Рабочая программа по биологии, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Евлантьевская основная школа»
Седельниковского муниципального района Омской Области
Согласовано: Зам.директора по УВР________/Е.А.Володичева/ «__»_____________2017 |
Рассмотрено: На заседании пед.совета «__»_____________2017 |
Приложение к ООП ООО №___, утверждённое приказом директора МБОУ «Евлантьевская ОШ» №65/2 от 30.08.2017 Директор_________/Е.В.Адамова/ «__»_____________2017 |
Рабочая программа
по биологии
Класс: 7
Количество часов
Всего 68 ч.; в неделю 2 час.
Учитель Адамова Елена Викторовна
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе рабочей программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2014г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программы развития и формирования универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В курсе биологии рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. Получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Тип программы: концентрическая, базового уровня.
Программа включает 5 разделов:
Царство Прокариоты
Царство Грибы
Царство Растения
Царство Животные
Царство Вирусы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс./В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2017
Рабочая тетрадь к учебнику биология. Многообразие живых организмов.7 класс./В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2017.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков царств живых организмов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Введение (3ч.)
Мир живых организмов. Уровни организации живой природы. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. Понятие «систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов.
Царство Прокариоты (3ч.)
Общая характеристика и происхождение прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль прокариот в природных сообществах и жизни человека.
Подцарства Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии.
Демонстрация
Таблицы, диск, презентация
2. Царство Грибы (4ч.)
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов.
Отдел Настоящие Грибы. Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.
Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.
Класс Базидиомицеты. Особенности строения, питания, размножения на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе и жизни человека.
Класс Дейтеромицеты или Несовершенные грибы. Многообразие видов Распространение. Среды обитания. Особенности строения, размножения.
Грибы – паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания. Особенности строения грибов из рода Фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе. Практическое значение.
Демонстрация
Муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, коллекция лишайников, диск, презентация.
Лабораторные работы
1.Строение плесневого гриба мукора
2.Распознавание съедобных и ядовитых грибов
3. Царство Растений (16ч.)
1.Общая характеристика Царства Растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.
Подцарство Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе.
Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе и практическое значение.
Отдел Красные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе и практическое значение.
Демонстрация
Гербарии водорослей. Презентация
Лабораторные работы
1.Изучение внешнего строения водорослей
Подцарство Высшие растения
Общая характеристика подцарства Высшие растения. Споровые растения. Особенности строения и жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, практическое значение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. Особенности организации, жизненные формы. Многообразие видов. Роль голосеменных в природе и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные – цветковые растения. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных, как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Классы Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, Роль в природе, жизни человека. Его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Живых растений, гербарий мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.
Лабораторные работы
1. Изучение внешнего строения мха
2.Изучение внешнего строения папоротника
3. Изучение строения и многообразия голосеменных растений
4. Изучение строения покрытосеменных растений
5. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения
Царство Животные (38ч.)
1. Общая характеристика царства животных.
Особенности строения и жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
2. Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения, как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов. Роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков – паразитов человека и животных.
Демонстрация
Микропрепараты простейших
Лабораторные работы
1.Строение амёбы, эвглены зеленой и инфузории туфельки
3. Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Особенности строения и жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Их значение в биоценозах и жизни человека.
Демонстрация
Диск, таблицы
Тип Плоские черви.
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения и жизнедеятельности на примере белой планарии. Многообразие видов. Роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, черты приспособленности к паразитизму.
Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму.
Многообразие червей – паразитов, черты приспособленности к паразитизму
Демонстрация
Таблицы, диск
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Многообразие видов. Основные классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Таблицы. Диск
Лабораторные работы
Внешнее строение дождевого червя
Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Раковины моллюсков, таблицы.
Лабораторные работы
Внешнее строение моллюска
Тип Членистоногие. Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Многообразие видов. Особенности организации паукообразных, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Основные отряды насекомых. Размножение и развитие насекомых. Насекомые с неполным и полным превращением, особенности их организации. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Коллекции членистоногих, презентация, диск.
Лабораторные работы
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, жизни человека.
Демонстрация
Коллекции иглокожих.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере ланцетника.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Хрящевые рыбы, костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи . Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы леса, степей пустынь, водоемов, дневные хищники, ночные хищные птицы. . Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Особенности организации млекопитающих на примере плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения и развития. Основные отряды млекопитающих. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Редкие виды и меры их охраны.
Лабораторные работы
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни
Особенности внешнего строения птиц, связанные с её образом жизни
Изучение строения млекоритающих
Царство Вирусы (2ч.)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека. Профилактика вирусных заболеваний.
Итоговая контрольная работа(1 ч.)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды деятельности |
УУД |
1 |
Многообразие живых организмов |
Урок изучения нового материала |
Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению |
Предметные знать: Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. Понятие «Систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов. Ученые, занимавшиеся классификацией. уметь: отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов. Регулятивные УУД: Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
2 |
Происхождение видов. Теория Ч.Дарвина |
Урок изучения нового материала |
Объяснять особенности многообразия, строения, жизнедеятельности растений и животных |
|
3 |
Наука систематика. |
Урок изучения нового материала |
Объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника извлекая из него необходимую информацию |
|
4 |
Подцарство Настоящие бактерии. Пр.р.1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки» |
Комбинированный |
Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Выполнение пр. р. Составляют краткий конспект |
Предметные Знать: общую характеристику прокариот; определение терминов «прокариоты или бактерии» сходство и различие трех подцарств: настоящие бактерии, архебактерии и оксифотобактерии. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
5 |
Подцарство Настоящие бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. |
Комбинированный |
Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», «азотфиксирующие бактерии», «деструкторы», «болезнетворные бактерии», инфекционные заболевания, «эпидемия». Дают оценку бактерий в природе. Составляют план конспект. |
|
6 |
ПодцарствоАрхебактерии и Оксифотобактерии. |
Урок изучения нового материала |
Дают хара-ку многообразию бактерий в природе, составляют план конспект, готовят устное сообщение. Работа в тетрадях по заданиям. |
|
7 |
Контрольная работа по теме «Бактерии» |
Урок контроля знаний |
Тестовые задания разных уровней |
|
8 |
Общая характеристика Царства Грибы. Пр.р.2 Распознавание съедобных и ядовитых грибов |
Комбинированный |
Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразии и месте в системе органического мира. Выполнение пр. р. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Устные сообщения по теме. |
Предметные знать: Особенности организации грибов. Распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе и жизни человека. Классификация грибов. Особенности жизнедеятельности представителей отделов, классов. Особенности строение и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов. уметь: Выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке Регулятивные УУД: - искать самостоятельно средства достижения цели, Познавательные УУД: -осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
9 |
Отделы ХитридиомикотаЗигомикота, Аскомикота, или Сумчатые грибы, Базидиомикота Несовершенные грибы, Оомикота. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» |
Урок изучения нового материала |
Дают понятие «грибам- паразитам». Готовят микропрепараты и изучают строение мукора и дрожжевых грибов. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом рисунками в учебнике. Работа в малых группах. |
|
10 |
Отдел Лишайники. |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, с их ролью в природе и практическим значением. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Составляют план – конспект сообщения «Лишайники». |
|
11 |
Контрольная работа по теме «Царство Грибы». |
Урок контроля знаний |
Систематизировать и обобщить знания по теме «Царство Грибы». Тестовые задания разных уровней |
|
12 |
Царство Растений. |
Урок изучения нового материала |
Характеризуют основные черты царства Растений, особенностями строения, жизнедеятельности растительного организма, а также с основными систематическими категориями. Определяют понятия: « фотосинтез», «пигменты», « низшие», «высшие растения». Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют план – конспект текста урока, работа в тетрадях по заданиям. |
Предметные знать: Характерные признаки Царства Растений. Характерные признаки различных систематических групп растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений, происхождение, Особенности полового и бесполого процессов растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека. уметь: находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, различать группы растений и принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе, логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой, выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке. Регулятивные УУД: -принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя Познавательные УУД: -использовать приемы работы с информацией. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие и учителем, сверстниками |
13 |
Общая характеристика растений |
Комбинированный |
Умение давать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей. |
|
14 |
Подцарство Низшие растения. Группа отделов Водоросли. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку низшим растениям – водорослям, Выявляют распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями. Выполняют л/б работу с готовыми микропрепаратами. Устанавливают приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение. Составляют план – конспект текста урока, работа в тетрадях по заданиям. Готовят сообщение о роли водорослей в микробиологической промышленности. |
|
15 |
Отдел Зелёные водоросли. Отделы Красные водоросли (багрянки) и Бурые водоросли. |
Урок изучения нового материала |
Знакомятся с особенностями Зелёных водорослей. Выясняют роль водорослей в природе. Составляют план – конспект текста урока, работа в тетрадях по заданиям. Знакомиться с особенностями Красных и Бурых водорослей. Сообщения учащихся с показом презентации, работа с таблицами, книгой. Составляют план – конспект текста урока, работа в тетрадях по заданиям. |
|
16 |
Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов» |
Урок изучения нового материала |
Раскрывают особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов. Выявляют признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями; сравнивают их между собой и с водорослями. Проводят сравнение в строении организации мхов по сравнению с водорослями. Работают с книгой, выполнение заданий в тетради, работа с таблицами, выполнение л/р. |
|
17 |
Отдел Плауновидные |
Урок изучения нового материала |
Знакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными. Проводят сравнение в строении моховидных, хвощевидных, плауновидных. Выясняют их роль в природе ролью в природе и практическим значением; делают выводы о более сложной организации плаунов по сравнению с мхами. Сообщения учащихся с показом презентации, работа с таблицами, книгой, работа в тетрадях |
|
18 |
Отдел Хвощевидные. |
Урок изучения нового материала |
Раскрывают особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе; |
|
19 |
Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника»
|
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, Хвощевидными. Выделяют существенные признаки споровых растений. Сообщения учащихся с показом презентации, работа с таблицами, книгой, работа в тетрадях выполнение л/р |
|
20 |
Отдел Голосеменные растения.
|
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными |
|
21 |
Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» |
Комбинированный |
Работают с гербарным материалом Голосеменных сравнивают их между собой и с Папоротниковидными, делают выводы о более сложной организации Голосеменных. Работают с таблицами, книгой, работа в тетрадях выполнение л/р |
|
22 |
Отдел Покрытосеменные растения. |
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику строения о наиболее сложной организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными; работают с гербарным материалом и таблицами Цветковые растения. Объясняют их более высокую организацию по сравнению с Голосеменными растениями. Работают с таблицами и учебником, рисунками. Составляют конспект урока, делают сообщения . |
|
23 |
Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа «Изучение строения покрытосеменных растений» |
Комбинированный |
Выполняют л/р. Работают с гербарным материалом и живыми растениями. Находят общие черты строения. Делают вывод. Составляют конспект л\р в тетради. |
|
24 |
Отдел Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные |
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику классу однодольные и двудольные. |
|
25 |
Практическая работа №3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека» |
Комбинированный |
Сравнивают растения по гербарным материалам и таблицам. Находят их отличия и сходство. Составляют в тетради отчет по пр. р. |
|
26 |
Контрольная работа по теме «Подцарство Высшие растения». |
Комбинированный |
Обобщение и систематизации знаний по теме «Подцарство Высшие растения» Тестовые задания разных уровней |
|
27 |
Общая характеристика животных. Практическая работа №4 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океанах на схемах и иллюстрациях» |
Урок изучения нового материала |
Характеризуют животный организм как целостная система. Распознают уровни организации: клетки, ткани, органы и системы органов животных. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и роль животных в них. Составляют конспект – урока, делают сообщения. Выступают с презентацией «Мир животных» |
Предметные знать: Особенности строения и жизнедеятельности животных. Классификация животных. Многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны. Ученик должен уметь: находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, обосновывать принадлежность разных животных к определенной систематической группе, работать с дополнительной и справочной литературой, выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке. Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие |
28 |
Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые (Корненожки) |
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику особенностями строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших. Анализируют роль представителей разных видов, со средой обитания и приспособленностью к жизни в ней основных представителей. Дают хар-ку классов Саркодовые. Сообщения уч-ся по теме Работа с таблицами, книгой, работа в тетрадях. |
|
29 |
Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы. Класс Жгутиковые. Л.р. Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки |
Комбинированный |
Дают хар-ку классов Саркодовые. Сравнивают классы Соркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Сообщения уч-ся. Работа с таблицами, книгой, работа в тетрадях, Составляют краткий конспект урока. |
|
30 |
Тип Споровики, Тип Инфузории или Ресничные. Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки, амебы и эвглены зеленой» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку типу Споровики. Знакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, с их основными типами (Споровики, ИнфузорииОдноклеточных, или Простейших, с их основными типами ()нных растений () растений к отделу Папоров как наиболее сложноорганизова), многообразием видов, со средой обитания и приспособленностью к жизни в ней основных представителей. Распознают споровиков и описывают. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией, отмечают меры профилактики. Работают с таблицами, книгой, работа в тетрадях-выполнение л/р |
|
31 |
Подцарство Многоклеточные Тип Губки. |
Урок изучения нового материала |
Характеризуют многоклеточные организмы, анализируют типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток и появление тканей. Кратко описывают тип Губки. Подчеркивая их значение в природе и для человека. Составляют краткий конспект урока. |
|
32 |
Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные. |
Урок изучения нового материала |
Характеризуют особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных; узнают изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы. Приводят примеры представителей. Составляют краткий конспект урока. |
|
33 |
Тип Кишечнополостные. Класс Сцифоидные |
Комбинированный |
Дают хар-ку многообразию Кишечнополостных, классы Сцифоидных, Коралловых полипов, Устанавливают значение Кишечнополостных в природных сообществах, практическое значение; работают с таблицами по распознаванию Кишечнополостных на таблице. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению |
|
34 |
Тип Кишечнополостные. Класс Коралловые полипы. Практическая работа «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры» |
Комбинированный |
Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу. Тестовые задания разных уровней |
|
35 |
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. |
Урок изучения нового материала |
Дают общую хар-ку вида Плоские черви. Устанавливают особенности строения, жизнедеятельности Плоских червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; Знакомятся с многообразием видов; Распознают черты приспособленности к паразитизму. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению |
|
36 |
Классы Сосальщики и Ленточные черви. Практическая работа №4 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня |
Урок изучения нового материала |
Раскрывают особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными и Плоскими червями. Знакомить с многообразием видов; Знакомятся с многообразием видов; Распознают черты приспособленности к паразитизму. Выполнение пр. р. Зарисовывают в тетради жизненные циклы ленточных червей. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению и презентации - Профилактика паразитических заболеваний. |
|
37 |
Тип Круглые черви (Нематоды). Практическая работа №5 «Жизненный цикл человеческой аскариды» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенностям организации Круглых червей как более сложноорганизованных по сравнению с Плоскими червями, устанавливают многообразие их видов, рассматривают черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму; распознают на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивают червей разных типов, раскрывают особенности строения и жизнедеятельности человеческой аскариды, связанные с паразитизмом. Выполнение пр.р. Зарисовывают в тетради жизненный цикл круглых червей. Готовятся к устному выступлению и презентации - Профилактика паразитических заболеваний. |
|
38 |
Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенностями организации Кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с Плоскими и Круглыми червями, проводят сравнительный анализ более сложной организации Кольчатых червей по сравнению с Плоскими червями. Оценивают значение вторичной полости-целома. Выполнение л/р. Составляют краткий конспект урока. |
|
39 |
Класс Многощетинковые черви. |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенностям строения Многощетинковых червей. Готовятся к устному выступлению и презентации –Многообразие и значение многощетинковых червей |
|
40 |
Классы Малощетинковые черви и Пиявки. |
Урок изучения нового материала |
Характеризуют систематику Кольчатых червей, знакомятся с многообразием видов, основными классами; устанавливают на примере Кольчатых червей из классов Малощетинковые и Многощетинковые их приспособленность к среде обитания; сравнивают их между собой. Обсуждают работы в малых группах. Составляют краткий конспект урока. |
|
41 |
Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков» |
Комбинированный |
Дают хар-ку особенностями строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, устанавливают происхождение Моллюсков; Работают с таблицами по узнаванию изученных животных. Выполнение л/р. Обсуждают работы в малых группах. Составляют краткий конспект урока. |
|
42 |
Класс Двустворчатые и Головоногие моллюски. |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку класса Двустворчатые. Раскрывают особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, устанавливают многообразие видов и их значение в биоценозах и значение для человека; Составляют краткий конспект урока. Презентация – «Многообразие моллюсков» Знакомятся с особенностями строения Головоногих моллюсков. устанавливают многообразие видов и их значение в биоценозах и значение для человека; Составляют краткий конспект урока. Готовят устное сообщение. |
|
43 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку типа Членистоногие. Выясняют особенностями строения членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, с многообразием видов, объединённых в классы; Результаты заносят в таблицу. Выполняют л/р. Обсуждают работы в малых группах. Составляют краткий конспект урока. |
|
44 |
Класс Паукообразные |
Урок изучения нового материала |
Дают общую характеристику класса Паукообразных, раскрывают особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой обитания. Хар-зуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса Составляют краткий конспект урока. Обсуждают работы в малых группах. |
|
45 |
Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных |
Комбинированный |
Хар-зуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса-клещей. Пауков, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение. Работают с таблицами. Составляют краткий конспект урока. |
|
46 |
Класс Насекомые. |
Урок изучения нового материала |
Дают характеристику особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным Работа по изученных животных на таблицах, рисунках. Устанавливают приспособление насекомых к разным средам обитания. Составляют таблицу (работают в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят устное сообщение. |
|
47 |
Класс Насекомые. Размножение. Многообразие насекомых |
Комбинированный |
Различают типы развития насекомых. Делают сообщения с показом презентации. Работают в тетрадях с циклами развития насекомых. Составляют краткий конспект урока. Готовят устное сообщение. |
|
48 |
Класс Насекомые. |
Комбинированный |
Характеризуют Систематику насекомых их разнообразие; сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых, приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и жизни человека. Составляют краткий конспект урока. Готовят устное сообщение. |
|
49 |
Тип Иглокожие. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. |
Урок изучения нового материала |
Дают характеристику иглокожим– донными морскими животными, их многообразию, особенностям строения, жизнедеятельности, их роль в водных природных сообществах. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока |
|
50 |
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип Позвоночные (Черепные). |
Урок изучения нового материала |
Дают характеристику особенности строения и жизнедеятельности Хордовых. Дают их классификацию, а также ознакомятся с бесчерепными как низкоорганизованными животными этого типа. Описывают систематику хордовых. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока |
|
51 |
Надкласс Рыбы. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенностям организации рыб как водных позвоночных, их классификации, многообразии видов. Отмечают прогрессивные черты организации рыб. Проводят сравнительный анализ ланцетника и рыб; результаты заносят в таблицу, выполнение л/р. |
|
52 |
Классы Хрящевые и Костные рыбы. Подклассы Хрящекостные, Двоякодышащие и Кистепёрые рыбы. |
Комбинированный |
Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Хар-зуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие, лучеперые; приспособленность к среде обитания. Оценивают экологическое значение и хозяйственное. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока |
|
53 |
Класс Земноводные, или Амфибии. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде. Выявляют прогрессивные черты организации Земноводных по сравнению с рыбами; результаты заносят в таблицу. выполнение л/р. Составляют краткий конспект урока |
|
54 |
Класс Земноводные, или Амфибии. Размножение и многообразие Земноводных |
Комбинированный |
Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Выясняют особенности размножения; многообразия и приспособленность к околоводной среде обитания. Оценивают экологическое значение и хозяйственное. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока |
|
55 |
Класс Пресмыкающихся, или Рептилий. |
Урок изучения нового материала |
Дают хар-ку особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающимся, связанных с жизнью на суше и размножение. Выявляютпрогрессивные черты организации по сравнению с земноводными; результаты заносят в таблицу. Составляют краткий конспект урока. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах |
|
56 |
Класс Пресмыкающихся, или Рептилий. Практическая работа №6 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи» |
Комбинированный |
Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Выясняют особенности размножения; многообразия и приспособленность к наземной среде обитания. Оценивают экологическое значение и хозяйственное. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока Выполнение пр. р. |
|
57 |
Класс Птицы. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» |
Урок изучения нового материала |
Дают характеристику основным особенностям организации птиц; знакомятся с происхождением птиц. Выявляют признаки строения птиц как высокоорганизованных позвоночных; находят признаки усложнения в строении нервной системы, органов чувств; выполнение |
|
58 |
Класс Птицы. Размножение и развитие |
Комбинированный |
характеризовать общие черты класса Птицы; особенности строения и процессов жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом; выявлять черты сходства и различия у птиц и пресмыкающихся. |
|
59 |
Экологические типы птиц |
Комбинированный |
Объяснять условия существования и приспособления птиц к разным средам обитания. |
|
60 |
Класс Птицы. Многообразие птиц. |
Комбинированный |
Характеризовать современную систематику птиц, особенности строения и образ жизни избранных отрядов, их роль в природе и хозяйственное значение. |
|
61 |
Класс Млекопитающие или Звери. Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих» |
Урок изучения нового материала |
Выявляют прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни. Устанавливают сходство с Пресмыкающимися; отмечают их происхождение от зверозубых рептилий; результаты заносят в таблицу, выполнение л/р. Составляют краткий конспект урока |
|
62 |
Класс Млекопитающие или Звери. |
Комбинированный |
Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Выполняют работу в тетрадях по заданиям темы. |
|
63 |
Класс Млекопитающие или Звери. Практическая работа №7 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека» |
Комбинированный |
Оценивают экологическое значение и хозяйственное в природе и жизни человека. Называют экологические группы и отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны и др. и их приспособленность к разнообразным средам обитания. Составляют краткий конспект урока. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). |
|
64 |
Сумчатые или Однопроходные. |
Урок изучения нового материала |
Раскрывают особенности строения, жизнедеятельности, распространения Сумчатых и Первозверей; узнают изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивают их между собой. Составляют краткий конспект урока. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). |
|
65 |
Контрольная работа по теме: «Животные» |
Урок контроля знаний |
Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу. Тестовые задания разных уровней |
|
66 |
Вирусы |
Урок изучения нового материала |
Дают представление о Вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. |
Предметные знать: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека. Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие |
67 |
Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов |
Комбинированный |
Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).Готовят презентации. |
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
Урок контроля знаний |
Выполнение соответствующих тестовых заданий |
Предметные Знать: основные характеристики всех пяти царств живых организмов: прокариот, грибов, растений, животных и вирусов. Познавательные УУД: -формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение основных свойств живых организмов. Коммуникативные УУД: - использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс./В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2017
Рабочая тетрадь к учебнику биология. Многообразие живых организмов.7 класс./В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2017.
Материально – техническое обеспечение
1.Натуральные объекты, коллекции, модели.
живые растения,
гербарии растений,
муляжи грибов,
коллекции насекомых: вредители леса, вредители поля, вредители сельскохозяйственных культур, пчела медоносная, представители отрядов
модели цветков: картофеля, гороха, пшеницы, вишни
минеральные удобрения,
модели размножения растений: мхи, водоросли, папоротники,
модели по зоологии: строение яйца, мозг позвоночного животного
набор по происхождению человека
гербарии: по морфологии растений, по систематике растений, основные группы растений, растения разных зон, дикорастущих растений.
Муляжи: плоды сельскохозяйственных растений, фруктов, овощей, плодовых тел съедобных и ядовитых грибов.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
3. Демонстрационные таблицы, карты
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии)
Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки.
Таблицы по биологии 6-9 классы
Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Микроскопы - 6 шт
4.Комплект микропрепаратов
5. Электронно-програмное обеспечение
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонин
Курс «Биология» - электронное издание. М.: 1С Репетитор, 2005. – 1СD- ROM
Биология 6-11 классы. Лабораторный практикум (2СD- ROM) Национальный фонд подготовки кадров, 2006
Электронно-образовательные ресурсы: Сайты: www.itn.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
Презентационное оборудование
Выход в Интернет