Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по английскому языку "My English"
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мой английский» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Английский в фокусе» под редакцией И.И. Быковой, М.Д. Поспеловой и др. и реализует общеинтеллектуальное направление.
Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Эти основные аспекты или идеи и заложены в рабочей программе внеурочной деятельности .
В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Внеурочная работа кружка «Мой английский» позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, в значительной мере усилить мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм, повысить самооценку и успеваемость отстающих учащихся. Также кружок имеет страноведческий характер и способствует интеллектуальному развитию детей через приобщение к культуре и традициям страны изучаемого языка. Работа кружка строится на принципах добровольности, активности и заинтересованности школьников.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития учащихся, формирование их коммуникативных и социальных навыков.
Для достижения поставленной цели данная программа решает ряд взаимосвязанных задач, группирующихся по трём направлениям: предметное, метапредметное и личностное.
Предметные задачи
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: повысить технику чтения на иностранном языке, научить своевременно замечать и применять правила чтения тех или иных буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах, соблюдать ударения и интонацию, характерные для английской речи, а так же обращать внимание на логические паузы в предложениях.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных заданий и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний.
4) В области письма: обучать написанию новых слов и выражений по памяти. Формирование навыков написания небольших сообщений, личного письма, открытки, поздравления.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи ранее изученных и новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиоматериалов.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
Метапредметные задачи
Развивать у учащихся мышление, внимание, воображение, память.
Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи
Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.
Познакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка
Организовывать анализ прослушанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий.
Формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка.
Способствовать формированию толерантности и уважения к другой культуре
Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность)
Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:
- принцип коммуникативной направленности (создание условие для коммуникации)
- принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия (максимальная реализация индивидуальных способностей учащихся через коллективные формы работы)
- принцип доступности и посильности (учет специфики и возможностей возраста)
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста , на усиление деятельного характера обучения в целом. Курс внеурочной деятельности «Мой английский» позволяет увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Моя семья и я: Моя семья. Мой дом. Мои увлечения.
Мир вокруг меня. Мои друзья.
Страна изучаемого языка. Великобритания. Лондон. Праздники и традиции. Королевская семья.
В стране фантазий. Праздники. Поговорим о будущем.
Программа представляет собой курс для детей младшего школьного возраста(4 класс), рассчитана на 35 часов в год при проведении занятий: 1 час в неделю.
Эффективность и результативность внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.
Планируемые результаты.
Основанием для выделения требований, к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами являются:
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения курса английского языка являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатами изучения курса английского языка являются: овладение представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
В коммуникативной сфере – владение английским языком как средством общения(формирование речевой компетенции)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/семье/друге, описывать предмет/картинку, кратко характеризовать персонаж.
В аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
В чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию.
В письменной речи:
владеть техникой письма;
писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различение на слух изученных звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений;
- умение делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения.
Социально-культурная осведомлённость:
- знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англоговорящих странах.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли;
- умение систематизировать слова, например по тематическому принципу;
- умение пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
- совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
-умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
- умение пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией),
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
-чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
В трудовой сфере:
-умение следовать намеченному плану в своём учебном труде;
умение вести словарь.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Темы раздела | Количество часов |
1 | Моя семья и я (9ч) | Знакомство | 1 |
2 | | Глагол have/has got | 1 |
3 | | Моя семья | 1 |
4 | | Глаголы действительного залога в Present Simple (Настоящее простое) | 2 |
5 | | Общие вопросы | 1 |
6 | | Мои увлечения | 1 |
7 | | Обороты There is/are | 1 |
8 | | Мой дом | 1 |
9 | Страна изучаемого языка (14 ч) | Великобритания | 1 |
10 | | Знакомимся с достопримечательностями | 1 |
11 | | Глаголы must и may | 1 |
12 | | Государственные символы Великобритании | 1 |
13 | | Числительные | 1 |
14 | | Лондон | 1 |
15 | | Предлоги места и направления. | 1 |
16 | | Традиции. | 1 |
17 | | Праздник Halloween: история, традиции и символы | 1 |
18 | | Глаголы действительного залога Past Simple | 3 |
19 | | Праздники. Рождество | 1 |
20 | | Королева Елизавета, ее резиденция. Королевская семья. | 1 |
21 | В стране фантазий (8 ч) | Даты. Праздники. | 1 |
22 | | Употребление артиклей. | 1 |
23 | | Праздники. День рождения | 1 |
24 | | Глаголы действительного залога в Future Simple. | 3 |
25 | | Поговорим о будущем | 1 |
26 | | Пишем письма друзьям | 1 |
27 | Мир вокруг меня (4 ч) | Мои друзья | 1 |
28 | | Время. | 1 |
29 | | Я люблю путешествовать | 1 |
30 | | Викторина «Мы знаем английский» | 1 |