Рабочая программа и КТП по биологии в 6 классе по УМК И.Н. Пономаревой
Планируемые предметные результаты обучения
В результате изучения по курсу «Биология» в 6 классе, раздела «Растения» обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов, бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов, бактерий;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению представителей царства растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знание основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Предметными результатами освоение биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД): Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
выбор условий для проведения и наблюдения или опыта;
использование увеличительных приборов для лабораторных работ;
описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях;
работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;
корпоративная деятельность на уроке;
развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.
Содержание курса
6 класс
Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания
Тема 4. Классификация живых органимов (9 ч)
Многообразие живого мира
Разнообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)
Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Система и эволюция органического мира. Основные царства живой природы.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе, в жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Практическая работа№ 1. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»
Царство Растения
Многообразие видов растений. Общие признаки царстваРастения. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Практическая работа№ 2. «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Животные. Общее знакомство с животными. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Значение животных в природе и в жизни человека.
Экскурсия: Многообразие животных
Общая характеристика простейших. Одноклеточные животные под микроскопом.
Лабораторная работа № 1: «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»
Царство Вирусы
Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии.
Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (9 ч)
Среда обитания. Факторы среды обитания
Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Воздействие человека на окружающую его среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты
Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания. Животный мир родного края.
Почему всем хватает места на Земле?
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.
Опыт в домашних условиях: «Проращивание семян»
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека.
Кто живёт в воде? Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособления организмов к жизни в водной среде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна)..
Обитатели наземно-воздушной среды. Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги.
Экскурсия: Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных
Практические работы № 3, 4 «Подкармливание птиц зимой», «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками» (эти работы могут проводиться при изучении темы «Жизнедеятельность организма» — см. планирование 5 класса)
Кто живёт в почве?
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.
Организм как среда обитания
Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит — хозяин». Примеры паразитов — представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения человека. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.
Подведём итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?
Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (5 ч)
Что такое природное сообщество?
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии.
Экскурсия: «Живые организмы весной»
Как живут организмы в природном сообществе?
Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин — паразит», «хищник — жертва», конкуренция.
Что такое экосистема?
Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и в жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии. Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы.
Человек — часть живой природы
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек — биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.
Экскурсия: «Красота и гармония в природе».
Практическая работа № 5: «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»
Подведём итоги: Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?
Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема (2 ч)
Влияние человека на биосферу. Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии, поиск энергии и др. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Всё ли мы узнали о жизни на Земле?
Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и других в изучении строения и жизнедеятельности организмов.
Учебно - тематическое планирование уроков биологии
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы, экскурсии |
Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания | 33 | |
Тема 4. Классификация живых органимов | 11 | Пр. р. № 1: «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров» Пр. р. №2: «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке» Л. р. № 1: «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных» |
Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания | 11 | Опыт в домашних условиях: «Проращивание семян» Экскурсия: Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных Пр. р. № 3, 4: «Подкармливание птиц зимой», «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками» |
Тема 6. Природное сообщество. Экосистема | 8 | Экскурсия: «Живые организмы весной» Экскурсия: «Красота и гармония в природе». Пр. р. № 5: «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье» |
Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема | 3 + 1 (итоговый) | |
Итого: | 34 | Лабораторных работ – 1 Практических работ - 5 |
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию; Протокол № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, Л.В. Симоновой «Биология: 5 - 11 классы: программы. – М.: «Вентана – Граф», 2014 г.
Учебного плана школы.
Программа составлена на один учебный год для учащихся 6 класса, 35ч/год, 1 ч/неделю.