Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __________ от «__»___________20__ | Принято на заседании педагогического совета протокол № __________ от «__»___________20__ | Утверждаю директор МБОУ «СОШ № __» ______________________ приказ № __________________ от «__»________________20__ |
Рабочая программа
По информатике и ИКТ
Класс или ступень обучения: 4 класс (IIступень)
Количество часов: 34
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Поспелова Г. В., высшая категория
Новомосковск, 20__
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному плану 2004 для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика» предполагается в начальной школе за счет школьного компонента образовательного учреждения. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №20 на преподавание информатики в начальной школе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа по информатике в начальной школе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Авторская программа в 4 классе рассчитана на 34 часа.
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Курс информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержательное наполнение курса разбито разделы.
В каждом разделе представлены задания, направленные на знакомство с материалом и отработку основных навыков; контрольные задания; задания повторительного и обобщающего характера.
Содержание тем учебного курса
4 класс.
Общее число часов – 34 ч.
Алгоритмы (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии. Правила вывода «если–то». Цепочки правил вывода.
Простейшие «и–или» графы.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1. | Алгоритмы | 9 | 9 | 0 |
2. | Объекты | 8 | 8 | 0 |
3. | Логические рассуждения | 10 | 10 | 0 |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач | 7 | 7 | 0 |
| Итого | 34 | 34 | 0 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Обучающиеся 4класса должны:
знать/понимать:
понятие алгоритма,
виды алгоритмических структур,
понятие множества,
операции над множествами;
уметь:
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если – то»;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В курсе информатики для обучающихся вторых классов по авторской программе А.Горячева не предусмотрены практические задания. После изучения каждого раздела предлагается контрольная работа. Критерием оценки знаний, умений и навыков является правильное выполнение всех заданий контрольной работы. В качестве поощрения обучающихся, выполнивших правильно все задания, учителем предлагается работа на интерактивной доске с заданиями по теме контрольной работы.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Устройства вывода звуковой информации( колонки)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
Программные средства
Комплекты презентаций по всем разделам курсов
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Список литературы (основной и дополнительной)
Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 56 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А. В., Горина К. И, Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М. : Баллас, 2006. – 128 с.
Источники Интернета
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Тип урока | Элемент содержания | ЦОР | Требования к уровню (ЗУН) понятий | Вид контроля, измерений | Задание на дом | Дата |
Алгоритмы (9 часов) | ||||||||
| Повторение. Алгоритм, как план действий, приводящий к заданной цели. Структуры алгоритмов. | Вводный урок. Урок изучения нового материала | Алгоритм, как план действий. Структуры алгоритмов | Ветвление -1. Презентации решения задач №1,2,5,6 | Иметь представление об алгоритме, ветвлении в построчной записи алгоритма. Уметь выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями. | Текущий | №3,4,7 | |
| Вложенные алгоритмы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Алгоритм, как план действий. Вложенные алгоритмы. | Ветвление -2,3 Презентации решения задач №3д,4д,7д,8,9 | Иметь представление об алгоритме, вложенном алгоритме. Уметь составлять вложенные алгоритмы. | Текущий | № 10 | |
| Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «Повторяй» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Алгоритм, как план действий. Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «Повторяй» | Цикл - 1.1. Презентации решения задач №10д,11,12,13,14 | Иметь представление об алгоритме, цикле в построчной записи алгоритма. Уметь выполнять, составлять алгоритмы с циклами. | Текущий | № 15 | |
| Алгоритм с параметрами | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Алгоритм, как план действий. Алгоритм с параметрами. | Параметры - 1.1 Презентации решения задач №15д,16 | Иметь представление об алгоритме, алгоритме с параметрами. Уметь выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | Текущий | № 17 | |
| Циклы: повторение заданное число раз | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Циклы: повторение указанное число раз. | Цикл - 1.2, 1.3 Презентации решения задач №17д,18 | Иметь представление об алгоритме, циклическом алгоритме. Уметь составлять алгоритмы. | Текущий | № 19 | |
| Циклы до выполнения заданного условия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров | Результаты - 1.1 Презентации решения задач №19д,20,21,23 | Иметь представление об алгоритме, циклическом алгоритме. Уметь составлять алгоритмы с циклами до выполнения заданного условия. | Текущий | № 22 | |
| Циклы для перечисленных параметров | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Циклы для перечисленных параметров | Цикл - К1, К2 Презентации решения задач №22д, 22а,23а,23б | Иметь представление об алгоритме, циклическом алгоритме. Уметь составлять алгоритмы для перечисленных параметров. | Текущий | №24 | |
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы» | Урок проверки и знаний и умений | Алгоритм как план действий. | Презентации решения задач №24д,25,26,27,28 | Уметь составлять, выполнять и записывать алгоритмы. | Контрольная работа | №29 | |
| Повторение. Вложенные алгоритмы | Урок обобщения и систематизации знаний | Алгоритм как план действий. | Параметры- К Результаты - К Презентации решения задач №29д,30. | Уметь составлять, выполнять и записывать алгоритмы. | Текущий | №29 | |
Объекты (8 часов) | ||||||||
| Общие свойства и отличительные признаки группы объектов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты, отношение «состоит из»; | Общие свойства-1,2 Презентации решения задач №1,2 | Уметь определять составные части предметов. | Текущий | № 3,4 | |
| Схема (дерево) состава. Адреса объектов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Схема (дерево) состава; понятие адреса объекта | Схема состава-1,2,3,4,5 Презентации решения задач №3д,4д,5,6,8 | Уметь составлять схему состава. | Текущий | №7, 9 | |
| Адреса компонентов составных объектов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Относительные адреса в составных объектах. | Схема состава-6 Презентации решения задач №7д,9д,10,12 | Уметь описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит | Текущий | № 11,13,14,15 | |
| Признаки и действия объекта и его составных частей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Признаки и действия объекта и его составных частей | Массив-1 Презентации решения задач № 11д,13д,14д,15д, 16,17,19,20 | Уметь записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава | Текущий | № 18,21 | |
| Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов | Массив-2 Презентации решения задач №18д,21д,22,23,26,28 | Уметь заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса. | Текущий | № 24,25,27 | |
| Относительные адреса в составных объектах | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Относительные адреса в составных объектах | Схема состава - К1 Презентации решения задач № 24д,25д,27д, | Уметь заполнять таблицу признаков для предметов из составных объектов | Текущий | №30 | |
| Контрольная работа № 2 «Признаки и действия объектов» | Урок проверки и знаний и умений | Состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты; схема состава; понятие адреса объекта; относительные адреса в составных объектах. | Схема состава – К2 Презентации решения задач №30д, 29, 31 | Уметь определять составные части предметов; составлять схему состава; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит. | Контрольная работа | №32,33 | |
| Повторение. Свойства и признаки объектов | Урок обобщения и систематизации знаний | Состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты; схема состава; понятие адреса объекта; относительные адреса в составных объектах. | Презентации решения задач №32д,33д,34,35,36,37, 38,39,40,41. | Уметь определять составные части предметов; составлять схему состава; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит. | Фронтальный опрос | | |
Логические рассуждения (10 часов) | ||||||||
| Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность) | Серия ЦОР «Множества» Презентации решения задач №1,2,3,4 | Уметь изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение | Текущий | №5,6 | |
| Связь операций над множествами и логических операций | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность) | Серия ЦОР «Схема множеств» Презентации решения задач №5д,6д,7,8 | Уметь определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | Текущий | № 9 | |
| Описание отношений между объектами с помощью графов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятия множество, подмножество; связь операций над множествами и логических операций. | Серия ЦОР «Графы» Презентации решения задач №9д,10,11,13 | Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Текущий | № 12 | |
| Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. | Серия ЦОР «Подграфы» Презентации решения задач №12д,14,15,16 | Уметь строить и описывать пути в графах. | Текущий | №17 | |
| Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или». | Серия ЦОР «НЕ_И_ИЛИ» Презентации решения задач №17д,18 | Уметь выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | Текущий | № 19 | |
| Правила вывода «если-то» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правила вывода «если …, то …». | Серия ЦОР «ЕСЛИ_ТО» Серия ЦОР «ЕСЛИ_ТО_И_ИЛИ» Презентации решения задач №19д,20 | Уметь записывать выводы в виде правил «если …, то …». | Текущий | №21 | |
| Цепочки правил вывода | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Цепочки правил вывода. | Серия ЦОР «Рассуждения» Презентации решения задач №21д,22,23,25 | Уметь составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы | Текущий | № 25 | |
| Простейшие «и-или» графы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Простейшие графы «и – или». | Серия ЦОР «Рассуждения» Презентации решения задач №24д,27,28,29 | Уметь составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы | Текущий | № 26 | |
| Контрольная работа №3 Множества» | Урок проверки и знаний и умений | Отношения между множествами; истинность высказываний со словом «не», «и», «или»; пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям | Презентации решения задач №26д,30,32 | Уметь изображать на схеме множества с разным взаимным расположением: определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Контрольная работа | №31 | |
| Повторение. Пересечение и объединение множеств | Урок обобщения и систематизации знаний | Отношения между множествами; истинность высказываний со словом «не», «и», «или»; пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям | Презентации решения задач №31д,33,34,35 | Уметь изображать на схеме множества с разным взаимным расположением: определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Фронтальный опрос | | |
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов) | ||||||||
| Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | Серия ЦОР «Состав» Презентации решения задач №1,3,4 | Уметь придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями | Текущий | №2,5 | |
| Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Действия объектов. Объекты с необычными действиями. | Серия ЦОР: «Состав и действия» Презентации решения задач №2д, 5д,7,8,9 | Уметь придумывать и описывать предметы с необычными действиями и с необычными признаками. | Текущий | №6 | |
| Связь изменения объектов и их функционального назначения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Связь изменения объектов и их функционального назначения | Серия ЦОР: «Действия и признаки» Презентации решения задач №6д,11,12,13 | Уметь находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. | Текущий | №10 | |
| Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритмы обратного действия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритмы обратного действия. | Серия ЦОР: «Действия и признаки» Презентации решения задач №10д,14,15,16,18, 19 | Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному действию. | Текущий | №17 | |
| Применение изучаемых приёмов фантазирования к алгоритмам, объектам | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов. | Серия ЦОР: «Действия и признаки» Презентации решения задач №17д, 20,21,22,23,24 | Уметь соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков | Текущий | №20 | |
| Контрольная работа №4 «Состав и признаки объектов» | Урок проверки и знаний и умений | Приёмы фантазирования; связь изменения объектов и их функционального назначения | Презентации решения задач №20д,25,27 | Уметь придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному действию | Контрольная работа | №26 | |
| Повторение. Применение схем для решения задач | Урок обобщения и систематизации знаний | Приёмы фантазирования; связь изменения объектов и их функционального назначения. | Презентации решения задач №26д,28,29,30, 31, 32, 33 | Уметь придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному действию | Фронтальный опрос | № 31 | |
7