Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушение интеллекта (вариант 1) для 1 дополнительного, 1-4 класс (обучение 5 лет)
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАООП УО (ИН) (вариант 1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы рассматривается как один из вариантов предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с нарушением интеллекта 1 дополнительный, 1-4 класс обучения в соответствии с ФАООП УО (ИН) (вариант 1) с целью преодоления и/или ослабления обучающихся с нарушением интеллекта имеющихся у них недостатков речевого развития в условиях образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
- Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
- Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 17.05.17 № 1090
- Федеральная рабочая программа воспитания, утвержденная на заседании ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1), утвержденная Приказом директора МБОУ СОШ №191 города Новосибирска от 28.08.2021 г.
- Устав МБОУ СОШ № 191 города Новосибирска.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1-4 класса, 1 дополнительного.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) «Русский язык» для 1дополнительного, 1-4 класс.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) «Чтение» (Литературное чтение) для 1дополнительного, 1-4 класс.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО УО (ИН) (деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми учащимися Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (или её часть) может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с Положением «Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвержденным Приказом директора МБОУ СОШ № 191 города Новосибирска от 06.04.2020 № 88-о.
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания программы.
Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации учащихся с ОВЗ. Данная программа логопедического сопровождения направлена на создание благоприятного климата в процессе развития у обучающихся с нарушением интеллекта коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу, как для развития коммуникативных навыков, так и для преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.
Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда и поддерживается следующими направлениями деятельности: диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативно-просветительским, организационно-методическим.
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся первых классов с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, необходимы:
- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей, обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционной, психологической помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями для устранения препятствий к их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений, обучающихся в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.
Логопедическая работа с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у детей с ИН (РАС и др.) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа, недоразвитие лексико-грамматических средств языка, недостаточная сформированность (отсутствие) связной речи.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Цель программы: коррекция дефектов устной речи учащегося и повышение речевой активности в процессе общения, способствующих успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка, и необходимых для усвоения элементарных навыков чтения и письма.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса предполагает развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Данная программа состоит из II блоков (если это необходимо по логопедическому заключению (диагнозу):
I блок – Предупреждение нарушений письменной речи.
II блок – Коррекция нарушений устной речи.
Задачи I блока программы:
Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей подготовки и первоначального обучения грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать и развивать простые формы фонематического анализа и синтеза;
- развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;
- развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;
- формировать и развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слов, состоящих из 1-3 слогов, простого предложения;
- формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;
- развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
-развивать высшие психические функции, необходимые для усвоения элементарных навыков чтения и письма;
формировать коммуникативную и личностную готовность к школьному обучению.
Задачи II блока программы:
Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):
- развивать подвижность речевого аппарата, дифференцированность движений речевых органов;
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащегося;
- корректировать дефекты звукопроизношения;
- автоматизировать ранее поставленные звуки;
- учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
- обогащать импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным лексическим темам;
- развивать высшие психические функции;
- формировать и развивать простые формы фонематического анализа;
- учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.
Целевая аудитория: учащиеся 1 дополнительного, 1 - 4 класс с системным недоразвитием речи с нарушением интеллекта, испытывающие трудности в освоении АООП для обучающихся с УО (ИН) вариант 1 и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами специальной педагогики и реализует коррекционные/логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
В соответствии с ФАОП НОО УО (ИН)
Программа опирается на следующие принципы:
- принцип государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- онтогенетический принцип;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
- Значимые для реализации Программы характеристики
Данная рабочая программа составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (вариант 1), которая предполагает, что обучающийся данной категории получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
1.1.2. Характеристика познавательного развития учащихся 1 классов с ОВЗ, имеющих интеллектуальное нарушение
Недоразвитие познавательной деятельности – основной симптом нарушения интеллекта, характеризуется разнообразными нарушениями мыслительных процессов. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования.
Общим для всех познавательных процессов является: нарушенное восприятие как в плане его осмысленности и обобщенности, так и основного аспекта перцептивной деятельности. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормотипичными детьми. Замедленность восприятия усугубляется из-за недоразвития интеллекта. Дети данной категории с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Для данной категории учащихся характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую и левую стороны, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у данной категории учащихся недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ предметов учащиеся проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Затруднен и синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому часто не могут составить представление о предмете в целом.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Дети с нарушением интеллекта лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Особенность памяти – эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы, вследствие, общей слабости ЦНС.
Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью. Воображение у данной группы школьников отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
У детей с нарушениями интеллекта более, чем у их нормотипичных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что дети данной категории при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Развитие речевой и общей моторики замедленно. Запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.
Моторная сфера детей с интеллектуальными нарушениями может не иметь выраженных нарушений. Наибольшие трудности, обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Согласно ФАОП НОО УО (ИН) достижение планируемых результатов освоения содержания рабочей программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей и предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
- принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
- использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку и т.п.), употребляя во фразе обращения, вводные слова – вежливые слова и др.;
- формирование первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
- работа с учебными принадлежностями, понимая и называя их назначение;
- формирование и развитие умения слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя-логопеда;
- оценка совместно с логопедом результатов своих действий и действий других обучающихся.
Предметные: (Минимальный уровень)
- реагировать на обращенную речь и свое имя;
- задерживать взгляд на лице говорящего;
- реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- работать перед зеркалом по подражанию;
- понимать и выполнять простейшие одноступенчатые инструкции;
- правильно артикулировать гласные звуки, имеющиеся согласные звуки;
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- различать речевые и неречевые звуки;
- устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью логопеда;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью логопеда и с опорой на условно-графическую схему;
- называть и различать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
- реагировать на обращенную речь и свое имя;
- задерживать взгляд на лице говорящего, вступать в диалог;
- выполнять простые инструкции;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя-логопеда;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя-логопеда (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;
- работать перед зеркалом по подражанию;
- производить длительный плавный выдох;
- произносить правильно в словах поставленные звуки;
- повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения логопеда;
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- самостоятельно раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- называть предметы, обобщающие слова по изученным лексическим темам, соотносить с изображением;
- ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- понимать значение предлогов в, на, над, под, из;
- употреблять простые предлоги;
- уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
- выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова;
- понимать несложные самостоятельно прочитанные слова и предложения;
- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой.
1.3. Оценка планируемых результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. (Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом дополнительном и первом классе не проводится. Оценка достижений результата в развитии осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-логопеда, которое включает стартовую (первичную), промежуточную и итоговую диагностику.
Стандартизированные диагностические методики.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002 – 136 с: ил. – (Библиотека практикующего логопеда).
Диагностические мероприятия проводятся с 1 по 15 сентября и итоговом с 15 по 30 мая (не менее 2-х недель) этапах коррекционной работы.
В основу организации процедуры логопедической диагностики устной речи обучающихся положена методика Т.А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Методика состоит из двух разделов. Первый, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.
Первый раздел включает два блока, позволяющих констатировать уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.
Блок 1, направленный на проверку экспрессивной речи, состоит из пяти серий:
1-я серия оценивает преимущественно состояние уровня моторной реализации и включает по 10 проб на проверку артикуляционной моторики, степени сформированности слоговой и звуковой структуры слова, возможности переключения при произнесении цепочек слогов. В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения. При анализе успешности выполнения ряда артикуляционных заданий и проб следует помнить, что она зависит от целого ряда факторов: серийной организации артикуляции, сформированности речевых кинестезии и фонематического восприятия.
2-я серия осуществляет проверку сформированности словообразовательных навыков. Она состоит из 30 проб, объединенных в четыре группы заданий:
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (у кошки - котята, а у козы кто?);
б) образование от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги - бумажная, а из соломы какая?);
в) образование от существительных качественных прилагательных (мороз - морозный, дождь- ..?);
г) образование от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка?).
3-я серия, самая большая по объему, проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. В ней 47 проб, скомпонованных в 9 групп заданий:
а) составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой. Картинки подобраны таким образом, что длина, грамматическая и лексическая сложность составляемых предложений значительно варьируют. Первые пять наиболее простых рисунков предусматривают использование конструкций «подлежащее - сказуемое - простое дополнение» (Девочка режет колбасу.);
б) образование фраз по следующим пяти картинкам большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, под), так и сложных (из-за, из-под);
в) составление фраз по последним пяти картинкам, самым трудным, предусматривающим построение сложных предложений или предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку.);
Эти три группы проб очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.
г) пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. Эти задания носят комплексный характер. На успешность их выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухо-речевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы;
д) пять проб, предусматривающих составление предложений из слов в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении;
е) пять проб на верификацию предложений. Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.). При оценке выполнения этого задания также фиксируются как грамматические, так и лексические ошибки;
ж) пять проб на дополнение предложений пропущенными предлогами (Щенок спрятался... крыльцом.);
з) две пробы, предлагающие закончить предложения (Сережа промочил ноги, потому что...);
и) по пять проб на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол — столы — много столов).
4-я серия направлена на обследование состояния связной речи. Младшим школьникам предлагается два задания:
а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Построение программы высказывания здесь опосредовано внешними опорами, что облегчает выполнение задания;
б) пересказ текста «Галка и голуби». Это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки.
Пробы на связную речь также носят комплексный характер. Для того чтобы оценка дифференцировала природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: критерию смысловой адекватности, критерию возможности программирования текста, критерию грамматического оформления и критерию лексического оформления. Из совокупности оценок по каждому из критериев высчитывается общий балл за задание.
5-я серия проверяет номинативную функцию речи. Она включает два задания по 15 проб в каждом:
а) называние предметов, изображенных на картинках, обозначаемых средней низкочастотными словами (пальто, очки, кровать, руль, кастрюля);
б) называние изображенных на картинках действий, обозначаемых средней низкочастотными словами (плавает, плачет, строит, вяжет, трет).
Блок 2 направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трех серий.
1 серия включает четыре вида заданий по 10 проб в каждом:
а) пробы на понимание далеких по значению и звучанию слов, обозначающих названия предметов (яблоко, кошка, самолет, цветок);
б) пробы на понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов (бочка – дочка – почка – точка);
в) пробы на понимание далеких по звучанию и значению слов, обозначающих действия (работает – продает- стирает - поливает);
г) пробы на понимание близких по значению слов, обозначающих действия (кладет - ставит - вешает).
Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухо-речевой памяти (нарушения как объема, так и порядка удержания элементов), а также трудности семантической дифференциации слов.
2-я серия проверяет понимание сложных логико-грамматических конструкций и состоит из заданий двух видов;
а) шесть проб на понимание обратимых конструкций, в том числе активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым (Мальчик спасен девочкой. Трактором перевозится Машина.);
б) четыре пробы на понимание предложных конструкций с обозначением места (Бочонок перед ящиком. Ящик за бочонком.).
3-я серия исследует особенности фонематического восприятия. В ней 10 проб на повторение слогов с фонетически близкими звуками. На успешность выполнения этого задания, помимо акустических трудностей, влияет и недостаточность моторного компонента, трудности серийной организации речевых движений.
Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов.
1-я серия исследует предпосылки письменной речи. Она включает по пять проб на языковой и звукобуквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.
2-я серия направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Испытуемым постарше предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов для 2 и 3 классе взяты из пособия И.Н. Садовниковой. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.
3-я серия проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагается прочитать слова, более старшим детям дается для чтения текст «Как я ловил раков». Выполнение оценивается по трем критериям. Для учеников 1 класса - это критерии скорости, способа и правильности чтения. Для учащихся 2-3 классов - скорости, правильности и понимания смысла прочитанного.
Таким образом, вся методика состоит из 206 проб, в том числе: 134- на проверку экспрессивной речи; 60 - импрессивной; 12 - письменной.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки. В большинстве случаев это 0; 1; 2; 3 балла, в пробах на связную и письменную речь - 0; 5; 10; 15 баллов, а в заданиях на проверку сформированности слоговой и звуковой структуры слова - 0; 0,5; 1; 1,5. В после днем случае так происходит потому, что при оценке звуко-слоговой структуры слова начисление баллов за каждую пробу производится раздельно для звукового и слогового состава. Поскольку итоговая оценка равна 30 баллам, то на каждый из этих компонентов приходится при максимальной успешности по 15, а на одну пробу по 1,5 балла.
При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 900 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 900 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и раз делив полученный результат на 900 Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:
IV уровень — 100-80%;
III уровень — 79,9-65%;
II уровень — 64,9-50%;
I уровень — 49,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности построения рабочей программы
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями АООП НОО с интеллектуальными нарушениями направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционный курс «Логопедические занятия», который является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда.
Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов в 1дополнительном, 1- 4 класс «Литературное чтение», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Рабочая программа строится по блочному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, по количеству часов на изучение каждого блока может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
Также учитель-логопед может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого блока является основой для тематического планирования.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические методы: упражнения, игры, моделирование, инсценировки, экскурсии;
- наглядные методы: наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, мультимедийные презентации, буктрейлеры;
- словесные методы: беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
2.2. Содержание рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на учащихся 1дополнительного, 1-4 класс (пять лет обучения). Обследование состояния речевого развития учащихся проводится с 1 по 15 сентября (вводная диагностика) и с 15 по30 мая (итоговая диагностика). Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.
Занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающихся, достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к данным учащимся. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю, из которых 1 занятие проводится по I блоку программы «Предупреждение нарушений письменной речи», 2 занятия – по II блоку программы «Коррекция нарушений устной речи». Продолжительность занятия 20 - 40 минут. В дополнительном и 1 классе 20 – 35 минут. Общая продолжительность занятий по программе составляет 99 часов.
Коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Специфика заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.
На логопедических занятиях создаются условия для предупреждения и/или минимизации проявления трудностей формирования первоначальных навыков письма и чтения у обучающихся с системным недоразвитием речи.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- устранить у учащегося дефекты произношения и сформировать полноценные фонематические представления;
- уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования;
- проводить работу по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику общения);
- сформировать умение свободно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций;
- формировать и развивать связную (последовательную и логичную) речь.
При этом необходимо оказывать на учащегося коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации учебной деятельности: формирование наблюдательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности.
Рабочая программа включает в себя следующие основные разделы:
- Уточнение пространственно-временных отношений.
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Формирование связной речи.
- Основы коммуникации.
При организации коррекции системного недоразвития речи необходима определенная последовательность. Логопедическая работа должна быть выстроена согласно перспективному планированию по следующим направлениям:
- Развитие и коррекция звуковой стороны речи:
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- формирование и развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Содержание и организация работы имеют свою специфику:
- Систематичность проведения занятий.
- Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).
- Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую).
- Опора на сохранные звенья нарушенной функции.
- Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
- Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.
- Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.
- Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.
- Поэтапное формирование умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности.
- Учет зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда.
- Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).
- Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.
- Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
- Тщательная дозировка заданий и речевого материала.
- Сниженный темп работы и более длительные сроки.
- Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
- Несформированность контроля, слабость волевых процессов у учащихся с интеллектуальными нарушениями, обусловливает необходимость тесной связи работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей-предметников, педагогов допобразования и родителей.
Содержание I блока программы «Предупреждение нарушений письменной речи».
В поурочно-тематическом планировании графа «Количество часов» заполняется в соответствии с выбором учителя-логопеда количества часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе составляет 99 часов.
Система коррекционного обручения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический, работа над которыми ведется параллельно. Помимо этого, выделяются 4 академических часа (в начале курса) на обследование состояния устной и письменной речи учащихся, 3 часа на ознакомительную беседу «Наша речь», 2 часа уточнение строения артикуляционного аппарата, 9 часов на уточнение понятий цвет, форма, размер (величина), пространственно-временных отношений; 4 часа (в конце курса) на итоговый диктант, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи.
На основном этапе коррекционно-логопедическая работа направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения и письма.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:
- Развитие слогового, фонематического анализа и синтеза слов: обучение простым формам фонематического анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в начале, в середине, в конце слова, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков); формирование слогового анализа, составление условно-графических схем односложных и двусложных слов; коррекция нарушения звукопроизношения.
- Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
На первом этапе привлекается внимание учащегося к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, ребенка приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком.
Дальнейшая логопедическая работа направлена на развитие простых форм фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем учащийся усваивает слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание учитель-логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Опираясь на гласные I ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. Большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Даётся понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально учащимся, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам. На данном этапе проводится работа по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (о-а), пространственному расположению элементов (с-х). При этом главная задача – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов).
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. В сознании детей обязательно надо разделить значение предмета (явления, действия, признака) со звучанием слова. Одной из целей словарной работы является ознакомление учащихся с лексическим значением слова.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:
- усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
- формирование монологической речи.
Данный этап коррекции начинается с работы над простым предложением.
Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора простых распространенных предложений. Для отработки раздельного написания слов используются графические схемы предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Задания по составлению предложений из слов является подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся и формирование связной речи.
Для учащихся 1 дополнительного класса с нарушениями речи остаются несформированными и/или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, составляющие базу формирования навыков чтения и письма (слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, мышление), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие. Поэтому на всех этапах особое внимание уделяется:
- развитию зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук);
- развитию зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых букв);
- развитию образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей);
- развитию глазодвигательной активности (расширение зрительного поля);
- развитию речеслухового восприятия;
- развитию графо-моторных навыков.
Содержание II блока программы «Коррекция нарушений устной речи»:
Данный блок программы рассчитан на учащихся с интеллектуальными нарушениями, имеющих нарушение звукопроизношения. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.
В дополнительном, 1 классах большое внимание уделяется формированию фонематического восприятия и звукопроизношения с учетом требований предметного курса «Обучение грамоте». Одним из обязательных условий успешного обучения грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма является своевременная постановка звуков (до момента их изучения на занятиях по произношению и на уроках грамоты).
II блок программы состоит из этапов:
1) Обследование учащихся.
Содержание работы в данном модуле соответствует первичной диагностике речевого развития.
2) Подготовительный.
Содержание работы в данном модуле:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
- Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
- Развитие тонкой моторики кистей рук.
3) Формирование произносительных умений и навыков.
Содержание работы в данном модуле:
- Устранение дефектов звукопроизношения (постановка звуков).
- Автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь).
- Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах: знакомство с гласными как со слогообразующими звуками; синтез слогов с изучаемыми согласными; подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками; привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых в мягких согласных; придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков; количественный анализ слогов, содержащих данный звук; позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков; составление схем слогов с помощью условных обозначений.
- Работа над автоматизацией изучаемого звука в словах: произнесение слов с заданным звуком по памяти; подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр «лото», «домино» и др.; группирование картинок по различным признакам в их назывании; группирование слов по позиционному принципу, их про несение; соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком; отгадывание загадок; выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов; дифференциация имен существительных единственного и множественного числа; анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.
- Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях: дифференциация понятий текст - предложение - слово; составление графических схем предложения; составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию; выделение главных членов предложения (грамматической основы); выделение и составление предложных конструкций; составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук; развернутый ответ на вопрос; составление фразы с заданным количеством слов; изменение порядка слов во фразе; изменение формы слов во фразе.
- Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи: произнесение фраз правильно; описание предмета или предметной картинки; составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы; восстановление порядка высказывания в небольших текстах; пересказ текста; совершенствование диалоговой речи.
- Развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-акустически сходные звуки.
- Работа над дифференциацией изучаемых звуков: упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире; вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно сигнальные карточки); упражнения для развития фонематических представлений; придумывание слогов, слов, предложений, текстов с дифференцируемыми звуками и др.
Графы поурочно-тематического планирования рабочей программы «Количество часов», «Тема и содержание коррекционной работы» заполняются в соответствии с выбором учителя-логопеда количества часов на изучение определенного раздела, лексических тем, направления развития психических процессов. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.