Рабочая программа по элективному курсу «Секреты русского словообразования» (9 класс)
Муниципальное образование Гулькевичский район с.Отрадо-Кубанское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза
Михалько Василия Пимоновича
с. Отрадо-Кубанского муниципального образования Гулькевичский район
Краснодарского края
| | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от 30.08.20 г. Председатель _______ |
По элективному курсу "Секреты русского словообразования"
Уровень базовый основное общее образование, 9 класс,
Количество часов 17
Учитель _
Программа разработана в соответствии с ФКГОС -2004 , ООП ООО и на основе программы элективного (факультативного) курса для 9 классов / Автор - сост. С.И. Львова.- М.: Мнемозина, 2009.
I.Содержание элективного курса.
1. Исторические изменения в структуре слова -8ч.
-Исторические изменения в структуре слова.
-Появление новых морфем.
-Опрощение, переразложение, усложнение.
-Изменение звукового облика морфем.
-Иноязычные элементы при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
-Этимологический анализ слова и его написание.
-Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
2.Изобразительные возможности русского словообразования-9ч.
- Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов.
- Повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов ,образованных по одной
- Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.
- Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях УНТ.
- Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.
- Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
- Производные и производящие основы слова
- Прием обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма. Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
- Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.
Перечень лабораторных и практических работ.
Семинар- 1.
Практическая работа-1
Этимологический анализ слов.
Комплексный анализ текста.
Изучение тем соответствует ФКГОС-2004
II.Тематическое планирование.
Класс 9 А, 9 Б | ||||
раздел | Кол-во часов | Темы | Коли-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий) |
1.Исторические изменения в структуре слова. | 8 | 1.Введение. Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем. 2. Опрощение, переразложение, 3. Изменение звукового облика морфем. 4. Иноязычные элементы при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки. 5. Историей и этимологией слов. 6. Этимологический анализ слова. Работа с этимологическим словарем. 7. | 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность), проявлять речевые действия : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме высказываний своих чувств, мыслей. Побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии. Волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. |
2.Изобразительные возможности русского словообразования. | 9ч. | 1. Виды словообразовательных повторов. 2. Повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов ,образованных по одной словообразовательной модели. 3. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. 4. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях УНТ. 5. Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. 6. Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах. Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова. Значение составляющих его морфем. 7. Производные и производящие основы слова. 8. Прием обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма. Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. 9. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы. | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов(познавательная инициативность), проявлять речевые действия : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме высказываний своих чувств, мыслей. Побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии. Волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. |
| | Итого | 17 часов |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО Учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № от_____ 20г. №__ . ___________ _______ | |
|