12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Oksana59

t1580181712aa.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Тропинка к своему «Я»» для основного общего образования разработана на основе

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);

Приказ Министерства образования и науки РФ № МД 1552/03 от 24.11.2011 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1920 от 06.07.2015 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015 – 2016 учебный год».

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 188.

О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2010

Основной целью программы является создание благоприятных условий для успешной адаптации пятиклассников при переходе новую ступень обучения.


Основные задачи курса:

формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

формирование устойчивой учебной мотивации детей;

развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности;

формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новым учителями и другими сотрудниками школы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

У обучающихся будут сформированы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, представления об основах светской этики, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Ответственное отношение к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности).

7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).

9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).



1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

Основы читательской компетенции

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности.

Навыки работы с информацией.

Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

2. выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);

3. заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

Опыт проектной деятельности

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.





1.2.1. Регулятивные УУД

Обучающийся научится

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

самостоятельно составлять алгоритм выполнения действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности

с помощью учителя или сверстников определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Обучающийся получит возможность самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

1.2.2.Познавательные УУД

Обучающийся научится

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

строить алгоритм действий на основе имеющихся знаний об объекте, к которому применяется алгоритм;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Смысловое чтение:

резюмировать главную идею текста;

Обучающийся получит возможность научиться создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

1.2.3. Коммуникативные УУД

Обучающийся научится

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Обучающийся получит возможность научиться оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа разработана на основе учебного плана образовательного учреждения, в соответствии с которым на изучение курса выделено 35 часа, (1 час в неделю).

В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Можно выделить следующие основные методические приемы:

устный и анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик…», «Большинство подростков…»;

обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой; тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Работа с детьми не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в не директивной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Зачем человеку занятия психологией?

1

2

Кто я?

1

3

Я - пятиклассник

1

4

Я нужен

1

5

Я нужен в классе

1

6

Сила желания

1

7

Цели человека

1

8

Цель, средство, план

1

9

Чувства человека

1

10

Страхи человека

1

11

Страхи пятиклассников

1

12

Способы борьбы со страхами

1

13

Обиды

1

14

Имею ли я право сердиться

1

15

Как звучит агрессия?

1

16

Конструктивное реагирование на агрессию

1

17

Каждый видит мир и чувствует по-своему

1

18

Любой внутренний мир ценен и уникален

1

19

Трудные ситуации в жизни человека

1

20

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя

1

21

Дружба

1

22

У меня есть друг

1

23

Почему люди сорятся?

1

24

Что такое конфликт?

1

25

Конструктивное разрешение конфликтов

1

26

Учимся договариваться

1

27

Готовность к разрешению конфликта

1

28

Я и мои «колючки»

1

29

Мои «магнитики»

1

30

Что такое одиночество?

1

31

Я не одинок в этом мире

1

32

Нужно ли человеку меняться?

1

33

Как мы меняемся?

1

34

Самое важное – захотеть меняться

1

35

Подводим итоги

1


Всего

35 часов

Учебно-методическая литература для учителя

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общения. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно – двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программ уроков психологии. – СПб.: Из-во «Речь», 2003.

Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д, 2003.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.