Рабочая программа по внеурочному курсу "Азбука бесконфликтного общения"
Программа внеурочной деятельности «Азбука бесконфликтного общения» для обучающихся 6-8 классов
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука бесконфликтного общения» реализует социальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В современном обществе происходят серьезные качественные и структурные изменения. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет, что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения. Именно поэтому в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на этапе основного общего образования приоритетным направлением в работе школьного психолога становится формирование социальной компетенции обучающихся, которая включает в себя развитие коммуникативных навыков через самопознание, самопонимание и самовыражение.
Цель: создание благоприятных условий для формирования коммуникативных компетенций и навыков бесконфликтного общения обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.
Задачи:
- способствовать развитию способностей установления контакта с окружающими,
- снятие внутренних коммуникативных барьеров,
- способствовать формированию навыков самопознания, самопонимания и самовыражения.
Структура занятий.
Ритуал приветствия.
Упражнения, направленные на развитие коммуникативных компетенций.
Рефлексия.
Методическое сопровождение программы
Материалы и оборудование:
- методические разработки занятий;
- наборы карточек с эмоциональными состояниями человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.) и частями тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.);
- мяч;
- бумага и цветные карандаши, фломастеры, ручки;
- столы и стулья по количеству участников;
- набор диагностических методик, компьютер;
- музыкальное сопровождение
Принципы работы группы:
1. Принцип добровольного участия в работе группы.
2. Принцип обратной связи.
3. Принцип самопознания.
4. Принцип равноправного участия.
5. Принцип психологической безопасности.
Используемые методы и приемы:
- упражнения с элементами игры;
- психотерапевтические приемы (визуализация, обратная связь);
- направленное обсуждение проблемы.
Используемые диагностические методики:
Тест «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)».
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» Синявский В.В., Федорошин В.А. (КОС).
Анкета «Наши отношения».
Результаты сравниваются.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Целевая аудитория: учащиеся 6-8 х классов МБОУ СОШ № 2
Количество человек в группе: до 15
Тематическое содержание
Тема занятия | Задачи |
Вводное занятие | - начальная диагностика |
Создание группы | - знакомство с группой - установить в группе доброжелательную атмосферу; - снять внутреннее напряжение; - обсуждение программы и правил поведения на занятиях. |
Давайте познакомимся! | - знакомство с группой - установить в группе доброжелательную атмосферу; - снять внутреннее напряжение. |
Сплочение группы | - сплочение группы; - помощь в преодолении скованности. |
Анализ собственных внутренних ресурсов ч.1, 2 | - получить навыки анализа своих внутренних установок; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Осознание индивидуальности | - осознать индивидуальные особенности; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Неповторимость индивидуальности | - сформировать позитивный образ Я, чувства эмпатии, сопереживания, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. |
Развитие навыков анализировать свои ощущения | - проанализировать внутреннее состояние; - установить более тесный межличностный контакта; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Развитие навыков позитивного мышления | - способствовать развитию навыков позитивного мышления и принятия похвалы; - изменить излишнюю критичность по отношению к себе; - повысить уверенность в своих силах; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Формирование навыка отстаивания своих устремлений | - повысить уверенность в своих силах; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Каким ты выглядишь в глазах других? ч. 1, 2 | - сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; - развить убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; - сформировать привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях. |
О пользе критики | - показать различие между критикой и оскорблением; - сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; - сформировать представление о критическом отношении к себе; - показать пользу критического мышления. |
Умение принимать решение | - показать учащимся, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации; - продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения; - сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения. |
Конфликты и компромиссы ч. 1, 2 | - показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; - сформировать способность предвидеть приближение конфликта; - выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения. |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | - помощь в преодолении скованности; - развить навыки межличностного взаимодействия; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Невербальное общение | - развить навыки невербального общения; - установить более тесный межличностный контакта; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки | - способствовать сплочению группы; - раскрыть внутренний мир через ассоциации на значимые понятия; - развивать навыки размышления о качествах других людей; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Развитие навыка внимательного слушания ч. 1, 2 | - развить навыки внимательного слушания партнера по общению; - закрепить положительные воспоминания о занятии. |
Зачем людям законы | - сформировать у учащихся ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования; - сформировать у учащихся навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма. |
Стресс в жизни человека | - показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуация; - научить эффективно противостоять стрессу. |
Способы борьбы со стрессом ч. 1 | - сформировать стремление овладеть способами борьбы со стрессом, представление о стрессовом состоянии и способах совладания с ним. |
Умеешь ли ты сказать «нет»? | - сформировать у учащихся стремление не всегда полагаться на «правильность» группового поведения; - сформировать способность к самостоятельному выбору; - расширить поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой. |
Вместе - лучше? | - сформировать у учащихся стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; - дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; - создать позитивный обрат собственного мужского или женского будущего. |
«Крутой» или уверенный в себе | - сформировать чувство уверенности; - снизить уровень тревожности. |
Защита от жестокого обращения | - сформировать стремление избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; - сформировать защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях. |
Как помочь человеку справиться с горем? | - сформировать убеждение, что активная практическая деятельность помогает пережить печаль и горе; - представления о способах конструктивного поведения в такой ситуации; - навыки оказания помощи человеку, оказавшемуся в такой ситуации. |
Мои мечты | - обобщить навыки адекватной самооценки, вспомнить основы рационального выбора. |
Осознание произошедших изменений, пользы проведенных занятий | - развить навыки анализа качеств другого человека; - проанализировать внутренние установки; - закрепить положительные воспоминания о занятиях. |
Заключительное занятие | - итоговая диагностика |
Предполагаемые результаты:
- сформированность умения конструктивно выражать свои мысли;
- приобретение навыков оценки действий партнера;
- приобретение навыка разрешения конфликтов, выявления, идентификации проблемы, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Список используемой литературы:
Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство «Ось-89», 2000.
Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение способность влиять и убеждать / Михаил Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
Психокоррекция. Теория и практика. / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.