Рабочая программа по русскому языку в 8 классе по УМК Е.А. Быстровой
«Согласовано» Руководитель МО ______________ Свиридова А.А. Протокол № 1 от 22.08.2021 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Крыловецкая Л.В. 22.08.2021 | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского ___________ Евгущенко А.М. Приказ № 184 от 23.08.2021 |
Рабочая программа по русскому языку для 8-А, 8-Б классов
на 2021-2022 учебный год
Шулиной О,В., учителя русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»
2021
- Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего (это 5-9 классы) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования , с учетом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по русскому языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.), в соответствии с Рабочей программой воспитания и основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ № 3 им.А.Невского.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 102 часа за учебный год.
Цели обучения:
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;
формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;
формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативнаякомпетенция — это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих понятий), овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая(языковедческая) компетенция представляет собой результат осмысления учащимися речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Она включает в себя знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятий, предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного состава языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Первая содержательная линия составляет «Речь», «Речевую деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).
Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. Эта содержательная линия включает разделы: «Синтаксис и пунктуация»,
«Фонетика, орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Графика, орфография», «Лексика», «Морфология».
При изучении названных разделов учащиеся получают не только соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.
В раздел включены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, знания о лингвистике как науке, элементы истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.
2.Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельно-сти в соответствии с традиционными российскими социокуль-турными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации ос-новных направлений воспитательной деятельности, в том числе
части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали-зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь-ной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима-ние роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обще-стве, формируемое в том числе на основе примеров из литератур-ных произведений, написанных на русском языке; готовность
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаи-мопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятель-ности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли-культурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос-сии; проявление интереса к познанию русского языка, к исто-рии и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоциональ-ного воздействия искусства; осознание важности художествен-ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуника-ции и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизнен-ный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое пита-ние, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил без-опасности, в том числе навыки безопасного поведения в интер-нет-среде в процессе школьного языкового образования; способ-ность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоцио-нальное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опира-ясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, при-знание своего права на ошибку и такого же права другого че-ловека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, плани-ровать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филоло-гов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение ин-дивидуальной траектории образования и жизненных планов
учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по-следствий для окружающей среды; умение точно, логично вы-ражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание гло-бального характера экологических проблем и путей их реше-ния; активное неприятие действий, приносящих вред окру-жающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
литературными произведениями, поднимающими экологи-ческие проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи-ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природ-ной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными на-выками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо получия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся услови-ям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных соци-альных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
также в рамках социального взаимодействия с людьми из дру-гой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределён-ности, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уров-ня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в со-вместной деятельности новые знания, навыки и компетен-ции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, по-нятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и ком-петенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в обла-сти концепции устойчивого развития, анализировать и выяв-лять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, дости-жения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрес-совую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившей-ся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану неболь-шое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависи-мостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, по-лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-зультатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-ния информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллю-стрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграм-мами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, пред ложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной моно-логической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать зна-чение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отно-шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу об-суждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участни-ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, иссле-дования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием ил-люстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и ин дивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно стро-
ить действия по её достижению: распределять роли, догова-риваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие реше-ния группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Планируемые предметные результаты
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |
Речь речевое общение
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, | понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. |
распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). | |
Чтение
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно- публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Говорение
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Письмо
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно- этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста | писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со |
(подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | спецификой употребления языковых средств. |
Текст
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. | создавать в устной и письменной форме учебно- научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально- деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. |
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); | различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально- деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей |
различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии | характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. |
русского языка; определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; оценивать использование основных изобразительных средств языка. | |
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
проводить фонетический анализ слова; соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтические тексты; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Морфемика и словообразование
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. | характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и |
| справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. |
Лексика и фразеология
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значении слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Морфология
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Синтаксис
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. |
Правописание: орфография и пунктуация
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. |
- Содержание учебного предмета
Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка (1ч). Речь (21 ч).
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений. Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв. Основные жанры официальноделового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности. Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк.
Повторение изученного в 5—7 классах (6 ч).Тема, основная мысль текста. Орфоэпические нормы. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Морфологические признаки слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7 ч).Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Предложение. Интонация, ее функции. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставное предложение (15 ч). Главные члены предложения (6 ч).Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (7 ч). Второстепенные члены предложения. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении.
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные (2 ч). Односоставное предложение (8 ч).Односоставные предложения, их виды. Основные группы односоставных предложений: определенноличные, неопределенноличные, безличные, обобщенноличные, назывные. Неполное предложение.
Предложения осложненной структуры (40 ч).Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (13 ч).
Средства связи однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (20 ч). Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (9 ч).Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению. Обращение. Интонация предложений с обращением
Повторение изученного (4 ч).Рекомендуемое число контрольных работ и работ по развитию речи
Вид контрольных работ | 8 класс |
Диктант | 4 |
Изложение | 3 |
Сочинение | 2 |
За год по плану 102 часа, из них:
уроков развития речи – 21 час,
(контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2),контрольных диктантов – 5, из них итоговых – 2.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||
ПЛАН | ФАКТ | ||||
1 | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | 1 | | ||
2 | Речь | Всего 21 | | ||
3 | Повторение изученного в 5-7 классах | Всего 6 | | ||
4 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение | Всего 7 | | ||
| Синтаксис как раздел грамматики | 1 | | ||
| Словосочетание | 3 | | ||
| Предложение | 3 | | ||
5 | Двусоставное предложение | Всего 15 | | ||
| Главные члены предложения | 6 | | ||
| Второстепенные члены предложения | 7 | | ||
| Предложения распространенные и нераспространенные | 2 | | ||
6 | Односоставное предложение | Всего 8 | | ||
7 | Предложения осложненной структуры | Всего 40 | | ||
| Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности | 13 | | ||
| Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности | 20 | | ||
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 9 | | ||
8 | Повторение изученного | 4 | | ||
ИТОГО | 102 часа | |
Формы и виды контроля
Диктант (контрольный, проверочный, выборочный, творческий, словарный, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, комментированный, свободный).
Комплексный анализ текста.
Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.
Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения.
Тест.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Защита проектов.
- Календарно-тематическое планирование (3 часа в неделю - 102 часа в год)
№ п/п | Учебная неделя | Раздел. Тема | Количество часов | |
План | Факт | |||
Стили речи (6+1 ч.) | ||||
1. | 1 неделя | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | 02.09.21 | |
| | Речь (повторяем и изучаем новое) | 03.09.21 | |
2. | | Текст и его признаки. Типы речи | 07.09.21 | |
3. | | Стили речи. Разговорный стиль | 09.09.21 | |
4. | 2 неделя | Научный стиль речи | 10.09.21 | |
5. | | Официально-деловой стиль речи | 14.09.21 | |
6. | | Публицистический стиль речи | 16.09.21 | |
7. | 3 неделя | Р/Р Сочинение публицистического стиля (очерк или статья в газету) | 17.09.21 | |
Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч.) | ||||
8. | | Принципы русской орфографии. | 21.09.21 | |
9. | | Типы орфограмм . | 23.09.21 | |
10. | 4 неделя | Правописание имен существительных | 24.09.21 | |
11. | | Глагол и глагольные формы | 28.09.21 | |
12. | | Правописание имен прилагательных, наречий | 30.09.21 | |
13. | 5 неделя | Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классе» | 01.10.21 | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7+1ч.) | ||||
14. | | Синтаксис как раздел грамматики | 05.10.21 | |
15. | | Словосочетание. Виды словосочетаний | 07.10.21 | |
16. | 6 неделя | Виды связи слов в словосочетании | 08.10.21 | |
17. | | Виды связи слов в словосочетании | 12.10.21 | |
18. | | Р/Р Сочинение-описание по картине | 14.10.21 | |
19. | 7 неделя | Предложение. Интонация. Логическое ударение | 15.10.21 | |
20. | | Виды предложений по цели выказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске | 19.10.21 | |
21. | | Предложения утвердительные и отрицательные | 21.10.21 | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения (6+2 ч.) | ||||
22. | 8 неделя | Подлежащее и способы его выражения | 22.10.21 | |
23. | | Сказуемое. Виды сказуемого | 26.10.21 | |
24. | | Простое глагольное сказуемое | 28.10.21 | |
25. | 9 неделя | Составное глагольное сказуемое | 29.10.21 | |
26. | | Составное именное сказуемое | 09.11.21 | |
27. | | Тире между подлежащим и сказуемым. Тестирование по теме «Главные члены предложения» | 11.11.21 | |
28. | 10 неделя | Р/Р Подготовка к сочинению | 12.11.21 | |
29. | | Р/Р Сочинение-рассуждение с использованием лингвистического материала (разные типы сказуемых) | 16.11.21 | |
Второстепенные члены предложения (7+1 ч.) | ||||
30. | | Второстепенные члены предложения | 18.11.21 | |
31. | 11 неделя | Определение. Виды определений | 19.11.21 | |
32. | | Приложение как разновидность определения | 23.11.21 | |
33. | | Дополнение. Виды дополнений | 25.11.21 | |
34. | 12 неделя | Обстоятельство. Виды обстоятельств | 26.11.21 | |
35. | | Р/Р Приемы сжатия. Сжатое изложение (по упр.21) | 30.11.21 | |
36. | | Порядок слов в предложении | 02.12.21 | |
37. | 13 неделя | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение» | 03.12.21 | |
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные (2 ч.) | ||||
38. | | Предложения распространённые и нераспространённые | 07.12.21 | |
39. | | Предложения полные и неполные | 09.12.21 | |
Односоставное предложение (9+3 ч.) | ||||
40. | 14 неделя | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | 10.12.21 | |
41. | | Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по репродукциям картин | 14.12.21 | |
42. | | Р/Р Сочинение–описание по репродукции картины (по выбору) | 16.12.21 | |
43. | 15 неделя | Определённо-личные предложения | 17.12.21 | |
44. | | Неопределённо-личные предложения | 21.12.21 | |
45. | | Обобщённо-личные предложения | 23.12.21 | |
46. | 16 неделя | Безличные предложения | 24.12.21 | |
47. | | Р/Р План текста. Подробное изложение | 28.12.21 | |
48. | | Назывные предложения | 11.01.22 | |
49. | 17 неделя | Неполное предложение | 13.01.22 | |
50. | | Подготовка к контрольной работе | 14.01.22 | |
51. | | Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения» | 18.01.22 | |
Предложения осложнённой структуры Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (14+1 ч.) | ||||
52. | 18 неделя | Средства связи однородных членов предложения | 20.01.22 | |
53. | | Одиночные и распространённые однородные члены предложения | 21.01.22 | |
54. | | Однородные главные члены предложения | 25.01.22 | |
55. | 19 неделя | Однородные второстепенные члены предложения | 27.01.22 | |
56. | | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | 28.01.22 | |
57. | | Однородные и неоднородные определения | 01.02.22 | |
58. | 20 неделя | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 03.02.22 | |
59. | | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 04.02.22 | |
60. | | Знаки препинания при однородных членах предложения | 08.02.22 | |
61. | 21 неделя | Стилистические возможности предложений с однородными членами | 10.02.22 | |
62. | | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 11.02.22 | |
63. | | Позиция обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения | 15.02.22 | |
64. | 22 неделя | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами» | 17.02.22 | |
65. | | Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта | 18.02.22 | |
66. | | Рр Изложение с элементами сочинения | 22.02.22 | |
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (21+1 ч.) | ||||
67. | 23 неделя | Предложения с обособленными членами | 24.02.22 | |
68. | | Обособленные определения | 25.02.22 | |
69. | | Несогласованные определения | 01.03.22 | |
70. | 24 неделя | Согласованные определения одиночные и распространённые | 03.03.22 | |
71. | | Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения | 04.03.22 | |
72. | | Обособленные приложения | 10.03.22 | |
73. | 25 неделя | Приложения с союзом как | 11.03.22 | |
74. | | Контрольная работа по теме «Обособленные определения» | 15.03.22 | |
75. | | Анализ и работа над ошибками контрольной работы | 17.03.22 | |
76. | 26 неделя | Обособленные обстоятельства | 18.03.22 | |
77. | | Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств | 22.03.22 | |
78. | | Особенности употребления деепричастия и деепричастного оборота | 24.03.22 | |
79. | 27 неделя | Обособленные дополнения | 25.03.22 | |
80. | | Р/Р Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме.. Их особенности. | 05.04.22 | |
81. | | Контрольная работа по теме «Обособленные обстоятельства и дополнения» | 07.04.22 | |
82. | 28 неделя | Анализ и работа над ошибками контрольной работы | 08.04.22 | |
83. | | Уточняющие члены предложения | 12.04.22 | |
84. | | Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены | 14.04.22 | |
85. | 29 неделя | Смысловые и интонационные особенности | 15.04.22 | |
86. | | Повторение и подготовка к контрольной работе | 19.04.22 | |
87. | | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | 21.04.22 | |
88. | 30 неделя | Анализ и работа над ошибками контрольной работы | 22.04.22 | |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (10 ч.) | ||||
89. | | Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них | 26.04.22 | |
90. | | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | 28.04.22 | |
91. | 31 неделя | Группы вводных конструкций по значению | 29.04.22 | |
92. | | Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста | 03.05.22 | |
93. | | Обращение, его функции и способы выражения | 05.05.22 | |
94. | 32 неделя | Обращение и знаки препинания при нём | 06.05.22 | |
95. | | Интонация предложений с обращением | 10.05.22 | |
96. | | Порядок синтаксического разбора простого предложения | 12.05.22 | |
97. | 33 неделя | Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями» | 13.05.22 | |
98. | | Анализ и работа над ошибками контрольной работы | 17.05.22 | |
Повторение изученного (4 ч.) | ||||
99. | | Тема и основная мысль текста. Словосочетание. Предложение Двусоставные предложения. | 19.05.22 | |
100. | 34 неделя | Виды односоставных предложений Предложения с однородными членами | 20.05.22 | |
101. | | 24.05.22 | | |
102. | | Анализ и работа над ошибками контрольной работы | 25.05.22 | |
| | |
- Литература и средства обучения
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М., «Русское слово» 2014. (ФГОС. Инновационная школа).
Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М., 2013. (ФГОС Инновационная школа).
Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред. Е.А. Быстровой /М.В. Бабкина. – М., 2015. (ФГОС. Инновационная школа).
2