12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шулина Оксана Владимировна9101
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского
Россия

«Согласовано»

Руководитель МО

______________ Свиридова А.А.

Протокол № 1 от 22.08.2021

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Крыловецкая Л.В.

22.08.2021

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского

___________ Евгущенко А.М.

Приказ № 184 от 23.08.2021





Рабочая программа по русскому языку для 8-А, 8-Б классов

на 2021-2022 учебный год


Шулиной О,В., учителя русского языка и литературы

государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»



2021


  1. Пояснительная записка


Примерная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего (это 5-9 классы)   составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования , с учетом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по русскому языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.), в  соответствии с Рабочей программой воспитания и основной образовательной программой  основного общего образования   ГБОУ СОШ № 3 им.А.Невского.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 102 часа за учебный год.


Цели обучения:

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативнаякомпетенция — это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих понятий), овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая(языковедческая) компетенция представляет собой результат осмысления учащимися речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Она включает в себя знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятий, предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного состава языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.


Это выделение носит условный характер, оно отражает последовательности реализации названных линий, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.

Первая содержательная линия составляет «Речь», «Речевую деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).

Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. Эта содержательная линия включает разделы: «Синтаксис и пунктуация»,

«Фонетика, орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Графика, орфография», «Лексика», «Морфология».

При изучении названных разделов учащиеся получают не только соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.

В раздел включены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, знания о лингвистике как науке, элементы истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.

2.Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельно-сти в соответствии с традиционными российскими социокуль-турными и духовно-нравственными ценностями, принятыми


обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.


Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации ос-новных направлений воспитательной деятельности, в том числе


части:


Гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали-зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь-ной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима-ние роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обще-стве, формируемое в том числе на основе примеров из литератур-ных произведений, написанных на русском языке; готовность


разнообразной совместной деятельности, стремление к взаи-мопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятель-ности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).


Патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поли-культурном и многоконфессиональном обществе, понимание

роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос-сии; проявление интереса к познанию русского языка, к исто-рии и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам


трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.


Духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.


Эстетического воспитания:


восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоциональ-ного воздействия искусства; осознание важности художествен-ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуника-ции и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:


осознание ценности жизни с опорой на собственный жизнен-ный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое пита-ние, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек (употреб­ление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил без-опасности, в том числе навыки безопасного поведения в интер-нет-среде в процессе школьного языкового образования; способ-ность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;


умение принимать себя и других, не осуждая;


умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоцио-нальное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опира-ясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, при-знание своего права на ошибку и такого же права другого че-ловека.


Трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, плани-ровать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда ­раз­личного рода, в том числе на основе применения изучае­мого предметного знания и ознакомления с деятельностью филоло-гов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение ин-дивидуальной траектории образования и жизненных планов


учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.


Экологического воспитания:


ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по-следствий для окружающей среды; умение точно, логично вы-ражать свою точку зрения на экологические проблемы;


повышение уровня экологической культуры, осознание гло-бального характера экологических проблем и путей их реше-ния; активное неприятие действий, приносящих вред окру-жающей среде, в том числе сформированное при знакомстве


литературными произведениями, поднимающими экологи-ческие проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи-ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природ-ной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками ­чтения как средства познания мира; овладение основными на-выками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо­ получия.


Адаптации обучающегося к изменяющимся услови-ям социальной и природной среды:


освоение обучающимися социального опыта, основных соци-альных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,


также в рамках социального взаимодействия с людьми из дру-гой культурной среды;


потребность во взаимодействии в условиях неопределён-ности, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уров-ня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в со-вместной деятельности новые знания, навыки и компетен-ции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, по-нятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и ком-петенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в обла-сти концепции устойчивого развития, анализировать и выяв-лять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, дости-жения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;



способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрес-совую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившей-ся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

­




Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями


Базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;


устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;


выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;


выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;


выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных


индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.


Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;


формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений


суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;


проводить по самостоятельно составленному плану неболь-шое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависи-мостей объектов между собой;


оценивать на применимость и достоверность информацию, по-лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-зультатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и


обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.


Работа с информацией:


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;


выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;


использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;


использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;


самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-ния информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллю-стрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграм-мами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;


оценивать надёжность информации по критериям, пред­ ложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.


Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями


Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции


соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной моно-логической речи и в письменных текстах;


распознавать невербальные средства общения, понимать зна-чение социальных знаков;


знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;


понимать намерения других, проявлять уважительное отно-шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу об-суждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участни-ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, иссле-дования, проекта;


самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием ил-люстративного материала.


Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и ин­ дивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

обосновывать­ необходимость применения групповых форм


взаимодействия­ при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно стро-


ить действия по её достижению: распределять роли, догова-риваться, обсуждать процесс и результат совместной­ работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);


выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;


оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.


Овладение универсальными учебными регулятивными действиями



Самоорганизация:


выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;


ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие реше-ния группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;


самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;


делать выбор и брать ответственность за решение.


Самоконтроль:


владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;


давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;


предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;


объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;­ понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.


Эмоциональный интеллект:


развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;


выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.


Принятие себя и других:


осознанно относиться к другому человеку и его мнению;


признавать своё и чужое право на ошибку;


принимать себя и других, не осуждая;


проявлять открытость;


осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


Планируемые предметные результаты

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.



Речь речевое общение












Речевая деятельность


Аудирование

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов,

понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).



Чтение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно- публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;

извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.


Говорение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать

лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;

выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно- этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

излагать содержание прослушанного или прочитанного текста

писать рецензии, рефераты;

составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,

предъявляемых к ним, и в соответствии со

(подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

спецификой употребления языковых средств.


Текст

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

создавать в устной и письменной форме учебно- научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально- деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.


Функциональные разновидности языка

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических

конструкций);

различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально- деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

создавать тексты различных функциональных стилей


различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Общие сведения о языке

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

характеризовать основные социальные функции русского языка в

России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии

характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


русского языка;

определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

оценивать использование основных изобразительных средств языка.



Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

проводить фонетический анализ слова;

соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


Морфемика и словообразование

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

различать изученные способы словообразования;

анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и



справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Лексика и фразеология

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

группировать слова по тематическим группам;

подбирать к словам синонимы, антонимы;

опознавать фразеологические обороты;

соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную

информацию в различных видах деятельности.

объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;

опознавать омонимы разных видов;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфология

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

анализировать синонимические средства морфологии;

различать грамматические омонимы;

опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Синтаксис

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

анализировать синонимические средства синтаксиса;

опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация


Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма объёме содержания курса);

объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме помощью графических символов);

обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Язык и культура


Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



  1. Содержание учебного предмета
(3 часа в неделю - 102 часа в год)


Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка (1ч). Речь (21 ч).

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений. Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв. Основные жанры официальноделового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности. Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк.

Повторение изученного в 5—7 классах (6 ч).

Тема, основная мысль текста. Орфоэпические нормы. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Морфологические признаки слов разных частей речи.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7 ч).

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Предложение. Интонация, ее функции. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Двусоставное предложение (15 ч). Главные члены предложения (6 ч).

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (7 ч). Второстепенные члены предложения. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении.

Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные (2 ч). Односоставное предложение (8 ч).

Односоставные предложения, их виды. Основные группы односоставных предложений: определенноличные, неопределенноличные, безличные, обобщенноличные, назывные. Неполное предложение.

Предложения осложненной структуры (40 ч).

Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (13 ч).

Средства связи однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (20 ч). Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (9 ч).

Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению. Обращение. Интонация предложений с обращением

Повторение изученного (4 ч).

Рекомендуемое число контрольных работ и работ по развитию речи


Вид контрольных работ

8 класс

Диктант

4

Изложение

3

Сочинение

2



За год по плану 102 часа, из них:

уроков развития речи – 21 час,

(контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2),

контрольных диктантов – 5, из них итоговых 2.


Тематическое планирование

п/п


Разделы, темы

Количество часов

ПЛАН

ФАКТ

1

Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка

1


2

Речь

Всего 21



3

Повторение изученного в 5-7 классах

Всего 6


4

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение

Всего 7



Синтаксис как раздел грамматики

1



Словосочетание

3



Предложение

3


5

Двусоставное предложение

Всего 15



Главные члены предложения

6



Второстепенные члены предложения

7



Предложения распространенные и нераспространенные

2


6

Односоставное предложение

Всего 8


7

Предложения осложненной структуры

Всего 40



Предложения с однородными членами, их интонационные и

пунктуационные особенности

13



Предложения с обособленными членами, их смысловые,

интонационные и пунктуационные особенности

20



Предложения с обращениями, вводными словами и вставными

конструкциями

9


8

Повторение изученного

4


ИТОГО

102 часа


Формы и виды контроля


Диктант (контрольный, проверочный, выборочный, творческий, словарный, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, комментированный, свободный).


Комплексный анализ текста.


Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.


Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения.


Тест.


Устное высказывание на лингвистическую тему.


Защита проектов.


    1. Календарно-тематическое планирование (3 часа в неделю - 102 часа в год)


п/п


Учебная неделя


Раздел. Тема

Количество часов

План

Факт

Стили речи (6+1 ч.)


1.


1 неделя



Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка


02.09.21





Речь (повторяем и изучаем новое)

03.09.21


2.


Текст и его признаки. Типы речи

07.09.21


3.


Стили речи. Разговорный стиль

09.09.21


4.

2 неделя

Научный стиль речи

10.09.21



5.


Официально-деловой стиль речи

14.09.21


6.


Публицистический стиль речи

16.09.21


7.

3 неделя

Р/Р Сочинение публицистического стиля (очерк или статья в газету)

17.09.21



Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч.)

8.


Принципы русской орфографии.

21.09.21


9.


Типы орфограмм .

23.09.21


10.

4 неделя

Правописание имен существительных

24.09.21



11.


Глагол и глагольные формы

28.09.21


12.


Правописание имен прилагательных, наречий

30.09.21


13.

5 неделя

Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классе»

01.10.21



Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7+1ч.)

14.


Синтаксис как раздел грамматики

05.10.21


15.


Словосочетание. Виды словосочетаний

07.10.21


16.

6 неделя

Виды связи слов в словосочетании

08.10.21



17.


Виды связи слов в словосочетании

12.10.21


18.


Р/Р Сочинение-описание по картине

14.10.21


19.

7 неделя

Предложение. Интонация. Логическое ударение

15.10.21




20.


Виды предложений по цели выказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске

19.10.21


21.


Предложения утвердительные и отрицательные

21.10.21



Двусоставное предложение. Главные члены предложения (6+2 ч.)


22.

8 неделя

Подлежащее и способы его выражения

22.10.21



23.


Сказуемое. Виды сказуемого

26.10.21


24.


Простое глагольное сказуемое

28.10.21


25.

9 неделя

Составное глагольное сказуемое

29.10.21



26.


Составное именное сказуемое

09.11.21



27.


Тире между подлежащим и сказуемым. Тестирование по теме «Главные члены предложения»

11.11.21


28.

10 неделя

Р/Р Подготовка к сочинению

12.11.21



29.


Р/Р Сочинение-рассуждение с использованием лингвистического материала (разные типы сказуемых)

16.11.21




Второстепенные члены предложения (7+1 ч.)


30.


Второстепенные члены предложения

18.11.21


31.

11 неделя

Определение. Виды определений

19.11.21



32.


Приложение как разновидность определения

23.11.21


33.


Дополнение. Виды дополнений

25.11.21


34.

12 неделя

Обстоятельство. Виды обстоятельств

26.11.21



35.


Р/Р Приемы сжатия. Сжатое изложение (по упр.21)

30.11.21


36.


Порядок слов в предложении

02.12.21



37.

13 неделя

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Двусоставное предложение»

03.12.21



Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные (2 ч.)

38.


Предложения распространённые и нераспространённые

07.12.21


39.


Предложения полные и неполные

09.12.21



Односоставное предложение (9+3 ч.)


40.

14 неделя

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений

10.12.21



41.


Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по репродукциям картин

14.12.21


42.


Р/Р Сочинение–описание по репродукции картины (по выбору)

16.12.21


43.

15 неделя

Определённо-личные предложения

17.12.21



44.


Неопределённо-личные предложения

21.12.21


45.


Обобщённо-личные предложения

23.12.21


46.

16 неделя

Безличные предложения

24.12.21



47.


Р/Р План текста. Подробное изложение

28.12.21


48.


Назывные предложения

11.01.22


49.

17 неделя

Неполное предложение

13.01.22



50.


Подготовка к контрольной работе

14.01.22


51.


Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения»

18.01.22



Предложения осложнённой структуры

Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (14+1 ч.)

52.

18 неделя

Средства связи однородных членов предложения

20.01.22



53.


Одиночные и распространённые однородные члены предложения

21.01.22


54.


Однородные главные члены предложения

25.01.22


55.

19 неделя

Однородные второстепенные члены предложения

27.01.22



56.


Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

28.01.22


57.


Однородные и неоднородные определения

01.02.22


58.

20 неделя

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

03.02.22



59.


Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

04.02.22


60.


Знаки препинания при однородных членах предложения

08.02.22


61.

21 неделя

Стилистические возможности предложений с однородными членами

10.02.22




62.


Обобщающие слова при однородных членах предложения

11.02.22



63.


Позиция обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения

15.02.22



64.

22 неделя

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Предложения с однородными членами»

17.02.22



65.


Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта

18.02.22


66.


Рр Изложение с элементами сочинения

22.02.22



Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (21+1 ч.)

67.

23 неделя

Предложения с обособленными членами

24.02.22



68.


Обособленные определения

25.02.22


69.


Несогласованные определения

01.03.22


70.

24 неделя

Согласованные определения одиночные и распространённые

03.03.22



71.


Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения

04.03.22



72.


Обособленные приложения

10.03.22


73.

25 неделя

Приложения с союзом как

11.03.22



74.


Контрольная работа по теме «Обособленные определения»

15.03.22


75.


Анализ и работа над ошибками контрольной работы

17.03.22


76.

26 неделя

Обособленные обстоятельства

18.03.22



77.


Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств

22.03.22


78.


Особенности употребления деепричастия и деепричастного оборота

24.03.22


79.

27 неделя

Обособленные дополнения

25.03.22



80.


Р/Р Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме.. Их особенности.

05.04.22


81.


Контрольная работа по теме «Обособленные обстоятельства и

дополнения»

07.04.22


82.

28 неделя

Анализ и работа над ошибками контрольной работы

08.04.22



83.


Уточняющие члены предложения

12.04.22


84.


Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены

14.04.22



85.

29 неделя

Смысловые и интонационные особенности

15.04.22



86.


Повторение и подготовка к контрольной работе

19.04.22



87.


Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами»

21.04.22


88.

30 неделя

Анализ и работа над ошибками контрольной работы

22.04.22



Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (10 ч.)

89.


Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них

26.04.22



90.


Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника

28.04.22


91.

31 неделя

Группы вводных конструкций по значению

29.04.22



92.


Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста

03.05.22


93.


Обращение, его функции и способы выражения

05.05.22


94.

32 неделя

Обращение и знаки препинания при нём

06.05.22



95.


Интонация предложений с обращением

10.05.22



96.


Порядок синтаксического разбора простого предложения

12.05.22



97.

33 неделя

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями»

13.05.22



98.


Анализ и работа над ошибками контрольной работы

17.05.22



Повторение изученного (4 ч.)



99.


Тема и основная мысль текста. Словосочетание. Предложение Двусоставные предложения.

19.05.22


100.

34 неделя

Виды односоставных предложений Предложения с однородными членами

20.05.22



101.


Контрольный диктант

24.05.22


102.


Анализ и работа над ошибками контрольной работы

25.05.22







    1. Литература и средства обучения

Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М., «Русское слово» 2014. (ФГОС. Инновационная школа).


Программа курса «Русский язык» 5 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. М., 2013. (ФГОС Инновационная школа).


Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред. Е.А. Быстровой /М.В. Бабкина. – М., 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

2


Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.