Рабочая программа кружка «3D-моделирование» для 8 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ______________/_________ «______» сентября 2024 г. | | |
Рабочая программа кружка «3D-моделирование»
для 8 классов
Программу составила: Килина Татьяна Викторовна, учитель информатики высшей квалификационной категории
Чернушка-2024
3D-моделирование – прогрессивная отрасль, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта на основе эскизов, трафаретов, чертежей, рисунков. Данная программа реализуется в научно-технической направленности с учётом реализации федерального государственного образца стандартов.
Актуальность данной программы определяется активным внедрением технологий 3D-моделирования во многие сферы деятельности (авиация, архитектура, машиностроение, и т.п.) и потребностью общества в дальнейшем развитии данных технологий. На ознакомление и получению практических навыков обучающихся в среде 3D-моделирования с помощью 3D ручки для последующего проектирования и реализации своих проектов посредством 3D модели призвано данная программа.
Новизна состоит в том, что в учебном процессе обучающиеся овладевают навыками 3D моделирования с помощью 3D ручки, и это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности.
Педагогическая целесообразность заключается в выявлении интереса обучающихся к знаниям и оказание помощи в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью аддитивных технологий (3D-ручки). В процессе создания моделей, обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным, что будет способствовать развитию пространственного мышления, воображения.
Практическая значимость: практические задания, выполняемые в ходе изучения материала в данной программе, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства.
Цель: формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Образовательные:
дать обучающимся представление о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития;
обучить обоснованию целесообразности моделей при создании проектов;
ориентироваться в трехмерном пространстве;
модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы;
объединять созданные объекты в функциональные группы;
создавать простые трехмерные модели;
оценивать реальность получения результата в обозримое время.
Развивающие:
способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью 3D-ручки;
способствовать развитию творческих способностей;
способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
способствовать развитию настойчивости, гибкости; стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества – структурного и алгоритмического.
Воспитательные:
способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой ценности в жизни;
способствовать формированию позитивного отношения, обучающегося к собственному интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности;
способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Контингент обучающихся: возраст детей от 13-15 лет. Состав группы 7-10 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
Режим занятий: На реализацию программы отводится 68 часов, срок реализации программы – 1 год. Группа занимается 2 раза в неделю, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14.
Формы проведения занятий. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя теорию и практику.
Ожидаемые результаты по ФГОС. В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные УУД
Обучающиеся будут знать:
основные правила создания трехмерной модели реального геометрического объекта;
ТБ и принципы работы с 3D-ручкой;
способы соединения и крепежа деталей;
способы и приемы моделирования;
закономерности симметрии и равновесия.
Обучающиеся будут уметь:
создавать трехмерные изделия реального объекта различной сложности и композиции из пластика.
Обучающиеся усовершенствуют:
образное пространственное мышление;
мелкую моторику;
художественный вкус.
Личностные УУД
Формирование адекватной самооценки и самопринятия.
Развитие познавательных интересов и творческих способностей.
Регулятивные УУД
Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу.
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Способность к волевому усилию и преодолению препятствий.
Организовать свое рабочее место под руководством педагога.
Адекватно воспринимать оценку педагога.
Различать способ и результат действия.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге на занятии.
Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от
партнера о деятельности с учетом разных мнений.
Отвечать на вопросы педагога, товарища по объединению.
Участвовать в паре, группе, коллективе.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера.
Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: участие в выставках, конкурсах.
Учебно-тематический план курса
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
2 | Основы работы с 3D ручкой | 1 | - | 1 |
3 | Простое моделирование | 11 | 1 | 10 |
4 | Создание сложных 3D моделей | 20 | 2 | 18 |
5 | Создание 3D композиций | 34 | 2 | 32 |
6 | Творческая мастерская. Выставка | 1 | 1 | - |
ВСЕГО: | 68 | 7 | 61 |
Содержание программы
1. Вводное занятие, ТБ – (1ч).
Ознакомление с тематическими разделами программы и планом работы объединения на курс. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.
2. Основы работы с 3D ручкой – (1ч).
История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D ручкой.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме.
Тренировка рисования ручкой на плоскости. Выполнение линий разных видов.
3. Простое моделирование - (11ч).
Отработка техники рисования на трафаретах. Значение чертежа. – 1ч.
Практическая работа:
Способы заполнения межлинейного пространства «Волшебство цветка» – 2ч.
Создание плоской фигуры по трафарету «Бабочка» – 2ч.
Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые» для декора картин, фоторамок (стрекозы, бабочки, божья коровка, паучок) – 2ч.
Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Новогодние украшения» (игрушки-подвески на елку, декор окон снежинками) – 2ч.
Создание объемной фигуры из плоских деталей «Оправа для очков» – 2ч.
4. Создание сложных 3D моделей - (20 ч).
Отработка техники рисования на трафаретах. Значение чертежа. – 2ч.
Создание трёхмерных объектов – 18ч.
Практическая работа:
Модели: «Качели», «Велосипед», Эйфелева башня» – по 6ч.
5. Создание 3D композиций - (34 ч).
Отработка техники рисования на трафаретах. Значение чертежа. – 2ч.
Создание трёхмерных композиций – 34ч.
Практическая работа
6. Творческая мастерская. Итоговое занятие – (1ч.)
Подготовка лучших работ к выставке.
Просмотр творческих работ обучающихся, сделанных в течение курса.
Устранение дефектов: исправления, маскировка в работах. Ремонт сломанных 3D изделий – действие по принципу «дефект в эффект».
Оформление работ. Выставка. Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
инструктажи, беседы, разъяснения;
наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
практическая работа 3D-ручкой;
инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;
метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность. А также следующие формы работы с обучающимися:
занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
выставки работ, конкурсы;
мастер-классы.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Методические рекомендации
Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
контактная – готовность к приему и передаче информации;
координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
персептивная – восприятие и понимание друг друга;
развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».
Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся ежегодно. Лучшие работы обучающихся выставляются в выставках всеобщего обозрения, на длительный срок на постоянно действующих выставках, и принимают участие в различных конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности. Техника безопасности при работе с 3D ручкой. |
|
|
2 | История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. Выполнение линий разных видов. |
|
|
3 | Простое моделирование. Тренировка рисования ручкой на плоскости. |
|
|
4-7 | Создание плоской фигуры по трафарету и способы заполнения межлинейного пространства «Волшебство цветка», «Бабочка». |
|
|
8-9 | Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые» для декора картин и фоторамок. |
|
|
10-11 | Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Новогодние украшения». |
|
|
12-13 | Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Оправа для очков». |
|
|
14-15 | Создание сложных 3D моделей. Создание трёхмерных объектов. |
|
|
16-21 | Создание объемной игрушки, состоящей из развертки: «Качели» |
|
|
22-27 | Создание объемной игрушки, состоящей из развертки: «Велосипед» |
|
|
28-32 | Создание объемной игрушки, состоящей из развертки: «Эйфелева башня». | | |
33-67 | Создание объемной игрушки, состоящей из развертки: «Домики», «Самолет», «Кукольная мебель». Создание объемной игрушки, состоящей из развертки: «Карандашница и салфетница своими руками», 3-я работа на выбор учащегося из имеющихся шаблонов. |
|
|
68 | Итоговое занятие "Творческая мастерская". Просмотр творческих работ обучающихся, сделанных в течение курса. Подготовка работ к выставке, к конкурсу. Устранение дефектов, исправления, маскировка в работах. Ремонт сломанных 3D изделий – действие по принципу «дефект в эффект». Оформление работ. Создание этикетки. Выставка. Подведение итогов. |
|
|
Всего: 68 часов |
|
|
Условия реализации программы
Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое и хорошо освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Предоставляются необходимые для занятий в объединении материально-технические средства и инструменты, а также дидактические и методические материалы - видеофильмы, наглядные пособия, образцы моделей, схемы, чертежи.
В наличии имеются инструкции по технике безопасности; шаблоны, развертки и трафареты; шкафы для хранения материала.
Материально-технические средства и оборудование, необходимые для занятия
№ | Материалы, инструменты и оборудования | Количество |
1 | 3D ручка | 9 |
2 | Материалы: пластик PLA | 9-15 цветов |
3 | Трафареты (шаблоны), развертки, инструкции и ТБ | Каждому учащемуся |
4 | Клей карандаш, ножницы, простой карандаш | На кабинет |
5 | Мягкая тряпочка | 9 |
10 | Лопатка для пластика | 1 |
12 | Компьютер с интернетом и интерактивной доской | 1 |
Список рекомендуемой и используемой литературы
Интернет ресурсы для педагога
www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Интернет ресурсы для обучающихся
www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Приложение
Ключевые понятия
3D ручка – это инструмент, способный рисовать в воздухе. На сегодняшний день различают 2 вида ручек: холодные и горячие. Первые печатают быстро затвердевающими смолами – фотополимерами. «Горячие» ручки используют различные полимерные сплавы в форме катушек с пластиковой нитью.
Модель – это целевой образ объекта оригинала, отражающий наиболее важные свойства для достижения поставленной цели.
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Полезные советы для рисования 3D ручкой
3D ручка – это компактный и многофункциональный инструмент, который открывает новые грани воображения, мечтаний, творческих навыков, а также отличное подспорье для трехмерного проектирования.
На что обращают внимание? Всё просто 6 вопросов и ответов!
1) Это просто?
Да! Идея по созданию трехмерных объектов своими руками, при помощи простой ручки или портативного прибора, еще «вчера» казалась несбыточной мечтой. И вот ее сделали (3D ручку), это оказалась настолько просто и практично, что использовать 3D ручку может кто угодно, от мала до велика.
ABS и PLA пластики – 2 материала, которыми рисует 3D ручка, представляет собой нить, диаметром 1,75 мм. Нить заправляем в ручку, нажимаем на кнопку и чудо начинается. Разогретый пластик выливается, следует и повторяет движение ваших рук и создает то, что Вы хотите.
2) Это удобно?
Конечно! Легкость и удобство использования делают этот прибор похожим на обыкновенную шариковую ручку. Нужно иметь компьютер? нет! Нужно обладать знаниями графических программ? нет! Этому нужно долго учиться? нет! Для творчества с 3D ручкой нужно: желание, решимость, свободное время и хороший запас расходных материалов, конечно же.
На подготовку 3D ручки нужно буквально несколько мгновений, а само создание изделия рождается на Ваших глазах. Вы сами руководите процессом, сразу же можно использовать нарисованный элемент творчества - подарить, разместить на видное место, ну или переделать то, что не получилось с первого раза.
3) Это интересно?
Естественно! Вам не помешает даже ваша фантазия. Не важно, умеете или просто любите Вы рисовать, или это Ваш первый опыт. Можете взять за основу трафареты, а можете создавать Ваш рисунок прямо «в воздухе» из головы.
Конечно, имея навык рисования, результаты будут красивее и интересней. Если нет — 3D ручка Вас научит.
4) Это функционально?
Разумеется! При имеющемся таланте или его развитии, имея художественную натуру и практику, у Вас есть возможность при помощи 3D ручки зарабатывать деньги. Рисуйте эксклюзивные и оригинальные поделки, фигуры, точные изделия, подарки, аксессуары — в общем, различные поделки, за которые люди готовы будут платить.
И ещё, 3D ручка станет нужным инструментом для ремонта или усовершенствования других объектов, например сделанных из пластика и других материалов. Ручная работа позволяет исправить имеющиеся недостатки, добавить сложные и важные элементы к изделию, разнообразить его дизайн и добавить элементы которые под силу только человеческой руке.
5) Это отличный подарок?
Ещё бы! Подарить игрушку, которая может не только чинить игрушки, но и создавать их - это же мечта детства для ребенка и не только. 3D ручку назвать игрушкой сложно, но можно. Во-первых, техника объёмной печати не такая лёгкая, как может показаться на первый взгляд; во-вторых, для эксплуатации нужно: время, тщательность, аккуратность и много усидчивости. Толк от 3D ручки для ребенка (и не только): желание творить, бережное отношение к своему труду, развитие воображения, 3D мышления и многое другое.
Детское удивление и восторг вызывают краски, разноцветные карандаши, гуашь. А теперь представьте, на то, что «нарисованное» теперь можно взять в руку, поиграть с тем, что нарисовал, или создать свою коллекцию поделок (тем более цветов пластика великое множество и даже светящийся в темноте). И основное условие 3D ручкой может рисовать и ребёнок от 8 лет.
6) Это дешево?
Правда. 3D ручка обойдётся на порядок (в 10 раз) дешевле самого доступного 3D принтера. Вы станете обладателем миниатюрного 3D-устройства, которое будет Вас радовать долгое время.
Что касается пластика (расходный материал), — его цена вполне приемлема. Цена катушки ABS-пластика в среднем составляет 1200 - 2000 рублей и его хватает для украшения своей квартиры или украшения кабинета сотнями миниатюрных и неминиатюрных изделий.
Сравнение свойств ABS и PLA пластики
Пластик | ABS | PLA |
Из чего изготовлен: | На основе нефти | На основе растительного материала (кукурузных хлопьев, сои и других) |
Распространенность: | Популярный пластик, поэтому его легко можно приобрести | Не так сильно, распространен, но среди пластиков на биологической основе является самым распространенным и популярным |
Запах: | Некоторые статьи сообщают, о неприятном запахе от ABS пластика (но это не совсем верное утверждение, т.к. даже 3D принтеры, менее вредны, чем перманентный маркер) | PLA пластик имеет хорошую репутацию, а его запах напоминает запах поп-корна |
Прочность: | Твердый, ударопрочный и жесткий, также обладает хорошей гибкостью | Твердый, но более хрупкий по сравнению с ABS пластиком. Больше подходит для рисования завитушек, спиралей и т.п. |
Термостабилизация: | 225-250С зависит от типа | 190-240С зависит от типа |
Уязвимость: | Подвержены деградации, от повышенной влаги, прямых солнечных лучей, а так же перегрева во время рисования при этом этот пластик устойчив к воздействиям химикатов | Подвержены деградации, от повышенной влаги, прямых солнечных лучей, а так же перегрева во время рисования, PLA пластик более склонен к перегреву, которое может привести к деградации и потери герметичности |
Липкость: | У данного пластика низкая липкость, этим пластиком можно работать с таким материалом как бумага, при этом он может иногда отходить с кусочками бумаги | Более липок, по сравнению с ABS пластиком, PLA пластик меньше подходит для работы с бумагой, т.к. он к ней хорошо пристает, за исключением может быть только полуглянцевая бумага |
Внешний вид: | После рисования объекты выглядят глянцевыми | Изделия из этого пластика могут быть, полупрозрачными и люминесцентными |
Окружающая среда и переработка: | У этого пластика класс переработки №7, а это означает, что он может быть переработан в другие пластмассовые пиломатериалы | Т.к. PLA пластик, производится из биологических материалов (соя, кукуруза и т.д.), его не надо утилизировать, при этом данный пластик при соединениях с другими материалами разлагается чуть дольше. |
Совет для старта: на начальном этапе использования 3D ручки лучше использовать ABS пластик, а при дальнейшем усложнении рисовании фигур и накопленном опыте можно начинать использовать PLA пластик.
Общее заключение: лучше использовать два варианта, т.к. каждый из них имеет свои особенности, описанные выше, при помощи ABS и PLA пластиков, можно делать удивительные поделки, а в будущем сфера применения 3D ручки увеличится, за счет появления новых направлений рисования в пространстве.
Задача | Для каких целей используется | ABS | PLA |
Рисовать острые углы, края | Для рисования углов <90 | | + |
Рисовать вертикально вверх
| Для рисования в воздухе прямо либо спирально | + | |
Создавать конструкции
| Для рисования от руки, соединения частей пластика друг с другом | + | + |
Создавать гибкие конструкции | Для придания гибкости рисунку | + | |
Рисовать на бумаге, а затем легко открепить
| Для создания великолепных 3D рисунков по шаблону | + | |
Рисовать на бумаге, чтобы вышел объемный рисунок | Для приклеивания 3D рисунка к бумаге | | + |
Рисовать в разных поверхностях | Для рисования стеклянных, металлических, керамических и других поверхностях | | + |
Создавать прозрачные конструкции | Для создания просвечивающих 3D рисунков | + | + |
Общее заключение:
ABS пластиком можно рисовать вертикальные линии, он идеально подходит для рисования по трафаретам и создания гибких конструкций.
PLA пластик требует больше времени для затвердевания, ввиду чего рисование в воздухе затруднительно. PLA хорошо подходит для декорирования, рисования на различных поверхностях