Рабочая программа внеурочного курса «Тропинка к своему Я» (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Тропинка к своему «Я»» для основного общего образования разработана на основе
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);
Приказ Министерства образования и науки РФ № МД 1552/03 от 24.11.2011 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1920 от 06.07.2015 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015 – 2016 учебный год».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 188.
О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2010
Основной целью программы является создание благоприятных условий для успешной адаптации пятиклассников при переходе новую ступень обучения.
Основные задачи курса:
формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
формирование устойчивой учебной мотивации детей;
развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности;
формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новым учителями и другими сотрудниками школы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:У обучающихся будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, представления об основах светской этики, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Ответственное отношение к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности).
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).
9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).
1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Основы читательской компетенции
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности.
Навыки работы с информацией.
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
2. выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);
3. заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
Опыт проектной деятельности
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
1.2.1. Регулятивные УУД
Обучающийся научится
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
самостоятельно составлять алгоритм выполнения действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности
с помощью учителя или сверстников определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
Обучающийся получит возможность самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
1.2.2.Познавательные УУД
Обучающийся научится
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
строить алгоритм действий на основе имеющихся знаний об объекте, к которому применяется алгоритм;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Смысловое чтение:
резюмировать главную идею текста;
Обучающийся получит возможность научиться создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
1.2.3. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Обучающийся получит возможность научиться оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
Описание места учебного предмета, курса в учебном планеПрограмма разработана на основе учебного плана образовательного учреждения, в соответствии с которым на изучение курса выделено 35 часа, (1 час в неделю).
В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.
Можно выделить следующие основные методические приемы:
устный и анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик…», «Большинство подростков…»;
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой; тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Работа с детьми не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в не директивной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Зачем человеку занятия психологией? | 1 |
2 | Кто я? | 1 |
3 | Я - пятиклассник | 1 |
4 | Я нужен | 1 |
5 | Я нужен в классе | 1 |
6 | Сила желания | 1 |
7 | Цели человека | 1 |
8 | Цель, средство, план | 1 |
9 | Чувства человека | 1 |
10 | Страхи человека | 1 |
11 | Страхи пятиклассников | 1 |
12 | Способы борьбы со страхами | 1 |
13 | Обиды | 1 |
14 | Имею ли я право сердиться | 1 |
15 | Как звучит агрессия? | 1 |
16 | Конструктивное реагирование на агрессию | 1 |
17 | Каждый видит мир и чувствует по-своему | 1 |
18 | Любой внутренний мир ценен и уникален | 1 |
19 | Трудные ситуации в жизни человека | 1 |
20 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя | 1 |
21 | Дружба | 1 |
22 | У меня есть друг | 1 |
23 | Почему люди сорятся? | 1 |
24 | Что такое конфликт? | 1 |
25 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 |
26 | Учимся договариваться | 1 |
27 | Готовность к разрешению конфликта | 1 |
28 | Я и мои «колючки» | 1 |
29 | Мои «магнитики» | 1 |
30 | Что такое одиночество? | 1 |
31 | Я не одинок в этом мире | 1 |
32 | Нужно ли человеку меняться? | 1 |
33 | Как мы меняемся? | 1 |
34 | Самое важное – захотеть меняться | 1 |
35 | Подводим итоги | 1 |
| Всего | 35 часов |
Учебно-методическая литература для учителя
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общения. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно – двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программ уроков психологии. – СПб.: Из-во «Речь», 2003.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д, 2003.