Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
МБОУ «Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»
Рассмотрена на МО Согласовано Утверждаю
_________________ Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Кишертская СОШ»
Протокол № ______ ____________ ____________
«__»_________2018г. «___»_______________2018г Приказ №____ от «___»______2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3-го «А» класса
(УМК «Начальная школа XXI века»)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна
с. Усть-Кишерть , 2018г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 3–го «А» класса образовательных учреждений на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г);
авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова, образовательной системы «Начальная школа ХХI века»
(3- е изд. исправленное и доп. – М: Вентана – Граф, 2014 г.) Авторская программа не изменена;
положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;
учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.
На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 34.
Для реализации программного содержания используются:
-Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1- 4 классы Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2014 г.
-Методическое пособие для учителей 1-4 кл. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2013 г.
Содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 ч.)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.)
Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство).Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, художественные семейные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре).
Развитие фантазии и воображения (11 ч.)
Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) - общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий, позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)
Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно - прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.), с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги. Использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).
Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».
К концу учебного года учащиеся научатся:
– выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
– чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
– сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
– правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
– выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
– соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
– чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
– выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
– использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
– творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
– использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
– расписывать готовые изделия согласно эскизу;
– применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность научиться:
– понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
– простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
– доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
– начальные сведения о декоративной росписи матрешек.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34ч.
№ уро-ка |
Тема урока |
Кол-во час. |
Планируемые результаты |
дата |
Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)» (17ч.) |
||||
1 |
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). |
1 |
Работать на плоскости Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе). |
|
2 |
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. |
1 |
Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. |
|
3 |
Разнообразие природных объектов в творчестве художника. |
1 |
Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. |
|
4 |
Ритм и орнамент в природе и в искусстве. |
1 |
Понимать и изображать природный ритм орнамент, (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). |
|
5 |
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. |
1 |
Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики. |
|
6 |
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. |
1 |
Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Использовать в работе средства компьютерной графики. |
|
7 |
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Урок проект. |
1 |
Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и т.д..) |
|
8 |
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт. |
1 |
Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. |
|
9 |
Передача движения. |
1 |
Передавать движения. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек. |
|
10 |
Передача объёма в живописи и графике |
1 |
Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. |
|
11 |
Понятие стилизации. |
1 |
Работать в объёме и пространстве Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели). |
|
12 |
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) |
1 |
Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). |
|
13 |
Передача динамики в объёмном изображении. |
1 |
Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению. |
|
14 |
Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. |
1 |
Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.
|
|
15 |
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. |
1 |
Декоративно-прикладная деятельность Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Уметь работать в группах по 3–5 человек. |
|
16 |
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт. |
1 |
Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами. |
|
17 |
Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы -одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. |
1 |
Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм. |
|
Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11ч.) |
||||
18 |
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). |
1 |
Работать на плоскости. Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. |
|
19 |
Зарождение замысла на основе предложенной темы. |
1 |
Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха и т. д. |
|
21 |
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. |
1 |
Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску. |
|
22 |
Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. |
1 |
Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. |
|
23 |
Художник в театре. |
1 |
Работать в объёме и пространстве Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. |
|
24 |
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. |
1 |
Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. |
|
25 |
Передача настроения в форме. |
1 |
Декоративно-прикладная деятельность. Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета |
|
26 |
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. |
1 |
Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек |
|
28 |
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. |
1 |
Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях. Cоздавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.
|
|
Раздел «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6ч.) |
||||
29 |
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно - прикладного искусства (форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. |
1 |
Приводить примеры разных видов изобразительного искусства. Объяснять выбор художником выразительных средств изобразительного искусства. Понимать специфику выразительного языка каждого из них. |
|
30 |
Использование музыкального и литературного материала. |
1 |
Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них. |
|
31 |
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). |
1 |
Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать художественные различные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. |
|
32 |
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. |
1 |
Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
|
|
33 |
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. |
1 |
Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно искусства. |
|
34 |
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. |
1 |
Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. |
|
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна