Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 4–5 лет на основе методики Л.Г. Петерсон
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №46»
Рабочая программа
«Занимательная математика»
(познавательное развитие)
Возраст детей: 4,5 -5,5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Кондратьева Наталья Николаевна,
воспитатель
г.о. Электросталь 2020 г.
Пояснительная записка | Стр. 3 |
Актуальность, Цель, Задачи программы | Стр. 3 - 4 |
Принципы, Отличительные особенности программы | Стр. 4 |
Планируемые результаты | Стр. 5 |
Тематический план | Стр.6 |
Диагностика | Стр. 10 |
Перспективное планирование | Стр. 13 - 21 |
Методическое обеспечение программы | Стр. 22 |
Список литературы | Стр. 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от
следующих уровней – начального и основного общего образования –
заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется
не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности.
Именно поэтому программа «Занимательная математика» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как, игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.
Актуальность разработки программы кружка «Занимательная математика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей дошкольного возраста.
Цель данной программы – формировать элементарные математические представления у детей.
Задачей программы является развитие:
- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно - исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- мелкой моторики;
В основу программы положены следующие принципы:
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослого;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Отличительные особенности программы:
Программа «Занимательная математика» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. В своей деятельности я использую комплексный подход, направленный на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Программа предназначена для детей 4,5 -5,5 лет.
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май) . Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество занятий – 32 занятия.
Планируемые результаты
У детей освоивших программу сформированы следующие знания, умения и навыки:
- количественный и порядковый счет в пределах десяти предметов ;
- продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком умение самостоятельно составлять подобные ряды;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;
- находить в простейших случаях общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент;
- соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов.
- сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 8.
- правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
- распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
В качестве форм отслеживания и фиксации результатов программы используется журнал посещаемости, материалы анкетирования родителей, фото занятий, отзывы родителей.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми Программы
-открытые показы родителям, педагогам
-организация выставок детских работ и открытых занятий
Материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационный материал «Игралочка .Математика для детей 4-5 лет». Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- Учебная тетрадь «Игралочка. Математика для детей 4-5 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- Раздаточный материал тетрадь «Игралочка. Математика для детей 4-5 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- цветные карандаши, пеналы.
- счетный материал
Тематический план
Месяц | № п/п | Тема | Продолжительность занятия | Диагностика | |
Октябрь | 1 | Повторение: число и цифра 3; понятия «больше-меньше»; «длиннее-короче» | 25 минут | Середина октября (см. Диагностическую карту) | |
2 | Понятия «Раньше, позже» | 25минут | |||
3 | Сравнение по высоте | 25минут | |||
4 | Счет до четырех. Число и цифра 4. Понятия «направо-налево» | 25 минут | |||
Всего: 1час 40 минут | |||||
Ноябрь | 1 | Квадрат | 25 минут | | |
2 | Куб. Понятия «справа-слева». Предлоги « на, под» | 25минут | |||
3 | Понятия «вверху-внизу» «Круг-квадрат» | 25 минут | |||
4 | Сравнение по ширине | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Декабрь | 1 | Счет до пяти. Число и цифра 5 | 25минут | ||
2 | Овал | 25минут | |||
3 | Понятия «внутри, снаружи». Числа 1-5. | 25минут | |||
4 | Понятия «впереди, сзади, между» | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Январь | 1 | Пара | 25минут | ||
2 | Прямоугольник. Числа 1-5 | 25минут | |||
3 | Числовой ряд | 25минут | |||
4 | Ритм | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Февраль | 1 | Счет до шести. Число и цифра 6. | 25минут | ||
2 | Порядковый счет. Раньше-позже. Слева-справа. | 25минут | |||
3 | Сравнение по длине | 25минут | |||
4 | Счет до семи. Число и цифра 7 | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Март | 1 | Числа и цифры 1-7. Ритм. | 25минут | ||
2 | Сравнение по толщине | 25минут | |||
3 | Выше, ниже | 25минут | |||
4 | План (карта путешествий) | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Апрель | 1 | Счет до восьми. Число и цифра 8 | 25минут | ||
2 | Цилиндр | 25минут | |||
3 | Конус | 25минут | |||
4 | Призма | 25минут | | ||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Май | 1 | Пирамида | 25минут | Середина мая (см. Диагностическую карту) | |
2 | Повторение | 25минут | |||
3 | Повторение | 25минут | |||
4 | Повторение | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Итого: 32 занятия , 13 часов 20 минут |
Диагностическая карта
Руководитель:____Кондратьева Н.Н.________________________________
№ П/П | Фамилия, имя ребенка | | Умения и навыки детей | ||||||||||||||||||||
Знают количественный и порядковый счет в пределах десяти предметов | Сравнивают предметы по длине, ширине, высоте, вместимости | Находят общий признак в совокупности предметов | Соотносят запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов | Распознают простейшие геометрические фигуры, находят в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. | Устанавливают пространственно-временные отношения, находят последовательность событий и нарушение последовательности. | Вывод | |||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||||||||||
1. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
2. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
3. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
4. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
5. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
6. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
7. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
8. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
9. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
10. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
11. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
12. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
13. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||
14. | | | | | | | | | | | | | | | |
Уровень подготовки:
В – высокий Н – начало года
С – средний К – конец года
Н – низкий
Высокий уровень: ребенок выполняет действия безошибочно, не испытывая затруднений
Средний уровень: ребенок выполняет действия, допуская некоторое количество ошибок, с затруднениями
Низкий: ребенок испытывает существенные трудности при выполнении задания, часто допускает ошибки
Перспективное планирование
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 Повторение: число и цифра 3; понятия «больше-меньше»
Цель: соотносить запись чисел 1-3 с количеством и порядком элементов; повторить понятия «больше-меньше», «длиннее – короче»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Пересчитай предметы», «Найди пару», «Нарисуй
картину», «Третий лишний». Работа в тетради «Игралочка»
Занятие 2 Понятия «Раньше, позже»
Цель: закрепить понятия «раньше-позже»; упражнять в определении последовательности событий; повторение: число и цифра 3.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Фотографии», «Назови правильно», «Разложи по
порядку». Физкультминутка «Дикие – домашние».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 3 Сравнение по высоте
Цель: : закреплять умение сравнивать несколько предметов по высоте; результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Синий дом выше, чем зеленый, а желтый дом – самый низкий».
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в городе. Игровая
деятельность: игра «Подбери дома», «Деление на
команды», «По росту – становись!», «Сруби елку».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 4 Счет до четырех. Число и цифра 4. Понятия «направо-налево»
Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 4, умение образовывать число 4 на основе сравнения двух групп предметов; закрепить понятия «направо-налево»; продолжить учить местоположение окружающих людей и предметов относительно себя.
Содержание деятельности: Дидактическая игра с карточками «Уберем игрушки».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Найди подарок», «Выложи узор».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
НОЯБРЬ
Занятие 1 «Квадрат»
Цель: закрепить представление о геометрической фигуре «квадрат», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина).
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в Магазине. Игровая
деятельность: игра «Магазины». Включение нового
знания в систему знаний ребенка и повторение: игра
«Квадрат», «Игра в палочки», «Поездка на автобусе».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2
Тема 2 «Куб» . Понятия «справа-слева». Предлоги « на, под»
Цель: : закрепить представление о геометрической фигуре «куб», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (куб, шар) по качественным признакам ( цвет, форма, величина). Повторить понятия «справа-слева», пространственные предлоги «на, под»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.
Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2
Занятие 3 Понятия «вверху-внизу». «Круг-квадрат»
Цель: закреплять пространственные представления и умение использовать слова «вверху-внизу»; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинакового размера; повтогрить геометрические формы «круг и квадрат»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Найди свое место», «Расставь посуду».
Физкультминутка «Наведи порядок». Дидактическая
игра: «Накрой на стол», «Что где?». Работа в тетради «Игралочка», ч2
Занятие 4 Сравнение по ширине
Цель: упражнять в сравнении предметов по ширине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: узкий, уже, самый узкий, широкий, шире, самый широкий.
Содержание деятельности :. Введение в игровую ситуацию: в лесу. Игровая
деятельность: игра «Билет на поезд», «По ягоды».
Физкультминутка «Отдых в лесу», «Ягодка для мамы».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра с раздаточным материалом «Письмо
друзьям», «Вкусные ягоды». Работа в тетради «Игралочка», ч2
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 Счет до пяти. Число и цифра 5
Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая
деятельность: игра «Магазины». Включение нового
знания в систему знаний ребенка и повторение: игра
«Квадрат», «Игра в палочки», «Поездка на автобусе»,
Работа в тетради «Игралочка», ч2
Занятие 2 Овал
Цель: : закрепить представление о геометрической фигуре «овал», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (овал,квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина).
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гости в страну
геометрических фигур. Игровая деятельность: игра
«Поезд», «Наведем порядок». Включение нового
знания в систему знаний ребенка и повторение: игра
«Положи в коробку», «На полянке». Физкультминутка
«Поезд». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Тема 3 Понятия «внутри-снаружи» . Числа 1-5.
Цель: закрепить понятия «внутри-снаружи», учить определять местоположение предметов и обозначать его словами «внутри-снаружи», учить соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком элементов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Белочки», «Бабушкины запасы». Пальчиковая
гимнастика «Засолка капусты». Работа в альбоме
«Игралочка», ч.2.
Занятие 4 Понятия «впереди, сзади, между»
Цель: повторить понятия «впереди, сзади, между»; продолжить учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами «впереди, сзади, между»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гости к сказке.
Игровая деятельность: игра «Поезд», «Репка», «Что
изменилось?», «Найди пару», «Художники». Работа в
альбоме «Игралочка», ч.2.
ЯНВАРЬ
Занятие 1 «Пара»
Цель: формировать представления о парных предметах, учить находить парные предметы в окружающей обстановке; познакомить с понятием «парные и непарные предметы»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: игры зимой. Игровая
деятельность: игра «Парные предметы».
Физкультминутка «На катке», «Холодно». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и повторение:
игра «Подбери лыжи», «Найди варежку». Работа в
тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 2 Прямоугольник . Числа 1-5.
Цель: закрепить представление о геометрической фигуре «прямоугольник», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (прямоугольник, овал,квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина); учить соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком элементов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в театре. Игровая
деятельность: игра «Билеты в театр», «Спектакль».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Мост», «Лодочка», «Подбери по
форме». Физкультминутка «Тропинка». Работа в тетради «Игралочка», ч2
Занятие 3 Числовой ряд
Цель: учить расставлять числа в цифровом ряду; учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в город, где живут
числа. Игровая деятельность: игра «Домики».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра “Прятки”, “Клумбы”.
Физкультминутка “Велосипед”. Работа в альбоме «Игралочка», ч2
Тема 4 Ритм
Цель: познакомить детей с понятием «ритм» ; формировать умение находить ритмические закономерности в окружающей действительности (например, чередование времен года, частей суток итд); учить самостоятельно находить и создавать ритмические последовательности
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Времена года». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «В разном ритме», «Орнаменты»,
«Найди пару», «Выложи орнамент». Работа в тетради
«Игралочка», ч.2.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1 Счет до шести. Число и цифра 6.
Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 6, умение образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 6 с помощью различных анализаторов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: летом в лесу. Игровая
деятельность: игра с раздаточным материалом «В
лесу», «Сорока». Физкультминутка «Лесорубы».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Посади дерево», «Вместе
веселей!». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 2 Порядковый счет
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 6, повторить понятия «раньше-позже» - упражнять в определении последовательности событий; повторить понятия «слева-справа» - продолжить учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами «слева-справа»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая
деятельность: игра «В магазин за покупками», «В
магазине игрушек». Включение нового знания в
систему знаний ребенка и повторение: игра «Найди
свое место». Физкультминутка «Самый быстрый».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 3 Сравнение по длине
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: длинный, длиннее, самый длинный, короткий, короче, самый короткий; формировать умение находить общий признак в совокупности предметов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая
деятельность: игра «Ленты перепутались». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и повторение:
игра «Числовой ряд», «Покупка лент». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 4 Число и цифра 7
Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 7, умение образовывать число 7 на основе сравнения двух групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 7 с помощью различных анализаторов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.
Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
МАРТ
Занятие 1 Числа и цифры 1-7
Цель: повторить числа от 1 до 7, упражнять в расстановке их в числовом ряду, в соотнесении записи с количеством и порядком элементов; упражнять в нахождении ритмических последовательностей.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гостях у сказки.
Игровая деятельность: игра «Цветик-семицветик»,
«Засели жильцов в дома», «Подбери ключи», «Сравни
по длине». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 2 Сравнение по толщине
Цель: упражнять в сравнении предметов по толщине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: толстый, толще, самый толстый, тонкий, тоньше, самый тонкий; формировать умение находить общий признак в совокупности предметов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: строим новый теремок.
Игровая деятельность: игра «Бревна». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и повторение:
игра «В лесу», «Лавочки». Работа в тетради
«Игралочка», ч.2.
Занятие 3 Выше, ниже
Цель: упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: высокий, выше, самый высокий, низкий, ниже, самый низкий
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в городе. Игровая
деятельность: игра «Подбери дома», «Деление на
команды», «По росту – становись!», «Сруби елку».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 4 План (карта путешествий)
Цель: формировать умение понимать план (например, местности, комнаты), ориентироваться в нем, закрепить понятия «направо-налево», «вперед-назад», продолжить учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами «слева-справа»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в театре”. Игровая
деятельность: игра «Покупка билетов», «Спектакль».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Деление на пары», «За грибами».
Физкультминутка «На озере». Работа в тетради «Игралочка», ч2
АПРЕЛЬ
Занятие 1 Число и цифра 8
Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 8, умение образовывать число 8 на основе сравнения двух групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 8 с помощью различных анализаторов; упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гостях у правителя
страны геометрических фигур. Игровая деятельность:
игра «Кто поедет на бал», «Дамы и кавалеры», «Обед
в замке». Включение нового знания в систему знаний
ребенка и повторе-ние: игра «Найди пару», «Нарви
цветы». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 2 Цилиндр
Цель: закрепить представление о геометрической фигуре «цилиндр», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (цилиндр,куб, шар) по качественным признакам ( цвет, форма, величина); развивать умение находить ритмические закономерности.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: новый магазин.
Игровая деятельность: игра «Магазин». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Грузчики», «Расставь по местам»,
«Фотографы», «Найди паспорт». Использование
стихотворения А.П.Тимофеевского «Цилиндр». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 3 Конус
Цель: познакомить с геометрической фигурой «конус», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры (конус, цилиндр ,куб, шар) по качественным признакам ( цвет, форма, величина); закрепить понятия «справа-слева»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: играем в игры с
геометрическими фигурами. Игровая деятельность:
игра «Отгадай, кто я?» Включение нового знания в
систему знаний ребенка и повторение: игра «Найди
похожие предметы», «Фотограф», «Рассели по
домам». Использование стихотворения
А.П.Тимофеевского «Конус». Работа в тетради «Игралочка», ч2
Занятие 4 Призма
Цель: познакомить с геометрической фигурой призма, упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в расстановке чисел в числовом ряду, в соотнесении записи с количеством и порядком элементов; упражнять в нахождении ритмических последовательностей.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гостях в садике
детишек - фигур. Игровая деятельность: игра «В
стране геометрических фигур». Физкультминутка
«Слева, справа». Работа в тетради «Игралочка», ч2
МАЙ
Занятие 1 Пирамида
Цель: познакомить с геометрической фигурой пирамида, упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в расстановке чисел в числовом ряду, в соотнесении записи с количеством и порядком элементов; повторить понятия «слева-справа»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гостях в садике
детишек - фигур. Включение нового знания в систему
знаний ребенка и повторение: игра «Найди пару»,
«Найди паспорт». Использование стихотворения
А.П.Тимофеевского «Пирамида». Работа в тетради «Игралочка», ч2
Занятие 2 Повторение
Цель: повторить геометрические фигуры: цилиндр, куб, конус, призма, шар, куб; закреплять умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: поможем жителям
геометрической страны. Игровая деятельность: игра
«Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение
жителей геометрической страны», «Поиск обратной
дороги». Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 3 Повторение
Цель: повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; закреплять умение находить ритмические последовательности; находить общий признак в совокупности предметов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.
Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок».
Работа в тетради «Игралочка», ч.2.
Занятие 4 Повторение
Цель: повторить сравнение предметов по толщине; повторить количественный и порядковый счет в пределах 8; закрепить умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Времена года». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «В разном ритме», «Орнаменты»,
«Найди пару», «Выложи орнамент». Работа в тетради
«Игралочка», ч.2.
Методическое обеспечение программы.
В своей работе с детьми я использую следующие методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой;
- частично – поисковый;
- исследовательский
воспитания:
- мотивация;
- стимулирование;
- поощрение;
- упражнение
При проведении занятий применяются различные педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности.
Каждое занятие имеет следующие этапы:
Организационный этап
Основная часть
Окончание занятия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтхауз Д. «Цвет, форма, количество» М.: Баллас, 2004
2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: Детство-Пресс, 2008
3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. Детство-Пресс,
2005
4. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 6» СПб.: Питер, 2006
5. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» М.: Баласс, 2004
6. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М.: Баласс, 2004
7. Сербина Е.В. «Математика для малышей» М.: Детство-Пресс, 2002
8. Смоленцева А.А. « Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»
М.: Владос, 2009.
9