Рабочая программа, календарное и поурочное планирование по биологии для 5 класса.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ «Хлебодаровская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО ↵естественно научного цикла↵ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО Директор |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 5 класса
Составитель: учитель биологии
Панченко Марина Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и другие. Связь биологии с другими науками (математика, география и другие науки). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).
Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.
Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм – единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Наблюдение за потреблением воды растением.
Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные сообщества).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы.
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и других искусственных сообществ).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и других природных сообществ.).
Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы.
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Контрольные работы | Практические и лабораторные работы | ||
1 | Биология — наука о живой природе | 4 | ||
2 | Методы изучения живой природы | 4 | 1 | |
3 | Организмы — тела живой природы | 10 | 1 | 4 |
4 | Организмы и среда обитания | 6 | 1 | |
5 | Природные сообщества | 6 | 1 | |
6 | Живая природа и человек | 4 | 1 | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 8 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Биология — наука о живой природе – 4 часа | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Живая и неживая природа. Признаки живого | ||
2 | Биология - система наук о живой природе | ||
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | ||
4 | Источники биологических знаний | ||
Методы изучения живой природы – 4 часа | |||
5 | Научные методы изучения живой природы | ||
6 | Методы изучения живой природы: измерение | ||
7 | Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа№1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» | ||
8 | Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа№1 «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» | ||
Организмы — тела живой природы – 10 ч. | |||
9 | Понятие об организме | ||
10 | Увеличительные приборы для исследований | ||
11 | Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа№2 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» | ||
12 | Жизнедеятельность организмов. Свойства живых организмов. Лабораторная работа№3 «Наблюдение за потреблением воды растением». | ||
13 | Контрольная работа №1 |
| |
14 | Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа №2 «Ознакомление с принципами систематики организмов» | ||
15 | Многообразие и значение растений | ||
16 | Многообразие и значение животных | ||
17 | Многообразие и значение грибов | ||
18 | Бактерии и вирусы как форма жизни | ||
Организмы и среда обитания - 6 час | |||
19 | Среды обитания организмов | ||
20 | Водная среда обитания организмов | ||
21 | Наземно-воздушная среда обитания организмов | ||
22 | Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | ||
23 | Организмы как среда обитания | ||
24 | Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсии или видеоэкскурсии. Растительный и животный мир родного края (краеведение). | ||
Природные сообщества – 6 час. | |||
25 | Понятие о природном сообществе. Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и других природных сообществ.). | ||
26 | Взаимосвязи организмов в природных сообществах | ||
27 | Пищевые связи в природных сообществах | ||
28 | Разнообразие природных сообществ Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. | ||
29 | Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа №4 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» | ||
30 | Природные зоны Земли, их обитатели | ||
Живая природа и человек – 4 часа | |||
31 | Влияние человека на живую природу Практическая работа №4. Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории. | ||
32 | Глобальные экологические проблемы | ||
33 | Контрольная работа №2 | ||
34 | Пути сохранения биологического разнообразия |
Тематическое планирование. Биология 5 классDOCX / 25.91 Кб