Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2009)
Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 80 с.
Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения, утверждённых письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04. 2015 №01-14/1256
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в образовательных учреждениях, утверждённых письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04. 2015 №01-14/1256
Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2014 года № _01-14/2040).
Учебного плана МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №3» на 2017/2018 учебный год.
Для изучения предмета используется учебник: Математика: 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].-15-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 272 с.: ил. – (МГУ – школе).
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
развивать познавательные способности;
воспитывать стремление к расширению математических знаний;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Образовательная область математика в учебном плане МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №3» на 2017/2018 учебный год для 5А, 5Б и 5В классов представлена учебным предметом «Математика», который изучается на базовом уровне по пять часов в неделю (170 часов в год). Программа по математике для 5-х классов является документом, обязательным для выполнения в полном объёме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В ходе преподавания математики в 5-х классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою большую и малую Родину, российский народ и историю России, народ и историю Республики Крым;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
целостное восприятие окружающего мира;
развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
овладение базовыми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результатами его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с натуральными числами и обыкновенными дробями, находить значения числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные обыкновенными дробями; изображать числа точками на координатной прямой;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм и таблиц;
решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с натуральными числами и обыкновенными дробями, длинами, площадями, объемами.
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для подросткового возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и нуль (46 ч). Натуральные числа и их сравнение. Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания, умножения и деления, решение задач на части. Степень с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков. Закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел. Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с обыкновенными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение задач с помощью всех действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. Решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
2. Измерение величин (30ч). Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, окружность, круг, сфера, шар, прямоугольный параллелепипед. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Вычисления по формулам. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы длины, площади, объёма, массы, времени. Задачи на движение.
Цель: расширение представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления длин отрезков, градусных мер углов, площадей и объемов, масс, времени, и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче (что является ступенькой в изучении теории чисел). При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы заданной величины. Формируются практические навыки измерения и построения отрезков и геометрических фигур. Обучающиеся должны уметь пользоваться линейкой (рулеткой), циркулем, транспортиром.
3. Делимость натуральных чисел (19ч). Свойства делимости, признаки делимости. Простые и составные числа, делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Цель: целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия простых и составных чисел, формулируются и закрепляются на практических примерах признаки делимости чисел, что само по себе является частью формирования вычислительных навыков и в дальнейшем значительно облегчает вычислительную деятельность учащихся. Формируются понятия делителя натурального числа, понятие наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного (что является ступенькой к выполнению действий с обыкновенными дробями).
4. Обыкновенные дроби (65 ч). Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Умножение дробей. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Понятие правильной, неправильной дроби, смешанной дроби. Выделение целой части. Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче. Объём прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Цель: введение понятия обыкновенной дроби, научить читать, записывать, складывать, вычитать, умножать, делить обыкновенные дроби. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби: нахождение части целого и целого по его части, задачи на совместную работу. Подчеркивая сходство действий над обыкновенными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение обыкновенных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам, распределительному закону умножения относительно сложения (вычитания). Работая со смешанными дробями, основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов.
5. Итоговое повторение математики за 5 класс (10 ч). Повторение учебного материала по темам: «Натуральные числа и нуль», «Измерения величин», «Делимость натуральных чисел», «Обыкновенные дроби».
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
тематическое планирование рабочей программы
(с учётом специфики преподаваемого предмета)
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
Контрольные работы |
|
Натуральные числа и нуль |
46 |
2 |
|
Измерение величин |
30 |
2 |
|
Делимость натуральных чисел |
19 |
1 |
|
Обыкновенные дроби |
65 |
3 |
|
Итоговое повторение математики за 5 класс |
10 |
1 |
Итого: |
170 |
9 |
рабочая программа по математике. 5 класс
DOC / 102.5 Кб
календарно-тематическое планирование по математике. 5 класс
DOCX / 90.7 Кб