (Приказ Минобрнауки № 508 от 12.05.2014), 40.02.02 Правоохранительная деятельность (Приказ Минобрнауки № 69 от 05.02.2018), 40.02.03 Право и судебное администрирование(Приказ Минобрнауки № 509 от 12.05.2014), 43.02.11 Гостиничный сервис (Приказ Минобрнауки № 475 от 07.05.2014), 43.02.10 Туризм (Приказ Минобрнауки № 474 от 07.05.2014).

2.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общеобразовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования: ОУДб.14


 

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; (Л1)

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; (Л2)

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; (Л3)

метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; (М1)

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; (М2)

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; (М3)

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; (М4)

предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; (П1)

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; (П2)

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; (П3)

− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. (П4)

2.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

 

лабораторные работы

-

практические занятия

16

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

 

Изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы.

Подготовка и защита отчетов по практическим работам.                               

Подготовка рефератов, докладов и презентаций по предложенным темам.

6

8

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (II семестр).



 

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.


 

Текущий контроль:

- практическая работа, оценивается умение применять теоретические знания при решении задач и упражнений, объем, качество и своевременность выполнения;

- решение прикладных задач и упражнений, оценивается умение применять теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

- фронтальный опрос, оценивается полнота ответа, умение правильно формулировать свои мысли, правильно и грамотно использовать специальную терминологию;

- тестовые задания, оценивается полнота ответа, качество знаний, использование профессиональной терминологии;

- рефераты и их презентации, оценивается умение использовать актуальную, достоверную информацию, ее систематизировать, применять информационные технологии, отвечать на вопросы по выступлению;

- самостоятельная работа, оценивается полнота ответа, правильность и грамотность использования специальной терминологии; умение применять теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

- самоконтроль, оценивается на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их, целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования;

- групповая работа, оценивается точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по группам,уменииакцентировать вниманиестудентов на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п., умение работать в коллективе. 


 

Промежуточный контроль:

-Дифференцированный зачет, оценивается полнота ответа, правильность и грамотность использования материала, умение применять полученные компетенции в стандартных и нестандартных ситуациях.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка студента час.

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

всего

в т.ч. практических занятий (лабораторных работ)

1

Введение

4

2

 

2

1.1

Предмет астрономии.

4

2

 

2

2

Практические основы астрономии

12

8

4

4

2.1

Небесные координаты и звездные карты

3

2

 

1

2.2

Небесные и звездные координаты

3

2

2

1

2.3

Движение Земли вокруг Солнца. Фазы Луны

3

2

 

1

2.4

Работа с картой звездного неба

3

2

2

1

3

Строение Солнечной системы

15

10

4

5

3.1

Развитие представлений о строении мира

3

2

 

1

3.2

Законы движения планет.

3

2

 

1

3.3

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

3

2

2

1

3.4

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

3

2

 

1

3.5

Определение массы небесных тел

3

2

2

1

4

Природа тел Солнечной системы.

12

8

4

4

4.1

Происхождение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

3

2

 

1

4.2

Планеты земной группы

3

2

2

1

4.3

Далекие планеты

3

2

2

1

4.4

Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.

3

2

 

1

5

Солнце и звезды

12

8

2

4

5.1

Общие сведения о Солнце.

3

2

 

1

5.2

Звезды и их основные характеристики

3

2

 

1

5.3

Определение расстояния до звезд. Двойные и кратные звезды.

3

2

2

1

5.4

Переменные и нестационарные звезды.

3

2

 

1

6

Строение и эволюция Вселенной

9

6

2

3

6.1

Наша галактика – Млечный Путь

3

2

 

1

6.2

Многообразие галактик и их основные характеристики.

3

2

2

1

6.3

Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной.

3

2

 

1

 

Дифференцированный зачет

2

2

   
 

Всего

66

44

16

22

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


 

№ занятия

Наименование разделов, укрупненных групп тематики, темы занятий, дидактические единицы, виды самостоятельной работы

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

Аудиторная учебная работа

Самостоятельная учебная нагрузка обучающихся

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Вид занятий

Вид и формы текущего контроля занятий

Структурно-логические схемы: (межпредметные и внутрипредметные связи)

Обеспеченность средствами обучения (наглядные пособия)

Вид и задания для самостоятельной работы

 

Обязательная учебная нагрузка обучающихся

В том числе

 

теоретические занятия

практические занятия

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

1

I. Введение

1. Предмет астрономии.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Разделы астрономии. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов астрономии. Телескоп – основной прибор для наблюдения. Разновидности телескопов

Самостоятельная работа: Подготовка реферата на тему «История астрономии»

3

2

2

-

2

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Занятие изучения нового учебного материала (вводное занятие)

Фронтальный контроль

Естествознание «Физическая картина мира» Философия. "Материя, пространство и время"

презентация

ОК

У1, §1,2 Подготовка реферата

 
 

Тема №2. Практические основы астрономии

12

8

4

4

4

             

2

Небесные координаты и звездные карты Мифологические основы названия созвездий. Небесная сфера, точки небесной сферы. Понятие о системах координат. Звезды, созвездия. Звездная карта. Суточное движение светил Самостоятельная работа: составить опорный конспект по особенностям создания модели небесной сферы и карты звездного неба.

3

2

2

 

1

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3

Комбинированное занятие

Индивидуальный (тестовый опрос), фронтальный

География «Географические координаты. Широта и долгота», Геометрия «Углы в пространстве»

Демонстрации: звездная карта, суточное движение светил.

У1, §3,4,5 изучение материала лекций, ОК

 

3

Практическая работа №1 Небесные и звездные координаты

Системы координат. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Звездные карты и атласы. Высота полюса мира над горизонтом.

Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

 

2

1

Л1

М1, М2, М3, М4

П2

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

География «Географические координаты. Широта и долгота», Геометрия «Углы в пространстве»

Методические указания к практической работе.

Оформить результаты исследования

 

4

Движение Земли вокруг Солнца. Фазы Луны Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Определение географической долготы. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь Самостоятельная работа: составить опорный конспект по теме: «Координаты Солнца в дни равноденствий и солнцестояний»

3

2

2

 

1

Л1, Л2

М2, М4

П1, П3, П4

Комбинированное занятие

Комбинированный контроль

Астрономия «Звездные карты», География «Географические координаты. Широта и долгота»

Презентация, ОК

У1, §6,7,8,9, ОК

 

5

Практическая работа №2 Работа с картой звездного неба

Годичное движение Солнца. Экваториальные и горизонтальные системы координат. Звездные карты и атласы.

Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

 

2

1

Л1

М1, М2, М3, М4

П1, П2

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

География «Географические координаты. Широта и долгота»

Методические указания к практической работе.

Оформить результаты исследования

 
 

Тема №3 Строение Солнечной системы

15

10

6

4

5

             

6

Развитие представлений о строении мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира. Работы Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, их вклад в развитие астрономии. Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический период. Сидерический период. Параллакс. Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «История создания гелиоцентрической системы мира»

3

2

2

 

1

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Занятие изучения нового учебного материала

Фронтальный контроль

Философия. "Материя, пространство и время"

презентация

У1, §10,11 подготовка сообщений

 

7

Законы движения планет.

Определение размеров небесных тел. Солнечная система. Методы определения расстояния до тел Солнечной системы. Небесная механика. Законы Кеплера. Форма и размеры Земли. Горизонтальный параллакс Самостоятельная работа: составить опорный конспект

3

2

2

 

1

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3

Комбинированное занятие

Тестовый контроль

Естествознание «Физические законы»

презентация ОК

У1, §12,13, ОК

 

8

Практическая работа №3 Определение расстояний до тел Солнечной системы. Законы Кеплера, орбиты планет . Форма и размеры Земли. Определение размеров небесных тел. Горизонтальный паралакс. Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

 

2

1

Л1, Л2

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Астрономия «Законы движения планет»

Методические указания к практической работе.

Оформить результаты исследования

 

9

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Закон всемирного тяготения, возмущения и движения тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли, определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Самостоятельная работа: составить опорный конспект

3

2

2

-

1

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Естествознание «Взаимодействие тел. Законы Ньютона»

ОК, презентация

У1, §14, ОК

 

10

Практическая работа №4 . Определение массы небесных тел

Закон всемирного тяготения, возмущения и движения тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли, определение массы небесных тел. Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

 

2

1

Л1

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Естествознание «Взаимодействие тел. Законы Ньютона»

.Методические указания к практической работе.

Оформить результаты исследования

 
 

Тема № 4 Природа тел Солнечной системы.

12

8

4

4

4

             

11

Происхождение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

Общие характеристики планет. Возраст планет Солнечной системы. Процессы формирования планет. Сферы Земли и их строение. Природа Луны. История исследования Луны. Достижения отечественной и мировой космонавтики

Самостоятельная работа: подготовить доклад по предложенным темам

3

2

2

 

1

Л1, Л2, Л3

М3, М4

П1, П3, П4

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Философия. «Материя, пространство и время»

География «Географические оболочки Земли»

ОК. презентация

У1, §15,16,17, подготовка доклада

 

12

Практическая работа №5. Планеты земной группы

Общие характеристики планет, строение история изучения. Меркурий. Венера. Марс.

Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

-

2

1

Л1, Л3,

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Астрономия «Происхождение Солнечной системы»

Методические указания к практической работе

У1, §18, Оформить результаты исследования

 

13

Практическая работа

6. Далекие планеты

Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Общие характеристики, строение, история изучения. Спутники и кольца планет-гигантов Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

-

2

1

Л1, Л3,

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Астрономия «Происхождение Солнечной системы»

Методические указания к практической работе

У1, §19, Оформить результаты исследования

 

14

Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.

Астероиды. Плутон и его спутник Харон. Кометы. Вклад в изучение комет Э. Галлея. Классификация комет Ф.А. Бредихина. Метеоры. Метеорные потоки. Метеориты. Болиды.

Самостоятельная работа: подготовить презентацию по предложенным темам

3

2

2

-

1

Л1, Л3,

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Астрономия «Происхождение Солнечной системы»

ОК, презентация

У1, §20, подготовка презентаций

 
 

Тема № 5 Солнце и звезды

12

8

6

2

4

             

15

Общие сведения о Солнце.

Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Закон Стефана-Больцмана. Фотосфера и хромосфера. Солнечный ветер. Солнечная корона. Проявления Солнечной активности: пятна, вспышки и протуберанцы. Роль магнитных полей, солнечно-земные связи Самостоятельная работа: составить ОК.

3

2

2

-

1

Л1, Л2, Л3,

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Астрономия «Строение Солнечной системы»

ОК, презентация

У1, §21, ОК

 

16

Звезды и их основные характеристики

Физико-химические характеристики звезд. Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд. Эффект Доплера. Двойные звезды. Размеры и модели звезд. Внутреннее строение звезд, строение их вещества Самостоятельная работа: подготовить презентации по предложенным темам

3

2

2

-

1

Л1, Л2

М3, М4

П1, П2, П3

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Астрономия «Характеристика небесных тел», «Звезды и созвездия»

ОК, презентация

У1, §22,23, подготовка презентаций

 

17

Практическая работа № 7 Определение расстояния до звезд. Двойные и кратные звезды.

Физико-химические характеристики звезд. Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд. Эффект Доплера. Двойные звезды. Размеры и модели звезд. Внутреннее строение звезд, строение их вещества Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

-

2

1

Л1

М1, М2, М3, М4

П1, П2

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Астрономия «Звезды и их основные характеристики» Геометрия «Углы в пространстве»

Методические указания к практической работе

Оформить результаты исследования

 

18

Переменные и нестационарные звезды.

Пульсирующие переменные: цефеиды. Новые и сверхновые звезды. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры

Самостоятельная работа: подготовить доклады по предложенным темам

3

2

2

-

1

Л1, Л2

М4

П1, П2

Комбинированное занятие

Реферативный контроль

Астрономия «Звезды и их основные характеристики»

Презентация, ОК

У1, §24, подготовка докладов

 
 

Тема № 6 Строение и эволюция Вселенной

9

6

4

2

3

             

19

Наша галактика – Млечный Путь

Состав и структура галактики. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездный газ и пыль. Вращение галактики. Темная материя Самостоятельная работа: подготовить презентации по предложенным темам

3

2

2

-

1

Л1, Л2, Л3,

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Занятие изучения нового учебного материала


 

Фронтальный контроль

Астрономия «Карта звездного неба», Физика «Барионная и небарионная темная материя»

Презентация, ОК

У1, §25, подготовка презентаций

 

20

Практическая работа №8. Многообразие галактик и их основные характеристики.

Классификация галактик по Хабблу. Закон «Красного смещения» Состав и структура галактики. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездный газ и пыль. Вращение галактики.

Самостоятельная работа: Подготовка и защита отчетов по практической работе.

3

2

-

2

1

Л1, Л2

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3

Практическое занятие

Индивидуальный контроль

Астрономия «Звездные скопления»

Методические указания к практической работе

У1, §26, оформить результаты исследования

 

21

Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной.

Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Закон Хаббла. Работы А.А. Фридмана и Г.А. Гамова. Темная энергия. Проблема существования жизни во Вселенной Самостоятельная работа: подготовить доклады по предложенным темам

3

2

2

-

1

Л1, Л2, Л3,

М3, М4

П1, П2, П3, П4

Комбинированное занятие

Фронтальный контроль

Астрономия

«Происхождение Вселенной», «Проблема существования внеземных цивилизаций»

Философия. "Материя, пространство и время"


 

ОК, презентация

У1, §27,28, подготовка докладов

 

22

Дифференцированный зачет

2

2

2

-

-

Л1, Л2, Л3,

М1, М2, М3, М4

П1, П2, П3, П4

Контрольно-учетное занятие

Индивидуальный

контроль

 

Задания к индивидуальному опросу

Изучение материала лекций

 
 

Всего часов

66

44

28

16

22

             

Преподаватель: ____________________Е.А. Фоминых

 

6.Обеспечение реализации учебной дисциплины

1. Информационное обеспечение обучения.

Литература

У1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.— 5-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2018. — 238 с.

У2. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.

У3. Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

У4. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. : Просвещение, 2018.

У5. Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.

У6. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018.

Интернет ресурсы:

http://www.astronet.ru;
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.

2. Методические материалы.

М1. Методические указания по выполнению заданий по практическим работам.

М2. Методические рекомендации по организациисамостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся.

У7. Дидактические материалы для дифференцированного зачета

Материально-техническое обеспечение.

- компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор;

-экран проекционный;

-презентации уроков.

Примерные темы индивидуальных проектов

по дисциплине

Астрономия

для студентов 1 курса

1. Астрономия — древнейшая из наук.

2. Современные обсерватории.

3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.

4. История календаря.

5. История открытия и изучения черных дыр.

6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.

7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.

9. Античные представления философов о строении мира.

10. История радиопосланий землян другим цивилизациям.

11. Современные методы геодезических измерений.

12. История открытия Плутона и Нептуна.

13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

16. Самые высокие горы планет земной группы.

17. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой! :-)

11 October 2019

Похожие публикации