12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ватолина Светлана Анатольевна19160
Работаю в школе с 1990 года. Закончила Пермское педагогическое училище №4 (сейчас колледж"Оникс") художественно-графическое отделение гр.46. Совмещаю основную работу с преподаванием основ ИЗО в Детской школе искусств для детей 5-10 лет.
Россия, Пермский край, с. Усть-Кишерть
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

МБОУ «Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»


 

 Рассмотрена на МО      Согласовано                           Утверждаю

_________________      Заместитель директора по УР    Директор МБОУ «Кишертская СОШ»

Протокол № ______      ____________                          ____________

«__»_________2018г.    «___»_______________2018г     Приказ №____ от «___»______2018



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 3-го «А» класса

(УМК «Начальная школа XXI века»)

на 2018-2019 учебный год

 

 

Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна


 

с. Усть-Кишерть , 2018г.

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 3–го «А» класса образовательных учреждений на основе:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г);

авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова, образовательной системы «Начальная школа ХХI века»

(3- е изд. исправленное и доп. – М: Вентана – Граф, 2014 г.) Авторская программа не изменена;

положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;

учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.

На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 34.

 

Для реализации программного содержания используются:

-Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1- 4 классы Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2014 г.

-Методическое пособие для учителей 1-4 кл. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2013 г.

 

 

Содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

(34 ч.)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир) (17 ч.)

Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство).Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Форми­рование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, художественные семейные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобрази­тельного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-твор­ца. Отображение окружающего мира природы и действительно­сти, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре).

Развитие фантазии и воображения (11 ч.)

Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в ка­ком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного воспри­ятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую дея­тельность, знакомство с произведениями разных видов искусст­ва. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вто­рых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) - общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер ор­ганизации занятий, позволяет разнообразить и обогатить вос­приятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, спо­собствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)

Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способ­ности воспринимать, понимать, переживать и ценить произве­дения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять со­держательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно - прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.), с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги. Использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и нацио­нального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движе­ние, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).

Обогащение представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве, окружаю­щем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

 

 

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».

К концу учебного года учащиеся научатся:

– выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

– чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

– сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

– правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

– выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

– соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

– чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

– выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

– использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

– творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

– использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

– расписывать готовые изделия согласно эскизу;

– применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность научиться:

– понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;

– простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

– доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России

– начальные сведения о декоративной росписи матрешек.

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34ч.

 

 

№ уро-ка

 

Тема урока

Кол-во

час.

 

Планируемые результаты

 

дата

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму

(изобразительное ис­кусство и окружающий мир)» (17ч.)

1

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы).

1

Работать на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе).

 

2

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

1

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.

 

3

Разнообразие природных объектов в творчестве художника.

1

Создавать выставки фотографий с уголками природы.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики.

Фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды.

 

4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

1

Понимать и изображать природный ритм орнамент, (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент).

 

5

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры.

1

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

 

6

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов.

1

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Использовать в работе средства компьютерной графики.

 

7

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Урок проект.

1

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и т.д..)

 

8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт.

1

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

 

9

Передача движения.

1

Передавать движения. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.  Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек.

 

10

Передача объёма в живописи и графике

1

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

 

11

Понятие стилизации.

1

Работать в объёме и пространстве

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели).

 

12

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

1

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина).

 

13

Передача динамики в объёмном изображении.

1

Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению.

 

14

Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины.

1

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.

 

 

15

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа.

1

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Уметь работать в группах по 3–5 человек.

 

16

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.

1

Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей.

Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

 

17

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы -одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

1

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм.

 

Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11ч.)

18

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).

1

Работать на плоскости.

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий.

 

19

Зарождение замысла на основе предложенной темы.

1

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха и т. д.

 

21

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

1

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску.

 

22

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

1

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

 

23

Художник в театре.

1

Работать в объёме и пространстве

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.

Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности.

 

24

Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

1

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

 

25

Передача настроения в форме.

1

Декоративно-прикладная деятельность.

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.

Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

 

26

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.

1

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

 

28

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

1

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Cоздавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

 

 

Раздел «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6ч.)

29

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно - прикладного искусства (форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

1

Приводить примеры разных видов изобразительного искусства. Объяснять выбор художником выразительных средств изобразительного искусства.

Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

 

30

Использование музыкального и литературного материала.

1

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

 

31

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

1

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать художественные различные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.

 

32

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический.

1

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

 

 

33

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

1

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно  искусства.

 

34

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры.

1

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.

 

 

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 11.09.18 в 13:08 5 Ответить Пожаловаться
Качественный ресурс!
Ватолина Светлана Анатольевна, 11.09.18 в 14:53 6 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.