Рабочая программа кружка «Моделирование» для 5 классов
г. Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Моделирование» на 2022 – 2023 учебный год
естественнонаучной направленности
количество часов: 72
учитель информатики Руина Светлана Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Моделирование» естественнонаучной направленности составлена в соответствии с:
- Положением о рабочей программе педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 20;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральным закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 установлены требования к организации образовательного процесса.
На изучение программы кружка «Моделирование» естественнонаучной направленности согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2022 – 2023 учебный год отводится 2 час в неделю, что составляет 72 часа в год.
Содержание программы реализуется посредством примерной программы, рекомендованной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения, авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
На изучение программы согласно учебному плану отводится 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями. Системно-информационный курс информатики базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютерных технологий. Одним из инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютере. Учитывая все вышесказанное, в качестве основной из целей информатики можно выделить следующее: обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование». Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, основные типы информационных моделей. Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики. Содержательная линия формализации и моделирования выполняет в базовом курсе информатики важнейшую педагогическую задачу – развитие системного мышления учащихся, так как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее систематизации. Умение систематизировать данные – главнейший компонент компьютерной грамотности учащихся. Не случайно, в процессе развития школьной информатики следует отметить значительное увеличение веса данной линии в общем содержании курса.
Понятие модели – центральное понятие курса информатики, которое как красная нить должно проходить по всему содержанию курса, поскольку формализация и моделирование являются базовыми компонентами при изучении всех разделов информатики.
Правильный подход к преподаванию линии «Моделирование» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.
Уроки, ориентированные на моделирование, должны выполнять развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного моделирования.
В программе кружка отображаются наиболее существенные стороны линии «Моделирование».
Основной целью учителя при изучении данной темы является умение показать, что использование компьютера для решения задач основывается на глубоком понимании смысла звеньев основной технологической цепочки (объект – информационная модель – алгоритм – программа – результат – объект) и отношений между ними. При этом ключом к умению правильно и эффективно использовать компьютер является понимание метода информационного моделирования. Основным результатом изучения данной темы, считаю, формирование системно-информационной картины мира через освоение основных понятий моделирования.
Содержательная линия «Моделирование» – одна из новых в курсе информатики, поэтому выделение в ее рамках основных понятий и разработка методики преподавания еще не завершена.
Программа курса включает материал более углубленного изучения одного из важнейших разделов информатики – моделирования и формализации. Курс является интегрированным с различными предметными областями учебной программы 5-ого класса:
- Изучение этапов моделирования;
- Моделирование на графах;
- Моделирование геометрических построений;
- Моделирование геометрических инструментов;
- Табличное моделирование;
- Моделирование случайных событий;
- Моделирование физических процессов.
Программа представляет интерес для широкого круга школьников, стремящихся овладеть современными компьютерными технологиями, а так же глубоко понимать процессы и явления из различных предметных областей, систематизировать и исследовать их с помощью компьютерного моделирования.
Цели:
- повышение компьютерной грамотности и культуры, расширение
научного кругозора учащихся через моделирование процессов, явлений
и объектов ;
- развитие познавательного интереса учащихся в их стремлении к
самообразованию методами проектно-исследовательской деятельности; - формирование понятия моделирования как метода познания окружающего мира и познакомить учащихся с возможностью исследований с помощью компьютерных прикладных программ.
Задачи:
Образовательные:
- Обучающиеся должны научиться самостоятельно моделировать с помощью компьютера информационные цифровые объекты, процессы и явления из различных предметных областей в соответствии с программой 5-ого класса.
- Обучающиеся должны научиться использовать метод проверки в процессе моделирования, анализировать полученные данные.
- Формирование представлений о моделировании с помощью компьютерных прикладных программ.
- Формирование умений и навыков работы за ПК, обработки задач (компьютерный эксперимент).
- Повышение уровня знаний учащихся об использовании моделирования в решении экономических, биологических, математических задач.
- Освоение теоретических знаний о современных моделях.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;
- Воспитание навыков бережного отношения к компьютерной технике, грамотной эксплуатации.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
- Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления больше изучать информатику;
- Развитие навыков общения, оформления творческих работ с использованием ПК;
- Формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений на занятиях кружка в повседневной жизни, в будущем.
- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, целеустремленность и результативность в процессе учебной деятельности, социальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность системного характера мышления школьников
Предметные результаты –
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины;
- выработка осознанных навыков в работе с компьютером и программными средствами;
- выработка навыков анализа и самоанализа.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | Сроки изучения | Основное содержание темы | Универсальные учебные действия |
1. | Введение. В мире моделей. | 8 | 01.09 – 22.09. 2022 | Модели, отношения между объектами; Сопоставление модели и объекта, нахождение существенных признаков объектов для создания моделей | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. |
2. | Натурные модели и их назначение. | 8 | 29.09 – 20.10. 2022 | Натурные модели, примеры из жизни, модели в интернете, их классификация по назначению, цели создания натурных моделей. | |
3. | Компьютерные информационные модели | 16 | 27.10 - 22.12. 2022 | Представления о математических моделях как разновидности информационных моделей; работа с таблицами, схемами, графиками; моделирование лабиринтов, сказочного образа, мозаичной картинки. | |
4. | Модели на графах. Динамические информационные модели | 40 | 12.01 – 08.06. 2023 | Моделирование отношений между объектами в виде граф. Виды графов; Иерархические системы и деревья. Сети. Семантические сети. Построение граф. Решение задач с помощью графов. Динамические модели в среде:- электронных таблиц. (Решение задач с использованием табличного процессора Excel, числовой метод, графический метод) ; - графического редактора Paint (геометрический метод построений); - редактор презентаций PowerPoint (моделирование движений, анимации) Создание своего проекта методом компьютерного моделирования | Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из физической формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации; умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание |
1. | 01.09 | Понятие модели. Модели вокруг нас: в быту, в школе, в природе, на компьютере, на производстве и т.д. | |
2. | 01.09 | Понятие модели. Модели вокруг нас: в быту, в школе, в природе, на компьютере, на производстве и т.д. | |
3. | 08.09 | Классификация моделей. Информационные и натурные модели. | |
4. | 08.09 | Классификация моделей. Информационные и натурные модели. | |
5. | 15.09 | Практическая работа № 1 «Определяем виды моделей». | |
6. | 15.09 | Практическая работа № 1 «Определяем виды моделей». | |
7. | 22.09 | Практическая работа № 2 «Модели в природе и в быту». | |
8. | 22.09 | Практическая работа № 2 «Модели в природе и в быту». | |
9. | 29.09 | Натурные модели, сделанные из бумаги. Лента Мебиуса. | |
10. | 29.09 | Натурные модели, сделанные из бумаги. Лента Мебиуса. | |
11. | 06.10 | Натурные модели, сделанные из пластилина. | |
12. | 06.10 | Поиск моделей в интернете. | |
13. | 13.10 | Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов, моделей». | |
14. | 13.10 | Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов, моделей». | |
15. | 20.10 | Моделирование линейки и транспортира. | |
16. | 20.10 | Моделирование линейки и транспортира. | |
17. | 27.10 | Моделирование циркуля. | |
18. | 27.10 | Построение геометрических фигур. | |
19. | 10.11 | Моделирование плана квартиры. | |
20. | 10.11 | Моделирование плана квартиры. | |
21. | 17.11 | Моделирование безопасной дороги. | |
22. | 17.11 | Моделирование безопасной дороги. | |
23. | 24.11 | Моделирование безопасной дороги. | |
24. | 24.11 | Моделирование безопасной дороги. | |
25. | 01.12 | Моделирование ковра, дорожки. | |
26. | 01.12 | Моделирование ковра, дорожки. | |
27. | 08.12 | Моделирование ковра, дорожки. | |
28. | 08.12 | Моделирование ковра, дорожки. | |
29. | 15.12 | Мозаичная картинка «Село». | |
30. | 15.12 | Мозаичная картинка «Село». | |
31. | 22.12 | Буклет «Новый Год». | |
32. | 22.12 | Буклет «Новый Год». | |
33. | 12.01 | Создание мульти героя. | |
34. | 12.01 | Создание мульти героя. | |
35. | 19.01 | Метод обрезания картинок. | |
36. | 19.01 | Метод обрезания картинок. | |
37. | 26.01 | Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов, моделей». | |
38. | 26.01 | Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов, моделей». | |
39. | 02.02 | Мозаичная картинка «Город». | |
40. | 02.02 | Мозаичная картинка «Город». | |
41. | 09.02 | Приглашение на праздник, День рождения | |
42. | 09.02 | Приглашение на праздник, День рождения | |
43. | 16.02 | Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора». | |
44. | 16.02 | Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора». | |
45. | 02.03 | Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные модели». | |
46. | 02.03 | Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные модели». | |
47. | 16.03 | Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические модели». Анимация. Лабиринт | |
48. | 16.03 | Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические модели». Анимация. Лабиринт | |
49. | 23.03 | Практическая работа № 8 «Создаем графические модели». Анимация. Лабиринт. | |
50. | 23.03 | Практическая работа № 8 «Создаем графические модели». Анимация. Лабиринт. | |
51. | 30.03 | Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели». | |
52. | 30.03 | Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели». | |
53. | 06.04 | Практическая работа № 10 «Моделирование лабиринта». | |
54. | 06.04 | Практическая работа № 10 «Моделирование лабиринта». | |
55. | 13.04 | Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели». | |
56. | 13.04 | Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели». | |
57. | 20.04 | Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели». | |
58. | 20.04 | Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели». | |
59. | 27.04 | Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные модели». Портфель ученика. | |
60. | 27.04 | Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные модели». Портфель ученика. | |
61. | 04.05 | Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». | |
62. | 04.05 | Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». | |
63. | 11.05 | Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». | |
64. | 11.05 | Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». | |
65. | 18.05 | Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья». | |
66. | 18.05 | Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья». | |
67. | 25.05 | Практическая работа № 15 «Создаем анимацию». | |
68. | 25.05 | Практическая работа № 15 «Создаем анимацию». | |
69. | 01.06 | Практическая работа № 16 «Создаем анимацию движения». Времена года | |
70. | 01.06 | Представляем анимацию в пришкольном оздоровительном лагере. | |
71. | 08.06 | Демонстрация проектов в пришкольном оздоровительном лагере. | |
72. | 08.06 | Демонстрация проектов в пришкольном оздоровительном лагере. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- И. Семакин, Информатика. Базовый курс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- И. Семакин, Е. Хеннер, Информатика. Задачник-практикум в 2т., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- И. Семакин, Е. Хеннер. Информационные системы и модели. Элективный курс. Учебное пособие: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- И. Семакин, Е. Хеннер. Информационные системы и модели. Элективный курс. Практикум: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- А. Гейн, Моделирование и формализация. М., Газета Информатика, Издательский дом «Первое сентября», 2003.
- О. Мясникова, Моделирование и формализация в курсе информатики. М., Газета Информатика, Издательский дом «Первое сентября», 2003-2004.
- Практикум-задачник по моделированию. Под редакцией профессора Н.В. Макаровой 2004 г.