12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галузина Лариса Алексеевна576
Россия, Алтайский край, Рубцовск


 Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа художественной направленности

«Чудо-тесто», возраст обучающихся: 7-8 лет


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное наименование


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудо-тесто»

Автор-составитель

Галузина Лариса Алексеевна

География реализации

КГБОУ «РОШИ № 1»

г. Рубцовска Алтайского края

Адресат программы

7-8 лет

Срок реализации

1 год

Направленность программы

Художественная

Вид программы

Модифицированная (адаптированная)

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и возможностей ребенка через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

Планируемые результаты

Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы

Практические умения и навыки.

Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.





















Пояснительная записка

При разработке использовались следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N52831);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N1726-р»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Распоряжение администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмо Министерства образования и науки от 29 марта 2016 года

ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей»

Направленность программы 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа   «Чудо-тесто» является программой художественной направленности, предполагает групповой уровень освоения знаний и практических навыков, пофункциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – кратковременной (1 год обучения).

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств и развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами.

Новизна программы

Новизна программы состоит в использовании в образовательном процессе нетрадиционных техник и технологий для передачи художественного образа; информационных технологий с целью формирования у детей восприятия красоты в природе, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; расширении представлений и умений в использовании новых технологий и

техник в работе с пластическими материалами.

Педагогическая ценность программы

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. При работе развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель: Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и возможностей ребенка через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с новым видом деятельности – лепкой из соленого теста (тестопластикой, ее возможностями)

- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления поделок из соленого теста

- обучить практическим навыкам работы с тестом

- овладевать умениями работы из целого куска и из отдельных частей

- учить лепить, используя в работе различные способы: пластический, конструктивный, комбинированный

- закреплять различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание)

Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую моторику, зрительную двигательную координацию и тактильную чувствительность рук

- способствовать развитию психических процессов: восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения

- способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата

- воспитывать умение ценить и уважать свой собственный труд и труд сверстников.

- воспитывать у детей эстетическое восприятие, положительное отношение к работе с тестом, стремление сделать красивую вещь.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:

-повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

-синхронизирует работу обеих рук;

-Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

-формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

-способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

В работе с детьми используются три вида лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Материальное оснащение занятий кружка «Чудо-тесто» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: конкурс, выставка;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы:

В кружке участвуют воспитанники школьного возраста от 13 до 16 лет.

Образовательный процесс проводится во время учебного года с 01 октября текущего года по 30 апреля следующего года.

Занятия по дополнительным общеобразовательным программам проводятся во второй половине дня, занятия в группе ведутся строго по расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждается директором школы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1 час (по 30 минут с перерывом 10 минут)

Календарный учебный график дополнительного образования детей

по рабочей программе «Чудо-тесто»

художественной направленности

Срок реализации программы – 1 год, 1 час в неделю


День недели

Количество часов

Время

1

Понедельник



2

Вторник



3

Среда



4

Четверг

1

16.00-17.00

5

Пятница



6

Суббота


Выходной

7

Воскресенье


Выходной


Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста

1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.

2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.

3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.

4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).

5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.

Приспособления

-стеки,

-расческа

-формочки

-зубочистки

-кисточки

-печатки

-колпачки от фломастеров

-стакан с водой (для склеивания деталей между собой)

-крупы (горох, гречка, рис, фасоль)

-макаронные изделия

Рецепты соленого теста

Рецепт № 1

2 стакана муки 1 стакан соли 3/4 стакана воды

Рецепт № 2

2 стакана муки 1 стакан соли 1 стакан клейстера

Рецепт № 3

2 стакана муки 1 стакан соли 100 г клея ПВА 80 г стакана воды

Рецепт № 4

2 стакана муки 1 стакан соли 3/4 стакана воды 2 ст. ложки сухого обойного клея

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы

2. Практические умения и навыки.

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.

Знания:

1. Правил техники безопасности;

2. Названий и назначения инструментов для лепки;

3. Названий основныхингредиентов для приготовления солёного теста;

4. Правил организациирабочего места;

5. Приёмов работы с соленым тестом.

Умения:

1. Изготавливать отдельные лепные элементы;

2. Соединять элементы в единое изделие.

3. Раскрашивать изделие.

Навыки:

1. Работы с художественными материалами: гуашь, солёное тесто;

2. Работы с цветом и формой;

3. Совместной работы.

Формы промежуточной аттестации:

участие членов объединения в школьных, городских, окружных и краевых соревнованиях, выставках детского творчества

активность учащихся в процессе занятий, стабильная посещаемость;

Регулярное участие в школьных выставках детского творчества, приуроченных к различным общешкольным мероприятиям;

Ежегодно лучшие достижения детей демонстрируются на различных краевых, всероссийских конкурсах, выставках и фестивалях.

Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся –безоценочная.

Содержание программы

Знакомство с техникой работы с соленым тестом.

«Путешествие в царство Соленого государства».Знакомство с особенностями лепки из соленого теста и с назначением инструментов и приспособлений. Техника работы.

Изготовление сувениров.

 «Солнышко». Работа с цветным тестом. Скатывание «колобков» и расплющивание шара в «лепешки»

 «Подсолнушки – маленькие солнышки».

«Печенье для кукол». «Выпекание» необычного печенья, украшение с помощью соломинок из коктейля, зубочистки и кондитерской посыпки.

«Баранки для медвежонка». Раскатывание из шарика длинные формы (колбаски).Соединение концов с помощью воды.

 «Медальон для мамочки». Раскатывание круговыми движениями теста, расплющивание пальцами, превращение в лепешку. Украшение бисером, используя для соединения воду.

«Морковка для зайчонка». Использование дополнительного материала для полного завершения образа

«Осеннее дерево» (коллективная работа). Лепка из теста «листочков» (путем раскатывания шариков и расплющивания. Использование стеки для нанесения прожилок листочка;

«Снеговик». Лепка предметов круглой формы, разной величины. Соединение частей, прижимая их друг другу и используя при этом зубочистку и воду;

 «Новогодняя красавица». Раскатывание теста скалкой и вырезание формочки елки. Раскрашивание.

«Подсвечник». Раскатывание теста в тонкий пласт с помощью скалки. Вырезание формы в виде звездочки. Изготовление углубления (место для свечки)

 «Забавные рыбки». Деление куска теста на 2 части. Раскатывание круговыми движениями тесто, расплющивание теста пальцами, превращая в лепешку одну часть теста (туловище рыбки, Раскатывание колбасок из второй части теста (3–на хвост, 2-на плавники).Раскрашивание.

 «Подарок для папы. Автомобиль» .Раскатывание  теста в тонкий пласт с помощью скалки, вырезание формы в виде машины. Раскрашивание.

 «Бусы для мамы». Технические навыки и приемы лепки из соленого теста. Лепка из частей, разделяя кусок теста на части одинаковые по размеру. Работа с тестом разных цветов Раскатывание круговыми движениями – шариков, прокалывание зубочисткой и нанизывание на нить, чередуя по цвету.

 «Цветок для бабушки». Технические навыки и приемы лепки из соленого теста. Лепка из частей, разделяя кусок теста на части одинаковые по размеру. Работа с тестом разных цветов Раскатывание круговыми движениями – шариков, прокалывание зубочисткой и нанизывание на нить, чередуя по цвету.

«Улитка». Раскатывание куска теста прямыми движениями, получая длинную «колбаску». Приплющивание в виде улитки. Поиск способов дополнения образа (ротик, глазки и др.) из бросового материала.

 «Бабочки и стрекозы» (коллективная работа) Лепка предметов круглой формы, разной величины. Соединение частей, прижимая их друг другу и используя при этом зубочистку и воду. Раскрашивание.


Учебно-тематический план программы


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с техникой работы с соленым тестом.

3


3

-

2

Изготовление сувениров.

20

2

22


ИТОГО:

27ч

5

22


Календарно – тематическое планирование объединения художественной направленности «Чудо-тесто»

Тема занятия

Дата

Знакомство с техникой работы с соленым тестом-3 ч.


1

«Путешествие в царство Соленого государства».

03.10

2

Знакомство с особенностями лепки из соленого теста и с назначением инструментов и приспособлений.

10.10

3

Техника работы.

17.10

Изготовление сувениров-22ч.

4

«Солнышко». Работа с цветным тестом. Скатывание «колобков» и расплющивание шара в «лепешки»

24.10

5

«Подсолнушки – маленькие солнышки».

07.11

6

«Печенье для кукол». «Выпекание» необычного печенья, украшение с помощью соломинок из коктейля, зубочистки и кондитерской посыпки.

14.11

7

«Баранки для медвежонка». Раскатывание из шарика длинные формы (колбаски).Соединение концов с помощью воды.

21.11



8

«Медальон для мамочки». Раскатывание круговыми движениями теста, расплющивание пальцами, превращение в лепешку.

28.11

9

Украшение бисером, используя для соединения воду

05.12

10

«Морковка для зайчонка». Использование дополнительного материала для полного завершения образа.

12.12

11


«Осеннее дерево» (коллективная работа). Использование стеки для нанесения прожилок листочка.

19.12

12

«Снеговик». Лепка предметов круглой формы, разной величины. Соединение частей, прижимая их друг другу и используя при этом зубочистку и воду.

26.12

13

 «Новогодняя красавица». Раскатывание теста скалкой и вырезание формочки елки.

16.01

14

Раскрашивание.

23.01

15


«Подсвечник». Раскатывание теста в тонкий пласт с помощью скалки. Вырезание формы в виде звездочки. Изготовление углубления.

30.01

16

«Забавные рыбки». Деление куска теста на 2 части. Раскрашивание.

06.02

17

«Подарок для папы. Автомобиль» .Раскатывание  теста в тонкий пласт с помощью скалки, вырезание формы в виде машины. Раскрашивание.

13.02

18

«Бусы для мамы». Технические навыки и приемы лепки из соленого теста.

20.02

19

Работа с тестом разных цветов. Раскатывание круговыми движениями шариков, прокалывание зубочисткой и нанизывание на нить, чередуя по цвету.

27.02

20

 «Цветок для бабушки». Лепка из частей, разделяя кусок теста на части одинаковые по размеру.

05.03

21

«Улитка». Раскатывание куска теста прямыми движениями, получая длинную «колбаску».

12.03

22

Приплющивание в виде улитки. Поиск способов дополнения образа (ротик, глазки) из бросового материала.

19.03

23

«Бабочки и стрекозы» (коллективная работа).

02.04

24

Лепка предметов круглой формы, разной величины.

09.04

25

Соединение частей, прижимая их друг другу и используя при этом зубочистку и воду.

16.04

26

Раскрашивание сувениров.

23.04

27

Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными обучающимися за год.

30.04


Итого часов

27ч.

Литература:

1. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.

2. Кискальт И. Солѐное тесто. - М.: Профиздат, 2007.

3. Михайлова И. Лепим из солѐного теста. - М.: «Эксмо», 2004

4. Романовская А. Л. Поделки из солѐного теста. – М.: АСТ; 2006.

5. Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок.

6. Хананова И. Соленое тесто.

7. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.