Рабочая программа курса "Азбука экологии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Естествознание. Азбуке экологии" для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического типа мышления, экологической культуры как необходимого элемента общей культуры современного человека.
Экологическая культура представляет собой совокупность личностных характеристик человека, отражающих состояние гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром через развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде. Формирование у детей младшего школьного возраста экологической культуры требует интеграции содержания экологического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Основная цель настоящей программы – формирование у обучающихся экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на её интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности за свои действия в природе, базирующегося на знании закономерностей протекания природных процессов.
Программа отражает стратегию государственной политики в области экологического образования, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения, отражённую в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
В основу построения курса положен спирально-концентрический принцип: толкование введенных на первом году обучения шести ключевых для всей комплексной программы понятий с каждым последующим годом расширяется и углубляется:
• место обитания организмов;
• условия существования организмов в данном месте обитания;
• приспособления организмов для существования в данном месте и условиях существования;
• взаимоотношения организмов между собой и компонентами окружающей природы;
• цикличность природных процессов;
• биоразнообразие как основа устойчивости каждого места обитания вплоть до биосферы.
Курс построен на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, тонко чувствовать красоту и гармонию этого мира и выражать свои чувства с помощью различных приёмов, давать этическую оценку действиям людей в отношении природы.
Курс предполагает проведение занятий в классе и в природных условиях, демонстраций, наблюдений в природе, практических заданий и работ.
Основные направления содержания Программы определяются в соответствии с направлениями экологического образования, отражающего содержание науки экологии.
Основные направления образовательной деятельности в рамках Программы:
- вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира.
На изучение курса «естествознание. азбука экологии» в каждом классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической культуры личности (экологическое сознание, естественно-научное знание, экологическая компетентность, эмоционально-чувственный и нравственный компоненты, эстетическое отношение к окружающему миру, опыт экологической деятельности) на уровне начального общего образования позволяет определить планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Среди результатов экологического образования также можно выделить формирование готовности защищать и оберегать природу, восприятие окружающего мира обучающимися как объекта их постоянной заботы. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием у детей способности к самоограничению своих потребностей на основе становления экологического мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.
На этапе начального общего образования на первое место выдвигается опыт применения формируемых при изучении учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания данного возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.
Что такое экология? Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организмы и окружающая среда.
Растения и животные ближайшего окружения. Знакомство с растениями и животными родного края, особенностями их внешнего вида, жизни, происхождением названий.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Что такое место обитания. Места обитания знакомых растений и животных: лес, луг, река, город. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Условия существования живых организмов. Воздух, вода. Солнце как источник тепла и света для живых существ. Значение природных компонентов в жизни растений, животных, человека. Благоприятные и неблагоприятные условия существования живых организмов. Цикличность природных процессов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: хвойные и цветковые; культурные и дикорастущие; строение растений разных мест обитания. Многообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; дикие и домашние животные; строение животных, живущих в разных средах обитания. Природное многообразие как ценность и как условие, без которого невозможно существование человека.
Экологические связи в природе. Экологические связи в природных сообществах (на примере разных мест обитания, растений и животных родного края). Экологическая целостность мира (на примере разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). Последствия нарушения связей в природе. Экологически целесообразное поведение людей в природном окружении, экологические правила.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем. Природоохранная деятельность людей.
Человек и природа. Как природа влияет на человека? Красота природы. Что нужно человеку для жизни. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Источники загрязнения воздуха, воды, почвы.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | Книга Природы. | 1 | 0 | 1 | 07.09.2024 | | ||
2. | Мы — жители земли. | 1 | 0 | 1 | 14.09.2024 | | ||
3. | Я и время. | 1 | 0 | 1 | 21.09.2024 | | ||
4. | В некотором царстве. Животные. | 1 | 0 | 1 | 28.09.2024 | | ||
5. | В некотором царстве. Животные. | 1 | 0 | 1 | 05.10.2024 | | ||
6. | В некотором царстве. Растения. | 1 | 0 | 1 | 12.10.2024 | | ||
7. | Кто где живёт. | 1 | 0 | 1 | 19.10.2024 | | ||
8. | Кто где живёт. | 1 | 0 | 1 | 26.10.2024 | | ||
9. | Нарисуем настоящий лес. | 1 | 0 | 1 | 09.11.2024 | | ||
10. | Нарисуем настоящий лес. | 1 | 0 | 1 | 16.11.2024 | | ||
11. | Кто живёт на лугу | 1 | 0 | 1 | 23.11.2024 | | ||
12. | Кто живёт в речке и на болоте. | 1 | 0 | 1 | 30.11.2024 | | ||
13. | Кто живёт в речке и на болоте | 1 | 0 | 1 | 07.12.2024 | | ||
14. | Место обитания и среда обитания. | 1 | 0 | 1 | 14.12.2024 | | ||
15. | Кто что ест, кто с кем дружит. | 1 | 0 | 1 | 21.12.2024 | | ||
16. | Кто что ест, кто с кем дружит. Повторение раздела "Кто где живет" | 1 | 0 | 1 | 11.01.2025 | | ||
17. | Зима — трудное время. | 1 | 0 | 1 | 18.01.2025 | | ||
18. | Зима — трудное время. | 1 | 0 | 1 | 25.01.2025 | | ||
19. | Белая страница книги природы. | 1 | 0 | 1 | 01.02.2025 | | ||
20. | Где зимуют насекомые. | 1 | 0 | 1 | 08.02.2025 | | ||
21. | Где зимуют насекомые. | 1 | 0 | 1 | 15.02.2025 | | ||
22. | Куб животных. | 1 | 0 | 1 | 22.02.2025 | | ||
23. | Зимний лес. | 1 | 0 | 1 | 01.03.2025 | | ||
24. | Ребятам о зверятах. | 1 | 0 | 1 | 15.03.2025 | | ||
25. | Птицы. | 1 | 0 | 1 | 22.03.2025 | | ||
26. | Кто как защищается. | 1 | 0 | 1 | 05.04.2025 | | ||
27. | Этажи леса. | 1 | 0 | 1 | 12.04.2025 | | ||
28. | Этажи леса. | 1 | 0 | 1 | 19.04.2025 | | ||
29. | Знакомство с деревом. | 1 | 0 | 1 | 26.04.2025 | | ||
30. | Почва. | 1 | 0 | 1 | 03.05.2025 | | ||
31. | Как появляются семена. | 1 | 0 | 1 | 10.05.2025 | | ||
32. | Семена. | 1 | 0 | 1 | 17.05.2025 | | ||
33. | Круг жизни. Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 | 0 | 1 | 24.05.2025 | | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | | | |