Рабочая программа интегрированного курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности»
Голубева Наталья Михайловна
Учитель географии высшей категории
МБУ «Школа № 70»
Самарская область
г.о. Тольятти
Рабочая программа интегрированного курса
«Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности»
Тезисы:
Рабочая программа интегрированного курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности», направлена на познание окружающей среды. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность, участие в реальной природоохранной деятельности своего города Тольятти.
Программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности» раскрывает для учащихся основополагающие темы взаимодействия человека (общества) с окружающей природной и социальной средой, а также темы, связанные с познанием природы, ее закономерностей. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей - исследовательскую, природотворческую, практическую.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы расширить имеющиеся у учащихся эколого-биологические знания с целью подготовки к конкурсам, олимпиадам, конференциям.
Пояснительная записка:
Рабочая программа интегрированного курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности», составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 в последней редакции).
Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи. Одно из возможных направлений такого сотрудничества – в области расширения содержания образовательных программ и расширения «воспитательной среды» представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы, полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Программа разработана на основе программы организации полевых экологических практикумов «Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах» Боголюбов А. С. М.: «Экосистема», www.ecosystema.ru
основу данной программы экологического воспитания детей положены работы по проведению круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-10 классы общеобразовательных школ. Программа разделена на подпрограммы «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет и подпрограмма «Эколог-исследователь» для учащихся 14-16 лет.
Все образовательные виды деятельности предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение по стандартным методикам сбора природного материала, а затем творческое его оформление в виде отчета, с применением компьютерной технологии. По окончании каждого курса проводится выезд и оформляется отчет, как мини - исследовательская работа.
Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми, традиционно применяемых в сфере дополнительного образования – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии
Актуальность программы:
Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья
Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета.
Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Способствует укреплению связи с родителями, которые принимают участие в работе полевого практикума.
Цель программы:
Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений.
Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике.
Обучить основам исследовательской деятельности: работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала.
исследования, проведением эксперимента, забора проб, основой компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования.
Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку, как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.
Развивающие задачи:
Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности
Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.
Воспитательные задачи:
Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности.
Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы.
Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.
Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся:
Подпрограмма «Экологический ликбез» 10-14 лет
Подпрограмма «Эколог-исследователь» 14-16 лет
Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе «Эколикбез», предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа «Эколог-исследователь»).
Формы занятий
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход, т.е. работа с природным материалом в полевых условиях. Формы обучения: полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа, лекции, полевой практикум, выезды, отчет-конференция, мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия, проблемные, исследовательские и поисковые, наблюдения, экскурсии, экспедиции.
Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
Учащиеся, достигшие результатов в первой группе, могут переходить в группу «Эколог –исследователь», а могут остаться в группе «Эколикбез» и осваивать методы исследования природы более осознанно.
Учащиеся научится:
определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция;
основные связи в популяциях живых организмов;
о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния,
об основных закономерностях действий экологических факторов,
механизмах сезонного поведения организмов,
классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
Ученик получит возможность научиться:
приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой;
пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений,
описывать экологическую нишу отдельного организма,
оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов,
проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма,
фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц.
прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды.
статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета.
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности и выявлять их потребности в ресурсах.
Содержание подпрограммы «Экологический ликбез»:
Раздел 1
Введение.
Теория. О курсе и его задачах.
Практика – Поведение в природе, ведение дневника, взятие проб, описание участка, растительности, живого объекта. Экскурсия. Объекты изучения
Раздел 2.Организация научно-исследовательской работы
Организация работы по исследованию: ведение дневника, взятие проб, описание объектов исследования, протокол описания, техника безопасности при проведении работ, написание отчета, реферирование литературы Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.
Раздел 3 Ботаника.
1. Изучение растений. Экскурсия: поле, луг, реки, солончак, соленые озера, ильмени, лес.
Теория 2.Морфология и определение растений, работа с определителями и с натуральными объектами исследования. Практика - Описание собранных растений по форме.
Контрольное занятие * Описание растительности по протоколу, ярусность, виды, доминирующие, вымирающие.
Раздел 4. Ландшафтоведение.
Теория. Карта и план. История возникновения карт и их использование. Значение плана в обычной жизни человека. Виды карт, фотография местности, космические снимки.
Практика. Карта, космические снимки, фотографии. Сайт «Живая карта» Географическая широта и долгота.
Теория. Географическая широта и долгота. Ориентирование на местности.
Практика. Определение на местности, на карте. Учебные игры. Контрольное
занятие *
Опытный участок и картографирование на местности. Оформление и описание
плана опытного участка, его замер, съемка местности.
Теория. Картирование рельефа Земли путем самостоятельного поиска возможности изготовить карту Земли. Знакомство с компьютерной программой космические снимки Земли.
Практика. Топографическое картирование участка с использованием топографических знаков и умение их читать.
Раздел 5. Почва.
Теория. Отбор проб. Профиль *
Практика Изучение почвы на своем опытном участке: структуры, вида почвы, особенностей ее формирования, изучение профиля, горизонтов почвы, водопроницаемости.
Обработка проб почв в лаборатории.
Теория. Обработка образцов почвы.
Практика Забор образцов почв их определение. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.
Экскурсия
Раздел 6. Экологический мониторинг
Теория Постановка опыта. Обучение основам постановки опыта: закладка опытной делянки, размеры, описание.
Практика Обработка опытных данных: дневниковая запись и ее обработка, занесение данных в базу данных, компьютерная обработка полученных данных. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования. Интернет консультации с учеными разных вузов страны.
Раздел 7.Карта природных зон и климатическая карта Теория. Природные и климатические зоны Земли.
Практика. Обучающая игра по определению природных зон и определение по карте климата в разных частях Земли. Рассматриваются сезонные явления в Самарской области и в общем ходе беседы значение фенологических наблюдений для науки и для человека и его хозяйственной деятельности. Сухопутная экосистема и природная зона.
Теория. Знакомство с природой родного края и полупустыней, как природной зоной Самарской области.
Практика. Контрольное занятие* Жизнь в лесу, степи, полупустыне.
Теория. Описание полупустыни
Практика. Замер геофизических данных в пределах Самарской области.
Раздел 8.Водная экология
Теория. Изучение водных растений, животных. Водная экология, лекция о водных обитателях ериков, каналов, рек, речушек, луж. Практика.
Изучение природных вод. Изучение водных растений и животных при помощи специального оборудование, сбор и подсчет, хранение собранного материала. Контрольное занятие Изучение природных вод: рек, ериков, каналов. В ходе экскурсии собираются раковины моллюсков, домиков ручейников, различных организмов - планарий, пиявок личинок стрекоз; водных насекомых: клопов, жуков, водорослей.
Раздел 9. Биоиндикация водных экосистем.
Теория. Используя метод биоиндикации обследовать самостоятельно один из природных объектов и описать его. Рассматриваются в беседе особенности приспособления организмов к изменяющимся условиям внешней среды. Практика Биоиндикация близлежащего водоема.
Физико-географическое описание водоема. Теория. Ширина, глубина, течение, берега, прозрачность воды, географическое определить местонахождение и занести на свой план местности. Практика. Исследование и измерения на малом водоеме.
Раздел 10. Горные породы.
Теория. Виды горных пород в Самарской области, их особенности образования, местонахождение, месторождения, использование человеком. Практика Влияние рельефа, растительности на ветер и осадки. Научиться строить гипотезы при наличии определенных данных о местности.
Включает в себя выращивание кристаллов, наблюдение за кристаллизацией при
высыхании капли раствора на предметном стекле, изучение форм снежинок
Раздел 11. Биометрия
Теория. Измерения в научно - исследовательской работе: точность, достоверность, значение отрицательного результата в науке.
Практика. Измерение природного объекта.
Раздел 12 Подготовка отчета.
Теория. Форма отчета, обзор литературы, формирование содержания отчета: главы, части, абзацы.
Практика Изготовление стенда и рекламного бюллетеня по своей работе. Оформление коллекционного материала. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.
Раздел 13. Выступление на конференции, печать статьи в СМИ, репортаж по радио, телевидению.
Для каждой группы 7 выездов * по 6 часов, как контрольное задание с последующим представлением отчета. Предусмотрены дистанционные консультации с учеными различных вузов, с преподавателями биологии, географии, экологии.
Содержание подпрограммы «Эколог – исследователь»
Раздел 1. Общая геоботаника.
Теория. Основы фитоценологии – науки о растительном покрове, как совокупности растительных сообществ.
Практика. Описание растительного покрова опытного участка.
Геоботаническое описание структуры растительного сообщества. Физиология и биохимия растений.
Теория. Общие вопросы по жизнедеятельности растений.
Практика. Определение растений, описание, гербаризация.
Раздел 2. Частная геоботаника.
Теория. Освещается материал по выбранной тематике.
Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях.
Раздел 3. Предмет физиологии и биохимии растений.
Теория. Морфологические и цитологические основы. Ростовые процессы и морфогенез.
Практика. Фотосинтез. Дыхание растений. Потребление и воды. Микроэлементы, их роль, потребление. Регуляторные процессы в растении.
Особые классы веществ (терпены, алкалоиды и т.д.)
Современные методы в изучении физиологических и биохимических процессов. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.
Экскурсии. Основные формы контроля – система зачётов, разработанных к данному курсу, использование материала этого курса в самостоятельных научных исследованиях.
Раздел 4. Эволюционное учение.
Теория. Основы эволюционного учения. Теория Определение эволюции, доказательства эволюции, цитологические и генетические ее основы. История эволюционного учения.
Практика. Возникновение изменчивости, её размах и формы Естественный
отбор и экологические основы эволюции. Видообразование. Искусственный
отбор и селекция. Скорость эволюции Макро и микроэволюция. Основные направления эволюционного процесса.
Раздел 5. Ботаническая география и сравнительная флористика.
Теория. Учение о флорах и учение об ареалах. Типы ареалов. Ареалы различных систематических групп. Современные ареалы и палеоареалы. Миграции и вымирания видов. Флоры. Подходы в разных масштабах. Основные флористические царства мира. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.
Практика. Флористическое районирование России. Флористические элементы.
Анализ флористических списков. Сравнение флористических списков. Полевые выезды
Раздел 6. Предмет геоморфологии.
Теория. Геологический фон. Магматический фундамент и осадочный чехол. Их формирование и особенности. Склоны и равнины. Классификация склоновых процессов. Процесс массового движения чехла осадков Делювиальный процесс и дефлюкция. Эрозионные склоновые процессы. Оползание, обваливание и отседание.
Практика. Русловые процессы Пойменные процессы, геоморфологические элементы пойм
Теория. Типология речных долин, террасы. Ледниковые
процессы Карстовые и суффозионные процессы.
Раздел 7. Статистика.
Теория. Понятие о корреляции. Счётные аспекты, интерпретация.
Практика. Повторение сведений об основных параметрах одномерного распределения и методах оценки среднего показателя. Типы распределений случайной величины. Гипотезы принадлежности к определенному классу распределений и их проверка. Сравнение одномерных выборок по различным параметрам.
Практика Корреляционные матрицы. Построение и интерпретация корреляционных плеяд. Линейная регрессионная модель. Задачи, приводимые к линейной регрессии преобразованием координат. Интерпретация результатов. Некоторые классификационные алгоритмы.
Раздел 8. Самостоятельная работа
Самостоятельные исследования ведутся по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы.
Выполненная работа представляется на мини конференцию и обсуждается участниками учебной группы, рецензируется учеными.
Раздел 9. Доклады
Выступление с докладами на научно-исследовательских конференциях разных уровней.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
(раздел «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет)
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | |
| РАЗДЕЛ I. Введение | 1 | |
1.1 | Введение. | 1 | |
РАЗДЕЛ II. Организация научно- исследовательской работы | 2 | ||
2.1 | Организация научно-исследовательской работы. | 1 | |
2.2 | Использование Интернет и компьютера в обработке данных исследования | 1 | |
РАЗДЕЛ III. Ботаника | 6 | ||
3.1 | Ботаника. Изучение растений | 1 | |
3.2 | Ботаника. Изучение растений | 1 | |
3.3 | Морфология и определение растений | 1 | |
3.4 | Морфология и определение растений | 1 | |
3.5 | Описание растений | 1 | |
3.6 | Описание растительности | 1 | |
РАЗДЕЛ IV. Ландшафтоведение | 7 | ||
4.1 | Ландшафтоведение. | 1 | |
4.2 | Карта и план | 1 | |
4.3 | Карта, космические снимки, фотографии | 1 | |
4.4 | Географическая широта и долгота | 1 | |
4.5 | Опытный участок и его картирование | 1 | |
4.6 | Картирование и рельефа Земли | 1 | |
4.7 | Топографическое картирование участка | 1 | |
РАЗДЕЛ V. Почвы | 2 | ||
5.1 | Почва. Отбор проб почв. Профиль | 1 | |
5.2 | Обработка материала в лаборатории, компьютерная обработка данных. Интернет консультации | 1 | |
РАЗДЕЛ VI. Экологический мониторинг | 3 | ||
6.1 | Экологический мониторинг | 1 | |
6.2 | Постановка опыта (семена, веточки деревьев, листья) | 1 | |
6.3 | Обработка опытных данных (компьютер, Интернет) | 1 | |
РАЗДЕЛ VII. Карта природных зон и климатические карты | 3 | ||
7.1 | Карта природных зон и климатические карты | 1 | |
7.2 | Сухопутная экосистема и природная зона | 1 | |
7.3 | Жизнь в лесу и в степи, в пустыне. | 1 | |
РАЗДЕЛ VIII. Водная экология | 2 | ||
8.1 | Изучение водных растений, животных | 1 | |
8.2 | Изучение природных вод | 1 | |
РАЗДЕЛ XI.Биоиндикация водоёма | 2 | ||
9.1 | Биоиндикация водных экосистем | 1 | |
9.2 | Физико-географическое описание водоема | 1 | |
РАЗДЕЛ X. Горные породы | 2 | ||
10.1 | Горные породы | 1 | |
10.2 | Влияние рельефа, растительности х\д на ветер, осадки | 1 | |
РАЗДЕЛ XI. Измерения в научно-исследовательской работе | 1 | ||
11.1 | Измерения в научно-исследовательской работе, компьютерная обработка проб | 1 | |
РАЗДЕЛ XII. Отчет | 2 | ||
12.1 | Подготовка отчета, Интернет - консультации | 1 | |
12.2 | Подготовка отчета, Интернет – консультации | 1 | |
РАЗДЕЛ XIII. Выступления на конференции | 1 | ||
13.1 | Выступление на мини-конференции | 1 | |
Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
(раздел «Эколог-исследователь» для учащихся 14-17лет)
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | |
| РАЗДЕЛ I. Общая геоботаника | 8 | |
1.1 | Основы фитоценологии – науки о растительном покрове, как совокупности растительных сообществ. | 1 | |
1.2 | Описание растительного покрова опытного участка. Экскурсия в природу. | 1 | |
1.3 | Геоботаническое описание структуры растительного сообщества. Экскурсия в природу. | 1 | |
1.4 | Физиология и биохимия растений. Экскурсия в природу. | 1 | |
1.5 | Общие вопросы по жизнедеятельности растений. | 1 | |
1.6 | Общие вопросы по жизнедеятельности растений. | 1 | |
1.7 | Определение растений, описание, гербаризация. | 1 | |
1.8 | Определение растений, описание, гербаризация. | 1 | |
РАЗДЕЛ II. Частная геоботаника. | 10 | ||
2.1 | Освещение материала по выбранной тематике. | 1 | |
2.2 | Освещение материала по выбранной тематике. | 1 | |
2.3 | Освещение материала по выбранной тематике. | 1 | |
2.4 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.5 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.6 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.7 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.8 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.9 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
2.10 | Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях. | 1 | |
РАЗДЕЛ III. Предмет физиологии и биохимии растений. | 10 | ||
3.1 | Морфологические и цитологические основы. Ростовые процессы и морфогенез. | 1 | |
3.2 | Практика. Фотосинтез. | 1 | |
3.3 | Практика. Дыхание растений. | 1 | |
3.4 | Практика. Потребление и транспорт воды. | 1 | |
3.5 | Микроэлементы, их роль, потребление. Регуляторные процессы в растении. | 1 | |
3.6 | Особые классы веществ (терпены, алкалоиды и т.д.). | 1 | |
3.7 | Современные методы в изучении физиологических и биохимических процессов. | 1 | |
3.8 | Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования. | 1 | |
3.9 | Основные формы контроля – система зачётов, разработанных к данному курсу, использование материала этого курса в самостоятельных научных исследованиях. Экскурсия в природу. | 1 | |
3.10 | Основные формы контроля – система зачётов, разработанных к данному курсу, использование материала этого курса в самостоятельных научных исследованиях. Экскурсия в природу. | 1 | |
РАЗДЕЛ IV. Эволюционное учение. | 1 | ||
4.1 | Теория Определение эволюции, доказательства эволюции, цитологические и генетические ее основы. | 1 | |
РАЗДЕЛ V. Ботаническая география и сравнительная флористика. | 10 | ||
5.1 | Учение о флорах и учение об ареалах. | 1 | |
5.2 | Ареалы различных систематических групп. | 1 | |
5.3 | Современные ареалы и палеоареалы. | 1 | |
5.4 | Миграции и вымирания видов. | 1 | |
5.5 | Флоры. Подходы в разных масштабах. | 1 | |
5.6 | Основные флористические царства мира. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования | 1 | |
5.7 | Флористическое районирование России. | 1 | |
5.8 | Флористические элементы. Анализ флористических списков. | 1 | |
5.9 | Сравнение флористических списков. Экскурсия в природу. | 1 | |
5.10 | Сравнение флористических списков. Экскурсия в природу. | 1 | |
РАЗДЕЛ VI. Предмет геоморфологии. | 10 | ||
6.1 | Геологический фон. | 1 | |
6.2 | Магматический фундамент и осадочный чехол. Их формирование и особенности. | 1 | |
6.3 | Склоны и равнины. Классификация склоновых процессов. | 1 | |
6.4 | Процесс массового движения чехла осадков. | 1 | |
6.5 | Делювиальный процесс и дефлюкция. | 1 | |
6.6 | Эрозионные склоновые процессы. Оползание, обваливание и отседание. | 1 | |
6.7 | Русловые процессы. Экскурсия в природу. | 1 | |
6.8 | Пойменные процессы, геоморфологические элементы пойм. Экскурсия в природу. | 1 | |
6.9 | Пойменные процессы, геоморфологические элементы пойм. Экскурсия в природу. | 1 | |
6.10 | Типология речных долин, террасы. Ледниковые процессы Карстовые и суффозионные процессы. | 1 | |
РАЗДЕЛ VII. Статистика. | 7 | ||
7.1 | Понятие о корреляции. Счётные аспекты, интерпретация.
Интерпретация результатов. | | |
7.2 | Повторение сведений об основных параметрах одномерного распределения и методах оценки среднего показателя. Экскурсия. | 1 | |
7.3 | Типы распределений случайной величины. Гипотезы принадлежности к определенному классу распределений и их проверка. Экскурсия | 1 | |
7.4 | Сравнение одномерных выборок по различным параметрам. Экскурсия. | 1 | |
7.5 | Корреляционные матрицы. Построение и интерпретация корреляционных плеяд. | 1 | |
7.6 | Линейная регрессионная модель. Задачи, приводимые к линейной регрессии преобразованием координат. | 1 | |
7.7 | Некоторые классификационные алгоритмы. | 1 | |
РАЗДЕЛ VIII. Самостоятельная работа | 7 | ||
8.1 | Самостоятельные исследования по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы. | 1 | |
8.2 | Самостоятельные исследования по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы. | 1 | |
8.3 | Самостоятельные исследования по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы. | 1 | |
8.4 | Самостоятельные исследования по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы. | 1 | |
8.5 | Самостоятельные исследования по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы. | 1 | |
8.6 | Выполненная работа представляется на мини конференцию и обсуждается участниками учебной группы, рецензируется учеными. | 1 | |
8.7 | Выполненная работа представляется на мини конференцию и обсуждается участниками учебной группы, рецензируется учеными. | 1 | |
РАЗДЕЛ XI.Доклады | 5 | ||
9.1 | Подготовка докладов к НПК. | 1 | |
9.2 | Подготовка докладов к НПК. | 1 | |
9.3 | Подготовка докладов к НПК. | 1 | |
9.4 | Выступление с докладами на научно-исследовательских конференциях разных уровней. | 1 | |
9.5 | Выступление с докладами на научно-исследовательских конференциях разных уровней. | 1 | |
Итого: | 68 |
Литература для учителя
1.Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель,2008.-203с;
2.Методические пособия по полевой практике. Боголюбов А.С.DVD–диск 2008г;
Федорос Е.И., Нечаева Г.А.. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений,- М.: Вентана-Граф,2006,- 384с- (Библиотека элективных курсов);
4.Формозов А.Н.. Спутник следопыта. М.: Детиздат,1975.230;
5..Школьный эко логический мониторинг. Учебно-методическое пособие. \Под ред. Т.Я. Ашихминой,- М .: АГАР, 2000, 386с.
Литература для учащихся:
1.Алексеев Ю.Е.,Жмылев П.Ю. ,Карпухина Е.А.. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России.-М.:1997.-592с.;
Боголюбов А.С., Засько Д.Н. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов; Методическое пособие.- М.: Экосистема,1996.-13с.;
Боголюбов А.С. Простейшая методика количественного учета птиц и расчет плотности населения: Методическое пособие.- М.: Экосистема,1996.13с.;
4.География Астраханской области: Учебное пособие для школ Астраханской области.//Под редакцией С.Н. Сердитого. Изд.2-е,- Волгоград: Ниж - Волж.кн.изд-во,1986.-96 с.;
5.Данилов Ю.А., Ляндзберг А.Р., Муравьев А.Г.. Биоиндикация состояния пресного водоема(иллюстрированная методика). Учебно-методическое издание – СПб.; «Крисмас+»,1999.50 с.;
Литература для родителей:
1.Пилипенко В.Н., Чуйков Ю.С. Флора и растительность западного и Ильменно - Бугрового района. Издание -2.- Издательство Нижневолжского центра экологического образования – Астрахань 2002.- 68с;
2.Рогов Е.И. .Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС,1996.-529с.;