Календарно-тематический план по истории Древнего мира (5 класс, УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы)
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Сроки проведения |
1 |
Откуда мы знаем как жили наши предки |
Определять проблему и цели урока Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник; Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории |
1 неделя сентября |
1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
|||
2 |
Древнейшие люди |
Определять тему и цель урока Показывать на карте места расселения древнейших людей Участвовать в обсуждении теорий происхождения |
1 неделя сентября |
3 |
Родовые общины охотников и собирателей |
Определять тему и цель урока Рассказывать об условиях жизни первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы Участвовать в работе группы |
2 неделя сентября |
4 |
Возникновения искусства и религиозных верований |
Определять тему и цель урока Составлять план своей работы Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы Характеризовать процесс зарождения искусства |
2 неделя сентября |
2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) |
|||
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Определять тему и цель урока Составлять план своей работы Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда т. д.) для развития человеческого общества Участвовать в работе группы |
3 неделя сентября |
6 |
Появление неравенства и знати |
Определять тему и цель урока Составлять план своей работы Планировать свою деятельность Участвовать в работе группы Определять причины и следствия появления неравенства. |
3 неделя сентября |
7 |
Счет лет в истории. «Лента времени |
Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени Показывать и различать на исторической карте части света |
4 неделя сентября |
8 |
Контрольная работа №1 по теме «Первобытные люди. Счет лет в истории» |
Выполнение контрольных заданий |
4 неделя сентября |
3. Древний Египет (7 часов) |
|||
9 |
Государство на берегах Нила |
Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации. |
4 неделя сентября |
10 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников. Определять свое место и роль работы в группе |
1 неделя октября |
11 |
Жизнь египетского вельможи |
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной |
1 неделя октября |
12 |
Военные походы фараонов |
Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудач. Характеризовать источники, раскрывающие ход исторических событий |
2 неделя октября |
13 |
Религия древних египтян |
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе Высказывать и обосновывать свои суждения об особенностях религиозных верованиях древних египтян Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение |
2 неделя октября |
14 |
Искусство древнего Египта |
Формулировать определение понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать памятники культуры Древнего Египта. Высказывать суждения об уровне развития науки. |
3 неделя октября |
15 |
Письменность и знания древних египтян |
Высказывать суждения об уровне развития науки. Готовить тематические сообщения по дополнительным источникам Работать в группе, учитывая мнения одноклассников |
3 неделя октября |
4. Западная Азия в древности (7 часов) |
|||
16 |
Древнее Двуречье |
Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия людей, выделять сходство и различия. Определять характерные признаки цивилизации Междуречья Анализировать миф о потопе Высказывать суждения о ценности мифов для изучения Междуречья |
4 неделя октября |
17 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление. Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона Высказывать аргументированное суждение о значении его законов. |
4 неделя октября |
18 |
Финикийские мореплаватели |
Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру. Работать в группе, учитывая интересы одноклассников |
1 неделя ноября |
19 |
Библейские сказания |
Анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян. Работать в группе, возлагая на себя роль лидера |
1 неделя ноября |
20 |
Древнееврейское царство |
Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала. Анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян. |
2 неделя ноября |
21 |
Ассирийская держава |
Показывать на исторической карте территорию Ассирийской державы; Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века |
2 неделя ноября |
22 |
Персидская держава «царя царей» |
Показывать на исторической карте территорию Персидской державы. Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств в отношении покоренных народов. Характеризовать личность и политику Дария 1 на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных государств. |
3 неделя ноября |
5. Индия и Китай в древности (3 часа) |
|||
23 |
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты |
Показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга. Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Раскрывать характерные черты верований индийцев. Работать в группе, учитывая мнение одноклассников Соотносить события истории Индии с историей государств Древнего Востока. Высказывать суждение о вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия. |
4 неделя ноября |
24 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая |
Показывать на карте территорию Древнего Китая. Объяснять значение понятий империя, конфуцианство Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока. Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае. |
4 неделя ноября |
25 |
Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» |
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. |
1 неделя декабря |
6. Древнейшая Греция (4 часа) |
|||
26 |
Греки и критяне |
Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита. Соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. |
1 неделя декабря |
27 |
Микены и Троя |
Показывать на исторической карте территорию Древней Греции; Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. Сопоставлять версии причин Троянской войны |
2 неделя декабря |
28 |
Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея» |
Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен Характеризовать его последствия для истории Греции Определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока. Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям Высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам Работать в группе, формировать и высказывать свое мнение |
2 неделя декабря |
29 |
Религия древних греков |
Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков. Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты. |
3 неделя декабря |
7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) |
|||
30 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. |
3 неделя декабря |
31 |
Зарождение демократии в Афинах |
Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах. Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Собирать и обрабатывать дополнительную информацию о жизни Солона, Клисфена Формулировать оценочные выводы о роли их личности в истории Афин и Древней Греции. |
4 неделя декабря |
32 |
Древняя Спарта |
Показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты. Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию. |
4 неделя декабря |
33 |
Греческие колони на берегах Средиземного и Черного морей |
Формулировать определения понятия «античность». Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории. |
2 неделя января |
34 |
Олимпийские игры в древности |
С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о значении Олимпийских игр. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. |
2 неделя января |
35 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. Рассказывать о походе персов, используя карту. Формулировать причины победы при Марафоне. Составлять образную характеристику Мильтиада. |
3 неделя января |
36 |
Нашествие персидских войск на Элладу |
Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту Оценивать деятельность личности Фемистокла Определять причины побед греков |
3 неделя января |
8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) |
|||
37 |
В гаванях афинского порта Пирей |
Описывать торговые гавани в Афинах; Обобщать информацию о развитии ремесла и торговли Высказывать суждения об условии жизни рабов в Древней Греции. Выявлять причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли |
4 неделя января |
38 |
В городе богине Афины |
Описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя. Обобщать информацию о скульпторах и их произведениях Выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории |
4 неделя января |
39 |
В афинских школах и гимнасиях |
Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Рассказывать об особенностях афинских школ и гимнасий |
1 неделя февраля |
40 |
В театре Диониса |
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие |
2 неделя февраля |
41 |
Афинская демократия при Перикле |
Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах. Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни Формулировать оценочные выводы о роли личности Перикла в истории Афин и Древней Греции. |
2 неделя февраля |
9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа) |
|||
42 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждение позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского. |
3 неделя февраля |
43 |
Поход Александра Македонского на Восток |
Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского |
3 неделя февраля |
44 |
В Александрии Египетской |
Раскрывать причины распада державы Александра Македонского. Выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств Формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма. |
4 неделя февраля |
45 |
Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» |
Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. |
4 неделя феврая |
10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) |
|||
46 |
Древнейший Рим |
исторической карте территорию Апеннинского полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков Соотносить расположение значимых объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять с данными археологических раскопок. Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев |
1 неделя марта |
47 |
Завоевание Римом Италии |
Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян |
1 неделя марта |
48 |
Устройство Римской республики |
Активизировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. |
2 неделя марта |
11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) |
|||
49 |
Вторая война Рима с Карфагеном |
Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории. Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова. Составлять характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира. |
3 неделя марта |
50 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье |
Обсуждают способы и политику завоевания Средиземноморья; Сравнивают, используя ранее полученые знания, преимущества римских легионов и македонские фаланги; Знают прич. победы Рима над Македонией |
3 неделя марта |
51 |
Рабство в Древней Риме |
Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией Высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении |
4 неделя марта |
12. Гражданские войны в Риме (4 часа) |
|||
52 |
Земельный закон братьев Гракхов |
Анализировать проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима. Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов. Составлять образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов. Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме. |
4 неделя марта |
53 |
Восстание Спартака |
Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. |
1 неделя апреля |
54 |
Единовластие Цезаря |
Составлять сравнительную характеристику Красса Помпея и Цезаря. Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной. Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории. |
1 неделя апреля |
55 |
Установление империи |
Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать выводы о реальной форме его правления. Составлять образную характеристику Октавиана Августа. |
2 неделя апреля |
13. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
|||
56 |
Соседи Римской империи |
Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Формулировать причины поражения римской армии Раскрывать характерные особенности жизни германских и славянских племен |
2 неделя апреля |
57 |
В Риме при императоре Нероне |
Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом. Давать образную характеристику личности Нерона Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Работать в группе, брать на себя роль лидера |
3 неделя апреля |
58 |
Первые христиане и их учения |
Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники. Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия |
3 неделя апреля |
59 |
Расцвет империи во 2-м веке |
Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян |
4 неделя апреля |
60 |
«Вечный город» и его жители |
Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. |
4 неделя апреля |
14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 часов) |
|||
61 |
Римская империя при Константине |
Составлять обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина Анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры. Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований. |
1 неделя мая |
62 |
Взятие Рима варварами |
Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи Оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории. |
1 неделя мая |
63 |
Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим» |
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Мира. Соотносить события истории Древнего Рима. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Рима, сравнивать их, выделять сходство и различия. |
2 неделя мая |
15. Курс повторения (7 часов) |
|||
64-65 |
Повторение по теме «Древний мир» |
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Мира. Соотносить события истории Древнего Мира. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Мира, сравнивать их, выделять сходство и различия. |
2 неделя мая |
66-67 |
Повторение по теме «Древний Восток» |
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. |
3 неделя мая |
68-69 |
Повторение по теме «Древняя Греция» |
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Греции. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. |
4 неделя мая |
70 |
Итоговая контрольная работа |
Выполнение контрольных заданий |
4 неделя мая |